Решение №РНП-72-98/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-98/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

06 июля 2023 года                                                                                                                    г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителя заказчика: ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) (далее также – заказчик) П. по доверенности № 101/2023 от 05.07.2023,

с участием представителя поставщика: ООО «Т» (далее также – Общество, поставщик) Д. по доверенности № б/н от 05.07.2023,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина True Conf обращение ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на поставку средств автотранспортных (автомобиль скорой медицинской помощи) (реестровый номер закупки 0167200003423002277),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку средств автотранспортных (автомобиль скорой медицинской помощи).

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «Т» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу представило. Общество просит не включать сведения в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

12.05.2023 между ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) и ООО «Т» заключен договор № 446/23 на поставку средств автотранспортных (автомобиль скорой медицинской помощи) (реестровый номер контракта 2721700384223000351).

Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что поставщик обязуется поставить средства автотранспортные (автомобиль скорой медицинской помощи), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (описании объекта закупки) (приложение к договору), являющейся неотъемлемой частью договора.

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Республики, 78 (далее - место доставки) не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней с даты заключения настоящего договора. Поставщик не менее чем за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.

Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что приемка товара осуществляется путем передачи поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара.

Пунктом 4.1.1 договора предусмотрена обязанность поставщика поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных договором и спецификацией.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что поставщик гарантирует, что поставляемый товар соответствует требованиям, установленным договором, является новым, неиспользованным, произведенным не ранее 2022, медицинское оборудование, произведенное не ранее 2021.

Пунктом 12.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2023.

Спецификацией (приложение № 1 к договору) предусмотрено, что поставке подлежит автомобиль скорой медицинской помощи 2023 года выпуска, (год выпуска медицинского оборудования не ранее 2021 года) сумма с учетом НДС: 6515425,00 рублей, в количестве одной штуки.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Отношения сторон, возникающие в связи с поставкой товаров, регулируются § 3 и 4 главы 30 ГК РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего кодекса.

Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

02.05.2023

ООО «Фирма ТСС» направлено в адрес ООО «ТД Соградис» письмо, согласно которому, автомобили ГАЗ выпускались ранее в исполнении с дизельным двигателем Cummins (рабочий объем 2776 м3), иных дизельных двигателей такого же объема ООО «Автозавод ГАЗ» при производстве транспортных средств не использовал. В связи с введением санкций и ограничений по поставке данных двигателей и прочих импортных комплектующих на Автозавод ГАЗ, транспортные средства марки ГАЗ с дизельным двигателем Cummins (рабочий объем 2776 м3) не сегодня не выпускаются, в связи с чем, нет возможности планового заказа данных автомобилей, а также полное отсутствие товарных запасов данных автомобилей на складах автозавода. Предполагаемая дата начала производства данных автомобилей на момент составления данного письма не определена. Просьба Ваших клиентов ориентироваться на альтернативные предложения по выбору необходимых автомобилей в доступных модификациях, заявленных автозаводом вариантах предлагаемых двигателем. ООО «Фирма ТТС» является официальным дилером ООО «Автозавод «ГАЗ»

Письмо исх.№ 235/У от 02.05.2023

03.05.2023

ООО «ТД Сограндис» направило письмо в ООО «Фирма ТСС» о том, что ранее получено письмо от 02.05.2023 о невозможности поставить автомобиль марки ГАЗ с дизельным двигателем рабочий объем 2776м3. Просит предоставить информацию о компаниях/дилерах, которые ранее закупали коммерческие автомобили ГАЗ с дизельным двигателем Cummins и вероятно имеющих указанные автомобили среди складских остатков.

Письмо исх.№ б/н от 03.05.2023

03.05.2023

ООО «Фирма ТТС» направило в адрес ООО «ТД Сограндис» письмо согласно которому, рекомендуют обратиться к дилерам автозавода ГАЗ в других регионах: ООО «Грузавтоимпорт» (г. Пермь), ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер» (г. Саратов)

Письмо исх.№ б/н от 03.05.2023

03.05.2023

ООО «ТД Согранидс» направило заказчику письмо в котором указало, что в связи с введенными санкциями со стороны недружественных государств ограничений по поставке данных двигателей и прочих импортных комплектующих на Автозавод ГАЗ, транспортные средства марки ГАЗ с дизельным двигателем Cummins (рабочий объем 2776 см3) не выпускаются, товарных запасов на таких складах автозавода нет. Соответственно, автозавод ГАЗ не подтверждает своим дилерам обеспечение заявок на 2023 год по транспортным средствам с дизельным двигателем. Предполагаемая дата начала производства на момент составления письма не определена. Данная информация подтверждается письмом ООО «Фирма ТСС» - официального дилера ООО «Автозавод ГАЗ», по независящим от нас обстоятельствам, мы не сможем своевременно отгрузить автомобиль скорой медицинской помощи. Предложено расторгнуть договор по соглашению сторон

Письмо исх.№ б/н от 03.05.2023

12.05.2023

ООО «ТД Сограндис» направило в адрес ООО «Дефи-Б» письмо согласно которому, между ООО «ТД Сограндис» и ООО «Дефи-Б» заключен договор поставки № МТО-005032/16 от 11.01.2023, по условиям договора ООО «Дефи-Б» должно было поставлять медицинское оборудование партиями в адрес ООО «ТД Сограндис» по заявкам. В адрес ООО «Дефи-Б» 03.05.2023 направлена заявка на поставку мобильного аспиратора для освобождения дыхательных путей с принадлежностями ACCUVAC Pro, производство Германия, Аппарат ИВЛ HAMILTON-T1, со сроком поставки – до 12.05.2023. Обозначенный заказ размещен во исполнение госконтракта, целью которого является обеспечение государственных и муниципальных нужд. В настоящий момент от ООО «Дефи-Б» не поступало уведомления о готовности товара к отгрузке, в связи с чем возникает риск несвоевременного исполнения госконтракта со стороны ООО «ТД Сограндис» что противоречит интересам компании и государства. Просим ответить на вопросы: Когда в адрес ООО «ТД Сограндис» поступит уведомление о готовности товара к отгрузке? В какой срок Ваша организация осуществит поставку товара?

Письмо исх.№ б/н от 12.05.2023

15.05.2023

ООО «Дифи-Б» направило письмо в адрес ООО «ТД Сограндис» согласно которому, запрашиваемой медицинское оборудование (ACCUVAC Pro электроотсасыватель и аппарат BDK РФЬШДЕЩТ-T1) не может быть поставлено на территорию Российской Федерации, так как прекращены их поставки из-за ведения экономических санкций против Российской Федерации, а складские остатки закончились. Можем предложить вариант поставки оборудования в другое государство, однако, в этом случае мы не сможем обеспечить гарантийные обязательства на территории России, срок поставки – декабрь 2023 года. Германия и Швейцария как страна являющаяся государством-членом Европейского союза включена в перечень иностранных государств совершающих в отношении России недружественные действия. В связи с этим, существенно изменились логистические цепочки, что дополнительно осложняет возможность поставки оборудования на территорию России

Письмо исх№ б/н от 15.05.2023

15.05.2023

ООО «ТД Сограндис» направило письмо заказчику, согласно которому, при исполнении договора мы столкнулись с ситуацией, что в результате введения торговых санкций со стороны недружественных стран в свободной продаже отсутствует медицинское оборудование иностранного производства. Ввести его можно только по процедуре параллельного импорта, что займет значительный период времени и неизвестно, как будут поддерживаться производителем гарантийные обязательства на такое оборудование. По независящим обстоятельствам, мы не сможем своевременно отгрузить автомобиль скорой медицинской помощи. Предложено расторгнуть договор по соглашению сторон

Письмо исх.№ б/н от 15.05.2023

16.05.2023

ООО «Грузавтоимпорт» направило письмо в адрес ООО «ТД Сограндис» согласно которому, на данный момент автомобили Газель Некст с дизельным двигателем недоступны к заказу. Поставить автомобиль в ближайшее время не представляется возможным

Письмо исх.№ б/н от 16.05.2023

19.05.2023

ООО «ТД Сограндис» направило письмо заказчику, согласно которому, при исполнении договора мы столкнулись с ситуацией, что в результате введения торговых санкций со стороны недружественных стран в свободной продаже отсутствует медицинское оборудование иностранного производства, а своих запасов на нашем складе нет. Ввести его можно только по процедуре параллельного импорта, что займет значительный период времени (ориентировочный срок поставки медицинского оборудования – не ранее января 2024 года) и неизвестно, как будут поддерживаться производителем гарантийные обязательства на такое оборудование. По независящим от нас обстоятельствам, мы не сможем своевременно отгрузить в Ваш адрес автомобиль скорой медицинской помощи по причине невозможности укомплектовать его своевременно медицинским оборудованием. Предложено расторгнуть договор по соглашению сторон

Письмо исх.№ б/н от 19.05.2023

19.05.2023

ООО «Швабе-Москва» направило в адрес ООО «ТД Сограндис» письмо согласно которому, ООО «Швабе-Москва» дочернее предприятие холдинга АО «Швабе» входящего в ГК «Ростех» активно участвует в реализации проектов в сфере здравоохранения (поставка современного медицинского оборудования и специального медицинского транспорта). В ответ на запрос от 19.05.2023 № б/н информируем, что запрашиваемое Вами медицинское оборудование (мобильный аспиратор для освобождения дыхательных путей с принадлежностями ACCUVAC Pro и аппарат ИВЛ HAMILTON-T1) является оборудованием иностранного происхождения (Германия, Швейцария) и по имеющейся у нас информации не может быть поставлено в Россию (в связи с введенными санкциями). Предложено рассмотреть возможность поставки оборудования российского производства, имеющего аналогичный функционал

Письмо исх.№ б/н от 19.05.2023

20.05.2023

ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер» направило в адрес ООО «ТД Согранидс» письмо согласно которому, не могут принять заявку так как не имеется в наличии автомобиля с указанными характеристиками. ГАЗ приостановил выпуск автомобилей с дизельным двигателем объемом 2776 см3 ввиду этого в ближайшее время поставок не планируется

Письмо исх.№ 365/1 от 20.05.2023

02.06.2023

Заказчиком направлена претензия в адрес ООО «ТД Сограндис» согласно которой, поставка товара должна быть осуществлена не позднее 26.05.2023, по состоянию на 31.05.2023 автомобиль не поставлен. Заказчик потребовал в течение 10 (десяти) дней оплатить неустойку (пени)

Письмо исх.№ 04666/23 от 02.06.2023

07.06.2023

Заказчиком в адрес директора направления ГАЗ управляющей компании ООО «Автоград капитал» направлен запрос информации согласно которому, заказчик просил предоставить информацию о возможности поставки автомобиля в случае заключения контракта с ООО «Автоград Газ»

Письмо исх.№ 04-803/23 от 07.06.2023

07.06.2023

ООО «Автоград газ» направило в адрес ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) ответ, согласно которому производитель прекратил выпуск автомобилей ГАЗ с дизельным двигателем Cummins. До прекращения выпуска, нами закуплен и находится на товарном складе автомобиль, соответствующий техническому заданию по аукциону с реестровым номером извещения 0167200003423002277

Письмо исх.№ 04803/23 от 07.06.2023

21.06.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора

Решение об одностороннем отказе от исполнения договора № б/н от 21.06.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 договора принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры одностороннего расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12.2 договора предусмотрено, что расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

21.06.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 2721700384223000351 размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «Т» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 21.06.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 04.07.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «Т», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал поставщику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту.

Заказчиком в адрес поставщика направлялось письмо с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия поставщика, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью поставленным товаром надлежащего качества в установленный срок, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком требуемого к поставке товара.

Заказчик был лишен требуемого по контракту результата поставки, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд.

Заказчик обладает правом отменить ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вместе с тем, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе вменяет в обязанность заказчика отменить ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В течение десятидневного срока, предусмотренного для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а равно для устранения поставщиком допущенных нарушений условий контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе) в адрес заказчика не представлена какая-либо информация от поставщика свидетельствующая об устранении в полном объеме ранее допущенных нарушений условий контракта, следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность в соответствии с требованиями части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе по отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе.

Согласно материалам дела, Комиссией Тюменского УФАС России действительно установлено, что в связи с допущенной просрочкой исполнения обязательств по договору, затягивании поставщиком срока исполнения обязательств заказчик в претензии исх.№ 04666/23 от 02.06.2023 предлагал поставщику сообщить о невозможности исполнения договорных обязательств, однако какого-либо ответа в адрес заказчика не поступало, в материалах дела какой-либо ответ на претензию заказчика отсутствует, требования заказчика указанные в претензии поставщиком не исполнены.

В рамках правоотношений складывающихся в сфере поставок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд участник закупки обязан предвидеть все возможные трудности, которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по договору в целях его надлежащего исполнения. Подавая заявку на участие в закупке, поставщик обязан спрогнозировать и оценить все возможные риски с целью избежать возможных неблагоприятных последствий и проявить должную степень заботливости и осмотрительности, адекватно и объективно оценивать свои реальные возможности по участию в закупке с целью достижения цели закупки которую заказчик преследовал изначально, когда закупка осуществлялась, участник закупки должен предпринять все зависящие от него меры для надлежащего исполнения условий заключенного договора.

Действия поставщика создали угрозу срыва мероприятий по оказанию квалифицированной неотложной медицинской помощи пациентам.

В разделе исполнение контракта по реестровому номеру контракта отсутствует информация о сумме исполненных подрядчиком (исполнителем) обязательств по договору.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Таким образом, основания для расторжения договора по соглашению сторон указанные в письмах ООО «Т» исх.№ б/н от 03.05.2023, исх.№ б/н от 15.05.2023 исх.№ б/н от 19.05.2023 таковыми не являются.

Само по себе прекращение выпуска автомобилей ГАЗ с дизельным двигателем Cummins не указывает на то, что данный автомобиль вообще отсутствует в наличии у дилеров которые, могли его закупить ранее, когда данный автомобиль продолжал выпускаться до момента прекращения выпуска данного автомобиля.

Ответы ООО «Фирма ТСС», ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер», ООО «Грузавтоиморт» на ранее направленные запросы ООО «Т» подтверждают факт отсутствия в наличии требуемого по договору автомобиля скорой медицинской помощи только у указанных организаций.

Данные письма не подтверждают отсутствие вообще у всех дилеров, как такового автомобиля с требуемыми характеристиками, поскольку данный автомобиль мог находиться в наличии у других дилеров, ООО «ТД Сограндис» не рассматривало возможность поставки требуемого автомобиля у других дилеров помимо ООО «Фирма ТСС», ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер», ООО «Грузавтоиморт».

Представитель ООО «Т» в заседании Комиссии обратила внимание, что несмотря на то, что техническое задание не содержит указание на конкретную марку автомобиля скорой медицинской помощи которую требовалось поставить в адрес заказчика, исходя из колесной формулы автомобиля поставить в соответствии с техническим заданием по договору возможно было только автомобиль марки ГАЗ.

Доказательства направления каких-либо обращений ООО «Т» непосредственно в адрес производителя в материалы рассматриваемого дела не представлены.

По сведениям официального сайта https://azgaz.ru/dealers/ следует, что только на территории Российской Федерации располагается более 50 дилерских центров осуществляющих продажу автомобиля марки ГАЗ.

В письме официального дилера ООО «Автоград ГАЗ» (исх.№ 04803/23 от 07.06.2023) указало на возможность поставки требуемого по условиям договора автомобиля скорой медицинской помощи соответствующего требуемым техническим характеристиками содержащимся в техническом задании о закупке с реестровым номером извещения 0167200003423002277. Следовательно, поставка требуемого заказчику автомобиля объективно являлась возможной.

Несмотря на нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по контракту, заказчик со своей стороны предоставлял дополнительную возможность поставщику надлежащим образом исполнить обязательства по договору, осуществлял переписку с поставщиком, однако, несмотря на предпринимаемые меры, требуемый результат по договору который изначально преследовал заказчик когда осуществлял закупку не достигнут.

В соответствии с законодательством о контрактной системе в обязанности заказчика не входит поиск требуемого к поставке по договору товара за поставщика, поскольку обязанность по поставке требуемого заказчику товара лежит именно на поставщике, который добровольно принял на себя соответствующее обязательство по надлежащему исполнению условий заключенного договора.

В рассматриваемом случае, ООО «Т» являясь опытным участником закупок (по данным реестра контрактов официального сайта ЕИС в сфере закупок размещено 164 записи о заключенных государственных контрактах в рамках 44-ФЗ) должно было предвидеть все возможные риски, которые могут возникнуть в ходе осуществления коммерческой деятельности с целью надлежащего исполнения обязательств по договору и адекватно оценивать свои реальные возможности чтобы исполнить договор надлежащим образом, в рассматриваемом случае, ввиду недостаточной осмотрительности ООО «Т» допустило существенное нарушение условий заключенного договора.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий договора подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора, требуемый по договору товар не поставлен в адрес заказчика), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, доказательства того, что заказчик препятствовал поставщику надлежащим образом исполнить обязательства по договору не представлены, обстоятельства непреодолимой силы не установлены, процедура расторжения договора в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «Т».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) в отношении ООО «Т» (ИНН , адрес:), учредителя Общества: Д (ИНН ), директора Общества: Д (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку средств автотранспортных (автомобиль скорой медицинской помощи) (реестровый номер закупки 0167200003423002277) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Т» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны