Решение №32110741232 Признана обоснованной от 16 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–149/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.11.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 16.11.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.    -

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Романенко В.В.          -

специалист 1-го разряда отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–149/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» (далее также – Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» (далее также – Заказчик, АО «ТАЛК») при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания (реестровый номер извещения: 32110741232), далее также – Закупка, Конкурс, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

представителя Заказчика:

« - » (на основании доверенности №176 от 08.11.2021 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 28.10.2021 в 14:59 поступила жалоба (вх. № 10895) ООО «Стройтраст» на действия АО «ТАЛК» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания (реестровый номер извещения: 32110741232).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ЮВ/6994) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

  • в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по не стоимостному критерию, а именно оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены с 11.01.2018 до момента окончания подачи заявок на участие в закупке, что может привести к ограничению числа участников в данной закупочной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
  • требования в отношении срока исполнения договора является необоснованными, что нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация, сформированная Заказчиком полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

 

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом №302 заседания Совета директоров АО «ТАЛК» от 29.06.2021 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ТАЛК» (девятая редакция), далее – Положение, Положение о закупке, которое 29.06.2021 (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 19.10.2021 (с последними изменениями от 27.10.2021) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110741232), Заказчиком была размещена документация о закупке (далее – Документация), в составе которой представлено Извещение о проведении конкурса в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключить договор на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания (кадастровый №72:23:0106001:3002), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Тимофея Чаркова, 4 (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.11.2021 в 02:01

Начальная (максимальная) цена договора – 18 773 407,20 руб.

В соответствии с п. 15.1 Положения и по смыслу ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках, под конкурсом понимается форма торгов, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе и на электронной торговой площадке извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Так, пп. 12, 13 и п. 15.5 Положения и пп. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно абзацу 1 п. 15.6 Положения, закреплено, что заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. В соответствии с абз. 3 п. 15.6 Положения, Конкурсная заявка, подаваемая участником закупки оператору электронной торговой площадки, должна содержать документы и информацию в соответствии с условиями конкурсной документации, в том числе документы (копии документов и информации), необходимые для оценки заявки по критериям, содержащимся в конкурсной документации.

При этом отсутствие этих документов и сведений не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Так, во исполнение требований пп. 12, 13 п. 15.5 Положения, п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, критерии и порядок оценки заявок регламентирован Заказчиком в разд. 4 Извещения, где определено, что для оценки заявок участников Конкурса устанавливаются следующие критерии оценки и их величины значимости:

1) Стоимостной критерий (значимость критерия – 30 %);

2) Нестоимостные критерии (значимость критерия – 70 %):

  • Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (значимость подкритерия – 10 %);
  • Деловая репутация участника закупки (значимость подкритерия – 10 %);
  • Опыт по успешному оказанию услуг (значимость подкритерия – 80 %).

Согласно пп. 4.1.2 разд. 4 Извещения, подкритерий «Опыт по успешному оказанию услуг» закупочной комиссией Заказчика оценивается количество исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера (ремонт кровли), исполненных в период с 01.01.2018г. до момента окончания подачи заявок на участие закупке и оценивается в баллах в соответствии со шкалой оценки:

- отсутствие контрактов (договоров) – 0 баллов;

- от 1 до 5 контрактов (договоров) включительно – 10 баллов;

- от 6 до 10 контрактов (договоров) включительно – 25 баллов;

- от 11 до 20 контрактов (договоров) включительно – 50 баллов;

- 21 контракт (договор) и более – 80 баллов.

Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе (далее – Порядок) регламентируется Приложением 1 к Положению, где п.4 Порядка определено, что в документации о закупке указываются используемые для определения поставщика (исполнителя) критерии. При этом количество используемых для определения поставщика (исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена договора", другим являются нестоимостные критерии (нестоимостной критерий).

Абз. 2 пп. «б» п. 3 Порядка закреплено, что заказчик устанавливает в документации о закупке, нестоимостные критерии, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Также, п. 5 Порядка установлено, что в документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, услуг по нестоимостным критериям оценки, что, в сущности и зафиксировано в подкритерии «Опыт по успешному оказанию услуг» пп. 4.1.2 разд. 4 Извещения.

Для оценки заявок (предложений) по каждому нестоимостному критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки (п. 6 Порядка).

Согласно п. 8. Порядка установлено, что предельные величины значимости критериев устанавливаются в следующем порядке: минимальная значимость стоимостных критериев оценки – 30%, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 70%, что фактически отражено в разд. 4 Извещения.

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком нестоимостной подкритерий оценки (Опыт по успешному оказанию услуг), закрепленный в разд. 4 (80%) Извещения, равно как и его значимость соответствует содержанию Приложения 1 к Положению, следовательно, довод жалобы Заявителя о неправомерности установления указанного нестоимостного критерия не находит своего объективного подтверждения.

Следует отметить, что Заявителем в материалы дела не представлено каких-либо документов, сведений или материалов, подтверждающих заявленный довод о том, что рассмотренный Комиссией Тюменского УФАС России нестоимостной критерий оценки ограничивает круг вероятно возможных участников Закупки, нарушая п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, что дополнительно подтверждает его несостоятельность.

 

Исследовав довод Заявителя в отношении срока исполнения договора, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

В соответствии с п. 2 абз. 2 п. 15.5 Положения, к конкурсной документации может быть приложен (в виде приложения к конкурсной документации, являющего ее неотъемлемой частью) проект договора.

Так, во исполнение п. 2 абз. 2 п. 15.5 Положения, Заказчиком в Приложении 2 к Документации приведен Проект договора (далее – Проект), где согласно п. 3.2 Проекта, срок выполнения работ с момента заключения договора составляет 45 календарных дней.

При этом п. 3.4 Проекта закреплено, что в случае неблагоприятных погодных условий стороны могут продлить сроки выполнения работ по настоящему договору, путем подписания дополнительного соглашения.

В свою очередь, Заявителем в материалы настоящего дела не представлено каких-либо документов, сведений или материалов, которые подтверждают как неправомерность установленного Заказчиком срока исполнения работ по договору (45 календарных дней), так и нарушение прав и законных интересов Заявителя указанным сроком.

В свою очередь, при рассмотрении настоящего дела по существу (11.11.2021 г.) установлено что ООО «Стройтраст» (ИНН: « - ») не зарегистрировано в Реестре участников закупок, размещенном на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, следовательно, Общество не может быть участником обжалуемой закупочной процедуры, что в свою очередь, указывает на объективное отсутствие нарушения его прав и законных интересов обжалуемыми Заявителем действиями Заказчика.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение закупочной документации отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Стройтраст» на действия АО «ТАЛК» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания (реестровый номер извещения: 32110741232) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» на действия акционерного общества «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания (реестровый номер извещения: 32110741232), необоснованной.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

Члены Комиссии:

Г.Ф. Попов

 

 

 

В.В. Романенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны