Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 2 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ
по делу: № 072/07/18.1–90/2023
28.07.2023 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"...-..." |
– |
Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок;
|
Члены комиссии: |
"...-..." |
– |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
|
|
"...-..." |
– |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок;
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–90/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403), далее также – Закупка,
с участием представителей:
от Заявителя: "...-...";
от Заказчика: "...-..." по доверенности от 27.12.2022 № 42-22;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Заявитель выражает несогласие с Описанием объекта закупки Заказчика (Приложение № 1 к Извещению) Заказчика, ограничивающим круг возможных участников Закупки, в части следующих спорных требований Заказчика:
1. Заказчикам установлены требования к характеристикам закупаемых товаров, соответствующих характеристикам единственного производителя;
2. Заказчиком не осуществлено округление значений характеристик товаров, что по мнению Заявителя нарушает п. 13 ст. 4.9 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом наблюдательного совета "...-..." от 14.03.2023 № 4 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд "...-..." ("...-...") (далее – Положение, Положение о закупке), которое 16.03.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
Согласно п. 1,3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".
Как установлено материалами дела, 06.07.2023 в единой информационной системе (реестровый номер извещения: 32312559403) заказчиком была размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № ЗК-020/23 участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (далее – Извещение).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 14.07.2023 11:00.
Начальная (Максимальная) цена договора: 2 419 000,00 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов Закупки № 32312559403 от 17.07.2023, на участие в данной Закупке была подана 1 заявка.
Так, п. 4.1 Извещения установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика определены в Приложении № 1 к Извещению (Описание объекта закупки при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смеси для энтерального питания).
Приложением № 1 к Извещению установлены следующие требования к характеристикам закупаемого товара:
Наименование объекта закупки (товара) |
Товарный знак |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки(товара). |
Показатели товара (значения показателей) |
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
|||
Смесь для энтерального питания |
Дибен или эквивалент |
Специализированная готовая к применению стерильная смесь для пациентов с сахарным диабетом, сниженной толерантностью к глюкозе. Обогащенное пищевыми волокнами, предназначенное для перорального и зондового введения в качестве основного, дополнительного питания. Можно применять детям старше 1 года. Количество в упаковке-1 шт |
|
Основные характеристики продукта в 100 мл: |
|
||
Энергетическая ценность, ккал |
не более 105 |
||
Белок, г |
не менее 4,5 |
||
Жиры, г |
не менее 5,0 |
||
Углеводы, г |
не более 9,25 |
||
Пищевые волокна, г |
не менее 2,4 |
||
Осмолярность, мОсм/л |
не более 270 |
||
Обьем пакета, мл |
не менее 500 и не более 600 |
||
Смесь для энтерального питания |
Фрезибун Оригинал или эквивалент |
Готовая жидкая стерильная нормокалорическая нормонитрогенная смесь для энтерального питания. Применяется для зондового и перорального питания у взрослых и детей старше 1 года при различных заболеваниях, в качестве основного или дополнительного питания, когда обычный прием пищи невозможен, ограничен или недостаточен. Без пищевых волокон. Количество в упаковке-1 шт. |
|
Основные характеристики продукта в 100 мл: |
|
||
Содержание в 100мл: |
|
||
Энергетическая ценность, ккал |
не менее 100 |
||
Белок, г |
не более 3,8 |
||
Углеводы, г |
не более 13,8 |
||
Жиры, г |
не более 3,4 |
||
Осмолярность, мОсм/л |
не более 220 |
||
Объём, мл |
не менее 1000 |
Согласно доводу жалобы Заявителя № 1, Заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемых товаров, соответствующих характеристикам единственного производителя.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Основным регламентирующим документом, утверждающим нормы лечебного питания является Приказ Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", где в приложении № 5 «Инструкция по организации энтерального питания в лечебно-профилактических учреждениях» утверждены нормы питания.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что в рамках проводимой закупки планировалось приобретение смесей для пациентов с сахарным диабетом, сниженной толерантностью к глюкозе, которые относится к категории пациентов с умеренно повышенной потребностью в белке и ограничении потребления углеводов. Соответственно, указанная категория пациентов должна получать питание, обеспечивающие пониженное потребление углеводов в соответствии с требованиями Приказа МЗ РФ от 05.08.2003 года № 330, ТР ТС 022/2011. При этом, представитель Заказчика указал на невозможность исполнения требований нормативных приказов и клинических рекомендаций Минздрава России, в случае указания расширенных характеристик закупаемых товаров.
Также, представитель Заказчика пояснил, что описанию объекта закупки установленному в извещение об осуществлении закупки соответствует продукция как минимум двум производителей: «Фрезибун Оригинал» и «Нутрикомп Стандарт Ликвид».
В свою очередь заявитель не представил доказательств, указывающих на нарушение заказчиком законодательства о закупках установленными характеристиками закупаемых товаров, а также опровергающих соответствие характеристик товара «Нутриком Стандарт Ликвид» характеристикам, указанным в Приложении № 1 к Извещению.
С учетом изложенных обстоятельств Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.
Кроме того, Комиссия отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к Товару, ещё не свидетельствует о нарушении последним условий и положений, зафиксированных в Законе о закупках и Положении о закупках Заказчика, а лишь отражает субъективную позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям.
В части довода заявителя о том, что заказчиком не осуществлено округление значений характеристик товаров, что по мнению Заявителя нарушает п. 13 ст. 4.9 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 13 ст. 4.9 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее – РК ТС № 881), при указании энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции и содержания в ней белков, жиров, углеводов могут применяться правила округления значений показателей пищевой ценности пищевой продукции в соответствии с приложением 3 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 1 РК ТС № 881, Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
Частью 2 статьи 1 РК ТС № 881 установлено, что настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что положения п. 13 ст. 4.9 РК ТС № 881 распространяют свое действие на производителей пищевой продукции, а не на ее потребителей, коим относится заказчик, при этом правила не обязывают производителей товара применять правила округления значений показателей продукции.
Учитывая, что РК ТС № 881 не регламентируют норм в отношении обязательного применения правил округления значений показателей продукции потребителями товаров, которым в том числе является Заказчик, Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя необоснованным.
Таким образом, исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403), – необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403), необоснованной.
Председатель Комиссии: |
"...-..." |
Члены Комиссии:
|
"...-..." |
"...-..." |
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.