Решение №№ 072/07/18.1–130/2020 Признать жалобу обоснованной. от 21 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–130/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 21.07.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>            -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>         -

 

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>              -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–130/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее также – Заявитель, Общество) на действия муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа  Ишимского района» (далее также – Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту спортивно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-н, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 22 (реестровый номер извещения: 32009272102), далее – Закупка, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителя Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 07.07.2020 г. в 14:12 (вх. № 6787) поступила жалоба ООО «Прогресс» на действия МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» при проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту спортивно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-н, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 22 (реестровый номер извещения: 32009272102).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

1) Заказчиком объявлен запрос предложений в бумажной, а не в электронной форме, что не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках);

2) пунктом 7.1.2 закупочной документации, Заказчиком установлено неправомерное требование к квалификации участника Закупки, а именно опыт выполнения аналогичных предмету Закупки договорных обязательств должен быть подтверждён путём предоставления исполненных аналогичных контрактов (договоров) исключительно с государственными или муниципальными заказчиками, что необоснованно ограничивает конкуренцию по отношению к участникам Закупки;

3) подпункт 9 п. 10.2 закупочной документации устанавливает необходимость представления участником Закупки предложений о качественных и функциональных характеристиках, безопасности, сроках поставки товара, при этом в закупочной документации отсутствует информация о характеристиках какого именно товара необходимо представить информацию, что вводит в заблуждение участников Закупки.

Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился и пояснили, что запрос предложений проведён Заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Частью 13 ст. 3 Закона о закупках определено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупах, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

При этом ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку указанная жалоба получена Тюменским УФАС России 07.07.2020 г. в 14:12 (вх. № 6787), а срок окончания подачи заявок завершен 10.07.2020 г. в 15:00 то у Тюменского УФАС России отсутствуют правовые основания оставить без рассмотрения доводы жалобы Заявителя на положения закупочной документации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками Закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом заседания Наблюдательного совета МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» № 8 от 11.06.2020 г., утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 15.06.2020 г. размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 26.06.2020 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009272102) Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений и документация № ЗП-01/2020 о проведении запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту спортивно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-н, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 22 (далее – Документация).

Способ проведения закупки – в бумажной форме.

Дата начала срока подачи заявок: 29.06.2020 г.

Дата и время окончания подачи заявок: 10.07.2020 г. в 15:00.

Дата подведения итогов: 13.07.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 58 252 600,00 руб.

Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 13.07.2020 г. зафиксировано, что на участие в Закупке подана и допущена закупочной комиссией Заказчика, как соответствующая требованиям Документации единственная заявка (регистрационный номер <...> ), вследствие чего на основании п. 4.6.8 Положения указанная Закупка признана несостоявшейся и в соответствии с пп. 6 п. 7.1 Положения принято решение заключить договор с единственным участником по предложенной им цене – 58 250 00,00 руб.

Частью 2 ст. 3 Закона о закупках определено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учётом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учётом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках, конкурентные закупки осуществляются путём проведения:

-  торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

- аукциона (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

- запроса котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

- запроса предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

- иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям ч. 3 настоящей статьи.

Так, п. 1.3.8 Положения установлено, что Заказчик вправе проводить конкурентные закупки как в электронной, так и в неэлектронной форме. Исключительно в электронной форме осуществляются конкурентные закупки товаров, работ, услуг, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1352 проводятся только среди СМСП. 

Согласно пп. 3 п. 1.3.2 Положения, конкурентные закупки осуществляются, в том числе путём проведения запроса предложений (открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Под запросом предложений понимается конкурентная процедура закупки, при которой победителем признаётся предложивший наилучшие условия исполнения договора участник, заявка которого на основании критериев, определенных в документации о закупке, наиболее полно соответствует её требованиям (абз. 10 Положения).

Порядок проведения закупки путём запроса предложений установлен п. 4 Положения о закупке Заказчика.

В соответствии с п. 4.3.1 Положения, документация о проведении запроса предложений должна содержать сведения, установленные п. 1.8.2 настоящего Положения.

Так, пп. 14 и 15 п. 18.2 Положения определено, что в документации о закупке обязательно указываются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Критерием оценки заявок на участие в запросе предложений может быть, в том числе, квалификация участника закупки (пп. 9 п. 4.3.3 Положения).

Разделом 7 Информационной карты Документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:

- цена договора (коэффициент значимости критерия – 30 %);

- квалификация участника закупки (коэффициент значимости критерия – 30 %);

- квалификация трудовых ресурсов участника закупки (коэффициент значимости критерия – 20 %);

- сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (коэффициент значимости критерия – 10 %);

- срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг (коэффициент значимости критерия – 10 %).

Так, в рамках критерия «Квалификация участника закупки» (опыт выполнения аналогичных предмету закупки договорных обязательств), установленного п. 7.1.2 и конкретизированного п. 10.3.1 Информационной карты Документации, закупочной комиссией Заказчика оценивается: «количество исполненных аналогичных контрактов (договоров) с государственными или муниципальными заказчиками (в т.ч. государственными, муниципальными учреждениями)  за период с 2017г по 2019 год с ценой контрактов (договоров) не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему запросу предложений.».

Таким образом, с учётом предмета Закупки (выполнение работ по капитальному ремонту спортивно-оздоровительного комплекса), требование критерия «Квалификация участника закупки» о необходимости предоставления контрактов (договоров) исключительно с государственными или муниципальными заказчиками ставит в преимущественное положение участников Закупки, имеющих опыт работы с данной категорией заказчиков, перед участниками, не имеющими такого опыта, и, кроме того, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам данного запроса предложений, поскольку ни объём, ни характер работ, не могут быть определены в зависимости от того в чьих интересах они выполняются – публичных или частных.

В соответствии с пп. 2 п. 1.2.3 Положения (идентичному п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), заказчик при закупке товаров, работ, услуг руководствуется принципами равноправия, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пп. 2 п. 1.2.3 Положения и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении требования о предоставлении в качестве документов, подтверждающих опыт участника закупки, контрактов (договоров), заключённых исключительно с государственными или муниципальными заказчиками, соответственно довод жалобы Заявителя о том, что содержание критерия «Квалификация участника закупки» ограничивает конкуренцию по отношению к участникам Закупки является обоснованным.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что пп. 9 п. 10.2 Документации вводит в заблуждение участников Закупки, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно пп. 9 п. 4.4.2 Положения и пп. 9 п. 3.1.1 гл. 2 Документации, заявка на участие в запросе предложений должна содержать предложение участника запроса предложений о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения Договора.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что часть сведений, предусмотренных пп. 9 п. 3.1.1 гл. 2 Документации указываются участниками Закупке в п. 3.4 Приложения № 4 Документации (Форма заявки на участие в запросе предложений), а так как предметом закупки является выполнения работ по капитальному ремонту, то указание сведений о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров является необязательным в рамках данной Закупки и не может является основанием для отклонения заявки участника за их непредоставление.

В свою очередь, абз. 3.2 гл. 2 Документации и п. 4.6.3 Положения определено, что комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и документации о проведении запроса предложений обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.10.1 настоящего Положения.

Так, в соответствии с п. 1.10.1 Положения, комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае если такой участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.

Вместе с тем, Пунктом 3.4 Приложения № 4 Документации (Форма заявки на участие в запросе предложений) устанавливается необходимость заполнения предложения участника закупки об условиях исполнения договора подряда, а именно только указание срока (периода) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и срока, на который предоставляется гарантия качества товара, работы, услуги.

Таким образом, пп. 9 п. 3.1.1 гл. 2 Документации является положением, дублирующим обязательное требование пп. 9 п. 4.4.2 Положения о необходимости предоставлении предложения участника Закупки о качественных и функциональных характеристиках товаров (выполнения работ, оказания услуг) и в соответствии с п. 1.10.1 Положения может явиться основанием для отклонения заявки участника, не предоставившего такое предложение.

Вместе с тем, в закупочной документации Заказчика отсутствует какое-либо указание на порядок предоставления (форму для заполнения) участниками Закупки предложения о качественных и функциональных характеристиках поставляемого товаров (выполняемой работы), что в свою очередь вводит в заблуждение возможных участников запроса предложений и нарушает принцип информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), соответственно рассматриваемый довод жалобы Заявителя является обоснованным.

С учётом вышеизложенного, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту спортивно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-н, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 22 (реестровый номер извещения: 32009272102), выразившемся:

- в установлении содержания критерия «Квалификация участника закупки» (п. 7.1.2 Информационной карты Документации), ограничивающего конкуренцию по отношению к категории участников Закупки не имеющих контрактов (договоров) с государственными или муниципальными заказчиками;

- в установлении обязательного требования пп. 9 п. 3.1.1 гл. 2 Документации к участникам Закупки о необходимости предоставления предложения о качественных и функциональных характеристиках товаров (работ, услуг) при отсутствии указания на порядок и форму представления такого предложения участника;

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 13.07.2020 г., внесении изменений в закупочную документацию и продлении срока подачи заявок.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» на действия муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Ишимского района» при проведении запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту спортивно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тюменская обл., Ишимский р-н, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 22 (реестровый номер извещения: 32009272102) обоснованной.

2. Признать в действиях МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать МАУ ДО «ДЮСШ Ишимского района» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём отмены протокола, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<...>   

 

Члены Комиссии:

 

 

       

<...>

 

                                                            <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны