Решение №072/06/44/10/2023 Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно ус... от 23 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/10/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

23 января 2023 года                                                                                                                        г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «А» на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения (реестровый номер закупки 0367300023523000001),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «А» на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно установлено требование (пункт 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке) к наличию у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, поскольку техническое обслуживание сетей газораспределения (которое включает проверку технического состояния газопровода и сооружений, реставрацию, текущий ремонт газопровода и его комплектующих, и т.п.) не является лицензируемым видом деятельности, согласно статье 12 Федеральный закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в описании объекта закупки а также проекте контракта не указан класс опасности объекта закупки, а следовательно, нет оснований предполагать, что объекты заказчика вообще относятся к опасным производственным объектам.

Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения на жалобу заявителя, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Из материалов дела усматривается, что МУ «Единый расчетный центр» являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 083 666,67 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 11.01.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367300023523000001.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Пунктом 1.1 раздела 1 (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, согласно которым, организация должна иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федеральный закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» предусмотрено, что лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 3.1.35 ГОСТ 34741-2021. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Требования к эксплуатации сетей газораспределения природного газа (введен в действие приказом Росстандарта от 20.10.2021 № 1191-ст) предусмотрено, что эксплуатационная организация (сети газораспределения и/или сети газопотребления): юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и/или сети газопотребления или оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

Пунктом 3.1.36 ГОСТ 34741-2021 предусмотрено, что эксплуатация (сети газораспределения и/или сети газопотребления) включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению использования сети газораспределения по функциональному назначению, определенному в проектной и/или рабочей документации. Эксплуатация включает в себя ввод в эксплуатацию, мониторинг технического состояния, техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий и капитальный ремонты, аварийно-диспетчерское обслуживание, консервацию и вывод из эксплуатации сети газораспределения (газопотребления).

Пунктом 6 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;

хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;

в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

В заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что к эксплуатации газопроводов относятся: мониторинг технического состояния газопроводов и пунктов редуцирования газа, включая проверку состояния охранных зон, технический осмотр, устранение утечек газа (кроме утечек газа из разъемных соединений запорной арматуры, устраняемых при проведении регламентных работ по поддержанию его работоспособности), замена прокладок фланцевых соединений технических устройств, относятся к газоопасным. Газопроводы включенные в перечень зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. В перечень обслуживания включены газопроводы низкого, среднего и высокого давления природного газа до 0,6 Мп.

Таким образом, учитывая, что инженерные системы газораспределения, работы по техническому обслуживанию которых являются предметом закупки, относятся к опасным производственным объектам, в связи с чем, требование заказчика к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является законным и обоснованными, и не может нарушать права участников закупки, которые, такой лицензии не имеют.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что эксплуатационная организация (победитель закупки) обязана иметь соответствующую лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (сетей газораспределения), следовательно, заказчик установив в пункте 1.1 раздела требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) вышеуказанное требование к участникам закупки, действовал в соответствии с требованиями пункта 1 части 1, части 5, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, довод заявителя о том, что из условий проекта контракта не следует, что сети газораспределения, подлежащие техническому обслуживанию не будут надлежащим образом переданы исполнителю с которым будет заключен контракт является голословным, не подтвержденным какими-либо объективными доказательствами, при этом вопросы связанные с исполнением обязательств по контрактам не относятся к компетенции антимонопольного органа, поскольку контрольные полномочия антимонопольных органов распространяются исключительно с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до стадии заключения контракта включительно, то есть, в части осуществления самой процедуры закупки.

В свою очередь, вне зависимости от информационного отражения (наполнения) условий контракта (в части закрепления порядка передачи на баланс газопровода), данное обстоятельство не отменяет требований Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»), то есть, нормативных требований, которые в любом случае должны соблюдаться на стадии исполнения контракта, вне зависимости от их указания либо не указания в проекте контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе в условиях проекта контракта не установлены.

Довод заявителя о том, что в описании объекта закупки, а также в проекте контракта не указан класс опасности объекта закупки, Комиссия полагает необоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает заказчика (организатора закупки) дополнительно размещать в ЕИС в сфере закупок какие-либо дополнительные документы и сведения (доказательства, обоснование, подтверждение и прочее) подтверждающие отнесение опасного производственного объекта к определенному классу опасности.

Ссылка заявителя на требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в качестве нормативно-правового обоснования заявленных требований, является несостоятельной, поскольку указанная статья утратила юридическую силу с 01.01.2022 (Федеральный закон от 02.07.2021           № 360-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения (реестровый номер закупки 0367300023523000001) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны