Решение №072/06/44/123/2023 Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в электронной к... от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е 072/06/44/123/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

20 июля 2023 года                                                                                                                              г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «М» на действия заказчика ГКУ ТО «Противопожарная служба Тюменской области», уполномоченного органа Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (реестровый номер закупки 0167200003423004431),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «М» на действия заказчика ГКУ ТО «Противопожарная служба Тюменской области» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в электронной карточке извещения об осуществлении закупки неправомерно установлены условия допуска в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н. По мнению заявителя, требования приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н применяются исключительно при закупке товара, а не при выполнении работ либо оказании услуг даже если при их выполнении поставляется товар. При этом, исходя из условий извещения об осуществлении закупки, проекта контракта исполнителю надлежит оказать услуги именно по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, заказчиком не осуществляется закупка товара.

Представители заказчика и уполномоченного органа изложили устные пояснения на заседании Комиссии, просят Комиссию Тюменского УФАС России признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Во исполнение требований части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе принят приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Пунктом 1.1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктом 1.2 и 1.3 пункта 1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Подпунктом «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что контракт заключается по цене, сниженной на 15% в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20% в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств-членов ЕАЭС).

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 500 000,00 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО «Противопожарная служба Тюменской области».

Информация об электронном аукционе была размещена 05.07.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423004431.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.tektorg.ru

Извещением об осуществлении закупки во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе установлены условия допуска согласно приказа Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

Объект закупки отнесен заказчиком к следующему коду ОКПД2: 45.20.11.111 «Услуги по регламентным работам (по видам технического обслуживания)».

Согласно размещенному графику оказания услуг в составе проекта государственного контракта размещенного в составе извещения об осуществлении закупки следует, что автотранспортные средства принимаются исполнителем для оказания услуг по диагностике и техническому обслуживанию с даты заключения контракта по 30.11.2023, автотранспортные средства принимаются исполнителем для оказания услуг по текущему ремонту с даты заключения контракта по 13.11.2023. Автотранспортные средства принимаются исполнителем для оказания услуг по прочему ремонту с заменых агрегатов с даты заключения контракта по 20.10.2023.

Предметом контракта является оказание услуг по текущему ремонту, диагностике и техническому обслуживанию автотранспортных средств, а не поставка товара. Разделом V проекта контракта предусматривается порядок сдачи-приемки оказанных услуг, порядок сдачи-приемки поставленных товаров в проекте контракта отсутствует.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает верным утверждение заявителя о том, что требования пункта 1.1 подпункта «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н применяются исключительно при закупке товара, а не при выполнении работ либо оказании услуг, в том числе в случаях если при их выполнении поставляется товар.

Поименованный в извещении об осуществлении закупки код ОКПД2 - 45.20.11.111 отсутствует в приложениях № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н.

Приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н не предусматривают класс, подкласс, группу кода ОКПД 2 к которому бы относился указанный заказчиком в электронной карточке извещения об осуществлении закупки код ОКПД2 - 45.20.11.111, поскольку данный код ОКПД 2 относится только к оказанию услуг. Приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н содержат в исключительно товары, а работы и услуги приложениями № 1 и № 2 не предусматриваются.

Во исполнение части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Тюменской области от 10.12.2013 № 550-п (с последующими изменениями) утверждено Положение об Управлении государственных закупок Тюменской области в соответствии с пунктом 1.1 которого, Управление государственных закупок Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением способа закупки у единственного поставщика.

Пунктом 2.8 Постановления Правительства Тюменской области от 10.12.2013 № 550-п предусмотрено, что к полномочиям Управления государственных закупок Тюменской области относится размещение информации об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий.

В свою очередь, взаимодействие государственных заказчиков Тюменской области и уполномоченного органа регламентируется Порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Тюменской области (утв. Распоряжением Правительства Тюменской области № 2518-рп от 27.12.2013), в редакции действующей на момент рассматриваемых событий (далее – Порядок).

Пунктом 2.1.4 Распоряжения Правительства Тюменской области № 2518-рп от 27.12.2013 одной из функций уполномоченного органа является формирование решения о закупке на основании поступившей заявки заказчика и утверждение посредством электронной подписи электронного документа «Решение о закупке», содержащего информацию и сведения об осуществлении закупки, подлежащую размещению в единой информационной системе в виде извещения об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 настоящего Порядка.

Пунктом 2.1.6 Распоряжения Правительства Тюменской области № 2518-рп от 27.12.2013 одной из функций уполномоченного органа является также осуществление размещения в единой информационной системе утвержденного извещения об осуществлении закупки.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель заказчика сообщил, что заявка на размещение в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки была направлена заказчиком посредством автоматизированной системы управления процессом организации государственных закупок «АЦК-Госзаказ» в Управление государственных закупок Тюменской области, при этом в самой направленной заявке извещение об осуществлении закупки изначально не содержало условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н.

Представитель уполномоченного органа в свою очередь пояснил, что условие допуска в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н отразилось в извещении об осуществлении закупки которое размещалось в ЕИС в сфере закупок ввиду возникшей технической ошибки.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии технической ошибки при размещении спорной информации в составе извещения об осуществлении закупки, в заседание Комиссии Тюменского УФАС России не представлены.

Дополнительно представитель уполномоченного органа обратил внимание Комиссии Тюменского УФАС России что в электронном документе, поименованном, как Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) размещенного в составе структурированной (электронной) формы извещения об осуществлении закупки в разделе 4 - информация и документы, предусмотренные в соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе – не установлены, что указывает на техническую ошибку при размещении извещения об осуществлении закупки в ЕИС.

Комиссия Тюменского УФАС России учитывая изложенные пояснения лиц, участвующих в деле, полагает необходимым отметить следующее.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Согласно  подпункту «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Условия закупки, которые сформированы с использованием единой информационной системы, а также информация, содержащаяся в электронных документах и (или) образах, включая извещение об осуществлении закупки, описание объекта закупки, проект контракта, должны в любом случае содержать полные и непротиворечивые сведения, позволяющие однозначно определить требования заказчика к порядку проведения закупки.

При этом, приоритетное значение имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Таким образом, учитывая наличие в электронной карточке извещения об осуществлении закупки с реестровым номером 0167200003423004431 сформированного путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС в сфере закупок противоречивых сведений в части условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств согласно приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н, в действиях уполномоченного органа усматривается нарушение части 3 статьи 7, части 4 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «Монтажпроект» обоснованной.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно протоколу подведения итогов по электронному аукциону № 0167200003423004431 от 17.07.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0167200003423004431 признано несостоявшимся.

Учитывая, что указанное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным предписание об устранении такого нарушения не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «М» на действия заказчика ГКУ ТО «Противопожарная служба Тюменской области», уполномоченного органа Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (реестровый номер закупки 0167200003423004431) обоснованной.

2. Признать уполномоченный орган в лице Управления государственных закупок Тюменской области нарушим требования части 3 статьи 7, части 4 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны