Решение №072/06/44/200/2022 Подпунктом 1 пункта 5 технического задания предусмотрено нал... от 5 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/200/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

05 декабря 2022 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО Ч «К» на действия заказчика в лице Администрации Бердюжского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной охраны объектов и услуг пультовой охраны с применением ПЦН для нужд администрации Бердюжского муниципального района в 2023 году (реестровый номер закупки 0167300011922000036),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 29.11.2022 поступила жалоба ООО Ч «К» на действия заказчика в лице Администрации Бердюжского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной охраны объектов и услуг пультовой охраны с применением ПЦН для нужд администрации Бердюжского муниципального района в 2023 году.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Подпунктом 1 пункта 5 технического задания предусмотрено наличие у исполнителя лицензии на осуществление частной охранной деятельности (документальное подтверждение) срок действия лицензии должен быть не меньше срока действия настоящего договора на оказание услуг по охране (документальное подтверждение, в составе заявки). Заявитель полагает, что предоставление лицензии на весь срок выполнения работ ограничивает конкуренцию.

Второй довод. Подпунктом 3 пункта 5 технического задания предусмотрено наличие в собственности или по договору аренды комнаты для хранения оружия, с приложением документов, подтверждающих право собственности или договоров аренды, срок действия которых должен быть не меньше срока действия настоящего договора на оказание услуг по охране. Заявитель полагает, что срок действия договора аренды определяется по соглашению сторон договора, соответственно, срок аренды не зависит исключительно от воли участника.

Третий довод. Подпунктом 9 пункта 5 технического задания предусмотрено наличие опыта работы охранного предприятия не менее 5 лет (по сведениям ЕГРЮЛ с учетом правопреемства). Заявитель полагает, что данное условие ограничивает конкуренцию и не позволяет выявить благонадежного участника, так как регистрация юридического лица более 5 лет не свидетельствует о введении им охранной деятельности. Степень опытности можно подтвердить исключительно договорами на оказание охранных услуг.

Четвертый довод. Согласно пункту 1 технического задания ни установка оборудования, ни обслуживание ТСО в предмет договора не входят, однако согласно пункту 5 технического задания, исполнителем должны оказываться услуги технического обслуживания средств и установки оборудования, что противоречит разъяснениям содержащимся в письме ФАС России № МЕ/64555/20 от 29.07.2020.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс) является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По первому, второму, третьему, четвертому доводам жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 предусмотрено, что при проведении конкурсов:

а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);

в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению № 2;

г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения;

д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;

е) документ, предусмотренный приложением № 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с соответствующими требованиями.

Из материалов дела следует, что Администрация Бердюжского муниципального района являясь заказчиком, выступила организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной охраны объектов и услуг пультовой охраны с применением ПЦН для нужд администрации Бердюжского муниципального района в 2023 году (реестровый номер закупки 0167300011922000036), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 999 951,98 рублей.

Оператор электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка».

Дата размещения извещения об осуществлении закупки: 23.11.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.12.2022, 09:00 (МСК+2).

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе извещения об осуществлении закупки в электронной форме размещена разбивка по стоимостному (60 %) и нестоимостному критерию (40 %) оценки, и указано, что подробная информация содержится в конкурсной документации:

В дальнейшем, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что несмотря на то, что конкурсная документация при проведении открытого конкурса в электронной форме как таковая, требованиями Закона о контрактной системе не предусмотрена, вместе с тем, извещение об осуществлении закупки не содержит электронный документ, который предусматривает порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом, кроме того, извещение об осуществлении закупки не содержит предельные величины значимости показателей оценки в баллах, пропорциональную шкалу оценки присваиваемых баллов, формулу расчета присваиваемых баллов. Вместо этого, в составе извещения об осуществлении закупки заказчиком размещено техническое задание, из которого не представляется возможным установить, какова значимость в процентном отношении стоимостного и нестоимостного критериев оценки, и какие показатели будут включены в нестоимостной критерий оценки, каким образом будет осуществляться присвоение баллов конкурсной комиссией, что объективно затрудняет понимание процесса оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

При этом, техническое задание в части наличия опыта работы охранного предприятия не менее 5 лет (по сведениям ЕГРЮЛ) (пункт 9 раздела 5 технического задания) сформулировано таким образом, что его содержание возможно толковать как требование к исполнителю оказания услуги в то время, как заказчик в своих письменных пояснениях которые были представлены к заседанию Комиссии, в части указанного пункта 9 раздела 5 технического задания не признает указанный пункт в качестве требования к исполнителю оказания услуги, а рассматривает его в качестве показателя – опыта по успешному оказанию услуг нестоимостного критерия оценки заявок (квалификации участника конкурса).

Нельзя не отметить, что сам по себе факт существования юридического лица (с момента его государственной регистрации) никак не характеризует его успешный опыт в сфере оказания услуг охраны, а характеризует исключительно правоспособность юридического лица, поскольку в преимущественном положении могут оказаться хозяйствующие субъекты, не имеющие соответствующего опыта, но зарегистрированные ранее тех участников закупки, которые такой опыт имеют. Установление подобного критерия в угоду простоте для конкурсной комиссии в подсчете баллов, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России нельзя признать приемлемым, поскольку не учитывается специфика и суть проведения открытого конкурса в электронной форме.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях заказчика в лице Администрации Бердюжского муниципального района нарушение требований части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункт 4 части 2, статьи 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание в части отмены всех без исключения протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки в части установления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, предельных величин значимости показателей оценки в баллах, пропорциональной шкалы оценки присваиваемых баллов, формулу расчета присваиваемых баллов, продлении срока подачи заявок на участие в закупке, и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО Ч «К» обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО Ч «К» на действия заказчика в лице Администрации Бердюжского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной охраны объектов и услуг пультовой охраны с применением ПЦН для нужд администрации Бердюжского муниципального района в 2023 году (реестровый номер закупки 0167300011922000036) обоснованной.

2. Признать заказчика - Администрацию Бердюжского муниципального района нарушившей требования части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункт 4 части 2, статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны