Решение б/н без аннотации от 10 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                тел. 503-155

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1-79/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.06.2019 года                               г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 10.06.2019 года

          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

М      -

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

члены комиссии:

М

Начальник отдела контроля органов власти,

 

М

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1-79/2019 по жалобе ООО «ТопЛогистика» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение № 31907870088), в присутствии представителей Заказчика – М (доверенность № 03-25/19-2 от 04.06.2019), Ж (доверенность № 03-25/19-1 от 04.06.2019, в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее – Управление) 27.05.2019 (вх. № 4662) поступила жалоба ООО «ТопЛогистика» (далее – Заявитель, Общество) на действия АО «ТОДЭП» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение № 31907870088).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что указание в техническом задании товарного знака узкоспециализированных деталей и узлов, ограничивает число участников. Кроме того, Заявитель не согласен с недопуском к участию в аукционе, по причине несоответствия заявки требованиям документации, т.к. на основании Сравнительной таблицы Протокола оценки, заявка Общества соответствует требованиям документации. 

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, пояснив, что выбор Заказчика в пользу узкоспециализированных деталей и узлов марки SHANTUI, WEICHAI сделан исходя из их надежности, что обеспечивает гарантию качества и совместимость с другими узлами и агрегатами, а также наличие квалифицированного сервиса по месту нахождения техники, что в сезон работы является определяющим фактором.

Комиссией Тюменского УФАС России при рассмотрении материалов дела установлено следующее. 

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» решением Совета директоров АО «ТОДЭП», Протоколом № 28 от 28.12.2018 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТОДЭП (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытостью, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора по критериям которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Заказчиком 15.05.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruи размещено извещение № 31907870088 и документация о проведении аукциона в электронной форме.

Предметом аукциона является поставка бульдозера.

Сведения о начальной цене договора: 2 792 133  руб. 00 коп.

Техническим заданием раздел IV Документации о проведении электронного аукциона № ОГМ-18/19 на право заключения договора на поставку бульдозера (далее - Документация) установлены технические характеристики поставляемого товара.  

В соответствии с п. 7.1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (по форме согласно приложения № 1 аукционной документации или в соответствии с Частью IV. «Техническое задание»). При заполнении первой части заявки участником должны быть указаны конкретные показатели характеристик поставляемого товара в соответствии с требованиями Части IV. «Техническое задание» к документации об электронном аукционе. Не допускается при описании технических характеристик использовать слова «более», «менее», «не более», «не менее», «не шире», «не уже», «не выше», «шире», «уже» «от», «до», знаки «˃», «˂», «~». Если Заказчиком в требовании указаны слова «более», «менее», «до», «выше», знаки «˃», «˂», то Участнику необходимо указать конкретный показатель, не включая крайнее значение. Если Заказчиком в требовании указаны слова «не более», «не менее», «от», «не выше», «~» то Участнику необходимо указать конкретный показатель, включая крайнее значение. Если Заказчиком указано конкретное значение, в том числе диапазонное значение без сопровождения вышеперечисленными словами и знаками, то Участник прописывает данный показатель без изменений. В случае, если в описании объекта закупки Заказчиком установлены показатели, указанные в диапазоне сопровождаемые словами «диапазон» или «в диапазоне», участнику необходимо указать показатели также в диапазоне. Диапазонные значения указываются Участником через дефис без использования слов «не шире», «не уже», «от», «до» в рамках требований Заказчика к данным диапазонным значениям. При этом крайние значения включаются в диапазон. Диапазонные значения указываются Участником через дефис без использования слов «шире», «уже», в рамках требований Заказчика к данным диапазонным значениям. При этом крайние значения не включаются в диапазон. «Те заявки, в которых будут нарушены требования заполнения при описания технических характеристик, Заказчик вправе отклонить.»

            При сравнении предложенных к поставке аналогичных товаров в заявке ООО «ТопЛогистика» Комиссией Управления установлено, что часть характеристик товара, предложенного Заявителем, не соответствует требованиям Технического задания:

Требуемые характеристики товара

Характеристики аналогичного товара, предложенного ООО «ТопЛогистика»

Габаритные размеры (без рыхлителя):

Высота по кабине, мм: от 3030 до 3040

Двигатель:

Модель: WEICHAI WD10G178E25

Мощность, кВт/л.с.: от 115/156 до 125/170;

Объем охлаждающей жидкости, л: от 78 до 80.

Трансмиссия:

Насосы: SHANTUI

Гидравлическая система:

Гидрораспределитель: SHANTUI  двухзолотниковый;

Насосы: SHANTUI CONSTRUCTION   MACHINERY CO., LTD;

Расход: 213L/min (скорость оборотов 1800rpm)

Дополнительное оборудование:

Рабочее освещение фарами, шт.: от 3 до 4.                                                

Габаритные размеры (без рыхлителя):

Высота по кабине, мм: 3040

Двигатель:

Модель: SHANGHAI SC11CB (CAT)

Мощность, кВт/л.с.: 135/184

Объем охлаждающей жидкости, л: 80

Трансмиссия:

Насосы: SHANGHAI (Китай)

Гидравлическая система:

Гидрораспределитель: SHANGHAI

Насосы: SHANGHAI DAZHONG HYDRAULIC TECNOLOGY. LTD

Расход: 243L/min (скорость оборотов 1800rpm)

Дополнительное оборудование:

Рабочее освещение фарами, шт.: 4 (две фары спереди, две сзади).                                                

 

На основании протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 831228 от 23.05.2019 заявка Заявителя не допущена до участия в аукционе в соответствии с п. 7.1 Документации по причине того, что технические характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности отклонения заявки ООО «ТопЛогистика» по причине несоответствия технических характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено наличие необоснованного требования Технического задания в части поставки товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI без использования слов "(или эквивалент)".

Согласно с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

Комиссией Управления при рассмотрении материалов дела не установлено исключений, предусмотренных п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при установлении требования в Техническом задании к поставке товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI.

Кроме того, Заказчиком в заседании Комиссии не было представлено доказательств того, что только товар, указанный в Техническом задании с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI, может обеспечить потребность Заказчика.

Таким образом, включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено нарушение п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера, выразившееся в установлении требования в Техническом задании к поставке товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI без использования слов "(или эквивалент)".

По совокупности изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводам о признании жалобы ООО «ТопЛогистика» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение № 31907870088), обоснованной и необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

 

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТопЛогистика» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение № 31907870088), обоснованной.

2. Признать в действиях АО «ТОДЭП» нарушения п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «ТОДЭП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                М

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                          М

 

 

 

М

 

     

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны