Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–9/2023

 

16.02.2023                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."            –

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."          –

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."        –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–9/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области "Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса" (далее – Заказчик, "...-...") при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку учебного лабораторного комплекса для проверки параметров реле систем сигнализации, централизации и блокировки для проведения демонстрационного экзамена по специальности 27.02.03 "Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)" (реестровый номер закупки: 32312082840), далее также – Закупка,

в присутствии представителей

от Заявителя: "...-..." на основании доверенности № б/н от 10.02.2023,

от Заказчика: "...-..." на основании доверенности № б/н от 13.02.2023, "...-..." на основании доверенности б/н от 10.02.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 08.02.2023 поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку учебного лабораторного комплекса для проверки параметров реле систем сигнализации, централизации и блокировки для проведения демонстрационного экзамена по специальности 27.02.03 "Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)" (реестровый номер закупки: 32312082840).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает несогласие с положениями Технического задания (Приложение № 3 к Извещению) Заказчика, ограничивающим круг возможных участников Закупки, в части следующих спорных требований Заказчика:

1. Заказчиком в Техническом задании в п. 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.8, 1.1.9 утверждены требования, соответствующие товару единственного производителя, а именно ООО «НПЦ Стэйджер»;

2. Заказчиком в п. 2.3 Технического задания предусмотрен Ампервольтомметр Ц – 4380М или эквивалент с годом выпуска не ранее 2022 года, соответствующий продукции единственного производителя, ПАО «Электроизмеритель», страна происхождения: Украина, однако, учитывая, что в связи с проведением Россией специальной военной операции на территории Украины, торговые отношения между Россией и Украиной прекращены, выполнение данного требования невозможно;

3. Требование Заказчика, утверждённое в п. 4.2 Проекта контракта о сроках поставки товара (в течение 60 календарных дней со дня заключения Договора) является необоснованным, поскольку срок поставки товара меньше срока изготовления продукции производителями.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что документация о закупке составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, представил письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела.

Исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания наблюдательного совета "...-..." № 10/2022 от 26.09.2022 утверждено Положение о закупке товаров, работ услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 28.09.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчику в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Как установлено материалами дела, 02.02.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312082840), Заказчиком размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2/2023 на право заключения договора на поставку учебного лабораторного комплекса для проверки параметров реле систем сигнализации, централизации и блокировки для проведения демонстрационного экзамена по специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)» (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.02.2023 в 08:00.

Согласно доводу жалобы № 1, Заказчиком в Техническом задании в п. 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.8, 1.1.9 утверждены требования, соответствующие товару единственного производителя, а именно ООО «НПЦ Стэйджер».

Заказчиком в разд. 1.1 Технического задания утверждены требования к характеристика товара «Лабораторный стенд для проверки параметров реле систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)» (далее – Лабораторный стенд), в частности:

 

1.1.3

Габаритные размеры стенда, мм.:

- Длина (по фронту)

- Ширина (ортогонально фронту)

- Высота

 

Не более 900

Не более 300

Не более 700

1.1.4

На лицевой панели стенда располагаются все приборы и манипуляторы, а также светящийся экран для ревизии и регулировки контактных групп реле.

Наличие

1.1.5

Вольтметр-амперметр цифровой, предназначенный для синхронного определения значений напряжения и силы тока.

Наличие, не менее 1 шт.

1.1.8

Резистор переменный предназначен для регулировки сопротивления

Наличие, не менее 1 шт.

1.1.9

Лабораторный автотрансформатор (ЛATP) выполняющий функции блока питания для напряжения сети переменного типа

Наличие, не менее 1 шт.

 

Ознакомившись с информацией, представленной в материалы дела, устными и письменными пояснениями Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с пунктом 6 Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (далее – Приказ), государственная итоговая аттестация проводится:

а) в форме демонстрационного экзамена для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, за исключением программ, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

б) в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы) для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, за исключением программ, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

в) в форме государственного экзамена и (или) защиты дипломного проекта (работы):

для выпускников, осваивающих образовательные программы в области искусств, медицинского образования и фармацевтического образования, в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области подготовки членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного транспорта, специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, если иное не установлено соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования;

для выпускников, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, из содержания Приказа следует, что образовательные учреждения обязаны проводить экзамены в формате демонстрационного экзамена.

В целях проведения демонстрационного экзамена «Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики 2022-2024» необходимо выполнить требования к инфраструктуре и материально техническому оснащению мастерских.

Требования к оснащению изложены в инфраструктурном листе «Оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции: Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» (далее – Инфраструктурный лист), размещённом на сайте Единой системы актуальных требований (ЕСАТ).

Согласно Инфраструктурному листу для проведения демонстрационного экзамена необходим «Стенд проверки параметров реле СЦБ», который включает в себя следующие технические характеристики - измерение и контроль основных электрических параметров электромагнитных реле КМШ, КШ, НМ, РЭЛ, ТШ, ДСШ.

В целях удобства и наглядности проведения экзамена Заказчиком утверждено требование, согласно которому все реле должны быть установлены на укомплектованном стенде. Также согласно инфраструктурного листа необходимо выполнить схему застройки площадки проведения демонстрационного экзамена, в связи с чем, Заказчиком в п. 1.1.3 Технического задания утверждены соответствующие размеры (габариты) стенда.

Заявитель не привел надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что установленные учреждением технические требования к лабораторному стенду в п. 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.8, 1.1.9 являются эксклюзивными и невыполнимыми со стороны иных производителей указанного оборудования, помимо "...-...".

В свою очередь из представленных в материалы дела коммерческих предложений поставщиков, поступивших заказчику в целях формирования и обоснования начальной максимальной цены договора следует наличие возможности у участников рынка изготовить/поставить оборудование, в том числе лабораторные стенды, соответствующие требованиям заказчика.

При этом, заявитель документов, сведений, материалов, доказывающих, что лабораторные стенды могут быть произведены исключительно "...-...", товар, либо его эквивалент, отвечающий потребностям Заказчика отсутствует на рынке.

Таким образом, поскольку Заявителем не доказана невозможность изготовления/поставки (в том числе под заказ) Лабораторных стендов другими организациями, кроме как "...-...", Заказчиком представлены коммерческие предложения организаций, способных поставить/изготовить указанный товар, Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 1 необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы № 2, Заказчиком в п. 2.3 Технического задания утверждён товар (Ампервольтомметр Ц – 4380М или эквивалент) не ранее 2022 года выпуска, соответствующий продукции единственного производителя, а именно "...-...", страна происхождения: Украина.

При этом Заявитель поясняет, что в связи с проведением Россией специальной военной операции на территории Украины, торговые отношения между Россией и Украиной прекращены и соответственно выполнение данного требования невозможно.

Заказчиком в разд. 2.3 Технического задания утверждены требования к характеристика товара «Ампервольтомметр Ц – 4380М или эквиваленту» (далее – Ампервольтомметр), в частности к наличию:

 

2.3.1

Ампервольтомметр изготовлен в ударопрочном корпусе и предназначен для ремонта, технического обслуживания аппаратуры и устройств автоматики, в том числе, в полевых условиях эксплуатации

2.3.2

Пределы измерений по постоянному напряжению 75 мВ; 0,03 В; 1,5 В; 6 В; 15 В; 30 В; 150 В; 300 В; 600 В

2.3.3

Пределы измерений по переменному напряжению 0,03 В; 1,5 В; 6 В; 15 В; 30 В; 150 В; 300 В; 600 В

2.3.4

Пределы измерений по постоянному и переменному току 6 мА; 30 мА; 0,15 А; 0,6 А; 1,5 А; 3 А; 6 А; 15 А;

2.3.5

Пределы измерений по сопротивлению постоянному току 1- 100 Ом; 100 Ом- 10 кОм; 1кОм-100 кОм; 10 кОм- 1000 кОм.

2.3.6

Предел допускаемого значения основной погрешности по постоянному току и напряжению ± 1,5%

2.3.7

Предел допускаемого значения основной погрешности по переменному току и напряжению ± 2,5 %

2.3.8

Предел допускаемого значения основной погрешности по сопротивлению ± 2,5 %

2.3.9

Предел допускаемого значения основной погрешности при измерении напряжения сигналов кодовых рельсовых цепей на частотах 25, 50, 75 Гц тока ± 5,0 %

 

Вместе с тем, п. 1.2 Спецификации (Приложение № 1 к Договору) утверждено, что поставляемый Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не поврежденным, не ранее 2022 года выпуска. Не допускается к поставке Товар с выставочных образцов.

Ознакомившись с коммерческими предложениями, приложенными Заказчиком в материалы дела, Комиссия Управления установила, что существует по крайней мере 2 организации способные изготовить/поставить Ампервольтомметры с указанными заказчиком параметрами.

Довод Заявителя о затруднительности/невозможности к поставке Заказчику Ампервольтомметров в связи с проведением Россией специальной военной операции на территории Украины, Комиссия Управления считает несостоятельным, поскольку Постановление Кабинета министров Украины № 426, в соответствии с которым в отношении России было введено торговое эмбарго, вступило в силу 09.04.2022, что в принципе допускает возможность приобретение поставщиками указанной продукции до указанной даты, а равно заявителем не доказана невозможность закупки данного товара через третьи страны.

В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заявителя привёл в подтверждение своего довода пример товара-эквивалента, Ампервольтомметр ЭК2346 производства "...-..." (Россия, г. Омск), который не в полной мере отвечает требованиям Технического задания Заказчика, поясняя, что таким образом, по его мнению совокупность требований Заказчика по п. 2.3 Технического задания соответствует только продукции "...-..." (Украина, г. Житомер).

В ходе заседания комиссии, Тюменским УФАС России был задан вопрос представителю Заявителю о том существуют ли иные производители Ампервольтомметров или их эквивалентов на территории России или на территории иных стран, помимо Украины, на что представитель Заявителя затруднился дать ответ.

Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлено документов, сведений, материалов, доказывающих, что Ампервольтомметры или их эквиваленты не могут быть изготовлены на территории Российской Федерации (в том числе под заказ) или территории других стран, а также, что данного товара (закупленного до введения Украиной эмбарго в отношении России) нет в наличии на складах поставщиков на момент проведения Закупки, в соответствии с чем Комиссия Управления полагает, что Заявителем не доказана невозможность поставки товара, соответствующего требованиям закупочной документации Заказчику.

Таким образом, поскольку Заявителем не доказана невозможность изготовления/поставки товара, Заказчиком представлены коммерческие предложения организаций, способных поставить/изготовить указанный товар, Комиссия Управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 2 необоснованным

 

Согласно доводу жалобы № 3, требование Заказчика, утверждённое в п. 4.2 Проекта контракта о сроках поставки товара (в течение 60 календарных дней со дня заключения Договора) является необоснованным, поскольку срок поставки товара меньше срока изготовления продукции производителями.

Пунктом 4.2 Проекта договора, Заказчиком утверждён срок поставки товара: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня заключения настоящего Договора Сторонами.

Заявителем в подтверждение своего довода в материалы дела приложены письменные ответы (далее – Письма) производителей подлежащих поставке товаров.

Согласно письменному ответу "...-..." от 08.02.2023, товар, указанный в Техническом задании Заказчика, производится под заказ в срок от 60 до 75 рабочих дней.

Согласно письменному ответу "...-..." от 07.02.2023, Лабораторные стенды производятся под заказ в срок от 90 до 120 дней.

Ознакомившись с письмами производителей, Комиссия Управления задала вопрос представителю Заявителя о наличии на российском рынке иных производителей или поставщиков, способных поставить товар Заказчику в установленный Проектом договора срок, на что представитель Заявителя затруднился дать ответ.

Ознакомившись с коммерческими предложениями, приложенными Заказчиком в материалы дела, Комиссия Управления установила, что Заказчиком утверждён 60-дневный срок поставки товара на основании ответов 3-х коммерческих предложений организаций изготовить/поставить товар в 45/60-дневный срок, в соответствии с чем.

Законом не установлены требования в отношении сроков поставки товара Заказчику в качестве признака ограничения конкуренции.

Вместе с тем, Заказчик не обязан устанавливать сроки поставки товара таким образом, чтобы в Закупке имели возможность участвовать все без исключения поставщики осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Участники закупки самостоятельно решают принимать участие в закупке или нет, имеет ли он ресурсы и возможности поставить требуемый товар в сроки предусмотренные документацией о закупке.

Таким образом, поскольку представителем Заявителя не доказана невозможность поставки товара Заявителю в установленный Проектом договора срок, Заказчиком представлены коммерческие предложения, указывающие на возможность поставки товара, Комиссия управления полагает признать довод жалобы Заявителя № 3 необоснованным.

Таким образом, поскольку Заявителем не доказана невозможность поставки товара, соответствующего требованиям закупочной документации Заказчика в установленный Проектом договора срок, Комиссия Управления полагает признать жалобу необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку учебного лабораторного комплекса для проверки параметров реле систем сигнализации, централизации и блокировки для проведения демонстрационного экзамена по специальности 27.02.03 "Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)" (реестровый номер закупки: 32312082840), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

 

 

Члены Комиссии:

"...-..."

 

 

"...-..."

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны