Решение №072/06/44/210/2022 Первый довод. Извещением об осуществлении закупки установлен... от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/210/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

15 декабря 2022 года                                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя С на действия заказчика Администрации Винзилинского муниципального образования при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории Винзилинского муниципального образования (реестровый номер закупки 0167600005022000007),                        

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя С на действия заказчика Администрации Винзилинского муниципального образования при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории Винзилинского муниципального образования.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в поступившей жалобе указывает следующие доводы:

Первый довод. Извещением об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, вместе с тем, пунктом 1.2 требований предъявляемых к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупке) не установлен перечень документов подтверждающих соответствие участника закупки предъявляемым заказчиком дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Второй довод. Пунктом 2.6 требований к содержанию, составу заявки (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки о цене контракта, вместе с тем, заявитель полагает, что участник не может в заявке установить предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. При этом, заявка подается до проведения аукциона.

Третий довод. Заказчик неправомерно указал различные идентификационные коды закупки в составе извещения об осуществлении закупки, а также в проекте контракта размещенного в составе извещения об осуществлении закупки.

Четвертый довод. Заказчик в нарушение требований частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 10.3.4 проекта контракт неправильно установил размер штрафа.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Администрация Винзилинского муниципального образования являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории Винзилинского муниципального образования, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 557 996,86 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 05.12.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167600005022000007.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По первому доводу жалобы заявителя установлено следующее.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» предусмотрено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ», а также указанных в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» приложения к указанному постановлению (далее - приложение к дополнительным требованиям).

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Извещением об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством РФ.

Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Согласно пункту 1.2 требований предъявляемых к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупке) – документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе: не устанавливается.

Учитывая, что извещением об осуществлении закупки предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, следовательно, заказчик не вправе устанавливать требование к составу заявки о представлении документов подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Законом о контрактной системе, поскольку такие документы не представляются участником закупки в составе заявки, а направляются непосредственно оператором электронной площадки в адрес заказчика во исполнение требований пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Кроме того, электронной формой извещения об осуществлении закупки предусмотрен перечень документов подтверждающих соответствие участника закупки предъявляемому дополнительному требованию, следовательно, приоритет имеет информация размещенная в ЕИС в сфере закупок:        

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя установлено следующее.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Пунктом 2.6 требований к содержанию, составу заявки (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.

Таким образом, заявка участника закупки должна содержать предложение о цене контракта, поскольку участник закупки, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого, соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке будет признан победителем аукциона.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что предложение о цене контракта при проведении закупок в форме электронного аукциона осуществляется участниками закупок непосредственно с использованием функционала аукционного зала оператора электронной площадки.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По третьему доводу жалобы заявителя установлено следующее.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее идентификационный код закупки.

Согласно материалам дела, заказчиком в извещении об осуществлении закупки указан идентификационный код закупки: 223722408151372240100100210015221244

В проекте контракта заказчиком указан следующий идентификационный код закупки: 223722408151372240100100210005221244

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе содержит императивное требование об указании идентификационного кода закупки непосредственно в контракте на стадии заключения контракта.

Действующее законодательство о контрактной системе не обязывает заказчика указывать идентификационный код закупки в проекте контракта при размещении извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок.

Кроме того, законодательство о контрактной системе не содержит запрет на внесение в данной части изменений в контракт, при его направлении заказчиком для подписания победителю закупки.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По четвертому доводу жалобы заявителя установлено следующее.

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Во исполнение требований части 5, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063».

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Пунктом 10.3.4 проекта муниципального контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения исполнителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), в размере одного процента цены Контракта (этапа), но не более 5000 (пяти тысяч) рублей и не менее 1000 (одной тысячи) рублей.

Комиссия Тюменского УФАС России, изучив пункт 10.3.4 проекта муниципального контракта установила, что размер штрафов и пени для подрядчика (исполнителя) установлен в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Пункт 10.3.4 проекта муниципального контракта применяется заказчиком исключительно в случае, если извещением об осуществлении закупки установлены преимущества в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Факт не установления в извещении об осуществлении закупки преимущества в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, вовсе не указывает на то, что заказчик не имеет права устанавливать в проекте контракта ответственность в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, поскольку данный факт влияет исключительно на правоприменительную деятельность заказчика при расчете размера штрафа.

В рассматриваемом случае, извещением об осуществлении закупки не установлены преимущества в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в этой связи пункт 10.3.4 проекта муниципального контракта не подлежит применению заказчиком при расчете размера штрафа, в случае ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по контракту.

Кроме того, в случае, если участник закупки полагает, что заказчиком неправильно рассчитан размер штрафа он вправе оспорить указанные действия заказчика в претензионном либо судебном порядке.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя С необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя С на действия заказчика Администрации Винзилинского муниципального образования при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории Винзилинского муниципального образования (реестровый номер закупки 0167600005022000007) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны