Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–90/2023

 

28.07.2023                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–90/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403), далее также – Закупка,

с участием представителей:

от Заявителя: "...-...";

от Заказчика: "...-..." по доверенности от 27.12.2022 № 42-22;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с Описанием объекта закупки Заказчика (Приложение № 1 к Извещению) Заказчика, ограничивающим круг возможных участников Закупки, в части следующих спорных требований Заказчика:

1. Заказчикам установлены требования к характеристикам закупаемых товаров, соответствующих характеристикам единственного производителя;

2. Заказчиком не осуществлено округление значений характеристик товаров, что по мнению Заявителя нарушает п. 13 ст. 4.9 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки".

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом наблюдательного совета "...-..." от 14.03.2023 № 4 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд "...-..." ("...-...") (далее – Положение, Положение о закупке), которое 16.03.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик

Согласно п. 1,3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

 

Как установлено материалами дела, 06.07.2023 в единой информационной системе (реестровый номер извещения: 32312559403) заказчиком была размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № ЗК-020/23 участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 14.07.2023 11:00.

Начальная (Максимальная) цена договора: 2 419 000,00 руб.

Согласно Протоколу подведения итогов Закупки № 32312559403 от 17.07.2023, на участие в данной Закупке была подана 1 заявка.

Так, п. 4.1 Извещения установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика определены в Приложении № 1 к Извещению (Описание объекта закупки при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смеси для энтерального питания).

Приложением № 1 к Извещению установлены следующие требования к характеристикам закупаемого товара:

 

Наименование объекта закупки (товара)

Товарный знак

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки(товара).

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Смесь для энтерального питания

Дибен или эквивалент

Специализированная готовая к применению стерильная смесь для пациентов с сахарным диабетом, сниженной толерантностью к глюкозе. Обогащенное пищевыми волокнами, предназначенное для перорального и зондового введения в качестве основного, дополнительного питания. Можно применять детям старше 1 года.

Количество в упаковке-1 шт

 

Основные характеристики продукта в 100 мл:

 

Энергетическая ценность, ккал

не более 105

Белок, г

не менее 4,5

Жиры, г

не менее 5,0

Углеводы, г

не более 9,25

Пищевые волокна, г

не менее 2,4

Осмолярность, мОсм/л

не более 270

Обьем пакета, мл

не менее 500 и не более 600

Смесь для энтерального питания

Фрезибун Оригинал или эквивалент

Готовая жидкая стерильная нормокалорическая нормонитрогенная смесь для энтерального питания. Применяется для зондового и перорального питания у взрослых и детей старше 1 года при различных заболеваниях, в качестве основного или дополнительного питания, когда обычный прием пищи невозможен, ограничен или недостаточен. Без пищевых волокон. Количество в упаковке-1 шт.

 

Основные характеристики продукта в 100 мл:

 

Содержание в 100мл:

 

Энергетическая ценность, ккал

не менее 100

Белок, г

не более 3,8

Углеводы, г

не более 13,8

Жиры, г

не более 3,4

Осмолярность, мОсм/л

не более 220

Объём, мл

не менее 1000

 

Согласно доводу жалобы Заявителя № 1, Заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемых товаров, соответствующих характеристикам единственного производителя.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основным регламентирующим документом, утверждающим нормы лечебного питания является Приказ Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", где в приложении № 5 «Инструкция по организации энтерального питания в лечебно-профилактических учреждениях» утверждены нормы питания.

В ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что в рамках проводимой закупки планировалось приобретение смесей для пациентов с сахарным диабетом, сниженной толерантностью к глюкозе, которые относится к категории пациентов с умеренно повышенной потребностью в белке и ограничении потребления углеводов. Соответственно, указанная категория пациентов должна получать питание, обеспечивающие пониженное потребление углеводов в соответствии с требованиями Приказа МЗ РФ от 05.08.2003 года № 330, ТР ТС 022/2011. При этом, представитель Заказчика указал на невозможность исполнения требований нормативных приказов и клинических рекомендаций Минздрава России, в случае указания расширенных характеристик закупаемых товаров.

Также, представитель Заказчика пояснил, что описанию объекта закупки установленному в извещение об осуществлении закупки соответствует продукция как минимум двум производителей: «Фрезибун Оригинал» и «Нутрикомп Стандарт Ликвид».

В свою очередь заявитель не представил доказательств, указывающих на нарушение заказчиком законодательства о закупках установленными характеристиками закупаемых товаров, а также опровергающих соответствие характеристик товара «Нутриком Стандарт Ликвид» характеристикам, указанным в Приложении № 1 к Извещению.

С учетом изложенных обстоятельств Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.

Кроме того, Комиссия отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к Товару, ещё не свидетельствует о нарушении последним условий и положений, зафиксированных в Законе о закупках и Положении о закупках Заказчика, а лишь отражает субъективную позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям.

В части довода заявителя о том, что заказчиком не осуществлено округление значений характеристик товаров, что по мнению Заявителя нарушает п. 13 ст. 4.9 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", Комиссия считает необходимым указать следующее.

В соответствии с п. 13 ст. 4.9 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее – РК ТС № 881), при указании энергетической ценности (калорийности) пищевой продукции и содержания в ней белков, жиров, углеводов могут применяться правила округления значений показателей пищевой ценности пищевой продукции в соответствии с приложением 3 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 1 РК ТС № 881, Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.

Частью 2 статьи 1 РК ТС № 881 установлено, что настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что положения п. 13 ст. 4.9 РК ТС № 881 распространяют свое действие на производителей пищевой продукции, а не на ее потребителей, коим относится заказчик, при этом правила не обязывают производителей товара применять правила округления значений показателей продукции.

Учитывая, что РК ТС № 881 не регламентируют норм в отношении обязательного применения правил округления значений показателей продукции потребителями товаров, которым в том числе является Заказчик, Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать довод жалобы Заявителя необоснованным.

Таким образом, исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403), – необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смеси для энтерального питания (реестровый номер закупки: 32312559403), необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны