Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 31 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № А 17/284-14.31

об административном правонарушении

 

21.07.2017 г.                                                                                                        г. Тюмень

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Полухин Дмитрий Александрович, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 17/284-14.31, возбужденного в отношении должностного лица – генерального директора  ООО «Агропромснаб Тобольский» (на момент совершения правонарушения) ФИО ФЛ, по факту нарушения антимонопольного законодательства, в присутствии ФИО ФЛ, которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

             Решением Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению дела         № К 16/41-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 31.10.2016 г. в действиях ООО «Агропромснаб Тобольский» признано нарушение пункта 10  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившиеся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг пропуска вагонов по железнодорожным путям необщего пользования в г. Тобольск, в 2014, 2015 гг.

Материалами дела установлено, что железнодорожные пути необщего пользования, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, БСИ-2, квартал 2, № 3, сооружение 4 принадлежат Обществу на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 04/017/2014-387 от 10.10.2014 г.

ООО «Агропромснаб Тобольский», является собственником соединительного железнодорожного пути протяженностью 0,283 км., состоящего из балансировочной насыпи, рельс марки Р-50, шпал деревянных 1600/1 км, а также главного железнодорожного пути протяженностью 0,409 км, состоящего из балансировочной насыпи, рельс марки Р-50, шпал деревянных 1600/1 км. Оба ж/д пути сопряжены с ж/д путями, принадлежащими ООО «Бизнес инком». Проезд по путям принадлежащих ООО «Бизнес инком» возможен исключительно через главный и соединительные пути ООО «Агропромснаб Тобольский», что подтверждается развернутым планом ж/д пути необщего пользования (подъездной путь) ООО «Агропромснаб Тобольский» при станции Тобольск, парк – Тобольск Свердловской РЖД.

С 01.05.2014 г. у ООО «Бизнес инком» был заключен договор «О пропуске вагонов» с ООО «Агропромснаб Тобольский» согласно которому собственник обязуется пропускать вагоны клиента по соединительному ж/д пути,  стоимость услуги пропуска вагонов по договору 30 000,00 рублей/месяц (в т.ч. НДС 18%). 

В 2016 г. ООО «Агропромснаб Тобольский» подготовлен и направлен для подписания договор на оказание услуг по пропуску вагонов от 01.02.2016 г., согласно которому клиент (ООО «Бизнес инком») оплачивает собственнику 2 124,00 рублей (в т.ч. НДС 18%) за каждый вагон, пропущенный через железнодорожные пути собственника. Договор ООО «Бизнес инком» подписан не был.

Тюменским УФАС России, в ходе рассмотрения заявления и представленных документов, установлено, что в период времени с 01.05.2014 г. по 31.01.2016 г. ООО «Агропромснаб Тобольский» оказывало услуги по пропуску вагонов без установленного уполномоченным органом тарифа.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии.

Факт доминирования общества в сфере услуг пропуска вагонов следует также из подп. "а" п. 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, в соответствии с которым услуги по пропуску вагонов по подъездным ж/д путям к местам погрузки (выгрузки), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, отнесены к работам (услугам), выполняемым субъектом регулирования, то есть субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.

В ходе  анализа рынка, произведённого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220,  установлено, что на  товарном рынке, продуктовыми границами которого является «услуга пропуска вагонов по железнодорожным путям необщего пользования», а географические границы определены по границам участка соединительного железнодорожного (протяженность 0,283 м) и главного железнодорожного (протяженность 0,409 м) путей находящиеся во владении на праве собственности ООО «Агропромснаб Тобольский», Общество  занимает долю, равную 100  процентам.

Следовательно, на ООО «Агропромснаб Тобольский» распространяется запрет, установленный статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции», на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 1 имеющегося в материалах дела № К16/41-10 договора от 01.05.2014 г. «О пропуске вагонов» установлено, что «Собственник» обязуется пропускать вагоны «Клиента» по соединительному ж/д пути, который принадлежит ему на праве собственности. Пунктом 3.1. установлена плата за данную услугу, в размере 30 000 рублей за каждый месяц использования ж/д путей. Оказание дополнительных услуг в данном договоре не оговорено.

ООО «Агропромснаб Тобольский» в соответствии с действующим законодательством должно было обратиться в регулирующий орган за установлением тарифа на оказываемую услугу пропуска вагонов по железнодорожным путям необщего пользования. 

Железнодорожный путь, принадлежащий ООО «Бизнес инком», сопряжен с железнодорожными путями, принадлежащими ООО «Агропромснаб Тобольский», что подтверждается развернутым планом пути представленным к материалам дела, исходя из которого следует, что ООО «Бизнес инком» имеет возможность доставлять вагоны в пункт назначения, и тем самым осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии получения в аренду у ООО «Агропромснаб Тобольский» участка протяженностью 0,692 м железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖДТ)

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; 

владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

 В соответствии со ст. 60 УЖДТ отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

На основании ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" введено государственное регулирование цен.

 Во исполнение данного указа Правительство РФ постановлением от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Согласно Перечню, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право  вводить государственное регулирование  тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением  организаций федерального железнодорожного транспорта.

Статьей 4 Закона Тюменской области от 22.08.1995 г. № 9 «О государственной политике цен в Тюменской области» указано, что органами государственной власти, осуществляющими в пределах полномочий, установленных в положениях о них, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в Тюменской области, являются исполнительные органы государственной власти Тюменской области (далее - органы исполнительной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Положением о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее – Департамент), утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2005г. № 59-п (далее –Положение), установлено, что  Департамент является государственным органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством (п. 1.2).

Пункт 3.1. Положения устанавливает, что к полномочиям Департамента относится обеспечение осуществления государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги на территории Тюменской области, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

По информации Департамента (письмо от 07.03.2012 исх. № 05-05/595) к регулируемым транспортным услугам, оказываемым организациями на подъездных железнодорожных путях в Тюменской области относятся: услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям; услуги по текущему содержанию подъездных железнодорожных путей; пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям к местам погрузки (выгрузки).

Порядок регулирования тарифов установлен в Методических рекомендациях по формированию тарифов, утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2011г. №188-п.

В Тюменской области тарифы на пропуск вагонов по подъездным ж/д путям к местам погрузки (выгрузки) устанавливаются для конкретной организации с применением методов экономически обоснованных затрат, индексации и нормативного метода.

 Расчетные и обосновывающие материалы представляются организацией, оказывающей регулируемые транспортные услуги в Департамент для рассмотрения. По итогам их рассмотрения Департамент разрабатывает проект распоряжения Правительства Тюменской области об утверждении тарифов.

 Таким образом, организация, оказывающая регулируемую услугу по пропуску вагонов по ж/д путям, не вправе самостоятельно устанавливать тарифы для контрагентов.

 Вместе с тем ООО «Агропромснаб Тобольский» не имея установленного в законном порядке тарифа на услуги пропуска вагонов на момент заключения договора «о пропуске вагонов» от 01.05.2014 г. с ООО «Бизнес инком», фактически указанные услуги осуществляло и получало за них плату согласно самостоятельно определенной сумме, что подтверждается представленными ООО «Агропромснаб Тобольский» копиями счетов - фактур выставленных ООО «Бизнес инком» на основании п. 3.1 указанного договора.

По имеющейся информации сумма в размере 30 000 рублей/месяц и сумма 2 124 руб./вагон за услуги по Договору была определена самостоятельно, исходя из расчета затрат на содержание и обслуживание железнодорожного пути. Из вышеизложенного следует, что Обществом был нарушен порядок ценообразования при оказании услуг пропуска вагонов по железнодорожным путям необщего пользования находящихся во владении на праве собственности.

По информации Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, Общество обратилось за установлением тарифа на оказание услуг пропуска вагонов по железнодорожным путям необщего пользования, только после обращения ООО «Бизнес инком» в контролирующие органы.

Таким образом, на момент заключения договора с ООО «Бизнес инком», у ООО «Агропромснаб Тобольский» отсутствовал утвержденный в установленном порядке тариф на оказание услуг по пропуску вагонов. Информации об установленном тарифе в Тюменское УФАС России не поступало.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия ООО «Агропромснаб Тобольский», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения для расчета платы за услуги по пропуску вагонов не утвержденного тарифа, являются нарушением п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008г. № 30, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

ООО «Агропромснаб Тобольский» нарушило запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, установленный пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования, что явилось или могло явиться ущемлением интересов хозяйствующего субъекта осуществление деятельности которого, напрямую зависит от условий созданных ООО «Агропромснаб Тобольский».

Материалами дела установлено, что ООО «Агропромснаб Тобольский» действовало с превышением пределов осуществления гражданских прав, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по пропуску вагонов по железнодорожным путям необщего пользования.

Факт нарушения  пункта 10  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен решением Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению дела № К 16/41-10 о нарушении антимонопольного законодательства от  31.10.2016 г. Поскольку Общество нарушило установленный нормативно-правовыми актами порядка ценообразования, результатом чего явилось ущемление интересов ООО «Бизнес инком».

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Материалами дела, на основании выписки из ЕГРЮЛ, установлено, что на момент совершения правонарушения генеральным директором ООО «Агропромснаб Тобольский»  являлась ФИО ФЛ.

Субъектом административного правонарушения по делу об административном правонарушении является ФИО ФЛ.

Вина ФИО ФЛ заключается в ненадлежащем, с нарушением требований законодательства, исполнении должностных обязанностей генерального директора ООО «Агропромснаб Тобольский» по соблюдению законодательства в деятельности Общества.

Она допустила нарушение запрета, установленного Законом о защите конкуренции, на злоупотребление хозяйствующим субъектом естественной монополии доминирующим положением и не предприняла всех зависящих от нее мер по его соблюдению.

  Каких либо сведений и доказательств о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов либо доказательств невозможности соблюдения требований законодательства представлено не было.

Место совершения правонарушения – г. Тобольск.

Время совершения правонарушения, установленное материалами дела – 01.05.2014 г. по 31.01.2016 г.

Результатом рассмотренных действий явилось ущемление интересов ООО «Бизнес инком» по пропуску вагонов по железнодорожным путям необщего пользования.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Совершенное директором ООО «Агропромснаб Тобольский» ФИО ФЛ административное правонарушение не является малозначительным, так как в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, своей деятельности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Статья 14.31 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Данная норма направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от неправомерных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, либо от злоупотребления своим доминирующим положением.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении директора ООО «Агропромснаб Тобольский» ФИО ФЛ  к исполнению требований антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок осуществления субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, своей деятельности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с этим, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, в действиях ФИО ФЛ установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.31, статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – генерального директора ООО «Агропромснаб Тобольский» ФИО ФЛ  виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

 

Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим банковским реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

ИНН 7202081799, КПП 720301001

Счет 40101810300000010005

Банк получателя: Отделение Тюмень г. Тюмени

БИК 047102001, ОКТМО 71701000

УИН 0319883317072100000878582

Код бюджетной классификации – 161 116 02010 01 6000 140

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынках финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд (районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей. 31.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

 

 

Дата вручения настоящего постановления______________________________________

Дата вступления настоящего постановления в силу: _____________________________

Дата выдачи исполнительного документа: _____________________________________

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению: ___________________

По состоянию на ______________ назначенный административный штраф не уплачен

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                          Д.А. Полухин

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны