Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                                              тел. 50-31-55

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № А17/305-9.21

об административном правонарушении

 

04.10.2017 г.                                                                                                        г. Тюмень

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Полухин Дмитрий Александрович (далее - должностное лицо), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № А17/305-9.21, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (место нахождения: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 14; ИНН 7205011944;  ОГРН 1027201233620, дата регистрации в качестве юридического лица: 28.11.2002 г.) (далее – ПАО «СУЭНКО», сетевая организация) по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствии законного представителя ПАО «СУЭНКО», уведомлённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии защитника Фадюшиной Ю.В., действующей на основании доверенности № 90-17 от 30.12.2016, при участии представителя СНТ «Медик» Сафиуллина Р.Р., действующего на основании доверенности № 24/08 от 24.08.2017,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Тюменское УФАС России поступило заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Медик» (далее – СНТ «Медик», заявитель) (вх. № 3282 от 27.04.2017 г.) на действия ПАО «СУЭНКО», выразившиеся в нарушении установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), порядка ценообразования при установлении платы за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.

По данному факту антимонопольным органом определением от 03.08.2017 было возбуждено дело № А17/305-9.21 об административном правонарушении, проведено административное расследование, в ходе которого установлено следующее.

СНТ «Медик» обратилось в ПАО «СУЭНКО» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (вх.№ ТЮ-17-0034-100 от 27.01.2017). Согласно заявке, технологическое присоединение необходимо осуществить в связи с новым строительством ТП-10 кВ, расположенной на земельном участке заявителя. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 230 кВт при напряжении 10 кВ. Заявленная категория надежности энергопринимающих устройств - III категория. Заявленный характер нагрузки - коммунально-бытовой. К заявке были приложены копии правоустанавливающих документов, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, устав СНТ «Медик», список всех членов СНТ «Медик» в составе 607 человек, список членов СНТ «Медик», которые будут запитаны от новой ТП, в составе 186 человек.

Общее количество членов СНТ «Медик» – 607 человек. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам СНТ «Медик», было выполнено до направления указанной заявки. Однако ввиду появления потребности в увеличении мощности возникла необходимость в строительстве новой трансформаторной подстанции, линии электропередач и выполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств части из общего числа членов СНТ «Медик» (в количестве 186 земельных участков, принадлежащих указанным членам СНТ «Медик»).

01.02.2017 года в адрес ПАО «СУЭНКО» поступила откорректированная заявка СНТ «Медик» (вх.№ ТЮ-17-0034-114), в которой было уточнено, что присоединение необходимо осуществить в связи с новым строительством ЛЭП-10 кВ, расположенной на том же земельном участке, принадлежащем СНТ «Медик». К заявке были приложены все необходимые документы, предусмотренные Правилами.

Таким образом, в распоряжении ПАО «СУЭНКО» имелись все необходимые документы и сведения для правильного составления договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора.

В ответ на заявку СНТ «Медик» сетевая организация 10.02.2017 г. направила в адрес заявителя проект договора № ТЮ-17-0034-200 (далее – Договор) в двух экземплярах (включая Технические условия для присоединения к электрическим сетям, являющиеся Приложением № 1 к Договору (далее – Технические условия)) (сопроводительное письмо от 10.02.2017 г., исх. № 1384). Размер платы за технологическое присоединение пунктом 10 Договора определён в сумме 333 850 руб. (в т.ч. НДС).

Таким образом, указанный размер платы был рассчитан сетевой организацией исходя из общего числа членов СНТ «Медик» (то есть из расчёта 550 руб. за присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих 607 членам СНТ «Медик»).

СНТ «Медик» в порядке, установленном п. 15 Правил, письмом от 06.03.2017 г. направило в адрес ПАО «СУЭНКО» предложение об изменении представленного проекта договора, ссылаясь на то, что технологическое присоединение необходимо выполнить в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих 186 членам СНТ «Медик», а не в отношении общего количества членов СНТ «Медик» (число которых составляет 607 человек); предоставить беспроцентную рассрочку платежа; откорректировать пункт 11.3 Технических условий (приложение № 1 к проекту Договора) в связи с невозможностью установки прибора учета на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) заявителя и сетевой организации.

Сетевая организация 06.04.2017 г., с нарушением срока, установленного абзацем 18 п. 15 Правил, направила заявителю откорректированный проект договора, в котором внесло изменения в Технические условия в части условий об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности сторон (указало на возможность установки прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе раздела) (сопроводительное письмо от 06.04.2017 г. исх. № 4498). Вместе с тем в новой редакции проекта договора не было включено условие о беспроцентной рассрочке платежа, а также не было изменено условие о размере платы за технологическое присоединение по сравнению с первой редакцией проекта указанного договора. Размер платы, как и в соответствии с предыдущей редакцией, составил 333 850 руб. (в т.ч. НДС) и был рассчитан исходя из общего количества членов СНТ «Медик».

После этого СНТ «Медик» обратилось в антимонопольный орган с соответствующим заявлением.

Должностное лицо антимонопольного органа, исследовав имеющиеся материалы и установив фактические обстоятельства дела, полагает, что в действиях ПАО «СУЭНКО» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, исходя из следующего.

Рассматриваемые правоотношения подлежат правовому регулированию в соответствии с Порядком заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установленным разделом II Правил.

В соответствии с абзацем 3 п. 15 Правил в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах 1 и 2 п. 15 Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки. При этом п. 15 Правил установлено, что в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами. Согласно абзаца 18 п. 15 Правил в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Согласно абзаца 11 п. 17 Правил в отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов этих объединений, при условии присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

В рамках рассмотрения заявления СНТ «Медик» с целью разрешения вопроса о правомерности установления платы за технологическое присоединение из расчёта общего числа членов СНТ «Медик», а не из расчёта количества членов садоводческого некоммерческого товарищества, энергопринимающие устройства которых планируется присоединить к электрическим сетям в соответствии с поданной указанным товариществом заявкой на осуществление технологического присоединения Тюменским УФАС России был направлен запрос оказания методической помощи в Федеральную антимонопольную службу России (далее – ФАС России) (исх. № ДП/2987 от 25.05.2017 г.). Антимонопольным органом был получен ответ из ФАС России   (вх. № 5886 от 28.07.2017 г.), в котором разъяснено следующее. Для случаев увеличения мощности для членов садоводческого некоммерческого товарищества (далее – СНТ) применению подлежат тарифы, установленные Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. Как было установлено антимонопольным органом, в рассматриваемой ситуации не предполагается увеличение мощности энергопринимающих устройств членов СНТ «Медик». Договор заключён в связи с новым строительством и необходимостью технологического присоединения вновь построенной, в соответствии с Техническими условиями, ЛЭП-10кВ от новой точки присоединения (ТП-1848).

Как установлено антимонопольным органом, в рассматриваемой ситуации для части членов СНТ «Медик» (а именно в количестве (607 чел. – 186 чел.)) 421 чел.) передача электрической энергии будет осуществляться без изменений в рамках ранее осуществлённого технологического присоединения, то есть не от вновь построенной КТП в СНТ «Медик» (диспетчерское наименование – ТП-1848) и не посредством вновь построенной ЛЭП-10кВ.

Исходя из буквального толкования правовой нормы абзаца 11 п. 17 Правил следует, что расчёт размера платы должен производиться путём умножения тарифа в размере 550 руб. на количество членов садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений. Иными словами, норма не содержит прямого указания на то, что расчёт необходимо производить исходя из общего количества членов такого объединения. Далее в норме содержится указание на условие присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт. Исходя из системного толкования, так как в отношении энергопринимающих устройств части членов СНТ (421 чел.) не будут выполняться мероприятия по присоединению к электрическим сетям, то данное условие распространяется только на тех членов СНТ, для энергопринимающих устройств которых сетевой организацией будут выполняться мероприятия по технологическому присоединению.

Кроме того, учитывая тот факт, что Техническими условиями максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя определена в размере 230 кВт, а количество присоединяемых членов СНТ составляет 186 человек, то каждым членом СНТ, энергопринимающие устройства которого будут присоединены к новой точке присоединения (на опоре № 2 ВЛ-10кВ ПС-«Казарово», ф. «В. Бор», отпайка на ТП-1848), будет присоединено не более 15 кВт. Кроме того, в соответствии с Техническими условиями, установлена третья (III) категория надёжности, класс напряжения – 10 кВ (то есть до 20 кВ), что соответствует условиям абзаца 11 п. 17 Правил.

Таким образом, руководствуясь указанными фактами, должностное лицо полагает, что в рассматриваемой ситуации применению подлежит приведённый выше тариф в размере 550 руб. в расчёте на каждого члена СНТ, в отношении энергопринимающих устройств которого осуществляется технологическое присоединение к электрическим сетям.

Также Тюменское УФАС России отмечает, что согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Таким образом, в отношении членов СНТ (в количестве 421 чел.), энергопринимающие устройства которых не будут присоединены к новой ТП-1848, и передача электрической энергии для которых будет осуществляться от иной точки присоединения – трансформаторной подстанции, подключённой на момент направления заявки к электрическим сетям сетевой организации, – мероприятия по технологическому присоединению по заявке не предполагаются к выполнению.

На основании системного толкования указанных нормативных и фактических оснований, в том числе разъяснений ФАС России, использование сетевой организацией для целей расчёта платы за технологическое присоединение по заявке показателя общего числа членов СНТ «Медик» следует квалифицировать как нарушение установленного порядка технологического присоединения, а именно, нарушение порядка определения размера платы за технологическое присоединение.

Указанные действия ПАО «СУЭНКО» в совокупности с нарушением срока направления в адрес заявителя новой редакции проекта договора, установленного абзацем 18 п. 15 Правил (5 рабочих дней с даты получения сетевой организацией требования заявителя о внесении изменений в проект договора), содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с  п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется территориальной сетевой организацией. В соответствии с п. 1 ст. 37 указанного федерального закона территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, относятся к субъектам розничных рынков электрической энергии.

Приказом Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа № 4/133 от 17.02.2017 г. ПАО «СУЭНКО» признано территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность на территории Тюменской области (без АО).

По сведениям о государственной регистрации юридического лица ПАО «СУЭНКО» (место нахождения: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 14, ИНН 7205011944,  КПП 720301001, ОГРН 1027201233620, дата регистрации в качестве юридического лица: 28.11.2002 г.) основным видом деятельности данного юридического лица является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код вида деятельности – 35.12).

На основании изложенного, территориальная сетевая организация ПАО «СУЭНКО» является субъектом естественной монополии и, как следствие, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «СУЭНКО», нарушив установленный абзацем 18 п. 15 Правил срок направления заявителю (СНТ «Медик») для подписания новой редакции проекта договора, технических условий как неотъемлемой части договора, а также установленный п. 17 Правил порядок определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Вина ПАО «СУЭНКО» заключается в том, что оно, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, нарушило абзац 18 п. 15 и абзац 11 п. 17 Правил, а именно, нарушило срок направления в адрес заявителя новой редакции проекта договора, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение.

Каких-либо сведений и доказательств того, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил, либо невозможности соблюдения требований законодательства, не установлено.

При этом должностное лицо отклоняет доводы лица, привлекаемого к ответственности, об отсутствии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, как несоответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Место совершения административного правонарушения – Тюменская обл., г. Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела:

- эпизод с нарушением срока направления в адрес заявителя новой редакции проекта договора - 14.03.2017 г.

- эпизод с нарушением порядка определения размера платы за технологическое присоединение - 06.04.2017 г.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

Дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ рассмотрено с учётом характера совершенного                   ПАО «СУЭНКО» административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Совершенное ПАО «СУЭНКО» административное правонарушение не является малозначительным, так как в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок технологического присоединения, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Так же ПАО «СУЭНКО» не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения. В связи с этим, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.

Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО «СУЭНКО» к исполнению требований действующего законодательства.

Материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его ПАО «СУЭНКО», его вина, а так же наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения в действиях ПАО «СУЭНКО», руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, ч. 1 ст. 9.21, 23.48, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать публичное акционерное общество «Сибирско-Уральская энергетическая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Связанные организации

Связанные организации не указаны