Постановление б/н без аннотации от 29 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № А19/16-9.21 об административном правонарушении

29.03.2019 г.                                                                                                        г. Тюмень

<...>, рассмотрев материалы дела № А19/16-9.21 об административном правонарушении, возбужденного в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Север» (ИНН 7203058440 ОГРН 1027200785677), по факту нарушения положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения,

в присутствии потерпевшего – <...>,

в отсутствии законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии защитников <...>, действующей на основании доверенности № <...>, <...>, действующего на основании доверенности № <...>,

УСТАНОВИЛ:

В Тюменское УФАС России поступило заявление <...> (вх. № 10746 от 25.12.2018 г.) на действия АО «Газпром газораспределение Север», выразившиеся в необоснованном требовании разработать проектную документацию объекта капитального строительства при подключении к сетям газораспределения.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

29.08.2016 <...> выданы технические условия № <...> на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Покровская, д. 9, в точке подключения: существующий надземный участок газопровода среднего давления, КШ 25 мм.

05.09.2018 между <...> и АО «Газпром газораспределение Север» заключен Договор № <...> о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Пунктом 7 Договора предусмотрены обязанности заявителя, в том числе, разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации) о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (информацию о точках подключения направляет исполнитель); представить исполнителю 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации заявителем предусмотрена законодательством Российской Федерации).

13.12.2018, по завершению выполнения Технических условий к Договору в полном объеме, <...> обратился в АО «Газпром газораспределение Север» с заявлением о составлении акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению и осуществлении фактического присоединения и пуска газа на объект.

21.12.2018 заявителю был направлен ответ на обращение, в котором Общество пояснило, что работы по фактическому присоединению, пуску газа и составлению акта готовности сетей на объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, возможны после осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении, предусмотренном п. 100 Правил подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Поскольку в ответе не содержались сведения о дате и времени проведения мониторинга выполнения технических условий, 11.01.2019 заявитель обратился на имя регионального директора по Тюменской области УО ООО «Газпром межрегионгаз Север» <...> с требованием незамедлительно осуществить мониторинг выполнения технических условий, составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, произвести фактическое присоединение и пуск газа на объект с оформлением всех необходимых документов.

08.02.2019 АО «Газпром газораспределение Север» в ответ на запрос заявителя от 11.01.2019 сообщило, что поскольку участок газопровода от точки подключения до газораспределительного шкафа включительно (ГРПШ) является сетью газопотребления заявителя и в соответствии с пп. 2 п. 4 Приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к опасным производственным объектам, на заявителя возлагается обязанность направить в адрес исполнителя проектную документацию. После предоставления указанных документов заявителю будет выдан акт готовности сетей.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1314 от 30.12.2013 г. (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 97 Правил, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

- разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

- разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

- выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

- мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;

- осуществление исполнителем фактического присоединения.

При этом, исходя из пункта 88 Правил, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

В соответствии с пунктом 104 Правил, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Согласно пункту 98 Правил, исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.

Типовая форма договора о подключении утверждена постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 N 713. Согласно пункту 7 типовой формы договора о подключении, потребитель обязан:

- осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка;

- разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации) о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (информацию о точках подключения направляет исполнитель);

- представить исполнителю 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации заявителем предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Как следует из буквального толкования Правил, а также типовой формы договора о подключении, утвержденных Правительством РФ, обязанность по разработке проектной документации сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования может быть возложена на потребителя только в том случае, если разработка такой проектной документации прямо предусмотрена градостроительным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае такая обязанность действующим законодательством на заявителя не возложена.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ, постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в проектную документацию, помимо прочего, включается раздел, содержащий сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, включая систему газоснабжения.

В соответствии с частью 3 статьи 48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, градостроительным законодательством однозначно установлено исключение, при котором разработка проектной документации как полностью, так и в какой-либо части не является обязательной, что не освобождает лицо, осуществляющее строительство, от выполнения в ходе строительства (капительного ремонта, реконструкции) обязательных требований в области строительства и реконструкции, установленных требованиями технических регламентов, иных обязательных для применения строительных норм и правил, имеющих отношение к объектам индивидуального жилищного строительства.

Поскольку из материалов дела следует, что заявка заявителя была направлена в отношении жилого дома, удовлетворяющего требованиям части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, то разработка проектной документации, в том числе в отношении сети газопотребления, являющейся неотъемлемой частью жилого дома, в обязательном порядке не требуется.

Обществом не приведены положения иных законодательных актов, устанавливающих обязанность заявителя за свой счет разработать проект сети газопотребления индивидуального жилого дома.

Ссылки общества на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" подлежат отклонению, поскольку, исходя из преамбулы указанного закона, положения настоящего Федерального закона распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Приведенные обществом ссылки на нормативные документы: СП62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ 54961-2012, ГОСТ Р 53865-2010, подлежат отклонению, поскольку перечисленные нормативные документы к законодательным актам не относятся. Кроме того, указанные документы прямо не предусматривают обязанность потребителей за свой счет разработать проект сети газопотребления индивидуального жилого дома, тогда как из положений Правил и типовых условий договора о подключении, следует, что такое условие (обязанность) должно быть прямо закреплено законодательным актом.

Изложенная выше позиция подтверждена письмом ФАС России от 15.05.2017 N СП/32350/17 и поддерживается письмами Ростехнадзора от 20.04.2017 N 00-06-04/1039 и Минстроя России от 20.03.2017 N 8652-АГ/08.

Доводы общества о необходимости разработки заявителем проекта сети газопотребления в целях обеспечения требований безопасности подлежат отклонению, поскольку из текста Правил, договора о подключении, следует, что фактическое подключение заявителя к системе газоснабжения осуществляется после проверки непосредственно обществом соблюдения всех необходимых условий для такого подключения, что подтверждается подписание акта о готовности сетей. Следовательно, общество в ходе исполнения договора о подключении вправе и обязано проверить перед началом эксплуатации соответствие возведенной сети газопотребления, газоиспользующего оборудования требованиям нормативных правовых актов, а также обязательных к применению нормативных документов в области технического регулирования. Отсутствие проектной документации не является препятствием для такой проверки. Для указанных целей общество также не лишено возможности за свой счет выполнить проект сети газопотребления и предоставить его заявителю для реализации.

Учитывая изложенное, действия АО «Газпром газораспределение Север», выразившиеся в возложении на заявителя обязанности по разработке проектной документации сети газопотребления, не соответствуют положениям Правил.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Север» допущено нарушение требований подп. «б» п. 97, подп. «б» п. 100, п. 104 Правил.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

08.11.2018 г. АО «Газпром газораспределение Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил (Постановление № А18/458-9.21 от 08.11.2018 г.). Штраф был оплачен 20.12.2018 г.

Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Субъектом правонарушения является акционерное общество «Газпром газораспределение Север» как субъект естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе по виду деятельности «Транспортировка газа по трубопроводам» (реестр СЕМ, регистрационный № 72.2.5).

Вина Общества заключается в том, что, имея объективную возможность для соблюдения требований действующего законодательства, общество допустило нарушение Правил, выразившееся в возложении на заявителя обязанности по разработке проектной документации сети газопотребления.

Каких-либо сведений и доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил, либо невозможности соблюдения требований законодательства, не установлено.

Место совершения административного правонарушения – г. Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела – с 21.12.2018 г. по настоящее время.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Совершенное АО «Газпром газораспределение Север» административное правонарушение не является малозначительным, так как в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок технологического присоединения, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Также АО «Газпром газораспределение Север» не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения. В связи с этим, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.

Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно опасных последствий. Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении АО «Газпром газораспределение Север» к исполнению требований действующего законодательства.

Материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его АО «Газпром газораспределение Север», его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1, ст. 4.2 ст. 4.3, ст. 4.5, ст. 4.6, ст. 24.5, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать акционерное общество «Газпром газораспределение Север» (ИНН 7203058440 ОГРН 1027200785677) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать АО «Газпром газораспределение Север» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим банковским реквизитам:

<...>

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей. 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны