Решение №72/10/18.1–56/2020 Признать жалобу необоснованной. от 19 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–56/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.03.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 19.03.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>            -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–56/2020 по жалобе индивидуального предпринимателя А. (далее также – Заявитель) на действия конкурсного управляющего ООО «Водоканал» – П. (далее также – Организатор торгов, Конкурсный управляющий) при организации и проведении торгов посредством закрытого аукциона по реализации имущества должника – ООО «Водоканал» (далее также – Должник) дебиторской задолженности населения Советского района (сообщение в ЕФРСБ № 6004476 от 13.01.2021 г.), далее также – Торги, Аукцион, в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

Организатора торгов:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 04.03.2021 г. в 16:32 поступила жалоба (вх. № 2106) ИП А. на действия конкурсного управляющего ООО «ВОДОКАНАЛ» – П. при организации и проведении торгов посредством закрытого аукциона по реализации имущества должника – ООО «Водоканал» дебиторской задолженности населения Советского района (сообщение в ЕФРСБ № 6004476 от 13.01.2021 г.).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 10.03.2021 г. в 16:33 информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11220.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 10.03.2021 г. в 16:29 Тюменским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено письмо (исх. № ИВ/1584) о приостановлении соответствующих Торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Торгах о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Так, по существу, из довода жалобы Заявителя следует, что Организатором торгов при проведении обжалуемых Торгов нарушены нормы действующего законодательства РФ, а именно Заявителю необоснованно отказано в допуске к таким Торгам по причине отсутствия в содержании его заявки документа органа местного самоуправления или субъекта РФ о наделении претендента статусом ресурсоснабжающей организации в сфере продажи твёрдого топлива населению Советского района при том обстоятельстве, что в её содержании были представлены соглашения об организации снабжения твёрдым топливом № 2 от 23.12.2020 г. и № 3 от 14.01.2021 г., заключённые с ТСН «Дружба» и СНТСН «Лесовик».

Организатор торгов с изложенным доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что отклонение заявки участника Торгов – ИП А. соответствует требованиям действующего законодательства РФ, так как соглашения № 2 и № 3, предоставленные данным участником в содержании своей заявки, не подтверждают факт того, что ИП А. осуществляет предоставление коммунальных услуг и организацию их потребления для содержания общего имущества в многоквартирных домах, что свидетельствует о несоответствии Заявителя законодательным требованиям к участнику, установленным в рамках закрытого аукциона по реализации имущества Должника.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, рассмотрев доводы жалобы Заявителя и возражения Конкурсного управляющего, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве), данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства.

Так, Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры от 09.10.2019 г.  по делу № А75-16708/2018 ООО «Водоканал» (ИНН: 8615001571) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, где конкурсным управляющим утверждён П.

Пунктом 1 ст. 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном гл. 7 данного Закона. При этом, продажа имущества должника, как следует из ст. 109 Закона о банкротстве, является одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, признанного банкротом и осуществляемой исключительно путём проведения торгов, что обуславливает обязательность реализации имущества только таким способом в случае принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов либо арбитражным управляющим.

Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве, а также Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Порядок), утверждённого приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 г. № 495.

Согласно п. 3 ст. 110 Закона о банкротстве, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Пунктом 3.1 Порядка продажи прав требования, принадлежащих ООО «Водоканал» на электронных торгах в форме аукциона, закрытого по составу участников и открытого по форме предоставления предложений о цене (дебиторская задолженность к физическим лицам), утверждённого протоколом собрания кредиторов от 16.12.2020 г. № 7 (далее – Положение) закреплено, что на рассматриваемых Торгах реализуется дебиторская задолженность населения Советского района за жилищно-коммунальные услуги в размере 52 056 081,54 руб. с начальной продажной ценой – 520 560,82 руб. (далее также – Лот № 1).

В соответствии с абз. 2 п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что Конкурсным управляющим объявлены Торги (сообщение в ЕФРСБ № 6004476 от 13.01.2021 г., объявление в газете «Коммерсантъ» № 77033548267 от 16.01.2021 г. (стр. 215)), далее – Извещение, с датой и временем окончания подачи заявок – 19.02.2021 г. в 21:00, по результатам которых (сообщение в ЕФРСБ № 6283163 от 05.03.2021 г.) указанные Торги признаны несостоявшимися в связи с поступлением одной соответствующей требованиям заявки участника – АО «Газпром энергосбыт Тюмень», предложившим о цену – 520 560,82 руб. и являющийся кредитором Должника, что также подтверждается Протоколом о результатах поведения закрытых торгов по Лоту № 1 от 02.03.2021 г. № 62512-1.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, на момент рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России настоящей жалобы по существу указанные Торги приостановлены Организатором торгов на стадии заключения договора.

Протоколом об определении участников торгов от 20.02.2021 г. № 62512 (далее – Протокол № 62512) зафиксировано, что на участие в обжалуемом Заявителем Аукционе подано четыре заявки, три из которых не допущены Организатором торгов до участия в Аукционе, в том числе заявка участника – ИП А. со следующей формулировкой: «Отсутствует документ органа местного самоуправления или субъекта Российской Федерации о наделении претендента статусом ресурсоснабжающей организации в сфере продажи твердого топлива населению Советского района, при этом отсутствуют сведения о фактическом осуществлении деятельности по продаже коммунальных ресурсов (твердого топлива), поскольку участник был зарегистрирован в качестве юридического лица 26 января 2021 года, т.е. после публикации извещения о проведении настоящих торгов».

Согласно п. 4.3 Положения, первые и повторные торги проводятся в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене.

Пунктом 4.4 Положения определено, что к участию в торгах допускаются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством на электронной площадке Оператора, и допущенные к участию в торгах, и соответствующие требованиям ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вновь выбранные, отобранные или определённые управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО), осуществляющие деятельность на территории Советского района ХМАО-Югры. 

Следует отметить, что в сущности идентичное требование о необходимости наличия в содержании заявки участника Торгов сведений и копий документов о соответствии участника торгов требованиям ч. 18 ст. 155 ЖК РФ содержаться в Извещении.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия (имущества) осуществляется путём проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством РФ к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия (имущества) осуществляется путём проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

Так, частью 18 ст. 155 ЖК РФ закреплено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключённый в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определённой управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО.

В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), где согласно абз. 16 п. 2 Правил, под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

При этом, в соответствии с абз. 9 п. 2 Правил, под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Материалами дела установлено, что в содержании аукционной заявки участника Торгов – ИП А. предоставлены, в том числе:

- соглашение об организации снабжения твёрдым топливом № 2 от 23.12.2020 г., заключённое между ИП А. и садоводческим некоммерческим товариществом собственников недвижимости «Лесовик», где п. 1.2 определено, что в связи с необходимостью снабжения членов СНТСН «Лесовик», постоянно проживающих в частных домовладениях на территории потребителя и имеющих печное отопление, снабжение потребителя твёрдым топливом должно осуществляться в соответствии с ЖК РФ.

- соглашение об организации снабжения твёрдым топливом № 3 от 14.01.2021 г., заключённое между ИП А. и товариществом собственников недвижимости «Дружба», где п. 1.2 определено, что в связи с необходимостью снабжения членов ТСН «Дружба», постоянно проживающих в частных домовладениях на территории потребителя и имеющих печное отопление, снабжение потребителя твёрдым топливом должно осуществляться в соответствии с ЖК РФ.

Таким образом, из содержания предоставленных в заявке данного участника Аукциона документов (Соглашение № 2 и 3) не представляется возможным достоверно установить факт осуществления данным лицом поставки твёрдого топлива, используемого для предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, соответственно Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что по смыслу абз. 9, 16 Правил, Заявитель объективно не соответствует требованиям ч. 18 ст. 155 ЖК РФ и, как следствие, не является лицом (ресурсоснабжающей организацией), имеющим возможность обладать указанными ограниченно оборотоспособным имуществом (абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве), следовательно, его заявке обоснованно отказано в допуске к участию в Аукционе Организатором торгов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что основание отказа в допуске Заявителя к участию в Торгах, зафиксированное в Протоколе № № 62512 является некорректным, так как Конкурсным управляющим надлежащим образом не обоснованы основания предоставления участниками Торгов именно некоего документа органа местного самоуправления или субъекта РФ о наделении претендента статусом ресурсоснабжающей организации в сфере продажи твёрдого топлива населению Советского района, но учитывая законодательно объективную обоснованность отклонения заявки ИП А., Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях Организатора торгов нарушение требований действующего законодательства РФ.

Таким образом, на основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия Организатора торгов, направленные на отклонение заявки участника Торгов – ИП А. являются правомерными и соответствуют исключающим требованиям положения абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве, ввиду законодательно установленной невозможности реализации указанного лота третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, следовательно, настоящий довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения Организатор торгов, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Заявителем действиях Конкурсного управляющего отсутствуют нарушения требований  действующего законодательства РФ, соответственно, жалоба ИП А. на действия конкурсного управляющего ООО «Водоканал» – П. при организации и проведении торгов посредством закрытого аукциона по реализации имущества должника – ООО «Водоканал» дебиторской задолженности населения Советского района (сообщение в ЕФРСБ № 6004476 от 13.01.2021 г.)  удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя А. на действия конкурсного управляющего ООО «Водоканал» – П. при организации и проведении торгов посредством закрытого аукциона по реализации имущества должника – ООО «Водоканал» дебиторской задолженности населения Советского района (сообщение в ЕФРСБ № 6004476 от 13.01.2021 г.) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

    

                                

<...>

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны