Решение №072/07/18.1–93/2021 Признать жалобу обоснованной. от 4 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–93/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 04.06.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>   -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

<...>               -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

 

<...>                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–93/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Аврора» (далее также – Заявитель, Общество) на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 88 г. Тюмени (далее также – Заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110256382), далее также – Закупка, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 24.05.2021 г. (вх. № 5143) поступила жалоба ООО «ЧОП «Аврора» на действия МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110256382).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по электронному адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что закупочной комиссией Заказчика некорректно произведена оценка заявки Общества по критерию: «Опыт исполнения аналогичных работ с 01.01.2019 г.», а именно не учтён договор указанный Обществом в п. 1 приложения № 1 к Заявке, ввиду непредоставления копии документов, подтверждающих сумму исполнения обязательств по договору, при том, что Обществом в содержании заявки был приложен акт сверки расчётов, в полном объёме подтверждающий сумму исполнения указанного договора.

Представитель Заказчика с доводами, заявленными Обществом в жалобе не согласился и пояснил, что Заявителем в содержании его заявки предоставлен договор на оказание услуг охраны № 357849 от 28.10.2019 г. (далее также – Договор), при этом отсутствуют документы, подтверждающие его исполнение, а именно акт оказанных услуг, который в соответствии с п. 5.1 Договора составляется и подписывается сторонами по договору по факту их оказания. При этом, такой документ как акт сверки расчётов не предусмотрен содержанием Договора и не подтверждает в полном объёме его исполнение.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2  Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках в сущности продублировано в пп. 2 п. 1.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета от 25.03.2021 г. № 3 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 01.04.2021 г. в 07:07 (в новой редакции).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 30.04.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110256382) и на сайте оператора электронной торговой площадки (далее – ЭП) – акционерного общества «ОТС» по электронному адресу: https://otc.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений № ЗП-03 (далее – Извещение) и документация запроса предложений № ЗП-03 на оказание услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (далее – Документация).

Дата подведения итогов: 20.05.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 995 431,84 руб.

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством запроса предложений регламентирован п. 22 Положения о закупке Заказчика.

В соответствии с п. 22.1 Положения, под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрос предложений проводится заказчиком для определения лучших условий исполнения договора по двум и более критериям, одним из которых обязательно является цена договора.

Согласно пп. 2 п. 22.6 Положения и по смыслу пп. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о проведении запроса предложений должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений, форма заявки на участие в запросе предложений.

Так, пп. 12 п. 8.3 Документации определено, что заявка на участие в Закупке должна содержать документы, копии документов и информацию, необходимую для оценки заявки по критериям, содержащимся в документации о закупке (Приложение № 1 Документации). Отсутствие этих документов и сведений не является основанием для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям Документации.

Вместе с тем, в соответствии с пп. 12, 13 п. 22.6 Положения и по смыслу п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о проведении запроса предложений должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

Во исполнение вышеуказанных требований, Приложением № 1 к Документации, Заказчиком приведены критерии и порядок оценки заявок на участие в Закупке, где установлены следующие критерии:

1) Стоимостной критерий оценки – цена договора (значимость критерия – 40 %);

2) Нестоимостной критерий оценки – квалификация участников (НЦБ1): опыт оказания услуг аналогичного характера (значимость критерия – 60 %), далее – Критерий № 2, где в рамках указанного критерия Заказчиком определён следующий порядок оценки (цитирование): «Комиссия по закупкам оценивает участников закупки по наличию, определенных условиями данного критерия, исполненных обязательств аналогичного характера.

Аналогичный договор (контракт) — это договор (контракт) на оказание услуг по охране объекта начало исполнения обязательств по которому относится к периоду: с 01.01.2019 до даты подачи заявки Участником закупки с суммой исполненных обязательств по данному договору (контакту) составляющей не менее 50 (пятьдесят) процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Информацию по данному показателю участник закупки подтверждает путем представления в составе заявки копии одного аналогичного договора (контракта) и копии документов, подтверждающих сумму исполненных обязательств по данному договору (контракту) в соответствии с требованиями данного критерия.

Комиссия по закупкам, при оценке соответствие/несоответствие договора (контракта) требованиям данного пункта, рассматривает предмет договора (контракта) и сумму исполненных обязательств по данному договору (контракту).

В случае отсутствия в составе заявки участника копии аналогичного договора (контракта) и копии документов, подтверждающих исполнение данного договора (контракта), сведения из заявки участника при оценке критерия в отношении данного участника считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке.

В случае отсутствия в составе заявки участника сведений об опыте исполнения аналогичного договора (контракта) или несоответствия указанных сведений в заявке участника документам, приложенным в составе заявки для подтверждения критерия, оценка по данному критерию не производится.

В случае непредставления, либо частичного представления в составе заявки копии аналогичного договора (контракта) и копии документов, подтверждающих исполнение обязательств по данному договору (контракту) оценка участника по данному критерию не производится, участнику присваивается 0 баллов».

Таким образом, из буквального прочтения приведенных выше положений Документации участнику Закупки в целях подтверждения своего соответствия по нестоимостному критерию оценки – квалификация участников (опыт оказания услуг аналогичного характера) достаточно представить копию договора на оказание охранных услуг и копии документов, подтверждающих сумму исполненных обязательств по такому договору, при этом какими конкретно документами должно быть подтверждено исполнение своих обязательств по договору со стороны участника, в документации о закупке не установлено.

Как следует из представленной в материалы дела заявки ООО «ЧОП «Аврора» на участие в рассматриваемой закупке, обществом приложены числе следующие документы:

- договор на оказание услуг охраны № 357849 от 28.10.2019 г., цена которого составляет 2 989 824,00 руб. (п. 4.1 Договора),

- акт сверки взаимных расчётов за период: 01.11.2019 г. – 24.02.2021 г. между ООО «ЧОП «Аврора» и МАДОУ д/с № 87 г. Тюмени (подписанный обеими сторонами) по договору № 357849 от 28.10.2019 г. (далее – Акт сверки), свидетельствующий об обороте за указанный период между данными хозяйствующими субъектами суммы равной 2 989 824,00 руб. (задолженность отсутствует).

По условиям  договора заказчик оплачивает оказанные исполнителем услуги ежемесячно, путём безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя, на основании выставленного счёта, счёта-фактуры в течении 30 календарных дней после подписания обеими сторонами акта оказанных услуг путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя (п.4.2).

Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме (далее также – итоговый протокол) № 32110256382-02 от 20.05.2021 г. зафиксировано, что закупочной комиссией Заказчика, Участнику № 1 (Заявитель жалобы) по нестоимостному критерию оценки присвоено 0 баллов со следующей мотивировкой: «Отсутствие (не учитывается договор под п.1 приложения №1 к заявке в форме «опыт исполнения аналогичных работ с 01.01.2019», так как участник закупки не предоставил копии документов, подтверждающих сумму исполненных обязательств по данному договору (контракту) в соответствии с требованиями данного критерия)».

В соответствии с п. 3.16 Положения, в своей деятельности комиссия по закупкам, привлекаемые эксперты (экспертные организации) руководствуются Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, настоящим Положением, извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.

Комиссия по закупкам осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, которые не были отклонены, для выявления победителя запроса предложений на основе критериев, указанных в Документации (п. 16.6 Документации и п. 22.16.3 Положения).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Проанализировав содержание договора № 357849 от 28.10.2019 г. и акта сверки к данному договору, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в составе заявки обществом предоставлен документ, надлежащим образом подтверждающий сумму исполненных им обязательств по указанному договору - 2 989 824,00 рублей, то есть 99,8 % начальной (максимальной) цены договора, являющегося предметом закупки, что в полной мере отвечает требованиям документации о запросе предложений №ЗП-03.

           В свою очередь, у комиссии заказчика отсутствовали основания полагать, что охранные услуги, предусмотренные договором № 357849 от 28.10.2019 г. оказаны обществом ненадлежащим образом и на сумму, не соответствующей требованиям документации.

   При этом, Комиссия Тюменского УФАС России отклоняет довод заказчика со ссылкой на п. 5.1 названного договора о том, что оказание услуг подтверждается подписанием акта оказанных услуг, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о необходимости подтверждения факта оказания услуг только названным документом. Кроме того, отсутствие в составе заявке акта оказание услуг, само по себе свидетельствует, что обязательства по договору не исполнены на требуемую сумму, учитывая содержание акта сверки взаимных расчётов по договору, свидетельствующего о фактическом осуществлении выплат исполнителю, что является возможным только в случае оказанных услуг со стороны ООО «ЧОП «Аврора».

            В этой связи следует отметить, что в рассматриваемом случае подход комиссии заказчика к подтверждению участником опыта оказания услуг Обществом является излишне формальным и не соответствующим принципам и целям публичных закупок, что может привести к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

С учетом изложенных обстоятельств и приведенных нормативных положений, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу, что предоставленный ООО «ЧОП «Аврора» акт сверки в качестве подтверждения суммы исполненных обязательств по договору соответствует требованиям к документам, подтверждающим исполнение договора (контракта), определённым в рамках порядка оценки Критерия № 2, в связи с чем закупочная комиссия Заказчика не имела правовых оснований не учитывать представленный документ при осуществлении оценки заявки Заявителя – ООО «ЧОП «Аврора», и соответственно присвоение Обществу 0 баллов по нестоимостному критерию оценки, отраженное в итоговом протоколе является неправомерным.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в необоснованности присвоения 0 баллов заявке Общества по Критерию № 2, что противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и противоречит содержанию пп. 2 п. 1.5 Положения, как следствие, нарушая ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110256382), выразившемся в осуществлении оценки заявки участника Закупки – ООО «ЧОП «Аврора» по Критерию № 2 в порядке, непредусмотренном Документацией.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме № 32110256382-02 от 20.05.2021 г.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Аврора» на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 88 г. Тюмени при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по охране путём введения поста физической охраны в нежилых помещениях (реестровый номер извещения: 32110256382) обоснованной.

2. Признать в действиях МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены Итогового протокола.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

     

                                   

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны