Решение №2-ВП/2024 Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиком ... от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 2-ВП/2024 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

14 февраля 2024 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) по факту поступившего обращения председателя Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У. (далее – заявитель) в рамках проведения электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5 (реестровый номер закупки 0567600001624000001).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/998/24 от 12.02.2024) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 14.02.2024, 16 часов 00 минут.

МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий» а также председатель Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У., будучи извещенными надлежащим образом о дате и времени проведения внеплановой проверки, не подключились к заседанию Комиссии проходившему в дистанционном формате, явка представителей не обеспечена, внеплановая проверка проводится в отсутствие представителей.

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение председателя Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У. (письмо исх.№ 09 от 09.02.2024) (вх.№ 1534-ЭП/24 от 09.02.2024) в котором указывается на признаки нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий» при проведении электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5 (реестровый номер закупки 0567600001624000001).

Копия обращения заявителя также направлена сопроводительным письмом Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/998/24 от 12.02.2024) в орган внутреннего муниципального финансового контроля в лице Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области для проведения камеральной проверки в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в зависимости от указанной в описании объекта закупки марки топлива, расстояния доставки топлива, во исполнение распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 15.12.2020 № 957 которым утвержден ведомственный стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

Дополнительно, сопроводительным письмом ФАС России (исх.№ 28/11466/24 от 13.02.2024) (вх.№ 1534-ЭП/24 от 09.02.2024) направлено аналогичное по содержанию обращение председателя Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У. (письмо исх.№ 09 от 09.02.2024) которое также приобщено к материалам внеплановой проверки.

Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиком при подготовке описания объекта закупки намеренно указана недостоверная информация в части доставки ГСМ до с. Лайтамак на расстояние 65 км. по зимнику, в то время, когда автодорога имеет асфальтовое покрытие на расстоянии 39,6 км., что подтверждается техническим заданием по закупке с реестровым номером извещения 0167300028823000016 которое также было подготовлено специалистами учредителя МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий». Подобная ситуация складывается по каждому из направлений доставки ГСМ, поскольку в описании объекта закупки указана абстрактная формулировка относительно доставки ГСМ по бездорожью, что не позволяет определить степень дорожного покрытия, не указаны расстояния «по бездорожью» от населенного пункта до дизельной электростанции. Заявитель предлагает рассмотреть вопрос относительно использования заказчиком другой марки топлива. Заявитель также обращает внимание, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заказчиком письменные возражения, обосновывающие позицию по делу, в материалы дела не представлены.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 технического задания предусмотрен объем поставляемой продукции:

Наименование сельского поселения, населенного пункта.

Дизельное топливо (тонн)

Расстояние (по данным Яндекс.Карты) от г. Тобольска (переправа через р. Иртыш) до центра населенного пункта, км.

Наличие и категория дорог

Ачирское сельское поселение

300

 

 

деревня Ачиры

135

120

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Ишменева

80

88

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Иземеть

85

100

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

Лайтамакское сельское поселение

270

 

 

село Лайтамак

135

65

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Топкинская

45

73

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Вармахли

30

92

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Топкинбашева

30

110

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Янгутум

30

120

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

Ушаровское сельское поселение

 

 

 

деревня Носкинская

30

130 (65 – по зимнику Тобольск – Зольникова – Носкинская)

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

Итого:

600

 

 

Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет контроль за стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (то есть, с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до заключения контракта) и исключительно за соблюдением требований Закона о контрактной системе, и не правомочна осуществлять контроль в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Расстояние доставки ГСМ не является с точки зрения требований статьи 33 Закона о контрактной системе функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки. Факт имеющегося противоречия в расстоянии доставки ГСМ по сравнению с ранее проводимой указанным заказчиком закупкой не свидетельствует о нарушении заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании описания объекта закупки, однако влияет на порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Как указано выше, копия обращения заявителя в указанной части была направлена для рассмотрения в орган внутреннего муниципального финансового контроля для решения вопроса о проведении соответствующей камеральной проверки.

Относительно довода заявителя об использовании заказчиком другой марки топлива, а равно необходимости закупки двух видов дизельного топлива, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что антимонопольные органы не вправе в соответствии со своими полномочиями определять за заказчика его потребность в приобретаемых товарах, работах, услугах, а равно осуществлять контроль в отношении планирования, нормирования, обоснования процедур закупок, поскольку контрольные полномочия контрольного органа в сфере закупок ограничены процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также соблюдением процедуры заключения контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.02.2024 закупка с реестровым номером извещения 0567600001624000001 на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признана несостоявшейся, следовательно, какие-либо права потенциальных участников закупки не нарушаются.

В заключение стоит отметить, что в рамках рассматриваемой закупки Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок ранее уже осуществлялась в полном объеме внеплановая проверка, по результатам проведения которой принято решение № 072/06/44/13/2024 от 01.02.2024, выдано обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика, которые размещены в открытой части ЕИС в сфере закупок, любое заинтересованное лицо имеет реальную возможность ознакомиться с указанным решением. Какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе Комиссией Тюменского УФАС России не установлены. Сведения об исполнении заказчиком ранее выданного предписания поступили в Тюменское УФАС России.

Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки какие-либо нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны