Решение №072/07/18.1–105/2020 Признать жалобу ООО «ЗапСибАвто» необоснованной. от 8 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–105/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 08.06.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>     -

начальник отдела контроля органов власти;

 

Члены комиссии:

 

<...>        -

 

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>               -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–105/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ЗапСибАвто» (далее также – Заявитель, Общество) на действия организатора закупки – публичного акционерного общества «Транснефть» (заказчик –  акционерное общество «Транснефть-Сибирь») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (0001-207-К-Y12-04165-2020) на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров АО «Транснефть-Сибирь» в 2020-2023 гг.» (реестровый номер извещения: 32008973260), далее также – Закупка, Конкурс, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителя Заказчика:

<...>,

представителей организатора Закупки:

1) <...>;

2) <...>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее также – Управление) 26.05.2020 г. в 12:45 (вх. № 5282) поступила жалоба ООО «ЗапСибАвто» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (0001-207-К-Y12-04165-2020) на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров АО «Транснефть-Сибирь» в 2020-2023 гг.» (реестровый номер извещения: 32008973260).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

1) заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией организатора Закупки на основании п. 10.4 Инструкции для участников закупки;

2) п. 10.4.2 Инструкции для участников закупки Заказчика содержит избыточное требование о необходимости представления в составе заявки оригинала банковской гарантии, что необоснованно ограничивает круг участников Конкурса.

Представители организатора Закупки и Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что заявка ООО «ЗапСибАвто» отклонена закупочной комиссией правомерно, а документация в полном объёме соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не содержит положений, ограничивающих круг участников Закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках, Решением единственного акционера № 15 от 26.06.2018 г. АО «Транснефть-Сибирь» присоединилось к Положению о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утверждённого  протоколом заседании Совета директоров ПАО «Транснефть» № 11 от 21.06.2018 г. (далее – Положение, Положение о закупке), которое 03.07.2018 г. размещено на сайте официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (с изменениями от 19.05.2020 г.).

Как установлено материалами дела, 11.03.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (реестровый номер извещения: 32008973260) и на сайте электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу: https://www.sberbank-ast.ru/ (процедура № SBR043-200111244500375) Заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки (далее – Извещение), а также документация конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров АО «Транснефть-Сибирь» в 2020-2023 гг.», в том числе, включающая в себя типовую форму инструкции для участника закупки работ, услуг (далее – Инструкция);

Дата и время окончания подачи заявок: 06.04.2020 г. в 12:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок: 17.04.2020 г.

Дата проведения квалификационного отбора: 21.05.2020 г.

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 21.05.2020 г.

Дата подведения итогов: 25.05.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 153 212 400,00 руб.

Протоколом № 0001-207-К-Y12-04165-2020 от 21.05.2020 г. зафиксировано, что на участие в Конкурсе подано 23 заявки, 12 из которых отклонены, в том числе заявка участника № 143 (ООО «ЗапСибАвто») на основании п. 6.5.2 Положения о закупке по причине несоответствия заявки участника требованиям п. 10.4 Инструкции.

Согласно п. 2.20 Положения под конкурсом понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признаётся участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с п. 6.5.1 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявок на участие в закупке или отклонении от участия в закупке. 

Пунктом 14.2.2 Инструкции определено, что конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в Положении о закупке товаров, работ, услуг заказчика.

Так, пп. 3 п. 6.5.2 Положения установлено, что конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

В документации о закупке могут быть указаны сведения о предоставлении обеспечения участия в закупке (пп. 2 п. 3.13 Положения).

 Согласно п. 22 Извещения, форма обеспечения заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии установлены в инструкции для участника закупки.

В соответствии с п. 10.4.2 Инструкции, участник закупки, выбравший банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, помимо копии, представляемой в составе заявки, должен представить оригинал банковской гарантии по Форме 3 настоящей инструкции в адрес Организатора закупки до даты подведения итогов закупки. Бенефициаром по банковской гарантии является Организатор закупки (указан в извещении об осуществлении закупки), – ПАО «Транснефть» (п. 4 Извещения).

Формой 3 Инструкции установлено, что срок действия гарантии должен на 28 дней превышать срок действия заявки на участие в Закупке (90 дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке).

Согласно п. 16 Извещения, срок окончания подачи заявок – 06.04.2020 г., следовательно, в соответствии с требованиями Формы 3 Инструкции, срок действия банковской гарантии должен быть установлен до 01.08.2020 г.

Материалами дела установлено, что Обществом представлена копия банковской гарантии от 26.03.2020 г. выданная ПАО «Совкомбанк» в обеспечение заявки на участие в закупке № 16006547, из которой следует, что:

- бенефициаром является АО «Транснефть-Сибирь» - Заказчик; 

- срок действия гарантии с 30.03.2020 г. по 30.06.2020 г. включительно.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что до формирования протокола от 21.05.2020 г. в адрес ООО «ЗапСибАвто» с использованием функционала ЭТП был направлен запрос о разъяснении данных, содержащихся в представленной банковской гарантии, а именно её срока, бенефициара и доверенности на подписанта указанной гарантии, на который так и не последовало ответа от данного участника Конкурса.

Таким образом, Заявителем представлена копия банковской гарантии, срок действия которой равен 90 дням (в соответствии с требованиями Формы 3 должен превышать 118 дней), где бенефициаром выступает Заказчик – АО «Транснефть-Сибирь» (согласно п. 10.4.2 Инструкции бенефициаром должен выступать организатор Закупки – ПАО «Транснефть»), что в совокупности не соответствует требованиям Формы 3 и п. 10.4.2 Инструкции.

Ввиду вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка ООО «ЗапСибАвто» обоснованно отклонена закупочной комиссией организатора Закупки на основании п. 6.5.2 Положения по причине её несоответствия требованиям п. 10.4 Инструкции, следовательно, довод жалобы Заявителя о неправомерности отклонении его заявки на участие в Конкурсе является необоснованным.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что Документация Заказчика содержит избыточное требование о необходимости представления оригинала банковской гарантии, что необоснованно ограничивает круг участников Конкурса, Комиссией Управления установлено следующее.

Частью 13 ст. 3 Закона о закупках определено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

При этом частью 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку указанная жалоба получена Тюменским УФАС России 26.05.2020 г. в 12:45 (вх. № 5282), а срок подачи заявок завершен 06.04.2020 г. в 12:00 то у Тюменского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения довода жалобы Заявителя на положения закупочной документации.

Вместе с тем, ввиду того, что на участие в указанной Закупке подано 23 заявки, 11 из которых допущено до участия в Конкурс (12 отклонено по различным основаниям), довод жалобы Заявителя о необоснованном ограничении круга участников Закупки также не находит своего подтверждения.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу, что жалоба ООО «ЗапСибАвто» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (0001-207-К-Y12-04165-2020) на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров АО «Транснефть-Сибирь» в 2020-2023 гг.» (реестровый номер извещения: 32009087565) не подлежит удовлетворению.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗапСибАвто» на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (0001-207-К-Y12-04165-2020) на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров АО «Транснефть-Сибирь» в 2020-2023 гг.» (реестровый номер извещения: 32009087565) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<...>   

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

                                                    <...>


 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны