Решение №072/06/44/41/2024 Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком не было примене... от 21 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/41/2024 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

21 марта 2024 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), жалобу индивидуального предпринимателя К на действия заказчика Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на котел водогрейный; котел водогрейный (реестровый номер закупки 0167300028824000009),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя К на действия заказчика Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на котел водогрейный; котел водогрейный.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком не было применено Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», были допущены все заявки, в том числе заявки без указания реестровых номеров из реестра российской промышленной продукции в связи с чем такое решение комиссии по осуществлению закупок по мнению заявителя является незаконным.

Заказчиком письменные возражения на жалобу заявителя не представлены.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на котел водогрейный; котел водогрейный, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 150 000,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 04.03.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300028824000009

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки https://etpgpb.ru

Оператором электронной площадки ООО «ЭТП Газпромбанка» на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1935/24 от 20.03.2024) представлены в электронном виде все заявки поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам дела.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В указанный Перечень (пункт 97) входит код ОКПД 2: 25.21.12 «Котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления».

Описанием объекта закупки (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заказчиком осуществляется закупка котлов водогрейных (мощность  ≥ 300 и < 400 кВт) в количестве 2 штук, котлов водогрейных (мощность ≥ 600 и < 800 кВт) в количестве 2 штук которые отнесены к коду ОКПД 2: 25.21.12.000 «Котел водогрейный» который в свою очередь включен в позицию КТРУ 25.21.12.000-00000004.

Пунктом 4 Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 предусмотрено, что ограничения, установленные постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Таким образом, в отношении закупаемого заказчиком товара в составе извещения об осуществлении закупки надлежало установить ограничения допуска в соответствии Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, чего в рассматриваемом случае заказчиком не было выполнено, что указывает на нарушение заказчиком требований части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе заявителя осуществляемой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

При формировании объекта закупки заказчик, руководствуясь требованиями пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), использует размещенную в ЕИС в сфере закупок позицию каталога, в связи с чем обязан указать наименование товара, работы, услуги, единицу их измерения и описание товара, работы, услуги (характеристики и их значения, при наличии) в соответствии с такой позицией каталога.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

В силу пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом, на заказчика возлагается обязанность включить в описание товара, работы, услуги соответствующее обоснование необходимости использования такой дополнительной информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Описанием объекта закупки (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заказчиком осуществляется закупка котлов водогрейных (мощность  ≥ 300 и < 400 кВт) в количестве 2 штук, котлов водогрейных (мощность ≥ 600 и < 800 кВт) в количестве 2 штук которые отнесены к коду ОКПД 2: 25.21.12.000 «Котел водогрейный» который в свою очередь включен в позицию КТРУ 25.21.12.000-00000004.

Комиссия Тюменского УФАС России сравнив описание объекта закупки с примененной позицией КТРУ 25.21.12.000-00000004 установила, что заказчиком правомерно установлены такие характеристики как: тип котла по методу производства горячей воды, тип котла по способу размещения, тип котла в зависимости от вида используемого топлива. Остальные характеристики описания объекта закупки (основные и дополнительные) установлены заказчиком в нарушение требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), поскольку отсутствуют в примененной к описанию объекта закупки КТРУ, при этом, необходимо отметить, что приведенное обоснование дополнительных характеристик в столбце № 7 описания объекта закупки: «Обеспечивает поставку товара, соответствующую требованию заказчика» таковым в принципе не является, поскольку большинство высокоточных характеристик возможно установить только методом испытаний, измерений, эксперимента – температура в градусах, недогрев воды в Мпа, % КПД котла брутто, габаритные размеры котла, площадь конвективной поверхности, расчетный расход воды через котел (т/ч), что для участников закупки в принципе представляется невозможным и как следствие, может приводить к ограничению количества участников закупки. В этой связи, какого-либо обоснования каждой в отдельности дополнительной характеристики, отсутствующей в примененной к описанию объекта закупки позиции КТРУ заказчиком не указано, чем обусловлено и на что влияет каждая дополнительная характеристика содержащаяся в описании объекта закупки.

Вышеизложенное указывает на нарушение заказчиком требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя обоснованной.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия решила выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об аннулировании (отмене) процедуры закупки.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя К обоснованной.

2. Признать заказчика в лице Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области нарушившим требования части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны