Решение №РНП-72-125/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-125/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

17 августа 2023 года                                                                                                                 г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Ш (ИНН 7) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на землях лесного фонда адресный ориентир 350 м на север от д. Молчанова, Тюменского муниципального района, (географические координаты: N57,2901 E65,1672 N57,2896 E65,1672N57,2904 E65,1682 N57,2906 E65,1644N57,2912 E65,1640 N57,2911 E65,1590N57,2903 E65,1597) (реестровый номер закупки 0867300000922000168),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Ш в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на землях лесного фонда адресный ориентир 350 м на север от д. Молчанова, Тюменского муниципального района, (географические координаты: N57,2901 E65,1672 N57,2896 E65,1672N57,2904 E65,1682 N57,2906 E65,1644N57,2912 E65,1640 N57,2911 E65,1590N57,2903 E65,1597).

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ИП Ш. будучи извещенной надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, письменные пояснения и документы, обосновывающие позицию по делу, представила. ИП Ш. просит Комиссию рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

16.05.2022 между Администрацией Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области и индивидуальным предпринимателем Ш заключен муниципальный контракт № 2 на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на землях лесного фонда адресный ориентир 350 м на север от д. Молчанова, Тюменского муниципального района, (географические координаты: N57,2901 E65,1672 N57,2896 E65,1672N57,2904 E65,1682 N57,2906 E65,1644N57,2912 E65,1640 N57,2911 E65,1590N57,2903 E65,1597) (реестровый номер контракта 3722401076022000003).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной по адресному ориентиру 350 м на север от д. Молчанова, Тюменского муниципального района, (географические координаты: N57,2901 E65,1672 N57,2896 E65,1672N57,2904 E65,1682 N57,2906 E65,1644N57,2912 E65,1640 N57,2911 E65,1590N57,2903 E65,1597), номер п/п 636 согласно приложению № 1 к Порядку предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам для исполнения расходных обязательств на рекультивацию и ликвидацию свалок отходов, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 № 504-п (далее — порядок),в соответствии с техническим заданием (описанием объекта закупки) (приложение № 1 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение № 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить выполненные работы в установленном контрактом порядке.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено место выполнение работ: адресный ориентир 350 м на север от д. Молчанова, Тюменского муниципального района, (географические координаты: N57,2901 E65,1672 N57,2896 E65,1672N57,2904 E65,1682 N57,2906 E65,1644N57,2912 E65,1640 N57,2911 E65,1590N57,2903 E65,1597) согласно приложению № 1 к контракту.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрено начало выполнения работ: с даты заключения контракта. Окончание работ: не позднее 31.08.2022. Датой окончания работ по контракту и датой надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по выполнению работ считается дата подписания приемочной комиссией справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приемке выполненных работ (форма КС-2).

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом, включая подготовку и направление муниципальному заказчику документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту. Акт сдачи выполненных работ по контракту формируется с использованием ЕИС в сфере закупок и подписывается в порядке и сроки, которые установлены частями 13, 14 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, а также исполнение иных обязанностей, необходимых для проведения приемки работ.

Пунктом 5.3.1 контракта предусмотрена обязанность подрядчика, что не менее чем за 5 рабочих дней до начала работ уведомить в письменной форме муниципального заказчика и Департамент лесного комплекса Тюменской области о начале производства работ по уборке несанкционированных свалок с указанием места производства работ: муниципальный район, расстояние до ближайшего населённого пункта (сельского поселения), GPS координаты, Ф.И.О. ответственного лица за производство работ, его контактные данные. Уведомить в письменной форме муниципального заказчика и Департамент лесного комплекса Тюменской области об окончании работ не позднее 5 рабочих дней с даты их окончания.

Пунктом 5.3.2 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством и обеспечить выполнение работ с использованием собственных материалов и оборудования.

Пунктом 10.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе и действует по 31.12.2022.

Приложением № 1 к муниципальному контракту предусмотрено техническое задание, согласно которому, предусмотрен следующий объем выполняемых работ:

Состав работ

Объем работ

Работы по ликвидации свалки отходов:

В соответствии с локальным сметным расчетом

- Погрузка отходов механизированным способом и вручную;

 - Вывоз отходов на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов;

- Захоронение  отходов на объекте размещения отходов (полигоне ТБО), внесенном в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Подготовка следующей документации, подтверждающей фактическое выполнение работ, предусмотренных техническим заданием (описанием объекта закупки) к Контракту:

- счет на оплату и счет-фактура (при наличии)

- акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2);

- справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);

- документы, подтверждающие вывоз отходов с ликвидируемой свалки (копия договора об оказании услуг по приему и захоронению отходов на объект размещения отходов) на полигон ТБО, внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, реестр отходов, принятых к захоронению на  объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов);

- материалы фотофиксации выполненных работ с места проводимых работ (до и после выполнения работ), в том числе в электронной форме на электронном носителе.

 

В соответствии с локальным сметным расчетом (приложение № 2 к Контракту.

Работы считаются выполненными при полной ликвидации свалки отходов.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Пунктом 1 статьи 407 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

20.04.2022

ИП Шахатирной О.Г. и ООО «Экологические решения» заключен договор № 33 от 20.01.2022 на оказание услуг по утилизации отходов 5 класса опасности

Договор № 33 от 20.04.2022

26.04.2022

Подрядчиком в адрес Департамента недропользования и экологии Тюменской области направлено письмо, согласно которому, если применить К=0,215 который предлагает ГП ТО «Комтех», то в исполнительной документации непременно возникает путаница и несостыковки, а количество фактически вывезенных тонн не совпадут с объемами, которые прописаны в техническом задании к контрактам. Прошу решить данный вопрос незамедлительно и сообщить нам ответ

Письмо исх.№ 33 от 26.04.2022

06.06.2022

Подрядчиком в адрес Департамента недропользования и экологии Тюменской области направлено письмо, согласно которому срок ликвидации 16 свалок отходов крайне сжатый. Главы сельских поселений ежедневно задают нам вопрос о том, когда мы приступим к выполнению работ, на который у нас нет четкого ответа. Если в течение трех рабочих дней данная проблема на конец не сдвинется с «мертвой точки» мы вынуждены будем обратиться с жалобой на действие (бездействие) руководства ДНиЭ Тюменской области к Губернатору Тюменской области Моор Александру Викторовичу и попросить его лично повлиять на судьбу мусорной реформы в 2022 года на вверенной ему территории

Письмо исх.№ 55 от 06.06.2022

08.06.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, заказчик просил сообщить информацию о дате начала и очередности выполнения работ

Письмо исх.№ 379 от 08.06.2022

08.06.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, в ЛСР заложена стоимость захоронения отходов на полигоне из расчета 376,04 рублей за метр кубический с НДС, однако сейчас ГП ТО «Комтех» выставляет стоимость услуг по захоронению отходов из расчета 1 780 рублей за тонну (это почти в 5 раз выше цены, заложенной в муниципальном контракте). Подрядчиком направлено три письма с просьбой срочно привести стоимость размещения отходов на полигоне ТБО, в соответствии с условиями муниципального контракта, однако прошло уже 45 дней, но вразумительного ответа от Департамента мы так и не получили. Я не могу составить графики производства работ по контрактам и приступить к их исполнению

Письмо исх.№ 34 от 08.06.2022

22.06.2022

ИП Шахатирной О.Г. и ГП ТО «Комтех» заключен договор по приему и захоронению твердых отходов производства и потребления IV, V классов опасности

Договор № 27-РСО/22 от 22.06.2022

06.07.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, заказчик просил сообщить информацию о дате начала и очередности выполнения работ

Письмо исх.№ 468 от 06.07.2022

18.07.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, во время заключения договора на размещение отходов с полигоном ТБО принадлежащему КП ТО «Комтех» выяснилось, что стоимость размещения отходов в 5 раз превышает стоимость, указанную в муниципальных контрактах на выполнение работ по ликвидации свалок отходов. В течение двух месяцев Департамент недропользования и экологии Тюменской области приводил в соответствие с условиями муниципального контракта стоимость размещения отходов с собственным полигоном ТБО. Планирую с 01.08.2022 двумя бригадами одновременно, начать работы по двум объектам и к 21.08.2022 их полностью завершить

Письмо исх.№ 38 от 18.07.2022

01.09.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 01.09.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены

Письмо исх.№ 597 от 01.09.2022

01.09.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому более двух месяцев мы вели переписку с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области с целью приведения стоимости размещения отходов (на полигонах ТБО ГП ТО «Комтех» принадлежащих Департаменту) в соответствие с существенными условиями настоящих муниципальных контрактов. В итоге мы 2/3 времени отведенного на выполнение работ, вынуждены были простаивать и графики выполнения работ по 11 МК, нарушились. Исполнитель соглашается с уплатой неустойки за просрочку исполнения контрактов

Письмо исх.№ 62 от 01.09.2022

13.09.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 13.09.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены, просим сообщить дату окончания работ по вышеуказанным муниципальным контрактам

Письмо исх.№ 622 от 13.09.2022

26.09.2022

Подрядчиком направлено заказчику письмо, согласно которому заказчик планирует в срок до 03.10.2022 возобновить работы по ликвидации свалки отходов на территории пос. Новотарманский и д. Молчанова продолжить вывоз мусора, согласно условий МК № 1 от 12.05.2022 и № 2 от 16.05.2022

Письмо исх.№ 80 от 26.09.2022

19.10.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 19.10.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены, просим сообщить дату окончания работ по вышеуказанным муниципальным контрактам

Письмо исх.№ 684 от 19.10.2022

19.10.2022

Подрядчик в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, планируем полностью завершить работы по ликвидации свалки отходов на территории д. Молчанова (согласно МК № 2 от 16.05.2022) в срок до 31.10.2022

Письмо исх.№ 71 от 21.10.2022

01.11.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 01.11.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены, просим сообщить дату окончания работ по вышеуказанным муниципальным контрактам

Письмо исх.№ 721 от 01.11.2022

11.11.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, планируем полностью завершить вывоз отходов на полигон ТБО «Онохинский» и произвести ручную зачистку территории свалки отходов в д. Молчанова в срок до 20.11.2022

Письмо исх.№ 82 от 11.11.2022

21.11.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 21.11.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены, просим сообщить дату окончания работ по вышеуказанным муниципальным контрактам

Письмо исх.№ 780 от 21.11.2022

22.11.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, планируем полностью завершить вывоз отходов на полигон ТБО «Онохинский» и произвести ручную зачистку территории свалки отходов в д. Молчанова в срок до 01.12.2022

Письмо исх.№ 91 от 22.11.2022

01.12.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 01.12.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены, просим сообщить дату окончания работ по вышеуказанным муниципальным контрактам

Письмо исх.№ 809 от 01.12.2022

04.12.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлено уведомление, согласно которому, исполнителю потребуется еще 3-4 дня для того, чтобы вывезти оставшийся незначительный объем отходов с территории ликвидируемой свалки отходов в д. Молчанова. Ручной подбор мусора произведен на 90 % территории свалки. Для удобства приемки объекта комиссией производится очистка объекта от снега. Фото отчет сегодняшнего состояния ликвидируемой свалки отходов прилагаю

Письмо исх.№ 103 от 04.12.2022

13.12.2022

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому по состоянию на 13.12.2022 обязательства предусмотренные контрактами подрядчиком не исполнены, просим сообщить дату окончания работ по вышеуказанным муниципальным контрактам

Письмо исх.№ 835 от 13.12.2022

19.12.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, территория объекта фронтальным погрузчиком очищена от снега (для осуществления визуального контроля качества выполненных работ), а также произведена ручная зачистка участка от мелкого мусора. Прошу заказчика направить комиссию для сдачи-приемки объекта ввиду выпадения постоянных снежных осадков

Письмо исх.№ 108 от 19.12.2022

21.12.2022

ООО «Экологические решения» составлена справка которым подтверждается утилизация отходов древесины, отходов бетона, шин автомобильных, лома черного металла

Справка № 77 от 21.12.2022

23.12.2022

Заказчик направил подрядчику письмо в котором просил обеспечить явку представителя 27.12.2022 в 10:00 у здания администрации

Письмо исх.№ 861 от 23.12.2022

26.12.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлены формы КС-2, КС-3, счет-фактура, договор с полигоном, реестр взвешивания

Письмо исх.№ 63 от 26.12.2022

27.12.2022

Заказчиком составлен акт выездного обследования о том, что подтвердить фактическое выполнение работ по муниципальному контракту от 16.05.2022 № 2 в настоящее время не представляется возможным в связи с выпадением снежного покрова, канава которая вокруг свалки отходов, в настоящее время засыпана. Определить чем она засыпана также не представляет возможным в связи с выпавшим снегом

Акт выездного обследования от 27.12.2022

28.12.2022

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому исполнитель после таяния снега весной 2023 года повторно уведомит заказчика о назначении приемочной комиссии

Письмо исх.№ 112 от 28.12.2022

02.05.2023

Заказчиком просил подрядчика приступить к выполнению работ в рамках заключенного муниципального контракта № 2 от 16.05.2022

Письмо исх.№ 369 от 02.05.2023

24.05.2023

Заказчиком в адрес Тюменского МРО АО «Газпром энергосбыт Тюмень» направлено письмо с просьбой подписать экземпляр соглашения, в случае не подписания соглашения просим направить письменные возражения

Письмо исх.№ 453 от 24.05.2023

06.06.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, в Тюменской области введен режим чрезвычайной ситуации, запрещено проводить работы по ликвидации свалок отходов до особого распоряжения. Прошу запросить информацию у Администрации Тюменского района о сроках отмены запрета на проведение работ и мне сообщить

Письмо исх.№ 30 от 06.06.2023

14.06.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, режим чрезвычайной ситуации на территории Тюменской области снят 01.06.2023. Работы по ликвидации свалки отходов во время временного противопожарного режима проводятся согласно приказа Минприроды России от 06.09.2016 № 457

Письмо № 544 от 14.06.2023

01.08.2023

Заказчиком составлен акт визуального выездного обследования, согласно которому, место выполнения работ заросло травянистой растительностью и просматривается тот мусор, который не убран с декабря 2022 года, что указывает на то, что подрядчик не предпринимал действий для выполнения работ по муниципальному контракту. По состоянию на 01.08.2023 результаты выполненных работ не представлены

Акт от 01.08.2023

01.08.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 704 от 01.08.2023

 

08.08.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо согласно которому, работы подрядчиком по данному объекту выполнены на 95-97 %. Осталось не вывезенным незначительное количество мусора который попал в овраг, вместе со снегом, при зачистке территории фронтальным погрузчиком, перед сдачей ликвидированной свалки приемочной комиссии. Подрядчик решает вопрос обращения в Арбитражный суд Тюменской области с требованием решения вопрос об оплате за фактически выполненные работы с проведением судебной строительной экспертизы. В случае принятия решения о привлечении к финишной зачистке свалки сторонней организации, необходимо пригласить для определения объема оставшегося мусора, маркшейдера и представителя ИП Шахтариной О.Г. Это необходимо для того, чтобы вывезенные ИП Шахтариной О.Г. на полигон ТБО и на утилизацию отходы, не были повторно включены в объемы новому исполнителю. Подобный сценарий в 2021 году уже происходил с Администрацией Тобольского МО, для чего пришлось старому исполнителю обращаться в Департамент недропользования и экологии Тюменской области и природоохранную прокуратуру

Письмо исх.№ 44 от 08.08.2023

11.08.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, в адрес подрядчика неоднократно направлялись письма о необходимости принять меры к надлежащему исполнению обязательств по контракту. Заказчиком в адрес подрядчика направлены письма (исх.№ 369 от 02.05.2023, исх.№ 544 от 14.06.2023) о выполнении работ по контракту. 01.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. По состоянию на 11.08.2023 подрядчиком результаты выполненных работ не представлены

Письмо исх.№ 742 от 11.08.2023

11.08.2023

Заказчиком составлен акт визуального выездного обследования, согласно которому, место выполнения работ заросло травянистой растительностью и просматривается тот мусор, который не убран с декабря 2022 года, что указывает на то, что подрядчик не устранил нарушение в течение 10 календарных дней с даты надлежащего уведомления 01.08.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта. По состоянию на 11.08.2023 результаты выполненных работ не представлены

Акт от 11.08.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.3 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры одностороннего расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 

01.08.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 3722401076022000003 размещено решение об одностороннем отказе:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Учитывая, что датой надлежащего уведомления ИП Ш.  об одностороннем отказе от исполнения контракта является 01.08.2023, следовательно, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 12.08.2023.

Какие-либо доказательства, подтверждающие что ИП Ш. в десятидневный срок предусмотренный для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта об устранении в полном объеме допущенных нарушений условий муниципального контракта в адрес заказчика не представлены. Следовательно, у заказчика отсутствовали правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена.

Необходимо отметить, что ИП Ш., подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнять обязательства по контракту.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика (исполнителя) направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Относительно невозможности выполнения подрядчиком (исполнителем) работ в июне 2023 года (письмо ИП Ш. исх.№ 544 от 14.06.2023), Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что режим чрезвычайной ситуации на территории Тюменской области снят 01.06.2023. Вместе с тем, работы по ликвидации свалки отходов во время временного противопожарного режима проводятся согласно приказа Минприроды России от 06.09.2016 № 457 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах».

Следовательно, приведенные в письме ИП Ш. исх.№ 544 от 14.06.2023 обстоятельства не являются непреодолимой силой, и не являются обстоятельствами в любом случае влекущими невозможность исполнения обязательств по контракту.

То обстоятельство, что фактическая стоимость размещения отходов (за единицу измерения) почти в 5 раз превышала стоимость, указанную в локально-сметных расчетах не является обстоятельством которое объективно невозможно было предвидеть и в соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 не обладает требованиями чрезвычайности и непредотвратимости.

По состоянию на дату подачи заявки ИП Ш цены в Российской Федерации на оказание услуг по размещению отходов (за единицу измерения) в целом имели повышательную динамику роста с учетом действующих в отношении Российской Федерации внешнеполитических и внешнеэкономических санкций со стороны недружественных государств, следовательно, подрядчик не мог не знать данное обстоятельство, а следовательно, имел реальную возможность оценить свои финансовые возможности и предпринимательские риски относительно возможности участия в закупке и исполнения контракта. Вместе с тем, ИП Ш. подавала заявку на участие в закупке, предоставляло ценовые предложения в аукционном зале оператора электронной площадки, подписало проект контракта по предложенной в ходе торгов цене.

Вместе с тем, какие-либо доказательства в заседании Комиссии Тюменского УФАС России, подтверждающие именно стихийность и непредвиденность повышения уровня цены на оказываемые услуги, при общем повышательном тренде динамики роста цен в Российской Федерации, не представлены. При этом, из пояснений ИП Ш. следует, что ИП Ш. все-таки удалось заключить договор с полигоном ТБО по цене, заложенной в муниципальном контракте.

При этом, важно доказать не сам по себе рост цены на оказываемые услуги, а то, что такой рост в разы превышает общий повышательный тренд динамики роста цен в Российской Федерации, у подавляющего числа исполнителей в Российской Федерации.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, а не с действиями, предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме.

Подрядчиком (исполнителем) ИП Ш. допущена существенная просрочка в исполнении обязательств по муниципальному контракту (пункт 2.1 контракта). Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установила, что просрочка подрядчиком (исполнителем) обязательств по муниципальному контракту была допущена вследствие виновных, либо недобросовестных действий муниципального заказчика.

Невыполнение в полном объеме с надлежащим качеством условий муниципального контракта свидетельствует об отсутствии формирования благоприятной городской окружающей среды, что свидетельствует о существенном нарушении подрядчиком (исполнителем) условий муниципального контракта, а также влияет на ухудшение экологической ситуации.

По мнению Комиссии Тюменского УФАС России, исполнителем в лице ИП Ш. не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств по муниципальному контракту, на протяжении длительного по времени исполнения обязательств по муниципальному контракту, что в свою очередь указывает на недобросовестное поведение самого подрядчика (исполнителя).

Заказчиком составлялись акты проверки условий исполнения контракта, из которых следовало, что работы по контракту не выполнены в полном объеме с надлежащим качеством, что опровергает довод ИП Ш. изложенный в письме исх.№ 44 от 08.08.2023 о том, что работы выполнены по объекту на 95-97 %. Кроме того, ИП Шахтарина О.Г. в письме исх.№ 44 от 08.08.2023 фактически признает, что работы по ликвидации свалки отходов не выполнены в полном объеме.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Заказчик со своей стороны предоставлял подрядчику (исполнителю) более чем достаточное количество времени уже за пределами срока исполнения обязательств по муниципальному контракту, даже несмотря на значительную просрочку подрядчиком (исполнителем) своих обязательств по контракту, однако несмотря на то это, в полном объеме условия муниципального контракта не были исполнены подрядчиком (исполнителем).

Заказчиком по результатам проверки устранения допущенных нарушений условий муниципального контракта в пределах регламентированного десятидневного срока устранения нарушений (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе) составлены акты визуального осмотра объекта от 01.08.2023, 111.08.2023 – согласно которым, нарушения условий муниципального контракта в полном объеме подрядчиком (исполнителем) не устранены, заказчиком зафиксирован мусор, который не был убран с декабря 2022 года.

Представленные ИП Ш. в материалы дела фотографии территории не являются доказательством по делу, поскольку из представленных фотографий Комиссии Тюменского УФАС России не представляется возможным установить источник их происхождения и где они были сделаны в действительности.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий муниципального контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, условия контракта не исполнены в полном объеме с надлежащим качеством, подписанный сторонами по контракту акт приемки подтверждающий приемку результата работ в полном объеме в материалы рассматриваемого дела не представлен), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, доказательства того, что заказчик препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнить обязательства по контракту не представлены, обстоятельства непреодолимой силы не установлены, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении индивидуального предпринимателя Ш.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Администрацией Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в отношении индивидуального предпринимателя Ш (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на землях лесного фонда адресный ориентир 350 м на север от д. Молчанова, Тюменского муниципального района, (географические координаты: N57,2901 E65,1672 N57,2896 E65,1672N57,2904 E65,1682 N57,2906 E65,1644N57,2912 E65,1640 N57,2911 E65,1590N57,2903 E65,1597) (реестровый номер закупки 0867300000922000168), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Ш в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны