Постановление №А16/246-05 Постановление по делу № А16/246-05 от 22 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е  № А16/246-05

о назначении административного наказания

за нарушение законодательства о рекламе

15.06.2016г.                                                                                             г. Тюмень

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области <…>, рассмотрев материалы дела №А16/246, возбужденного в отношении ООО «Строй Мир» (адрес местонахождения: 625048, г. Тюмень, ул.М.Горького, д.76, оф.426;  ИНН 7202254113; КПП 720301001; дата регистрации: 15.10.2013) (далее также – Общество), в отсутствии законного представителя ООО «Строй Мир», уведомленного надлежащим образом, которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) разъяснены в протоколе от 29.04.2016г. №А16/246-01,

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) от 19.02.2016 № Р15/157-04 признана ненадлежащей реклама, распространяемая на радиостанции «Шансон» 31 июля 2015 года, следующего содержания: «Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в «Строй мир» готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ  нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, информация, распространяемая на радиостанции «Шансон» 31 июля 2015 года, следующего содержания: «Мы семья и нам нужна своя квартира в хорошем и красивом доме с по настоящему качественной отделкой. Чтоб купил, заехал и счастлив. Мы не хотим ждать, мы хотим в ней жить. Тогда вам в «Строй мир» готовые квартиры в Тюмени. Рассрочка, Ипотека, скидки. Звоните 600-602 код города 3452 проектная декларация на сайте www.stm72.ru», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе,  является рекламной, где объектом рекламирования является недвижимое имущество (квартиры), реализуемые обществом «Строй Мир», а так же само общество «Строй Мир», равно как и возможность получения рассрочки, ипотеки, скидки при приобретении товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Законодательство о рекламе является составной частью антимонопольного законодательства. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания   инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг. 

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819  ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно статьям 1,2,3 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге имущества)», ипотека представляет собой способ обеспечения обязательств – уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

В рассматриваемой рекламе, слова «Рассрочка, Ипотека» воспринимаются потребителями как возможность приобрести недвижимое имущество посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредита – кредит или заем, предоставляемый банком (кредитной организацией) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательств или в рассрочку.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.

Указание в рекламе существенной информации об условии приобретения товара является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред, как потребителю рекламы, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, способна привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных условиях приобретения товара, у потребителя складывается искаженное представление об условиях его приобретения.

Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.

Норма  части 7 статьи 5 Закона о рекламе запрещает умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

Согласно понятию рекламы, она направлена неопределенному кругу лиц, а значит, для оценки содержащейся в ней информации не требуется никаких специальных филологических познаний. Информация, содержащаяся в рекламе, должна очевидно ассоциироваться с объектом рекламирования.

Таким образом, доведение существенной информации до потребителей рекламы должно осуществляется доступными способами и в форме, позволяющей воспринимать такую информацию каждому из неопределенного круга лиц наравне с иными формирующими интерес к объекту рекламирования сведениями.

Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний в сфере банковской, страховой, инвестиционной деятельности у значительной части населения не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.

Вместе с тем, включение в рассматриваемую рекламу в один ряд слов «Рассрочка, Ипотека, Скидки» с интонацией, указывающей на запятые, что определяет их, как однородные члены предложения, а не зависимые, не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях покупки недвижимого имущества, о конкретных условиях ипотеки (ипотечное кредитование или ипотека как обеспечение обязательств по оплате (залог)), поскольку употребление в рассматриваемой рекламе отдельного слова «Ипотека» ассоциируется у потребителей с возможностью приобрести недвижимое имущество посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредита, так как ипотека (как залог) без рассрочки при покупке одномоментно не требуется.

Данная информация является существенной для потребителя при принятии решения вопроса о приобретении жилья в собственность.

Отсутствие указанных выше сведений искажает информацию о возможности неопределенного круга лиц воспользоваться «Рассрочкой, Ипотекой» при приобретении недвижимого имущества реализуемого обществом «Строй Мир» и вводит потенциальных потребителей рекламы, в заблуждение относительно предоставляемых услуг при приобретении недвижимого имущества.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе рекламодатель умалчивает о конкретных условиях ипотеки (ипотечное кредитование или ипотека как обеспечение обязательств по оплате (залог), что вводит потребителей рекламы, в заблуждение относительно предоставляемых услуг при приобретении недвижимого имущества,  а, следовательно, в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе, нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 6 ст.38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 ч. 2, 3 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Материалами дела (договор возмездного оказания услуг по подготовке и размещению рекламы на радио № 39 от 01.07.2015г., платежное поручение № 1114, Акт № 360 от 31.07.2015г.) установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы, является ООО «Строй Мир», как лицо, определившее объект рекламирования.

 В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ  нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

         В соответствии  с частью  1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  Субъектом административного правонарушения по делу № А16/246 выступает -  ООО «Строй Мир» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.М.Горького, д.76, оф.426;  ИНН 7202254113; КПП 720301001; дата регистрации: 15.10.2013).

Таким образом, Общество, распространяя рекламу, связанную с предоставлением ипотеки, без части существенной информации о рекламируемом товаре, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.

В соответствии  с частью  1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ООО «Строй Мир» состоит в том, что оно не  выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Место совершения административного правонарушения – г. Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела,  –   31 июля 2015 года.  

Дело об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ООО «Строй Мир» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение правонарушения впервые.

На основании изложенного, учитывая характер и степень виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, причины и условия совершения административного правонарушения,  руководствуясь статьями 2.4, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Применить к ООО «Строй Мир» (адрес местонахождения: 625048, г.Тюмень, ул.М.Горького, д.76, оф.426;  ИНН 7202254113; КПП 720301001; дата регистрации: 15.10.2013), меру  ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

ИНН 7202081799, КПП 720301001

счет 40101810300000010005

банк получателя: отделение Тюмени г. Тюмень

БИК 047102001, ОКТМО 71701000

код бюджетной классификации – 161 116 26000 01 6000 140

УИН:  0319883317061600000470376  (указывать обязательно!!!)

Назначение платежа: «Денежные (штрафы) взыскания за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель 

руководителя управления                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны