Решение №РНП-72-7/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-7/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

17 января 2023 года                                                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

в отсутствие представителя заказчика: МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» (далее также – заказчик), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

с участием представителя ООО «П» (далее также – Общество, исполнитель), Т. по доверенности № 1 от 10.01.2023,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» обращение МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения (реестровый номер закупки 0167300000522000601),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «П» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Представитель Общества просит не включать сведения в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

11.08.2022 между МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и ООО «П» заключен муниципальный контракт № 12001.22.044 на оказание услуг по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения (реестровый номер контракта 3720100138122000045).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется по заданию заказчика  оказать услуги по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения согласно расчету стоимости услуг, заданию на оказание услуг по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - задание) (приложения № 1, 2 к контракту) (далее - услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что услуги, оказываемые по контракту, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрен срок оказания услуг: в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено место оказания услуг: Тюменская область, г. Тюмень.

Пунктом 5.2.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему.

Пунктом 5.2.2 контракта предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить качество оказываемых услуг в полном соответствии с условиями контракта.

Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что не позднее, чем за 2 рабочих дня до фактической сдачи результатов оказанных услуг исполнитель уведомляет заказчика о намерении осуществить сдачу результатов оказанных услуг, а также о времени такой сдачи, с тем, чтобы заказчик смог совершить необходимые действия, обеспечивающие приемку оказанных услуг.

Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС и действует до 31.12.2022, а в части исполнения принятых по контракту обязательств по оплате, - до полного их исполнения сторонами. Дата начала исполнения контракта: 0 календарных дней с даты заключения контракта. Срок исполнения контракта: 99 календарных дней с даты начала исполнения контракта.

Приложение № 1 к контракту предусмотрен перечень объектов, в отношении которых требуется разработка паспортов доступности:

п/п

Наименование

Адрес

Площадь, м2

 

1

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Олимпийская, дом 23

159,7

 

2

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Рижская, дом 78 /2

558,5

 

3

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Рижская, дом 78

34,2

 

4

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Дзержинского, дом 31 /2

66,6

 

5

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Республики, дом 155 б /1

175,7

 

6

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Рижская, дом 56 /1

90,5

 

7

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Рижская, дом 56 а /1

105,5

 

8

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Холодильная, дом 13 а /4

154,9

 

9

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Республики, дом 167 а

213,8

 

10

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Рижская, дом 58 /3

161,2

 

11

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Серова, дом 23 /3

46,9

 

12

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Энергетиков, дом 44 /1

96,3

 

13

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Олимпийская, дом 20 /1

610,9

 

14

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Декабристов, дом 148 /3

131,4

 

15

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Декабристов, дом 152

74

 

16

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Севастопольская, дом 2 стр. 2

122,6

 

17

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Республики, дом 86, корпус 3

669,3

 

18

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Ямская, дом 71 а /2

107,5

 

19

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Димитрова, дом 88 /1

17,9

 

20

Нежилое помещение

г. Тюмень, проезд 9 Мая, дом 5

7306

 

21

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Тульская, дом 8 а

149

 

22

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Кузнецова, дом 16

67,1

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Кузнецова, дом 16

713,2

 

23

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Тульская, дом 8 а

48,6

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Тульская, дом 8 а

37,1

 

24

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Мориса Тореза, дом 1 /3

344,1

 

25

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 105 /1

82,7

 

26

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Димитрова, дом 88

105,5

 

27

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Декабристов, дом 147 /2

28,1

 

28

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Маршала Захарова, дом 7 а /2

101,3

 

29

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Одесская, дом 38

16,5

 

30

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Станционная, дом 16 б /2

97,00

 

31

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Седова, дом 19 а

13,3

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Седова, дом 19 а

39,1

 

32

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Ленина, дом 69 а

124,7

 

33

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Мельникайте, дом 127 а стр. 1

537,1

 

34

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Республики, дом 58 /10

80,00

 

35

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. 25-го Октября, дом 46 /2

72,4

 

36

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 73/1

299,5

 
 

37

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Мельничная, дом 10/3

34,9

 

38

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Мельникайте, дом 66

44,3

 

39

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Мира, дом 41/1

261,7

 

40

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Одесская, дом 61 /1

656,5

 

41

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Олимпийская, дом 25 /1

165,70

 

42

Нежилое помещение

г. Тюмень, проезд Шаимский, дом 10 /1

62,70

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, проезд Шаимский, дом 10 /1

15,1

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, проезд Шаимский, дом 10 /1

64,7

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, проезд Шаимский, дом 10 /1

131,70

 

Нежилое помещение

г. Тюмень, проезд Шаимский, дом 10 /1

16,60

 

43

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Республики, дом 148 а /1

62,00

 

44

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Республики, дом 196 /3

94,8

 

45

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Текстильная, дом 1

69,8

 

46

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Станционная, дом 28

48,6

 

47

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Муравленко, дом 19 /3

237,4

 

48

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Мельникайте, дом 115 /6

111,9

 

49

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Боровская, дом 2 б /2

205,1

 

50

Нежилое помещение

г. Тюмень, ул. Ямская, дом 73 /8

73,7

 

Приложением № 2 к муниципальному контракту предусмотрены требования к содержанию оказываемых услуг:

- проведение обследования объектов в целях определения соответствия требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения, включая требования «СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», требования государственных стандартов, иных сводов правил, строительных норм и других принятых в соответствии с законодательством требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с п. 4 настоящего задания;

- паспортизация (разработка паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры) на основе проведенных обследований;

- согласование паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры с общественной организацией инвалидов города Тюмени.

Кроме того, согласно разделу 3 приложения № 2 к муниципальному контракту предусмотрен состав оказываемых исполнителем услуг по контракту: сбор данных, осмотр/обследование объектов, подготовка документации, согласование с общественным объединением инвалидов, передача заказчику паспортов доступности.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

26.08.2022

Отправителем строительной лабораторией МКУ «ТГИК» в адрес ООО «Партнер» направлена техническая документация (выписки из ЕГРН, технические планы помещений, технические паспорта помещений, свидетельства о государственной регистрации)

Письмо исх.№ 86-22 от 26.08.2022

01.09.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено письмо о предоставлении исходных данных, а также сообщено об ответственному лице за оказание услуг – Володиной И.А.

Письмо исх.№ 30-08-3761/22 от 01.09.2022

01.09.2022

Заказчиком в адрес ТОО Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» направлено письмо, согласно которому, заказчик просит оказать содействие и предоставить специалиста для предварительного осмотра помещений. О дате и месте осмотра будет сообщено дополнительно

Письмо исх.№ 30-08-3763/22 от 01.09.2022 (вх.№ 409/699 от 02.09.2022)

01.09.2022

Заказчиком в адрес АУ СОНТО «Областной центр реабилитации инвалидов» направлено письмо, согласно которому, заказчик просит оказать содействие и предоставить специалиста для предварительного осмотра помещений. О дате и месте осмотра будет сообщено дополнительно

Письмо исх.№ 30-08-3773/22 от 01.09.2022

05.09.2022

ТОО Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» направило в адрес заказчика письмо, согласно которому, подрядчик должен предоставить заказчику акт обследования по каждой структурно-функциональной зоне обследуемого объекта, данный акт входит в состав паспортной документации и должен быть согласован с общественной организацией инвалидов. В этой связи, ТОО Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» не усматривает смысла в предварительном осмотре объектов общественной организацией

Письмо исх.№ 449/701 от 05.09.2022

29.09.2022

ТОО Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» направило в адрес начальника управления по эксплуатации и реконструкции муниципального имущества А.А. Белоглазова письмо, согласно которому, в паспорте доступности ОСИ заполнение пункта 3.3 не соответствует Методике паспортизации и классификации объектов утв. приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012; в паспорте доступности ОСИ заполнение строки 5 и 6 в таблице пункта 3.4 не соответствует Методике паспортизации и классификации объектов утв. приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012; в пункте 3.5 паспорта доступности ОСИ заключение о состоянии доступности ОСИ сформулировано некорректно, в паспорте доступности ОСИ заполнение пункта 4.1 не соответствует Методике паспортизации и классификации объектов утв. приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012; форма анкеты приложенной к паспорту доступности ОСИ не соответствует Методике паспортизации и классификации объектов утв. приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012, к паспорту доступности ОСИ не приложен акт обследования ОСИ с приложениями по всем структурно-функциональным зонам. Форма акта обследования ОСИ должна соответствовать Методике паспортизации и классификации объектов утв. приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012; акт обследования к паспорту доступности ОСИ рекомендуется разместить после анкеты соответствующего объекта, после акта обследования должны располагаться приложения по всем структурно-функциональным зонам объекта, расположение данных приложений после анкеты является некорректным. После приложений к акту обследования должны располагаться материалы фотофиксации и поэтажные планы объекта. Состояние доступности основных структурно-функциональных зон объекта определено без учета всех имеющихся замечаний, в приложениях к акту обследования ОСИ отражены не все имеющиеся замечания и работы по адаптации объекта; оценка состояния доступности объекта должна производится с учетом требований СП 59.13330.2020 и других действующих нормативных документов. Главным принципом при оценке состояния доступности каждого элемента является наличие отклонений от установленных нормативов или замечаний к требованиям общего характера и рекомендуемым параметрам; в материалах фотофиксации объекта не отражена структурно-функциональная зона № 6 «Системы информации на объекте», предоставленные материалы фотофиксации не дают возможности объективно оценить состояние доступности объекта, некорректно заполнена таблица № 1 приложения № 1 в анкете. В приложении № 2 к анкете встречаются ссылки на недействующие нормативные документы, в приложениях №№ 1-6 к анкете встречаются не заполненные колонки «вид работ» в графе «работы по адаптации объекта», в приложениях №№ 4, 5 и 6 заполнение графы «состояние доступности» таблицы № 2 не соответствует «Методике паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» ут. Приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012

Письмо № 524/701 от 17.10.2022

03.10.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 30.09.2022 разработанная документация заказчику не поступала. Заказчик просил подрядчика в срок до 10.10.2022 предоставить разработанную документацию, согласованную с общественной организацией инвалидов города Тюмени, для принятия дальнейших решений по контракту

Письмо исх.№ 30-08-4302/22 от 03.10.2022

13.10.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 12.10.2022 разработанная документация в адрес заказчика не поступала. Заказчик просил подрядчика сообщить о степени готовности паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения по контракту

Письмо исх.№ 30-08-4470/22 от 13.10.2022

13.10.2022

ООО «Партнер» в адрес заказчика направило письмо согласно которому, по состоянию на 13.10.2022 паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения подготовлены в электронном виде. До 21.10.2022 подготовленные проекты будут распечатаны в формате А4 и сброшюрованы. 24.10.2022 распечатанные проекты будут направлены на согласование с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа. Срок согласования проектов составляет до 30 рабочих дней. ООО «Партнер» понимает ответственность за просрочку исполнения обязательств, предусмотренную контрактом и добросовестно уплатит всю начисленную неустойку. Подрядчик просил заказчика не применять меры по расторжению контракта в одностороннем порядке

Письмо исх.№ 12/15 от 13.10.2022

14.10.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено уведомление о нарушении условий муниципального контракта, согласно которому, по состоянию на 14.10.2022 подрядчиком не исполнены обязательства по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, Заказчик потребовал от подрядчика оказать услуги по разработке паспортов доступности объектов в течение 30 календарных дней с даты направления настоящего уведомления, то есть в срок до 13.11.2022 включительно.

Письмо исх.№ 30-08-4484/22 от 14.10.2022

08.11.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 07.11.2022 разработанные и согласованные с общественной организацией инвалидов паспорта доступности в адрес заказчика не поступали. В случае не предоставления согласованных с общественной организацией инвалидов паспортов доступности по контракту в срок до 13.11.2022, согласно уведомлению о нарушении условий контракта исх.№ 30-08-4484/22 от 14.10.2022, заказчик будет вынужден начать процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке

Письмо исх.№ 30-08-4860/22 от 08.11.2022

16.11.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено уведомление о нарушении условий муниципального контракта, согласно которому, по состоянию на 16.11.2022 подрядчиком не исполнены обязательства по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, Заказчик потребовал от подрядчика оказать услуги по разработке паспортов доступности объектов в срок до 09.12.2022 включительно.

Письмо исх.№ 30-08-4990/22 от 16.11.2022

25.11.2022

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 25.11.2022 разработанная документация в адрес заказчика не поступала. Заказчик просил подрядчика в срок до 12:00 часов 28.11.2022 предоставить информацию о ходе выполнения работ по контракту

Письмо исх.№ 30-08-5096/22 от 25.11.2022

28.11.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, в адрес подрядчика ранее направлялось письменное уведомление исх.№ 30-5096/22 от 25.11.2022 с требованием предоставить информацию о ходе выполнения работ по контракту в срок до 12:00 часов 28.11.2022. В связи с отсутствием ответа, заказчик просил подрядчика повторно предоставить запрашиваемую информацию в срок до 02.12.2022

Письмо исх.№ 30-08-5130/22 от 28.11.2022

06.12.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, согласно ранее направленному уведомлению о нарушении условий контракта № 30-08-4990/22 от 16.11.2022, в случае не предоставления разработанных и согласованных паспортов доступности в срок до 09.12.2022 включительно, заказчик приступит к процедуре расторжения контракта в одностороннем порядке

Письмо исх.№ 30-08-5234/22 от 06.12.2022

 

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, подрядчик приступил 01.09.2022 к выполнению работ по контракту, следовательно подрядчик не нарушил срок начала выполнения работ, по состоянию на 09.12.2022, 12.12.2022 паспорта доступности находятся в стадии разработки, о чем подрядчик своевременно уведомил заказчика, что подтверждается письмом № 12/15 от 13.10.2022. При составлении указанного письма подрядчик ориентировался на поступившую информацию от представителя Департамента имущественных отношений (Антон, тел. +79199571221) о том, что отправленный ранее паспорт доступности по объекту АНО «Объединенный реабилитационный центр «Соль Земли» на согласование в ТООО ВОИ имеет одно замечание по количеству мероприятий по устройству доступа инвалидов и данный вопрос находится на согласовании у вышестоящего руководства заказчика и общества инвалидов. В действительности указанный выше паспорт доступности не согласован обществом инвалидов ввиду наличия 15 существенных замечаний, что подтверждается письмом № 524/701 от 17.10.2022. Указанные замечания были скрыты от подрядчика. Следовательно, подрядчик не нарушил срок сдачи результатов работ. Просрочка в части выполнения работ возникла по причине того, что по условиям договора между представителями заказчика и подрядчика такие работы должны быть выполнены согласно представленной информации о уже выполненных мероприятиях по устройству доступа для инвалидов на объектах инфраструктуры и эти мероприятия должны быть включены в паспорта доступности. Представленная информация подтверждается списком объектом инфраструктуры с перечисленными мероприятиями имеющими градацию по цветовой гамме, а именно: зеленое – сделано, желтое – не сделано, белое – под вопросом. При сопоставлении представленной информации и фактическим состоянием объектов инфраструктуры имелись противоречия СНиПам и СП, а также Методики паспортизации и квалификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер обеспечивающих их доступность. Данная информация в устной форме была доведена до заказчика. Заказчик в свою очередь также в устной форме заверил подрядчика о согласовании представленных мероприятий с обществом инвалидов, мотивируя это отсутствием денежных средств в бюджете на выполнение полных мероприятий по всем объектам инфраструктуры. Представитель общества инвалидов (Кривошеина С.В.) ориентировала подрядчика на выполнение полного комплекса работ по подготовке паспортов доступности как того требует Методика паспортизации и квалификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность (утв. приказом Минтруда России № 627 от 25.12.2012). В сложившейся ситуации подрядчику пришлось всю работу начинать с начала. Подрядчик считает претензию заказчика о нарушении сроков выполнения работ необоснованной, не соответствующей фактически сложившимся обстоятельствам, противоречащей действующему законодательству

Письмо исх.№ б/н, без даты (ответ на претензию заказчика)

22.12.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, обращение от 13.10.2022 № 12/15 поступившее в адрес заказчика не может быть своевременным уведомлением о ходе оказания услуг по состоянию на 09.12.2022 и 12.12.2022. Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени не является стороной по контракту, следовательно, не наделено правами и обязанностями. Объем разработки паспортов доступности определен нормативно-правовыми документами, изложенными в разделе 4 задания на разработку паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры, для инвалидов и других маломобильных групп населения, являющимся приложением № 2 к контракту. По вопросу наличия списка объектов с перечисленными мероприятиями, «имеющими градацию по цветовой гамме, а именно зеленое – сделано, желтое – не сделано, белое – под вопросом», без реквизитов и подписей сообщаем, что указанная информация со стороны заказчика не предоставлялась. У заказчика с указанными в обращении представителем общества инвалидов Кривошеиной С.В. никаких договоренностей не было. Информация о разработке и согласовании паспортов доступности от исполнителя поступила обращением от 13.10.2022 № 12/15. На вышеуказанные обращения информации о состоянии разработки и согласования паспортов доступности не поступало. По контракту был предусмотрен срок исполнения обязательств в 60 календарных дней. В указанный срок исполнителем паспорта доступности не разработаны. Согласования с обществами инвалидов не предоставлены. Несмотря на продление срока ожидания исполнения обязательств по контракту на 60 календарных дней, по состоянию на 22.12.2022 разработанные и согласованные паспорта доступности в адрес заказчика не поступали. Доводы изложенные в поступившем обращении заказчик полагает несостоятельными

Письмо исх.№ 30-08-5540/22 от 22.12.2022

28.12.2022

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 30-08-5618/22 от 28.12.2022

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 30-08-5618/22 от 28.12.2022

09.01.2023

ООО «Партнер» в адрес заказчика направлены возражения на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому, подрядчик выполнил часть работ, предоставив результат заказчику и организациям, классифицированным как заинтересованные лица в получении надлежащих результатов работ (услуг) по данному контракту. Однако от заказчика в адрес подрядчика поступило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Настоящим возражением подрядчик фиксирует отсутствие оснований для расторжения контракта заказчиком. Заказчик не вправе использовать ремарку типа «потеря интереса» к результатам услуг по данному контракту, не вправе использовать иные основания для его расторжения, ввиду отсутствия надлежащих обоснований своей позиции. Более того, подрядчик часть работ выполнил, предоставив результат заказчику, часть работ, с предоставлением результатов, готов выполнить в ближайшее время. Причиной задержек в предоставлении результатов работ по контракту является недопустимо длительный процесс согласовательных мероприятий, необходимость в корректировке данных, требуемых для оказания услуг, необходимость в отработке указаний заказчика, поступивших подрядчику уже в процессе оказания услуг. Таким образом, указанные заказчиком основания для расторжения контракта являются неприменимые

Письмо исх.№ 02 от 09.01.2023

10.01.2023

Заказчиком в адрес ООО «Партнер» направлен ответ, согласно которому, результат оказанных услуг должен быть предоставлен на бумажном носителе в печатном виде в трех экземплярах и на оптическом носителе информации (CD-диск) в электронном виде в формате PDF. По состоянию на 10.01.2023 в адрес заказчика результат соответствующий условиям контракта не предоставлялся

Письмо исх.№ 30-08-24/23 от 10.01.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 11.2 контракта принял решение № 30-08-5618/22 от 28.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения № 30-08-5618/22 от 28.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта будет иметь юридически значимый характер (а следовательно, порождать правовые последствия) для поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в случае, его размещения в специальном разделе ЕИС в сфере закупок.

28.12.2022 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 3720100138122000045 размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.12.2022 № 30-08-5618/22:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «П» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.12.2022, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 10.01.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.

Необходимо отметить, что ООО «П», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность ООО «П» исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность ООО «П», учитывая что подрядчик был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта: исх.№ 30-08-4470/22 от 13.10.2022, исх.№ 30-08-4484/22 от 14.10.2022, исх.№ 30-08-4860/22 от 09.11.2022, исх.№ 30-08-4990/22 от 16.11.2022, исх.№ 30-08-5096/22 от 25.11.2022, исх.№ 30-085130/22 от 28.11.2022 однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик создавал какие-либо препятствия для подрядчика (исполнителя) в части надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик направлял соответствующие уведомления, осуществлял переписку, выходил на связь с подрядчиком.

Кроме того, заказчиком уже после вступления в законную силу ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта также осуществлялась переписка, при этом, в самом последнем письме заказчика (письмо исх.№ 30-08-24/23 от 10.01.2023) указывалось на то, что результат оказанных услуг должен быть предоставлен на бумажном носителе в печатном виде в трех экземплярах и на оптическом носителе информации (CD-диск) в электронном виде в формате PDF. По состоянию на 10.01.2023 в адрес заказчика результат соответствующий условиям контракта не предоставлялся. Какие-либо согласования общественной организации инвалидов относительно разработанных подрядчиком паспортов доступности в материалы дела не представлены, заказчику не направлялись, документальное подтверждение указанного факта отсутствует.

По результатам изучения Комиссией Тюменского УФАС России материалов дела не установлено, что подрядчик обращался к заказчику относительно возникающих трудностей связанных с невозможностью надлежащего исполнения муниципального контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме. Частичное выполнение работ (оказание услуг) условиями контракта не предусмотрено.

Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

По результатам изучения Комиссией Тюменского УФАС России материалов дела, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили подрядчику надлежащим образом исполнить обязательства по контракту не установлены.

Заказчик был лишен требуемого по контракту результата выполнения работ, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд. Подрядчиком нарушен предельный срок исполнения обязательств по контракту.

Какой-либо преждевременности заказчика в части принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не установлено.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «П» следует, что в качестве основного вида деятельности Общества указан код ОКПД2 – 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий».

Таким образом, ООО «П» будучи профессиональным субъектом на рынке оказания услуг в сфере выполнения строительных работ, должно было предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств.

В заседании Комиссии представитель ООО «П» указывая на факт разработки паспортов доступности в электронном виде не представил в материалы рассматриваемого дела доказательства подтверждающие факт согласования разработанных ООО «П» паспортов доступности с общественной организацией инвалидов, что является главной и неотъемлемой частью условий муниципального контракта.

При этом, паспорт доступности как документ является определяющим при дальнейшей подготовке проектной документации и служит своеобразным определителем того, возможно (либо невозможно) конкретный объект приспособить для доступа маломобильных групп населения и инвалидов касающейся установки кнопки вызова помощника, поручня, пандуса, тактильной плитки, контрастной ленты вокруг дверного блока, маркировки круглой формы на остеклении дверного блока, тактильной информационной таблички.

Без паспорта доступности не представляется возможным в дальнейшем разработать необходимую муниципальному заказчику проектную документацию, следовательно, объект рассматриваемой закупки представлял высокую социальную значимость для обеспечения муниципальных нужд, невыполнение одного из главных условий муниципального контракта в части требуемого согласования разработанных подрядчиком паспортов доступности общественной организацией инвалидов приводит к невозможности осуществлять дальнейшую разработку проектной документации и как следствие невозможности решать социальные проблемы доступа на различные инфраструктурные объекты инвалидов и маломобильных групп населения что является приоритетным направлением развития социальной политики в конкретном муниципальном образовании Тюменской области.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий контракта подтвержден (в срок предусмотренный контрактом, работы в полном объеме не выполнены, разработанные паспорта доступности в электронном виде (по утверждению представителя ООО «Партнер») не согласованы с общественным объединением инвалидов, какие-либо доказательства подтверждающие факт получения согласования разработанных подрядчиком паспортов доступности общественным объединением инвалидов в материалы дела не представлены, фактически Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по контракту, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили подрядчику надлежащим образом исполнить условия контракта не установлены, также не установлено, что заказчик создавал препятствия подрядчику надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «П».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» в отношении ООО «П» (ИНН , адрес: ), директора и единственного учредителя Общества: Т (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения (реестровый номер закупки 0167300000522000601) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года

2. Датой включения сведений в отношении ООО «П» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны