Решение №072/10/18.1–268/2020 Признать жалобу обоснованной. от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–268/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 22.12.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>           -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

<...>                 -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–268/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сибсервис» (далее – Заявитель, Общество) на действия общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее также – Заказчик, ООО «ТЭО», Региональной оператор) при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Тюмень (Лот № 2), реестровый номер извещения: 2100700000920000017 (далее также – Закупка), в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

<...>,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 10.12.2020 г. поступила жалоба (вх. № 12723) общества с ограниченной ответственностью «Сибсервис» на действия общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Тюмень (реестровый номер извещения: 2100700000920000017).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 15.12.2020 г. в 10:08 информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11073.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 15.12.2020 г. в 08:55 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/9237) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из основных доводов жалобы Заявителя следует, что в связи с внедрением и использованием информационной системы мониторинга обращения с ТКО в Тюменской области, положения разд. 6 проекта договора закупочной документации Заказчика содержат требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ и ограничивающие круг возможных участников Закупки, а именно:

- обязанность представления исполнителем по договору соответствующей специализированной техники (мусоровозов) и контейнеров для установки программно-аппаратных комплексов автоматического бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого (загруженного) контейнера с передачей в режиме «Онлайн» данных о времени, геопозиции загрузки контейнера, его массе и сведениях специализированном транспортном средстве (далее – Оборудование), что, в свою очередь предполагает наличие у исполнителя такой техники на праве собственности, что ограничивает права и законные интересы Заявителя, так как ряд парка соответствующей техники Общества находится в аренде или лизинге и не предусматривает возможность внесения изменений в её конструктив посредством установки Оборудования Регионального оператора, следовательно, исполнение данных условий разд. 6 проекта договора напрямую зависит от волеизъявления третьего лица (собственника техники);

- обязанность исполнителя вывозить все виды ТКО единственным способом – мусоровозами с установленным на них Оборудованием посредством опрокидывания контейнеров, что является заведомо неисполнимым требованием, так как в случае с накоплением и транспортировкой крупногабаритных ТКО посредством бункеров и бункеровозов, и безконтейнерным способом сбора мусора (в полиэтиленовые мешки) мусоровозы и контейнеры не используются.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что разд. 6 проекта договора закупочной документации сформирован Заказчиком в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области, заключённым Региональным оператором с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области 24.11.2020 г. (далее – Соглашение), соответственно действия Заказчика по формированию, в том числе разд. 6 проекта договора закупочной документации направлены на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением и не могут быть расценены Тюменским УФАС России как действия, направленные на ограничение конкуренции.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено, что Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе).

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 4 ст. 24.6 Закона об отходах).

В силу требований ч. 3 ст. 24.8 Закона об отходах, в случаях, установленных п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства РФ № 1133 от 03.11.2016 г. (далее – Правила № 1133), региональный оператор формирует цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов, проводимым в порядке, определённым Правилами:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключённом между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.

Так, согласно п. 4 Правил № 1133, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учётом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Учитывая, что правоотношения, связанные с осуществлением закупки услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в соответствии с пп «б» п. 3 Правил № 1133, исключены из сферы регулирования Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при осуществлении таких закупок не могут быть обжалованы в антимонопольные органы в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, при осуществлении закупочных процедур по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе, лица, поименованные в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, не приобретают статус государственного или муниципального заказчика в понимании Закона о контрактной системе, следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок, связанных с указанными правоотношениями, в соответствии с гл. 6 Закона о контрактной системе.

Таким образом, учитывая совокупность вышеприведённых норм, обжалуемая Заявителем закупочная процедура относится к торгам, обязательным в силу законодательства РФ, следовательно, жалоба на действия (бездействие) Заказчика при осуществлении Закупки данной категории подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, как жалоба на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Как установлено материалами дела, 02.12.2020 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (реестровый номер извещения: 2100700000920000017) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/ Заказчиком была размещена документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Тюмень (далее – Документация)

Дата окончания подачи заявок: 11.12.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 293 262 402,60 руб.

Согласно п. 7 разд. 2 Документации, условия оказания услуг, являющихся предметом проводимой закупочной процедуры, определяются, в том числе в соответствии с разд. 4 Документации (далее – Проект договора).

В соответствии с п. 2 ст. 24.6 Закона об отходах, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила).

Так, в целях объективного восприятия нижеизложенного, следует рассмотреть основную терминологию, приведённую Заказчиком в абз. 8 – 10, 13 и 14 Проекта договора, с учётом положений п. 2 Правил:

- бесконтейнерный приём – способ погрузки ТКО в пакетах или других ёмкостях в Мусоровоз непосредственно от потребителя услуги по обращению с ТКО с мест приёма (погрузки) ТКО от потребителя, указанных Региональным оператором;

- контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО в местах накопления ТКО для дальнейшей погрузки ТКО в мусоровоз, за исключением крупногабаритных отходов;

- бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов в местах накопления ТКО для дальнейшей погрузки крупногабаритных отходов (далее – КГО) в мусоровоз;

- мусоровоз – транспортное средство, используемое для перевозки ТКО;

- место приёма (погрузки) ТКО от потребителя – место остановки мусоровоза для погрузки ТКО в пакетах или других емкостях в мусоровоз непосредственно от потребителя услуги по обращению с ТКО.

Здесь необходимо отметить, что понятие «крупногабаритные отходы» является составной неотъемлемой частью более общего понятия «твёрдые коммунальные отходы», что, в свою очередь подтверждается представителями Заказчика и Заявителя в ходе рассмотрения настоящей жалобы по существу.

Согласно п. 1.2 Проекта договора, исполнитель оказывает услуги по транспортированию ТКО в соответствии с условиями настоящего договора и территориальной схемой обращения с отходами в Тюменской области, действующей на территории деятельности Регионального оператора, схемой потоков транспортирования ТКО,  реестрами мест (площадок) накопления ТКО, размещёнными на официальных сайтах органов местного самоуправления Тюменской области, и местами приёма/погрузки ТКО от потребителя, указанными Региональным оператором.

В услугу исполнителя входит погрузка ТКО в транспортное средство с места накопления ТКО (места приёма (погрузки) ТКО от потребителя – при бесконтейнерном приёме), уборка места погрузки ТКО от высыпавшегося при погрузке мусора, уборка места приёма (погрузки) ТКО от потребителя – при бесконтейнерном приёме и при приёме КГО, с учётом требований, установленных разд. 6 Договора, а также транспортирование ТКО до места приёма и передачи ТКО (п. 1.7 Проекта договора).

В соответствии с пп. 4 п. 4.12 Проекта договора, исполнитель осуществляет транспортирование ТКО мусоровозами имеющими функциональное оборудование, обеспечивающее погрузку ТКО в местах накопления ТКО в мусоровоз и их транспортирование с учётом типов, видов и объёмов, расположенных в зоне деятельности исполнителя контейнеров в соответствии с договором, реестром мест (площадок) накопления ТКО и территориальной схемой, а также оборудованные устройствами, устанавливаемыми в целях исполнения требований, предусмотренных разд. 6 Договора (с даты установления такого оборудования).

Согласно п. 5.1 Проекта договора, исполнитель обязан, в том числе:

- осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством в области обращения с отходами, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой, схемой потоков транспортирования ТКО, реестрами мест (площадок) накопления ТКО, графиком вывоза ТКО, иными условиями договора (п. 5.1.1);

- не производить загрузку в мусоровоз или иное специализированное транспортное средство при оказании услуг по договору отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам, или загрузка которых в мусоровоз, не допускается (п. 5.1.2);

- осуществлять транспортирование крупногабаритных отходов в установленном договором и законодательством РФ порядке (п. 5.1.4);

- при бесконтейнерном способе приёма ТКО, осуществлять вывоз и транспортирование в отношении ТКО, собранных потребителями в пакеты или иные ёмкости (п. 5.1.7).

- предоставить Региональному оператору по его запросу с учётом требований, предусмотренных разд. 6 договора, право и возможность установить на контейнерах, принадлежащих исполнителю, а также мусоровозах исполнителя необходимое Региональному оператору оборудование (в том числе бортовые навигационные устройства ГЛОНАСС и/или GPS/ГЛОНАСС для передачи данных (навигационную систему), системы фото- видеофиксации, идентификаторы контейнеров (контейнерных площадок), оборудование для исполнения требований разд. 6 договора, а также нанести логотипы Регионального оператора на контейнеры и мусоровозы (п. 5.1.11).

В свою очередь, разделом 6 Проекта договора Извещения устанавливаются права и обязанности сторон в связи с внедрением и использованием информационной системы мониторинга обращения с ТКО в Тюменской области (далее – Система), где п. 6.1 закреплено право Регионального оператора установить на контейнерах и мусоровозах исполнителя программно-аппаратные комплексы, выполняющие, функции предоставления мониторинговой информации:

- отслеживания маршрута движения транспорта в режиме «Онлайн» с помощью бортовых навигационных устройств ГЛОНАСС и/или GPS/ГЛОНАСС и передача данных в Систему;

- идентификация контейнеров (контейнерных площадок) путём считывания радиочастотных меток и передачи в режиме «Онлайн» в Систему данных о времени, геопозиции контейнера, сведениях о специализированном транспортном средстве;

- автоматического бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого (загруженного) контейнера с передачей в режиме «Онлайн» данных о времени, геопозиции загрузки контейнера, массе контейнера, сведений о специализированном транспортном средстве.

Исполнитель обязан доставить мусоровозы и контейнеры для установки Оборудования по запросу Регионального оператора в указанные сроки, указанное место и на указанный период.

Также, п. 6.2 Проекта договора, определено, что после введения Системы в эксплуатацию исполнитель обязан, в том числе:

- осуществлять транспортирование ТКО только мусоровозами, на которых установлено Оборудование, предусмотренное п. 6.1 (п. 6.2.1);  

- обеспечивать работоспособность, сохранность, техническое обслуживание и ремонт Оборудования. С момента выхода из строя Оборудования и до завершения его ремонта использование мусоровоза для оказания услуги по транспортированию ТКО не допускается (п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5);

- производить погрузку всего ТКО с мест накопления ТКО, мест приёма (погрузки) ТКО от потребителя только с использованием оборудования, предусмотренного п. 6.1 (п. 6.2.8);       

- производить погрузку ТКО, скопившегося вне контейнеров в результате переполнения, с мест (площадок) накопления ТКО, а также отходов, просыпавшихся при выгрузке из контейнеров, только с использованием контейнеров (п. 6.2.9);  

Вместе с тем, согласно п. 6.5 Проекта договора, исполнитель несёт ответственность перед Региональным оператором за выполнение вышеуказанных обязанностей, в частности, обязан возместить Региональному оператору все штрафы и неустойки, наложенные на Регионального оператора в связи с неисполнением и/или ненадлежащем исполнением своих обязанностей.

В случае отказа исполнителя от установки Региональным оператором на принадлежащих исполнителю мусоровозах и контейнерах Оборудования, предусмотренного п. 6.1, Региональный оператор вправе расторгнуть настоящий Договор (отказаться от исполнения) в одностороннем внесудебном порядке (п. 6.6 Проекта договора Извещения).

Таким образом, по смыслу совокупности вышеприведённых требований Проекта договора, исполнителю договора, являющегося предметом рассматриваемой закупочной процедуры необходимо предоставить Заказчику специализированную технику для установки оборудования, осуществляющего, в том числе автоматическое бортовое взвешивание массы отходов опрокинутого (загруженного) контейнера (пп. 3 п. 6.1), где вследствие такой установки исполнитель будет обязан производить погрузку и транспортировку всего ТКО (в том числе КГО и ТКО бесконтейнерного приёма) с мест накопления, приёма (погрузки) ТКО только с использованием такого оборудования (п. 6.2.8), следовательно, только с использованием контейнеров.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что осуществить погрузку КГО в контейнер и «опрокинуть» в мусоровоз не представляется возможным, так как КГО накапливается в соответствующих ёмкостях – бункерах и вывозится спец. техникой – бункеровозами, а в местах накопления ТКО посредством бесконтейнерного приёма отсутствуют контейнеры в принципе, и погрузка осуществляется непосредственно в специализированную технику, что свидетельствует о объективной неисполнимости совокупности требований, содержащейся в разд. 6 Проекта договора.

С учётом вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле и осуществив анализ и оценку вышеприведённых положений Проекта договора Извещения, сформированного Заказчиком, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 10 Правил, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.

Исходя из содержания данной нормы, складирование отходов потребителями осуществляется, в том числе в бункеры, пакеты и другие ёмкости, следовательно, требование Заказчика о необходимости загрузки и транспортировки всего ТКО (в том числе КГО и ТКО бесконтейнерного приёма), только с использованием контейнеров (пп. 3 п. 6.1 и п. 6.2.8 Проекта договора) является избыточным, нарушая принцип отсутствия необоснованного ограничения числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе), соответственно довод жалобы Общества обоснован.

В соответствии с п. 26 Правил определено, что оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ о техническом регулировании.

Пунктом 27 Правил определено, что транспортирование ТКО осуществляется с использованием мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации.

Так, согласно пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – Постановление № 641), оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования ТКО.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (далее – Правила № 272), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами. При этом, п. 10 Приложения к Правилам № 272 определено, что транспортные средства – мусоровозы отнесены к специализированным транспортным средствам.

Так, из письменных пояснений Регионального оператора следует, что в соответствии с п. 5.2.2.2.2 гл. 5.2 «Маркировка и знаки опасности» Приложения ДОПОГ на мусоровозах должен быть установлен знак № 9 – опасность класса 9 «Прочие опасные вещества и изделия», а также размещена табличка оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в п. 5.3.2.2.3 гл. 5.3 «Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, Приложения «В» ДОПОГ.

Таким образом, по смыслу вышеизложенного, требования действующего законодательства РФ к оснащённости мусоровозов ограничиваются наличием на них установленной аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (п. 3 Постановления № 641) и соответствующих специальных знаков (п. 3 Правила № 272, ДОПОГ), следовательно, требования п. 5.1 и разд. 6 Проекта договора о необходимости установки на мусоровозы исполнителя дополнительного Оборудования – системы мониторинга обращения с ТКО законодательно необоснованно.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 24.10 Закона об отходах, определение объёма и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчётов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила № 505).

Так, п. 2 Правил № 505, коммерческому учёту подлежат объём и (или) масса:

а) ТКО в местах их накопления: сортированных/несортированных ТКО и КГО;

б) ТКО, транспортируемых операторами по обращению с ТКО;

в) ТКО, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов.

Согласно п. 7 Правил № 505, в целях осуществления расчётов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, коммерческий учёт ТКО осуществляется в соответствии с п. 5 настоящих Правил.

Так, п. 5 Правил № 505 закреплено, что коммерческий учёт ТКО осуществляется:

а) расчётным путём исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма;

- количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

Абзацами 10, 23, 24 и 25 ст. 1 Закона об отходах установлены следующие определения объектов обращения с ТКО:

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах;

- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

- объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

В соответствии с п. 10 Правил № 505, владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО.

Согласно п. 1 абз. 1 ст. 21 Закона об отходах, основным принципом экономического регулирования в области обращения с отходами является, в том числе уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Из содержания изложенных норм следует, что места осуществления коммерческого учёта ТКО законодательно определены закрытым перечнем соответствующих объектов размещения (хранения, захоронения) и обезвреживания ТКО, следовательно, монтаж на мусоровозы исполнителя оборудования промежуточного взвешивания массы каждого опрокинутого (загруженного) контейнера является нецелесообразным, так как не может быть применён в целях коммерческого учёта ТКО в соответствии с Правилами № 505.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании в документации о закупке объекта указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Так, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, по смыслу вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действующим законодательством РФ не предусмотрена необходимость установки на мусоровозах информационной системы мониторинга обращения с ТКО (в том числе Оборудования автоматического бортового взвешивания массы отходов каждого опрокинутого (загруженного) контейнера), установка которого является обязательной в соответствии с п. 5.1 и разд. 6 Проекта договора, что, свою очередь, нарушает требования п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе и противоречит принципу отсутствия необоснованного ограничения числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе), следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.

Вместе с тем следует отметить, что Заказчиком должным образом не доказана объективная нужда в установке информационной системы мониторинга обращения с ТКО на специализированной технике исполнителя договора, являющегося предметом рассмотренной закупочной процедуры, а также не представлены соответствующие документы и сведения, подтверждающие наличие у Регионального оператора необходимого Оборудования, планируемого к установке на мусоровозы исполнителя,   что говорит о неполном, не всестороннем понимании собственной потребности Заказчика, выраженной в разд. 6 Проекта договора. 

Исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ООО «ТЭО» ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Тюмень (реестровый номер извещения: 2100700000920000017), выразившемся в установлении в п. 5.1 и разд. 6 Проекта договора неисполнимых требований непредусмотренных действующим законодательством РФ.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок № 0073 от 14.12.2020 г., протокола рассмотрения вторых частей заявок № 0092 от 16.12.2020 г., о внесении изменений в закупочную документацию, а именно исключения п. 5.1.11 и разд. 6 из Проекта договора Документации и продлении срока подачи заявок.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибсервис» на действия общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Тюмень (реестровый номер извещения: 2100700000920000017) обоснованной.

2. Признать в действиях ООО «ТЭО» нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать ООО «ТЭО» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём отмены всех составленных в ходе проведения Закупки протоколов, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

      

                                   

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны