Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 10 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–28/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2022 года

В полном объёме решение изготовлено 10.03.2022 года                               г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."                -

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

"...-..."                   -

 

ведущий специалист отдела контроля закупок;

 

 

 

"...-..."            -

специалист 1-го разряда отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–28/2022 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спортивного инвентаря для художественной гимнастики (реестровый номер извещения: 32211080871), далее также – Закупка, в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии:

 

Представителя Заказчика:

"...-..." (на основании доверенности № б/н. от 03.03.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 24.02.2022 поступила жалоба (вх. № 1747) "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спортивного инвентаря для художественной гимнастики (реестровый номер извещения: 32211080871).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/1238) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, в жалобе Заявителя выражено несогласие с основаниями отклонения его заявки, указанными в итоговом протоколе Заказчика, а именно:

1. Согласно доступной Заказчику информации из сети «Интернет» скакалка гимнастическая имеет диаметр 9 мм, что не соответствует требуемой характеристике - диаметр 10 мм.

2. Участник закупки предложил к поставке мяч для художественной гимнастики с отсутствием указаний на точные характеристики «Особенности внешнего вида мяча» (предусмотрены пунктом 4 характеристик по позиции 2 «Мяч для художественной гимнастики»). Участник закупки должен был выбрать и указать один из предлагаемых заказчиком вариантов параметра, как это указано в пункте 9.1.6 главы 9 «Инструкция по заполнению Предложения участника закупки (техническая часть)», но заявка содержит все возможные варианты предлагаемого товара, что делает невозможным оценить предлагаемый товар заказчиком и создает риск споров относительно надлежащего товара в случае поставки.

По мнению Заявителя, данное требование к форме является избыточным и направленно на ограничение конкуренции, что препятствует возможности заполнить заявку.

3. Согласно доступной Заказчику информации из сети «Интернет», Участник закупки предложил к поставке булавы гимнастические (женские) и подтвердил соответствие товара требуемым заказчику характеристикам. Однако, данная модель не соответствует заявленным характеристикам, в частности, характеристике 4 «Покрытие ручек и наконечника» позиции 3 «Булавы гимнастические» технического задания.

Вместе с тем, оснований для отклонения согласно требованиям действующего законодательства со ссылками на нормы права в итоговом протоколе не представлено. По мнению Заявителя, его заявка полностью соответствуют как документации, так и техническим характеристикам продукции.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что утверждение "...-..." о том, что его заявка полностью соответствует документации и техническим характеристикам продукции, неверно, по следующим причинам:

 

1. Извещение о закупке содержит главу 9 «Инструкция по заполнению Предложения участника закупки (техническая часть)», в которой дается подробная инструкция по заполнению технической части заявки. Согласно пункту 9.1.5 извещения о закупке если запрашиваемая заказчиком характеристика товара имеет два параметра объединенных союзом «или», то это значит, что заказчику требуется поставить товар, отвечающий одной из запрашиваемых характеристик. Заказчик также поясняет, что "...-..." оказался единственным участником, который не предложил точные характеристики предлагаемого товара по позиции «мяч для художественной гимнастики» и не сообщил модель или модели предлагаемого товара по данной позиции. Таким образом, сделал невозможным установить соответствие предлагаемого товара требованиям заказчика. Соответственно, по данной позиции заявка не соответствует извещению о закупке.

2. По позиции «скакалка гимнастическая», согласно справочной информации из сети «Интернет», "...-...", предложил к поставке товар, который явно не соответствует техническим требованиям заказчика, при этом указав в техническом задании ложные характеристики предлагаемого товара. В частности, предлагаемый товар не соответствует диаметру на 1 мм из 10 мм – это разница в 10% к габаритам предмета и его весу.

3. По позиции «булава гимнастическая (женская)», согласно справочной информации из сети «Интернет», "...-..." также предложил к поставке товар, который явно не соответствует техническим требованиям заказчика, при этом указав в техническом задании ложные характеристики предлагаемого товара.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом № 11 решением наблюдательного совета "...-..." от «14» июля 2021 года утверждено Положение о закупках товаров (работ, услуг) для нужд "...-..." (шестнадцатая редакция) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 14.07.2021 (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 28.01.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211080871), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку спортивного инвентаря для художественной гимнастики (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.02.2022 в 08:00

Начальная (максимальная) цена договора – 624 000,00 руб.

В соответствии с ч.18.1 Положения, в отличии от запроса котировок в неэлектронной форме под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки; при этом заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС и на электронной площадке закупочной документации и всех документов, касающихся процедуры закупки. При проведении запроса котировок в электронной форме извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за 5 (Пять) рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.

Приложением №2 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку спортивного инвентаря для художественной гимнастики установлено Техническое задание (Далее – Техническое задание, Технические требования), где:

  • Пунктом 3 части 1 указано, что гимнастическая скакалка должна иметь диаметр 10 мм.
  • Пунктом 4 части 2 определены особенности внешнего вида мяча для художественной гимнастики: цвет должен быть насыщенно-сочно-ярким или нежно-ярким; наличие насыщенного глиттера; эффекта изменения оттенка от центра к краям (в зависимости от освещения) с покрытием хамелеон или наличие эффекта глубокого голографического сияния с блестками.
  • Пунктом 4 части 3 утверждено покрытие ручек и наконечника женских гимнастических булав, а именно краска металлик и качество лака: устойчив к истиранию и обработке дезинфицирующими средствами; тактильные ощущения слегка липкий для кожи; наличие антистатических свойств.

Согласно, ч. 6.16 Документации, Комиссия по закупкам не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Также, ч. 9.1.5 Документации утверждено, что если запрашиваемая заказчиком характеристика товара имеет два параметра объединенных союзом «или», то это значит, что заказчику требуется поставить товар отвечающий одной с запрашиваемых характеристик. В этом случае участник закупки должен сделать предложение товара, имеющего одну из запрашиваемых характеристик. В этом случае копирование параметра будет заказчиком рассматриваться как несоответствие заявки требованиям настоящего извещения, и такая заявка будет подлежать отклонению.

 

Исходя из материалов дела следует, что Заявителем была подана заявка на участие запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спортивного инвентаря для художественной гимнастики, в составе которой указаны характеристики товара, предложенных к поставке. В частности, по спорным пунктам Заявитель указал следующее:

  • В п. 3 ч. 1 Технического задания утверждён Диаметр гимнастической скакалки 10 миллиметров.
  • В п. 4 ч. 2 Технического задания указаны Особенности внешнего вида мяча для художественной гимнастики: цвет насыщенно-сочно-яркий или нежно-яркий; наличие насыщенного глиттера; наличие эффекта глубокого голографического сияния с блестками.
  • В п. 4 ч. 3 Технического задания утверждено Покрытие ручек и наконечника: 1) краска металлик; 2) качество лака: устойчив к истиранию и обработке дезинфицирующими средствами; тактильные ощущения: слегка липкий для кожи; наличие антистатических свойств.

22 февраля 2022 г. комиссией по закупкам Заказчика было проведено рассмотрение и оценка заявок и составлен Итоговый протокол запроса котировок в электронной форме № 7, в соответствии с которым заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:

1. Участник закупки предложил к поставке скакалку гимнастическую и подтвердил соответствие товара требуемым заказчику характеристикам. Но согласно доступной заказчику информации из сети «Интернет» скакалка гимнастическая имеет диаметр 9 мм, что не соответствует требуемой характеристике - диаметр 10 мм.

2. Участник закупки предложил к поставке мяч для художественной гимнастики с отсутствием указаний на точные характеристики «Особенности внешнего вида мяча» (предусмотрены пунктом 4 характеристик по позиции 2 «Мяч для художественной гимнастики»). Участник закупки должен был выбрать и указать один из предлагаемых заказчиком вариантов параметра, как это указано в пункте 9.1.6 главы 9 «Инструкция по заполнению Предложения участника закупки (техническая часть)», но заявка содержит все возможные варианты предлагаемого товара, что делает невозможным оценить предлагаемый товар заказчиком и создает риск споров относительно надлежащего товара в случае поставки.

3. Участник закупки предложил к поставке булавы гимнастические (женские) и подтвердил соответствие товара требуемым заказчику характеристикам. Однако, данная модель не соответствует заявленным характеристикам, в частности, характеристике 4 «Покрытие ручек и наконечника» позиции 3 «Булавы гимнастические» технического задания.

 

Заказчик пояснил, что согласно информации, полученной из сети «Интернет» (что подтверждается приложенным скан-образом сайта в материалы дела), Заявитель по позиции «скакалка гимнастическая» предложил к поставке товар, который по мнению комиссии по закупкам Заказчика не соответствовал п. 3 ч. 1 Технического задания, указав в техническом задании в составе заявки участника ложные характеристики предлагаемого товара, а именно разницу в диаметре в 1 мм из 10 мм (9 мм).

Вместе с тем, Заказчик также пояснил, согласно информации, полученной из сети «Интернет» (что подтверждается приложенным скан-образом сайта в материалы дела), Заявитель по позиции «булава гимнастическая (женская)» предложил к поставке товар, который по мнению комиссии по закупкам Заказчика не соответствовал п. 4 ч. 3 Технического задания, указав в техническом задании в составе заявки ложные характеристики предлагаемого товара, а именно:

  • По предлагаемой Заявителем модели, материалом изготовления ручки является пластик, вместо армированного полипропилена, указанного в техническом задании Заказчика;
  • В техническом задании Заказчика покрытие ручек и наконечника указана краска металлик с покрытием лак, тогда как в предлагаемой Заявителем модели покрытие ручек и наконечника отсутствует;
  • По предлагаемой Заявителем модели, способ нанесения на ручках обеих булав маркировки «FIG approved logo» указана наклейка, выполненная на самоклеящейся ламинированной бумаге, вместо лазерной печати (гравировка), выполненной в заводских условиях, путем нанесения на цветовую основу до лакировки изделия, указанного в техническом задании Заказчика.

Заказчиком документально не подтвержден отказ производителей, указанных Заявителем по товару «гимнастическая скакалка» («Sasaki», «Chacott») и «булава гимнастическая (женская)» («Sasaki», «Chacott») произвести указанные товары согласно требованиям, указанным в Техническом задании Заказчика.

Таким образом из протокола и пояснений Заказчика следует, что вывод комиссии по закупкам о несоответствии товаров предложенным к поставке («гимнастическая скакалка», «булава гимнастическая (женская)») обусловлена выводами, полученными при сопоставлении предложения Заявителя и сведений, полученных из сети «Интернет», в связи с чем установлено, что предприниматель предлагает товар, отличный от требуемого Заказчику. Однако Комиссия Тюменского УФАС отклоняет указанный довод исходя из следующего:

Заявитель не является производителем поставляемой продукции, однако сам по себе факт несоответствия (а равно отсутствия) между содержащейся в заявке Заявителя информацией и информацией, размещённой на сайтах поставщиков и производителей не может являться доказательством недостоверности сведений, представленных участником закупки, поскольку сведения о товарах (услугах) размещенных на официальных сайтах поставщиков, не всегда являются полными, позволяющими получить достоверную и исчерпывающую информацию о конкретном товаре (его свойствах и характеристиках, полном ассортименте товаров, которые предлагаются производителем к реализации).

В свою очередь какие-либо запросы в адрес производителя (их официальных дистрибьюторов на территории Российской Федерации) Заказчиком не направлялось, что позволяет Комиссии Тюменского УФАС прийти к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания утверждать, что товар Заявителя («гимнастическая скакалка», «булава гимнастическая (женская)») не соответствует требованиям документации.

 

Изучив Заявку Заявителя, было установлено, что в п. 4 ч. 2 Технического задания в составе заявки, Заявителем были указаны оба параметра характеристики товара, вместо одного, а именно в части «цвет должен быть насыщенно-сочно-ярким или нежно-ярким», Заявитель должен был выбрать только один вариант товара из двух указанных, поскольку в Техническом задании указан союз «или».

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России делает вывод, что довод жалобы №2 Заявителя в части отклонения его заявки на основании несоответствия Технического задания Заявителя пункту 4 части 2 Приложения 2 к Извещению, не обоснован, поскольку копирование параметра рассматривается Заказчиком как несоответствие заявки требованиям Извещения, и такая заявка подлежит отклонению (ч. 9.1.5 Документации).

Вместе с тем, учитывая факт, что жалоба Заявителя была подана за сроком окончания подачи заявок на участие в Закупке, возможность обжалования положений документации в антимонопольный орган у Заявителя в данном случае отсутствует. Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России принято решение об оставлении довода жалобы Заявителя в части избыточности требований к форме технического задания без рассмотрения.

 

Принимая во внимание совокупность вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

  1. О нарушении "...-..." ч. 1 ст. 2, ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, поскольку в итоговом протоколе Заказчика отсутствуют ссылка на положения документации, извещения, которым заявка Заявителя не соответствует.
  2. О нарушении "...-..." ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку информация, содержащаяся в открытом доступе в сети Интернет, послужившей поводом для отклонения заявки Заявителя, не является официальным документом и не может однозначно свидетельствовать о недостоверности сведений, либо о том, что такие товары не существуют и не могут быть поставлены Заявителем.
  3. О нецелесообразности выдачи предписания об отмене Итогового протокола запроса котировок в электронной форме №7 от 22.02.2022 г., в связи с подтвердившимся нарушением п. 4 ч. 2 Документации, послужившим законным основанием для отклонения заявки Заявителя.

 

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку спортивного инвентаря для художественной гимнастики (реестровый номер извещения: 32211080871) обоснованной без выдачи предписания.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

 

Члены Комиссии:

"...-..."

 

 

"...-..."

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны