Постановление №А15/225 Постановление по делу № А15/225 от 20 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №А15/225-02

о привлечении к административной ответственности

 

15.09.2015 года                                                                                  город Тюмень

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, <…>, рассмотрев протокол № А15/225-01 и материалы дела об административном правонарушении № А15/225, возбужденного в отношении Страхового акционерного общества «Военно-страховая компания» (далее – САО «ВСК») юридический адрес: 121552, г. Москва, ул. Островная, д.4, ИНН 7710026574, КПП 775001001, ОГРН 1027700186062; дата регистрации: 04.09.2002), при участии защитника САО «Военно-страховая компания» <…> по доверенности от 10.12.2014 № 00-08-26/769 (полномочия проверены, предъявлен паспорт <...> права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 КоАП РФ, разъяснены,

УСТАНОВИЛА:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 21.04.2015 № К14/171 САО «ВСК» было признано нарушившим требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при участии в электронном аукционе № 15 ЭА-2014 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области (далее –Федеральная служба).

Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе рассмотрения дела № К14/171  было установлено, что Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области объявлен аукцион в электронной форме по закупке на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, о чем 15.06.2014г. на сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0167100002414000064. Начальная (максимальная) цена контракта определена в сумме 47 025 рублей 00 копеек.

К участию в открытом аукционе в электронной форме по результатам рассмотрения первых частей заявок были  допущены девять участников.

Процедура проведения аукциона состоялась 28.07.2014г. по результатам, которой от оператора электронной площадки в адрес Тюменьстата поступили вторые части заявок на участие в аукционе в электронном виде от шести участников: СОАО «ВСК» (№6), ООО «СГ «АСКО» (№9), ООО «СГ «Компаньон» (№1), ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (№5), ЗАСО «ЭРГО Русь» (№2), ООО «Росгосстрах» (№8).

В заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме Заявитель предложил цену договора в размере 47 025 рублей 00 копеек, страховое открытое акционерное общество "ВСК" - в размере 46 789 рубля 87 копеек.

Победителем аукциона признано СОАО «ВСК», как предложившее наиболее низкую цену договора (протокол от 29.07.2014 N 2/15ЭА-2014).

Посчитав действия СОАО «ВСК», выразившиеся в расчете страховой премии с применением заниженных коэффициентов страховых тарифов, противоречащими требованиям действующего законодательства, ООО «СГ «АСКО» обратился с жалобой в антимонопольный орган.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции содержит общий запрет на недобросовестную конкуренцию. В данной норме закона приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

При недобросовестной конкуренции хозяйствующий субъект стремится получить преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности способами, запрещенными действующим законодательством (в том числе путем введения в заблуждение), позволяющими, в частности, произвести меньшие затраты по сравнению с теми затратами, которые претерпевают другие хозяйствующие субъекты-конкуренты, соблюдающие закон, обычаи делового оборота, требования добропорядочности и т.д. Такие действия могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести вред их деловой репутации.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному  страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом об ОСАГО.

В силу части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических средств – по месту регистрации транспортного средства;

б) Наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Согласно п. 6 ст. 8 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее-Постановление Правительства № 739).

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области объявлен аукцион в электронной форме по закупке на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, о чем 15.06.2014г. на сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0167100002414000064. Начальная (максимальная) цена контракта определена в сумме 47 025 рублей 00 копеек.

В соответствии с Документацией об аукционе в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляет 47 025 рублей 00 копеек. Техническое задание (раздел № 4 Документации) содержит в себе перечень оказываемых услуг, а также перечень транспортных средств (ТС) с указанием сведений о наименовании ТС, о территории преимущественного использования ТС, о мощности двигателя.

Как установлено материалами дела, расчет начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области от 01.07.2014г. в соответствии с коммерческими предложениями страховых компаний: ООО «Росгосстрах», ОАО «СОГАЗ», Центр Страхования «Столица», ООО «СТРАХОВОЙ ДОМ», ООО «СГ «АСКО».

Согласно протоколу № 1/15ЭА-2014 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, к участию в открытом аукционе в электронной форме по результатам рассмотрения первых частей заявок были  допущены восемь участников.

Согласно протоколу № 2/15ЭА-2014 подведения итогов электронного аукциона, процедура проведения аукциона состоялась 28.07.2014г., по результатам которой от оператора электронной площадки в адрес Тюменьстата поступили вторые части заявок на участие в аукционе в электронном виде от шести участников: СОАО «ВСК» (№6), ООО «СГ «АСКО» (№9), ООО «СГ «Компаньон» (№1), ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (№5), ЗАСО «ЭРГО Русь» (№2), ООО «Росгосстрах» (№8).

Ценовое предложение СОАО «ВСК» - 46789,87 руб.

Ценовое предложение ООО СГ «АСКО» - 47025,00 руб.

Ценовое предложение ООО «СГ Компаньон» - 47025,00 руб.

Ценовое предложение ОАО «Страховое общество газовой промышленности» - 47025,00 руб.

Ценовое предложение ЗАСО «ЭРГО Русь» - 47025,00 руб.

Ценовое предложение ООО «Росгосстрах» - 47025,00 руб.

По результатам оценки и сопоставления заявок участников конкурса (протокол от 29.04.2009) победителем аукциона становится – СОАО «ВСК», как участник предложивший наиболее низкую цену государственного контракта, равную 46789,87 руб. и сделавшего соответствующее предложение о цене контракта (28.07.2014 07:46:34).

Согласно п. 6 ст. 8 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее-Постановление Правительства № 739).

Согласно постановлению № 739 при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, установленные законом страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Однако, САО «ВСК»  при расчете размера страховой  премии по позициям транспортных средств, указанных в документации об аукционе в электронной форме № А15 ЭА-2014 применило коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), отличные от установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.

В разделе 5 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе в электронной форме  № 15 ЭА-2014 на оказание услуг по обязательному страхованию владельцев транспортных средств Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области обозначены коэффициенты по каждому транспортному средству, а именно:

1)                HYUNDAI SM (Santa FE Classik); мощность двигателя (лошадиных сил) – 173; Базовые страховые тарифы (ТБ) – 2 375, 00; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территориального использования транспортного средства (КТ) – 2; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) – 1,8; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В» (КМ) – 1,6.

2)                KIA MAGENTIS; мощность двигателя (лошадиных сил) – 145; Базовые страховые тарифы (ТБ) – 2 375, 00; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территориального использования транспортного средства (КТ) – 2; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) – 1,8; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В» (КМ) – 1,4.

3)    ГАЗ 3221; мощность двигателя (лошадиных сил) – 140; Базовые страховые тарифы (ТБ) – 2 375, 00; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территориального использования транспортного средства (КТ) – 2; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) – 1,8; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В» (КМ) – 1,4.

4)                ГАЗ 2752; мощность двигателя (лошадиных сил) – 98; Базовые страховые тарифы (ТБ) – 2 375, 00; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территориального использования транспортного средства (КТ) – 2; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) – 1,8; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС) – 1; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В» (КМ) – 1,1.

По данным расчетам страховая премия составила  - 47 025, 00 рублей.

 Согласно письму САО «ВСК» (исх. № 15/953 от 19.11.2014г./ вх. № 9929 от 21.11.2014г.), расчет был произведен с применением максимально возможного коэффициента «Бонус-Малус» по году выпуска транспортного средства и составил 30951, 00руб. использовав следующие коэффициенты:

1)    Hyundai SM (Santa FE Classik); год выпуска – 2010; Мощность л.с. – 173; Место регистрации – г. Тюмень; Категория ТС – В; ТБ – 2375; Кт – 2; КБМ – 0,8; КО – 1,8; КМ – 1,6;

2)    Kia Magentis; год выпуска – 2006; Мощность л.с. – 145; Место регистрации – г. Тюмень; Категория ТС – В; ТБ – 2375; Кт – 2; КБМ – 0,6; КО – 1,8; КМ – 1,4;

3)                ГАЗ 3221; год выпуска – 2006; Мощность л.с. – 140; Место регистрации – г. Тюмень; Категория ТС – В; ТБ – 2375; Кт – 2; КБМ – 0,6; КО – 1,8; КМ – 1,4;

4)    ГАЗ 2752; год выпуска – 2006; Мощность л.с. – 98; Место регистрации – г. Тюмень; Категория ТС – В; ТБ – 2375; Кт – 2; КБМ – 0,6; КО – 1,8; КМ – 1,1.

По данным расчетам страховая премия составила  - 30 951, 00 рублей.

По результатам проведения аукциона, цена с НМЦ – 47 025, 00 руб., СОА «ВСК» была снижена до 46 789, 87 рублей.

Как пояснил представитель ответчика на рассмотрении дела, данное снижение цены до 46 789, 87 рублей было произведено в связи с предоставлением скидки по одному транспортному средству.

Согласно примечанию 1 к пункту 3 Постановления Правительства от 08.12.2005г. № 739, коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

В силу примечания 3 к пункту 3 Постановления Правительства от 08.12.2005 г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

В соответствии с примечанием 4 к пункту 3 Постановления Правительства от 08.12.2005г. № 739, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Согласно письму представленному САО «ВСК» (исх.№ б/н от 30.12.2014г./вх. № 11472 от 30.12.2014г.), о страховых случаях транспортных средств указанных в техническом задании аукциона № 15 ЭА-2014 не было известно САО «ВСК». За дачей разъяснений положений документации об аукционе № 15 ЭА-2014 САО «ВСК» не обращалось.

Так же, как следует из представленной в материалы дела представителем ответчика, информации из автоматизированной информационной системы российского союза автостраховщиков (АИС РСА) для расчета КБМ по договору, по данным транспортным средствам нет информации. В данной информации РСА для расчета КБМ по договору ОСАГО указано, что класс для определения КБМ по договору – 3, КБМ по оформляемому договору – 1. Так же, как пояснил представитель Ответчика и видно из информации РСА для расчета КБМ по договору, в данной информации отсутствуют сведения о предыдущих договорах по транспортным средствам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

Таким образом, при отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Вместе с тем, САО «ВСК» произвело расчет страховой премии с применением пониженных коэффициентов КБМ по данным транспортным средствам.

И, исходя из данных расчетов страховой премии, САО «ВСК» было произведено снижение цены с НМЦ – 47 025, 00 руб., до 46 789, 87 руб, то есть ниже, чем у других участников электронного аукциона, вследствие чего САО «ВСК стал победителем аукциона.

Согласно ч. 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник  закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Учитывая, что наименьшая цена контракта, являлась главным условием победы в электронном аукционе, заказчик обоснованно выбрал победителем страховщика, предложившего наименьшую цену государственного контракта.

Указанное обстоятельство подтверждается протоколом № 2/15ЭА-2014 от 29.07.2014г., согласно которому САО «ВСК» было признано победителем аукциона, предложившим наиболее низкую цену контракта, равную 46 789, 87 и сделавшего соответствующее предложение о цене контракта.

Согласно п. 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, установленные страховые тарифы обязательны для применения  страховщиками.

При этом Постановление Правительства РФ № 739, обязывает участников размещения заказа руководствоваться едиными и установленными тарифами по ОСАГО.

Следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования законодательства об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, стремясь предложить наиболее низкую цену на электронном аукционе.

В силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, показатель цены контракта должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков для предлагаемых заказчиком к страхованию транспортных средств.

Согласно ч. 16 ст. 68 Закона о контрактной системе, в случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Таким образом, в случае предложения одинаковой цены контракта всеми организациями-страховщиками, победителем признается участник, предложение о цене контракта которого поступило раньше остальных.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, определены Законом о защите конкуренции (статья 1 данного закона).

Указанный Федеральный закон в силу части 1 статьи 3 распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Объективную сторону недобросовестной конкуренции образуют действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), то есть его активное поведение на рынке. При этом такие действия, как следует из статьи 4 Закона о защите конкуренции,  направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации пол убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, заявитель в лице ООО СГ «АСКО», мог получить неполученные доходы, при условии соблюдения САО «ВСК» требований законодательства при участии в электронном аукционе № 15 ЭА-2014.

Комиссия не принимает во внимание довод общества о предоставлении скидки по одному транспортному средству, поскольку, во-первых, необоснованно, почему выбрал одну машину и на каком основании произвел данную скидку по одному автомобилю. А во-вторых,  участник закупки, добросовестно исполняющий требования законодательства об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, стремясь предложить наиболее низкую цену на электронном аукционе. Так как в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, показатель цены контракта должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков для предлагаемых заказчиком к страхованию транспортных средств.

При этом необходимо отметить, что САО «ВСК», являясь финансовой организацией, действующей на рынке страховых услуг и вступая в гражданско-правовые отношения, (в том числе участвуя в государственных и муниципальных закупках), и в этой связи извлекая прибыль из данной деятельности, обязано обеспечить выполнение актов действующего антимонопольного законодательства (статьи 14 Закона о защите конкуренции). В этой связи предусмотренная законом государственная регистрация общества в качестве юридического лица не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с наличием указанного статуса, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности.

Таким образом, недобросовестные действия САО «ВСК», выразившиеся в необоснованном занижении суммы страховой премии, привели к введению в заблуждение в отношении цены государственного контракта, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (участие в электронном аукционе № 15 ЭА-2014), противоречат законодательству Российской Федерации, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам (участникам аукциона) в виде упущенной выгоды.

При этом, САО «ВСК» своими неправомерными действиями получило преимущество по отношению к другим участникам размещения заказа, став победителем электронного аукциона № 15 ЭА-2014, тем самым причинив убытки добросовестным страховщикам, участвующим в электронном аукционе, поскольку они лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования страхователя в лице Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса (в том числе статьей 14.33) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, лицом, совершившим правонарушение, которое выразилось в недобросовестной конкуренции, является САО «Военно-страховая компания».

Вина САО «Военно-страховая компания» состоит в том, что оно не выполнило установленных Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Предусмотренная законом государственная регистрация Общества в качестве юридического лица не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности. САО «Военно-страховая компания» обязано осуществлять свою деятельность с соблюдением действующего антимонопольного законодательства.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение САО «Военно-страховая компания» установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Место совершения правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела – с  августа  2014 по 24.06.2015.

Дело об административном правонарушении № А15/225, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, рассмотрено с учетом характера совершенного САО «Военно-страховая компания» административного правонарушения, имущественного и финансового положения Общества, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Безразличное отношение лица к своим публично-правовым обязанностям, которые установлены действующим законодательством, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Следовательно, признать допущенное САО «Военно-страховая компания» правонарушение в качестве малозначительного недопустимо.

Однако в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из пояснений САО «Военно-страховая компания», в связи с кризисом и тяжелой сложившейся ситуации в стране  в 2015 году в целом по Обществу было проведено сокращение работников, так же сокращения были  в Тюменском филиале. По сравнению с  2014 годом за полугодие 2015 произошло снижение сборов премий по Тюменскому филиалу в среднем на 12%.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, учитывая финансовое положение САО «Военно-страховая компания», а также сумму государственного контракта № 0167100002414000064-0005704-02, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области считает возможным применить к САО «Военно-страховая компания» сумму административного штрафа в размере  50 000 (пятьдесят тысяч) рублей

На основании изложенного, принимая во внимание доказанность имеющимися материалами дела события и состава допущенного САО «Военно-страховая компания» административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.10, 4.1, 4.5, 14.33, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Применить к Страховому акционерному обществу «Военно-страховая компания» (юридический адрес: 121552, г. Москва, ул. Островная, д.4, ИНН 7710026574, КПП 775001001, ОГРН 1027700186062; дата регистрации: 04.09.2002) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб., за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

ИНН 7202081799, КПП 720301001

счет 40101810300000010005

банк получателя: Отделение Тюмени г. Тюмень

БИК 047102001, ОКТМО  71701000

код бюджетной классификации – 161 116 020100 6000 140

      УИН  0319883317091800000268700

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны