Решение №РНП-72-220/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 10 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-220/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

10 января 2024 года                                                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение заказчика в лице Департамента городской среды Администрации города Тобольска о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя К (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по подготовке проектной документации по объекту: «Реконструкция мягкой кровли с устройством скатной крыши здания МАОУ СОШ № 17, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а» (реестровый номер закупки 0167300000819000234),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение Департамента городской среды Администрации города Тобольска о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя К в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по подготовке проектной документации по объекту: «Реконструкция мягкой кровли с устройством скатной крыши здания МАОУ СОШ № 17, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а».

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ИП К. будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, документы обосновывающие позицию по делу в материалы дела представил, просит не включать сведения в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

25.10.2019 между Комитетом капитального строительства Администрации города Тобольска и индивидуальным предпринимателем К заключен муниципальный контракт № 0167300000819000234_132643 на оказание услуг по подготовке проектной документации по объекту: «Реконструкция мягкой кровли с устройством скатной крыши здания МАОУ СОШ № 17, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а» (реестровый номер контракта 3720603749419000041).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что стороны заключили настоящий контракт, согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по подготовке проектной документации по объекту: «Реконструкция мягкой кровли с устройством скатной крыши здания МАОУ СОШ № 17, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а» (далее – объект) (ОКПД 71.12.12.190), согласно техническому заданию (приложение №1), а заказчик берёт на себя финансирование его в размерах и формах, предусмотренных разделом «2» настоящего контракта.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что научные, технические, экономические и другие характеристики проектной документации, реализуемой в рамках настоящего контракта, определяются техническим заданием (приложением № 1)

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что исполнитель гарантирует выполнение обязательств по срокам, объемам и качеству работ в соответствии с требованиями настоящего контракта и согласно СНиП и ГОСТ и других правовых документов, касающихся вопросов выполнения инженерных изысканий, корректировки проектной документации.

Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что на основании приказа Комитета капитального строительства администрации города Тобольска от 08.02.2018 № 11 (в ред. от 16.08.2019 № 66) «Об утверждении перечня объектов по осуществлению МКУ «Тобольскстройзаказчик» в 2019 году функций технического заказчика, строительного контроля», приёмку выполненных работ, контроль за ходом выполнения работ и оформлением в установленном порядке необходимой документации будет осуществлять, в соответствии  со своим Уставом, МКУ «Тобольскстройзаказчик».

Пунктом 1.6 контракта предусмотрено место выполнения работ: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а.

Пунктом 1.7 контракта предусмотрено, что объем выполняемых работ определён техническим заданием (приложение № 1).

Разделом 3 контракта предусмотрено начало работ: с даты заключения контракта. Срок окончания работ: 3 (три) месяца с даты заключения контракта. В случае досрочного выполнения работ, заказчик вправе досрочно принять работы в полном объеме. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и иных мероприятий, необходимых для утверждения проекта, не входит в срок выполнения работ, и является сроком, в течение которого исполнитель предоставляет гарантии качества выполненных работ, и берет на себя обязательства по устранению замечаний к документации по результатам проведенных экспертиз и иных мероприятий, необходимых для утверждения проекта, в пределах объема работ, определенного приложением № 1 к настоящему контракту.

Пунктом 4.4.5 контракта предусмотрена обязанность исполнителя выполнять работу в соответствии с условиями и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. По согласованию с заказчиком, учреждением исполнитель вправе выполнить работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Пунктом 4.4.6 контракта предусмотрено, что в течение 3 рабочих дней с момента завершения работ представляет учреждению и заказчику проектную документацию и документы для оплаты выполненных работ в соответствии с разделом 5 настоящего контракта.

Пунктом 4.4.8 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется обеспечить прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Пунктом 4.4.9 контракта предусмотрено, что в случае возникновения замечаний к проектной и сметной документации в ходе прохождения экспертиз исполнитель устраняет их за свой счёт и в указанные сроки. При срыве сроков, отведённых на устранение замечаний, все затраты на повторные экспертизы исполнитель оплачивает самостоятельно, при этом заказчик не компенсирует затраты исполнителя за проведение повторных экспертиз проектной и сметной документации.

Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что сдача-приемка всей проектной документации оформляется по накладной, подписанной исполнителем и учреждением. Накладная подписывается после рассмотрения проектной документации в случае отсутствия замечания.

Пунктом 5.2 контракта предусмотрен перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче исполнителем учреждению на отдельных этапах и/или по окончании работ, определен приложением № 1 к настоящему контракту.

Пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что передача оформленной в установленном порядке проектной документации, результатов инженерных изысканий, сметной документации осуществляется сопроводительными документами исполнителя. Дата сдачи проектной документации и результатов инженерных изысканий, сметной документации исполнителем учреждению определяется датой подписания накладной уполномоченным сотрудником учреждения.

Пунктом 9.2 контракта предусмотрено, что контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе и действует по 31.12.2020.

Приложением № 1 к муниципальному контракту предусмотрено техническое задание, согласно которому:

п/п

Перечень основных данных и требований

Основные данные и требования

1

Наименование,

адрес проектируемого

объекта

МАОУ СОШ № 17, Тюменская область, г. Тобольск,

7а микрорайон, № 6а»

2

Вид строительства

Реконструкция

3

Этапы проектирования

 Проектная и рабочая документация одновременно (Письмо министерства регионального развития РФ от 22.06.2009 № 19088-СК/08)

4

Сроки проектирования

В течение 3-х месяцев с даты заключения контракта

5

Исходные данные для проектирования

Исходные данные, предоставляемые Заказчиком:

- задание на проектирование объекта;

- исходные данные для ПОС и сметной документации;

- утвержденный градостроительный план земельного участка (при необходимости).

6

Состав проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Провести обмерные работы и обследование строительных конструкций мягкой кровли с предоставлением отчета в течении 20 дней после заключения контракта.
  2. В течение 25 дней предоставить карточку технических решений на строительные конструкции и материалы для согласования с Заказчиком
  3. Выполнить разработку проектной документации на реконструкцию объекта в соответствии с действующим законодательством, а также сметой на проектные работы;
  4. Проектом предусмотреть:

- устройство конструкций скатной крыши;

- устройство покрытия крыши металлическим профлистом;

- устройство организованного водостока;

- устройство молниезащиты.

  1. Все принимаемые в проекте решения должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации

7

Дополнительные требования к проекту

 

 

Пожарную безопасность обеспечить в соответствии с современными требованиями ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», НПБ и норм действующих на территории РФ.

Предусмотреть выполнения требований по энергоэффективности, согласно ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Предусмотреть мероприятия по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации согласно нормам и стандартам РФ.

Учесть требования Постановления Правительства РФ от 15.02.2011 №73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам».

8

Особые условия

  1. Проектная организация:

 - самостоятельно согласовывает проектную документацию со всеми заинтересованными организациями.

- обеспечивает получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

  1. Порядок сдачи-приемки проектной документации определяется муниципальным контрактом и действующим законодательством.

9

Требования к сметной документации:

- Сводный сметный расчет стоимости строительства объекта капитального строительства в базовых ценах 2001г., с применением государственных сметных нормативов (федеральной сметно-нормативной базы), далее ФСНБ (в ред.2017г. (актуализированная версия)), внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, с пересчетом итога в текущий уровень цен на момент выхода проектной и рабочей документации.

Локальный сметный расчет по видам строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, объектные сметы в соответствии с действующими нормативами по определению стоимости строительной продукции в базовых ценах 2001 г. ФСНБ (в ред,2017 г. (актуализированная версия)). 

Исправление замечаний государственной экспертизы в процессе прохождения сметной документацией проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства в установленном порядке.

Сметную документацию представить на бумажном носителе и в электронном виде (Гранд-СМЕТА и Eхсеl).

Предоставить подтверждения обоснования начальной       максимальной цены товара (к расчетам сметной стоимости в текущих ценах приложить на материалы и оборудование, не вошедших в нормативную базу, ценовую информацию или коммерческие предложения не менее трех поставщиков с техническим описанием товара, с указанием даты, заверенные подписью и печатью) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и приказом Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013г. «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Сметная документация должна содержать информацию о технических характеристиках материала и оборудования без указания торговых марок производителей.

Перечень оборудования выполнить в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Перечень оборудования должен содержать:

- характеристики оборудования (размер, цвет, материал) и требования, которые не повлекут за собой ограничение количества участников размещения заказа;

- стоимость оборудования в базовых и текущих ценах (с приложением коммерческих предложений).

Предусмотреть максимально возможное применение оборудования и материалов Российского производства.

Применяемое оборудование и материалы (с описанием характеристик оборудования) перед началом проектирования и все технические решения, применяемые при разработке проектной документации, Исполнитель согласовывает с Заказчиком и Техническим заказчиком.

Качество материалов, необходимых для проведения работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ, СП, СНиП, ТУ (с указанием документов).

В перечень оборудования включить оборудование, стоимость которого принята в локальных сметных расчетах по прайс-листам, со стоимостными показателями в текущем и базисном уровне цен с указанием итоговых сумм по разделам и в целом по объекту. Перечень оборудования с обоснованием стоимости (прайс-листы) по объекту свести в рекомендованную ГАУ ТО «Управление ГЭПД» таблицу и согласовать с Заказчиком.

10

Требования к проектной и рабочей документации:

 

 

 

 

 

Общие требования к проектной и рабочей документации:

Выполнить в соответствии с пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Проектные решения разработать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, технических условий. Материалы проектной и рабочей документации оформить в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». К документации приложить ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности материалов, решения по организации и очередности строительства. Проектную и рабочую документацию представить на бумажном носителе и в электронном виде (AutoCAD и PDF).

11

Количество экземпляров

4 экземпляра в бумажном виде, 1 экземпляр в электронном виде в соответствии с требованиями Приказа Минстроя РФ № 783/пр от 12.05.2017.

 

12

Гарантийные обязательства

В соответствии с требованиями статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации Проектная организация несет ответственность за недостатки проектной и рабочей документации, в том числе и за те, которые обнаружены при ее реализации, а также в процессе эксплуатации объекта. При обнаружении недостатков Исполнитель обязан безвозмездно их устранить, а также возместить убытки, вызванные недостатками проектной и рабочей документации.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

29.11.2021

Экспертной организацией ГАУ ТО «УГЭПД» выдано отрицательное заключение экспертизы

Заключение экспертизы № 72-1-2-3-072934-2021 от 29.11.2021

08.09.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 08.09.2023

20.09.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту, согласно которому, предложено не позднее 10.10.2022 представить материалы, откорректированные по замечаниям организации государственной экспертизы (далее – откорректированные материалы), в следующем составе:

1) справку с описанием внесенных изменений (включая ссылки на соответствующие листы откорректированных материалов) и указанием разделов проектной документации, в которые изменения не вносились;

2) перечень представленных откорректированных материалов (с указанием томов, в которые внесены соответствующие изменения);

3) откорректированные материалы (проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий с внесенными в них изменениями в соответствии с представленными замечаниями). На основании пункта 1 приказа Министерства регионального развития РФ от 02.04.2009 № 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» внесение изменений в проектную документацию должно осуществляться по правилам, установленным разделом 7 национального стандарта ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». Материалы, представленные не в полном объеме, подготовленные и оформленные с нарушением установленных законодательством требований (в том числе в части оформления внесенных изменений) и (или) представленные с нарушением срока оперативного внесения изменений подлежат оставлению без рассмотрения на основании принятого решения об оставлении без рассмотрения дополнительно представленных материалов.

Письмо исх.№ 02490-22/Г72-0025070/38-05 от 20.09.2023

04.10.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ б/н от 04.10.2022

05.10.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ б/н от 05.10.2022

06.10.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ б/н от 06.10.2022

10.10.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ 12-01/10/2007 от 10.10.2022

11.10.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 11.10.2023

17.10.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ 12/01/10/2055 от 17.10.2022

01.11.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 01.11.2023

02.11.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ 12-01-10/2214 от 02.11.2022

02.11.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ 12-01-10/2215 от 02.11.2022

14.11.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 14.11.2023

15.11.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 15.11.2023

20.12.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 20.12.2023

20.12.2022

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ 12-01/10/2626 от 20.12.2022

30.12.2022

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 30.12.2023

03.02.2023

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 03.02.2023

31.03.2023

МКУ «Тобольскстройзаказчик» в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому заказчику информирует о заключении повторного муниципального контракта на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости объекта, на ранее выданные замечания которые не устранены в полном объеме срок проведения государственной экспертизы был неоднократно продлен во избежание повторного отрицательного заключения, прошу принять меры для решения сложившейся ситуации

Письмо исх.№ 12-08/0657 от 31.03.2023

31.03.2023

Заказчик направил претензию исполнителю в котором сообщил о получении замечаний от экспертной организации, и просил устранить указанные замечания в срок до 05.04.2023

Претензия исх.№ 12-01/10/0715 от 31.03.2023

31.03.2023

Исполнителем в адрес заказчика направлен ответ на претензию, согласно которому, исполнителем требования изложенные в ранее направленной заказчиком претензии были выполнены

Письмо исх.№ 05/04/23-1 от 05.04.2023

07.04.2023

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 07.04.2023

02.05.2023

Исполнителем направлено письмо заказчику в котором исполнитель просил предоставить исходные данные по системе вентиляции

Письмо исх.№ 02/05/23-1 от 02.05.2023

10.05.2023

МКУ «Тобольскстройзаказчик» направило письмо заказчика и в МАОУ СОШ № 17 города Тобольска в котором сообщило, что с целью устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации просит предоставить информацию запрашиваемую проектной организацией письмом исх.№ 02/05/23-1 от 02.05.2023

Письмо исх.№ 12-08/0996 от 10.05.2023

11.05.2023

МАОУ СОШ № 17 в адрес исполнителя направлено письмо, согласно которому, в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации запрашиваемая информация предоставлена в полном объеме письмом исх.№ 02/05/23-1 от 02.05.2023

Письмо исх.№ 09-02/159 от 11.05.2023

11.05.2023

МАОУ СОШ № 17 в адрес исполнителя направлено письмо, согласно которому, в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации информация предоставлена в приложении: фото, схемы

Письмо исх.№ 09-02/160 от 11.05.2023

12.05.2023

Департамент по образованию Администрации города Тобольска направил письмо МКУ «Тобольскстройзаказчик» в котором указало, что направлена запрашиваемая информация в адрес проектной организации ИП Каток А.В.

Письмо исх.№ 16-01/07-1145 от 12.05.2023

12.05.2023

Заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо, согласно которому, на сегодняшний день замечания не устранены в полном объеме, что свидетельствует о том, что Вами не были приняты соответствующие меры, направленные на скорейшее устранение замечаний государственной экспертизы, а именно не получены исходные данные, необходимые для устранения выданных замечаний. Кроем того, проектные решения, указанные в текстовой части подраздела проектной документации 5.4 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» не отражены в его графической части, что также является недоработкой проектной документации. В связи с чем, информация, предоставленная в адрес заказчика письмом № 05/04/23 от 05.04.2023 в ответ на претензию № 12/01/10/0715 от 31.03.2023, также является недостоверной. В случае не устранения замечаний заказчик будет вынужден инициировать процедуру расторжения муниципального контракта

Письмо исх.№ 12-01-10/1120 от 12.05.2023

26.05.2023

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 26.05.2023

30.05.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № б/н от 30.05.2023

09.06.2023

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ б/н от 09.06.2023

09.06.2023

Исполнителем в адрес заказчика направлено гарантийное письмо, согласно которому, исполнитель просил заказчика отозвать ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и гарантировано устранение замечаний и получение положительного заключения экспертизы проектной документации до 04.07.2023

Письмо исх.№ 09/06/23-2 от 09.06.2023

09.06.2023

Заказчик принял решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе № б/н от 09.06.2023

13.06.2023

МОУ СОШ № 17 в адрес МКУ «Тобольскстройзаказчик» направлено письмо, согласно которому, предоставлена следующая информация: однолинейная электрическая схема ВРУ здания школы, акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), акт об осуществлении технологического присоединения, исполнительную документацию действующих систем вентиляции в здании школы

Письмо исх.№ 09-02/208 от 13.06.2023

22.06.2023

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 22.06.2023

30.06.2023

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ б/н от 30.06.2023

04.07.2023

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 04.07.2023

10.07.2023

МКУ «Тобольскстройзаказчик» направило письмо заказчика и в МАОУ СОШ № 17 города Тобольска в котором сообщило, что с целью устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации просит предоставить информацию запрашиваемую проектной организацией письмом исх.№ 10/07/23-1 от 10.07.2023

Письмо исх.№ 12-08/1819 от 10.07.2023

10.07.2023

Исполнителем направлено письмо заказчику, согласно которому, исполнитель просит предоставить однолинейную электрическую схему ВРУ здания школы со всеми обозначенными отходящими линиями, информацию о существующем потреблении зданием школы электрической мощности путем замера нагрузок в пиковое время потребления мощности и в обычное, на схеме ВРЦУ просим отразить точку разделения PEN проводника на РЕ и N проводники, действующие технические условия на подключение здания школы к электросетям с указанием категории электроснабжения и максимальной разрешенной потребляемой мощности. По системе вентиляции просим описать все вентиляционные щиты, клапаны

Письмо исх.№ 10/07/23-1 от 10.07.2023

19.07.2023

МКУ «Тобольскстройзаказчик» направило письмо исполнителю в котором сообщило, что запрашиваемая информация была предоставлена в рабочем порядке 17.07.2023 на адрес электронной почты 89068228720@mail.ru

Письмо исх.№ 12-08/1922 от 19.07.2023

24.07.2023

Исполнителем направлено письмо заказчику в котором исполнитель просил предоставить исходные данные на электрические схемы, данные по расчету существующей потребляющей мощности школы, схему вводного ВРУ и АВР

Письмо исх.№ 24/07/23-1 от 24.07.2023

27.07.2023

Экспертной организацией в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, направлены замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту

Письмо исх.№ 0277-22 от 27.07.2023

20.09.2023

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответы на замечания

Письмо исх.№ б/н от 20.09.2023

29.09.2023

Заказчиком направлено письмо исполнителю, согласно которому, в личный кабинет государственной экспертизы проектной документации были загружены ответы на замечания, на сегодняшний день откорректированная проектная документация и ответы на замечания в полном объеме в адрес заказчика не поступали, повторно информируем, что возможно получение отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации

Письмо исх.№ 12-01/10/2543 от 29.09.2023

11.10.2023

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответа на замечания

Письмо исх.№ б/н от 11.10.2023

26.10.2023

Заказчиком в адрес экспертной организации направлены ответа на замечания

Письмо исх.№ б/н от 26.10.2023

14.12.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № б/н от 14.12.2023

19.12.2023

Исполнителем в адрес заказчика направлен ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому, просит заказчика отозвать ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Письмо исх.№ 19/12/23-1 от 19.12.2023

27.12.2023

Экспертной организацией ГАУ ТО «УГЭПД» выдано повторное отрицательное заключение экспертизы

Заключение экспертизы № 72-1-2-3-082245-2023 от 27.12.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Исходя из материалов дела следует, что заказчиком дважды принималось решение об одностороннем отказе от исполнения договора.

Первый раз решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № б/н принято заказчиком 30.05.2023, однако впоследствии указанное решение заказчиком было отменено по собственной инициативе (решение заказчика № б/н от 09.06.2023) ввиду поступления гарантийного письма ИП К. исх.№ 09/06/23-2 от 09.06.2023 в котором, ИП К. обязался устранить замечания и направить документы на госэкспертизу, что допускается Законом о контрактной системе, каких-либо нарушений законодательства Комиссия Тюменского УФАС России в действиях заказчика в рассматриваемой части не усматривает.

Второй раз решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято заказчиком 14.12.2023. Заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.12.2023:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ИП К. об одностороннем отказе от исполнения договора является 14.12.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора является 26.12.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора. Какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе при принятии заказчиком повторного решения об одностороннем отказе от исполнения договора Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Довод ИП К. изложенный в письменных пояснениях о том, что заказчиком нарушен процедурный порядок расторжения контракта предусмотренный пунктом 10.6 муниципального контракта, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что указанный порядок заказчиком не нарушен, поскольку муниципальный контракт заключен в 2019 году когда действовала процедура расторжения контракта предусматривающая принятие решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в бумажном виде и его направление посредством оператора почтовой связи. Вместе с тем, статья 95 Закона о контрактной системе по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусматривает измененный порядок расторжения контракта, а именно путем формирования и размещения заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта через личный кабинет ЕИС в сфере закупок, указанная правовая норма является императивной и распространяет свое действие в том числе, на ранее заключенные контракты в рамках ранее осуществляемых заказчиками закупок. Указанные требования статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком были полностью соблюдены, каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика не усматривается.

Необходимо отметить, что ИП К. подавая заявку на участие в закупке, согласился со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, не допускал на объект производства работ, не выходил на связь с подрядчиком. Наоборот, материалы дела содержат переписку как заказчика, так и подрядчика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с подрядчиком.

По итогам подготовки исполнителем проектной документации, её приемки и рассмотрения заказчиком на предмет замечаний, заказчиком 05.08.2021 обеспечено направление проектной документации в ГАУ ТО «Управление государственной экспертизы проектной документации» (далее – ГАУ ТО «УГЭПД») с целью проведения государственной экспертизы.

29.11.2021 заказчиком от ГАУ ТО «УГЭПД» получено отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий (29.11.2021 № 72- 1-1-3-072934-2021). Из вышеуказанного заключения государственной экспертизы следует, что сметная стоимость объекта определена недостоверно, направленная проектная документация и результаты инженерных изысканий не соответствуют требованиям нормативных технических документов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

В целях доработки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы между заказчиком и ГАУЗ ТО «УГЭПД» заключен муниципальный контракт на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения смешной стоимости объекта (далее — контракт от 30.08.2022 № 285).

В рамках проведения повторной государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта ГАУ ТО «УГЭПД» за период с 08.09.2022 по 26.05.2023 в адрес заказчика направлено 12 информационных писем с описанием замечаний дорабатываемой исполнителем проектной документации (как в части общих замечаний, так и в части отдельных замечаний по разным разделам проектной документации), в ответ на которые заказчик направил 7 ответов с указанием информации об их устранении.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами заказчик, учитывая требования Постановления Правительства РФ от 04.04.2022 № 579 «Об установления особенностей внесения изменений в проектную документацию п (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том теле в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации, неоднократно инициировал продление срока проведения повторной экспертизы путем заключения с ГАЗ ТО «УГЭПД› дополнительных соглашений о продлении срока проведения повторной государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, что подтверждается дополнительными соглашениями № 1 от 05.10.2022, № 2 от 02.11.2022, № 3 от 09.12.2022, № 4 от 13.01.2023, № 5 от 06.02.2023, № 6 от 15.03.2023, № 7 от 12.04.2023, № 8 от 12.05.2023, № 9 от 13.06.2023, № 10 от 06.07.2023, № 11 от 03.08.2023, № 12 от 06.09.2023, № 13 от 03.10.2023, № 14 от 31.10.2023, № 15 от 20.11.2023 к контракту от 30.08.2022285.

По состоянию на 08.12.2023 исполнителем в полном объеме на устранены ранее установленные замечания.

Претензия заказчика направлена в адрес исполнителя 31.03.2023 № 12-01/10/0715 от 31.03.2023. Исполнитель в ответ на претензию направил возражения от 05.04.2023 № 05/04/23-1 о том, что замечания ГАУ ТО «УГЭПД» от 31.03.2023 полностью устранены и ответ направлен в ГАУ ТО «УГЭПД».

В рассматриваемом случае, заказчик исходил из того, что у исполнителя было достаточно времени для качественной доработки проектной документации в соответствии с выданными ГАУ ТО «УГЭПД» замечаниями и предоставления заказчику надлежащего результата работ по контракту - разработанной проектной документации по объекту, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта. В настоящее время наличие замечаний ГАУ ТО «УГЭПД» и отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации не позволяют заказчику принять результаты выполненной работы и подписать необходимые документы о приёмке в соответствии с условиями заключенного контракта.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, полном отсутствии замечаний, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме с надлежащим качеством. Акт приемки полностью выполненных работ, подписанный заказчиком и поставщиком в ЕИС в сфере закупок отсутствует.

В свою очередь, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе является правовым основанием для отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и вменяется в обязанность заказчика, поскольку данная норма закона подлежит применению исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ИП К. в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий договора, не устранил указанные нарушения.

Поскольку какие-либо доказательства устранения в полном объеме подрядчиком в установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок ранее выявленных заказчиком нарушений в ходе выполнения работ по договору в адрес заказчика не представлены, что исключает возможность применения заказчиком требований части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе регламентирующих возможность отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно в случае, если ранее выявленные нарушения были устранены подрядчиком в полном объеме, следовательно, у заказчика объективно отсутствовали правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

Обстоятельства непреодолимой силы которые воспрепятствовали подрядчику надлежащим образом в установленный срок осуществить выполнение проектных и изыскательских работ Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Невыполнение подрядчиком (исполнителем) в полном объеме условий договора не обусловлено действием обстоятельств, обладающих признаками чрезвычайности и непредотвратимости, что исключало возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Подрядчик (исполнитель) ввиду недостаточной осмотрительности не выполнил требуемый по контракту объем работ, что не предусмотрено условиями контракта, следовательно, цель обеспечения муниципальных нужд, которую преследовал заказчик изначально, когда осуществлял закупку, не достигнута.

В разделе «исполнение контракта» официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 3720603749419000041, установлено, что при цене контракта в 691 000,00 рублей, стоимость исполненных подрядчиком (исполнителем) обязательств отсутствует.

Заказчик был лишен требуемого по контракту полного результата выполнения работ, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд, и как следствие, не достигнута цель выполнения реконструкции мягкой кровли с устройством скатной крыши здания МАОУ СОШ № 17, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено какого-либо нарушения условий контракта со стороны заказчика, либо предвзятого отношения заказчика к приемке работ у подрядчика.

Заказчик со своей стороны предоставлял подрядчику (исполнителю) более чем достаточное количество времени для исполнения подрядчиком (исполнителем) обязательств по договора, даже несмотря на значительную просрочку исполнения подрядчиком (исполнителем) своих обязательств по договору, однако несмотря на то это, в полном объеме условия договора не были исполнены подрядчиком (исполнителем).

Заказчик отменял первое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, предоставиви возможность подрядчику на основе ранее направленного подрядчиком гарантийного письма устранить нарушения условий контракта, подготовить проектную документацию, исправить замечания экспертной организации, заказчик предоставил дополнительные сроки подрядчику, однако указанные меры к какому-либо положительному результату не привели. По состоянию на дату вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе, стало известно о получении 27.12.2023 повторного отрицательного заключения государственной экспертной организации, что подтверждает, что цель муниципального контракта в любом случае недостигнута, и что контракт подрядчиком несмотря на значительную просрочку надлежащим образом не исполнен.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан со своей стороны устранить ранее выявленные заказчиком нарушения условий договора.

По состоянию на 08.12.2023 исполнителем в полном объеме не устранены замечания по разделам проектной документации:

Также необходимо отметить, что у подрядчика несмотря на истечение установленного срока исполнения обязательств по корнтракту имелось более чем достаточное количество времени чтобы пройти процедуру государственной экспертизы проектной документации. При этом, какие конкретно причины повлекли необходимость в столь долгий срок осуществлять разработку проектной документации и неоднократном направлении на экспертизу разработанной проектной документации подрядчик в заседании Комиссии не объяснил. Вместе с тем, подрядчик отложив на более поздний срок процедуру направления разработанной проектной документации в учреждение государственной экспертизы сознательно принял на себя все возможные риски которые могут возникнуть в ходе её прохождения в экспертной организации.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в следующих случаях:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию Тюменского УФАС России принять решение об отказе во включении информации в отношении ИП К. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая вышеизложенное Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в рассматриваемом случае подрядчик не принял все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению условий контракта, поскольку, являясь профессиональным участником рыночных отношений он обязан был оценить характер работ, возможные риски, а также соразмерность объемов работ и сроков (включая прохождение государственной экспертизы) отведенных для её выполнения.

В настоящее время наличие замечаний ГАУ ТО «УГЭПД» и повторного отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации не позволяют заказчику принять результаты выполненной работы и подписать необходимые документы о приёмке в соответствии с условиями заключенного контракта, учитывая что период исполнения контракта был исполнителем фактически существенно просрочен, при этом на протяжении трех лет исполнитель так и не смог исполнить обязательства по муниципальному контракту надлежащим образом. Правовые основания для отмены ранее принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у заказчика отсутствовали, поскольку нарушения условий контракта не были устранены.

Относительно довода ИП К. о том, что основные замечания государственной экспертизы касались предоставления исходных данных которые должен был предоставить заказчик, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что представитель строительного контроля пояснила, что какие-либо запросы от ИП К. касающихся предоставления исходных данных которые требовалось предоставить по требованию государственной экспертизы в адрес заказчика не поступали. В рассматриваемом случае, у Комиссии Тюменского УФАС России отсутствуют какие-либо правовые основания ставить под сомнение выводы государственной экспертизы проектной документации.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий договора подтвержден (по состоянию на дату принятия и вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее указанные заказчиком нарушения условий договора не устранены подрядчиком в полном объеме), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, обстоятельства непреодолимой силы, а также обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику (исполнителю) исполнить обязательства по контракту Комиссией Тюменского УФАС России не установлены, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, и как следствие, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ИП К.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Департаментом городской среды Администрации города Тобольска в отношении индивидуального предпринимателя К (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по подготовке проектной документации по объекту: «Реконструкция мягкой кровли с устройством скатной крыши здания МАОУ СОШ № 17, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 7а микрорайон, № 6а» (реестровый номер закупки 0167300000819000234) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ИП К. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны