Решение №РНП/223-11/2021 В реестр не включать. от 20 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № РНП/223-11/2021

об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 18.05.2021 г.

В полном объёме заключение изготовлено 20.05.2021 г.                                           г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

 

председатель Комиссии:

<...>      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

 

члены Комиссии:

<...>               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;

 

 

<...>                   -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» обращение акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) сведений в отношении индивидуального предпринимателя К. (ИНН: <...>, юридический адрес: <...>), далее также – Участник, Победитель закупки, в связи с уклонением последнего от заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей Уренгойского УМН (далее также – Договор) по результатам проведения конкурса в электронной форме № 0001-209-К-Y03-03429-2021 (реестровый номер извещения: 32109941109), далее – Закупка, Конкурс, в присутствии ИП К.,

представителя ИП Козюбенко И.И.:

<...>;

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 30.04.2021 г. поступило обращение (вх. № 4412) АО «Транснефть-Сибирь» о включении в РНП в соответствии с требованиями ст. 5 Закона о закупках информации в отношении ИП К. (ИНН: <...>), в связи с его уклонением от заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей Уренгойского УМН по результатам проведения конкурса в электронной форме № 0001-209-К-Y03-03429-2021 (реестровый номер извещения: 32109941109).

Из обращения Заказчика от 30.04.2021 г. следует, что Победитель закупки в установленный закупочной документацией срок надлежащим образом не исполнил обязанность по подписанию Договора, вследствие чего данный участник был признан уклонившимся от заключения Договора.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению указанного обращения, представитель Победителя закупки не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что у ИП К. отсутствовал умысел уклониться от заключения и исполнения Договора ввиду его фактического подписания в установленный срок – 07.04.2021 г.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019 г. № 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 27.12.2019 г. (с изменениями в редакции, действующей на момент размещения извещения от 28.04.2020 г.) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 29.01.2021 г. (с изменениями от 15.02.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32109941109) и на сайте оператора ЭТП – акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» по адресу: https://www.sberbank-ast.ru/ (процедура № SBR043-2101290074.100058197) Заказчиком была размещена совокупность электронных документов, составляющих закупочную документацию конкурса в электронной форме № 0001-209-К-Y03-03429-2021 на право заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей Уренгойского УМН (далее – Документация), в том числе включающую в себя извещение об осуществлении Закупки (далее – Извещение), инструкцию для участника закупки (далее – Инструкция), формы документов, техническое задание, проект договора и т.д.

Дата подведения итогов: 25.03.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 8 040 000,00 руб.

Необходимость обеспечения исполнения Договора, закупочной документацией не установлена.

В соответствии п. 2.20 Положения, под конкурсом понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признаётся участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Из содержания итогового протокола № 0001-209-К-Y03-03429-2021/И от 25.03.2021 г. (размещён в ЕИС: 26.03.2021 г. 17:33), далее – Итоговый протокол, следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подано и допущено закупочной комиссией Заказчика ве заявки, где победителем признан Участник № 2 (ИП Козюбенко И.И.) с итоговым бальным рейтингом – 88,00, предложивший цену исполнения договора равную 8 040 000,00 руб. (без снижения НМЦ).

Согласно п. 12.2 Положения, после подписания итогового протокола победителю закупки направляется организатором закупки письменное уведомление о выборе его победителем и необходимости либо явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, либо организации подписания договора в порядке, указанном в Уведомлении, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.

Победитель закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты МСП, обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки или путём обмена подписанными экземплярами договоров экспресс-почтой в порядке, определённом в Уведомлении, в течение:

- 10 календарных дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола);

- 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола), если документацией о закупке предусмотрена обязанность участника закупки после признания его победителем предоставить заказчику, организатору закупки в установленный извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке срок документы.

Пунктом 12.5 Положения и п. 15.3 Инструкции определено, что если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный п 12.1 - 12.4 настоящего Положения о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством РФ и настоящим Положением о закупке.

В соответствии 12.7 Положения и по смыслу п. 15.9 Инструкции, Заказчик подписывает договор по результатам закупки не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.

 

По результатам рассмотрения, анализа и сопоставления совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Итоговый протокол от 25.03.2021 г. размещён Заказчиком в ЕИС в 26.03.2021 г. в 17:33, следовательно, в соответствии с п. 15.3 Инструкции и учётом ст. 191, 193 ГК РФ крайним сроком подписания Договора победителем Закупки является 15.04.2021 г. (четверг) включительно (до 23:59).

Проект Договора размещён Заказчиком на сайте ЭТП (отправлен Участнику на подпись) 06.04.2021 г. в 18:37, то есть на 11 день с даты размещения в ЕИС итогового протокола, где 07.04.2021 г. в 13:56 (на следующий день), Победителем закупки Договор был подписан, что подтверждается скрин-образом личного кабинета Участника на ЭТП и уведомлением о подписании договора участником от 07.04.2021 г.

Далее, 14.04.2021 г. в 15:03, подписанный Победителем закупки Договор отозван Заказчиком и размещён повторно.

В свою очередь, 15:04.2021 г. в 15:33, Участником в адрес Заказчика с использованием функционала ЭТП направлен протокол разногласий (Запрос на разъяснение пунктов договора от 15.04.2021 г.) в содержании которого Победитель закупки просит пояснить существенные изменения, внесённые Заказчиком в Договор.

15.04.2021 г., электронной торговой площадкой сформировано Уведомление о блокировке участника Закупки – ИП К. за неподписание Договора, являющегося предметом Конкурса.

Далее, 16.04.2021 г. в 12:28, Заказчиком сформирован ответ на протокол разногласий (Запрос на разъяснение пунктов договора от 15.04.2021 г.), направленный Участником, из которого следует, Договор скорректирован в соответствии с положениями закупочной документации Заказчика.

20.04.2021 г. Заказчиком сформирован Протокол № 0001-209-К-Y03-03429-2021/И2 (размещён в ЕИС 21.04.2021 г. в 10:34), далее – Протокол уклонения, где участник № 2 (ИП К.) признан закупочной комиссией Заказчика уклонившимся от заключения Договора.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России представители Заказчика пояснили, что 06.04.2021 г. в 18:37 Заказчиком размещён (отправлен Участнику на подпись) Договор с опечаткой, а именно допущена ошибка в месте нахождения производственного объекта – станции технического обслуживания в г. Ноябрьске.

В свою очередь, представитель ИП К. пояснил, что Участником фактически было осуществлено подписание Договора в установленный срок 07.04.2021 г. в 13:56, а внесение изменений Заказчиком в Договор ввиду опечатки исключило возможность своевременно подписать такой Договор, так как ответ Заказчика, аргументирующий внесение соответствующих изменений в его содержание поступил за рамками времени, отведённого на его подписание.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств и рассмотренных норм действующего законодательства РФ, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что Участником подписан Договор в срок, установленный закупочной документацией и Положением, что соответствует требованиям п. 15.3 Инструкции и делает возможным его заключение с указанным участником Закупки ввиду фактического подписания им Договора.

Вместе с тем, осуществленный Заказчиком отзыв подписанного Участником Договора через 7 календарных дней после его подписания Победителем закупки (за день до окончания срока, предусмотренного на его подписание) не предусмотрен закупочной документацией и Положением о закупке, и объективно ущемляет права и законные интересы Победителя закупки исключая возможность получения соответствующих разъяснений внесенных изменений, что подтверждается Уведомлением о появлении ответа на запрос на разъяснение пунктов договора от 16.04.2021 г.

 

Комиссия Тюменского УФАС России в результате осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления № 13-П от 30.07.2001 г. и № 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом, в силу общих принципов гражданского законодательства, хозяйствующий субъект (участник закупки), принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований закупочной документации и Положения о закупке.

С учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях ИП К. признаков недобросовестности, о чем свидетельствуют в том числе следующие обстоятельства:

- фактическое подписание Договора в установленный срок;

- самовольный отзыв Заказчиком подписанного Участником Договора через 7 календарных дней после его подписания;

- размещения изменённого Договора за день до окончания регламентированного срока его подписания;

- оставления без ответа протокола разногласий Участника в срок, отведённый для подписания Договора. 

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения ИП К. от заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей Уренгойского УМН (далее также – Договор) по результатам проведения конкурса в электронной форме № 0001-209-К-Y03-03429-2021 (реестровый номер извещения: 32109941109) не подтвердившимся, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения сведений в отношении указанного участника в РНП.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

1. Признать факт уклонения индивидуального предпринимателя К (ИНН: <...>, юридический адрес: <...>), в связи с уклонением последнего от заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей Уренгойского УМН по результатам проведения конкурса в электронной форме № 0001-209-К-Y03-03429-2021 (реестровый номер извещения: 32109941109) не подтвердившимся.

2. Сведения в отношении ИП Козюбенко И.И. в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

 

       

 

 

<...>    

 

 

 

<...>                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона о закупках, включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в РНП или содержание таких сведений в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны