Решение №072/07/18.1–62/2020 Признать жалобу ООО «Гефест Капитал» обоснованной. от 12 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                                     тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–62/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.05.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 12.05.2020 года                                                  г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>     -

 

начальник отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–62/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Гефест Капитал» (далее также – Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» (далее также – Заказчик, АО «ЦВМиР «Сибирь») при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку панели видеостены с креплением (далее также – Закупка) извещение № 32008991345, в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее также – Управление) 23.03.2020 г. (вх. № 2845) поступила жалоба ООО «Гефест Капитал» на действия АО «ЦВМиР «Сибирь» при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку панели видеостены с креплением (извещение № 32008991345).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеуказанная жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Из довода жалобы Заявителя следует, что техническое задание закупочной документации Заказчика содержит требования к характеристикам предмета Закупки, свойственным только одному производителю – Samsung, что необоснованно ограничивает конкуренцию.

В соответствии с ч. 15 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Заказчиком на рассмотрение Комиссией Управления настоящей жалобы представлены надлежащим образом заверенные копии необходимых документов и письменные мотивированные пояснения с обоснованием правовой позиции по обстоятельствам, изложенным в жалобе.

Из письменного пояснения Заказчика № 01/03-87 от 29.04.2020 г. (вх. № 4485 от 06.05.2020 г.) следует, что документация по запросу котировок полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не содержит условий, ограничивающих конкуренцию, следовательно, не нарушаются права заинтересованных лиц.

В связи с Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 г. и № 239 от 02.04.2020 г. «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» Заказчиком в установленный срок не были представлены запрашиваемые документы и письменные мотивированные пояснения по обстоятельствам, изложенным в жалобе, в этой связи, в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения необходимой информации срок принятия решения по указанной жалобе было продлён до 06.05.2020 г.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» от 13.11.2019 г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд АО «ЦВМИР «СИБИРЬ» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 18.11.2019 г. размещено на сайте официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru.

Как установлено материалами дела, 16.03.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение № 32008991345), а также на сайте АО «Единая электронная торговая площадка – Росэлторг» по адресу: https://www.roseltorg.ru/ (процедура № 32008991345) Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку панели видеостены с креплением для нужд АО «ЦВМиР «Сибирь» (далее – Извещение, Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 24.03.2020 г. в 11:00.

Дата подведения итогов: 25.03.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 4 282 403,31 руб.

Согласно протоколу подведения итогов от 25.03.2020 г. на участие в Закупке подано три заявки, две из которых соответствовали требованиям Извещения, в том числе заявка Общества. Исходя из данного протокола, победителем Закупки признан участник – ООО «Арсенал Партнёр» с предложенной ценой договора 3 452 480,00 руб., заявке Общества присвоено второе место с предложением о цене договора – 3 950 000,00 руб.

Согласно абз. 7 п. 4.1.1 Положения под запросом котировок цен понимается процедура закупки в сокращенные сроки, путём размещения в ЕИС запроса о предоставлении ценовых предложений. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется, если предметом закупки является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, для которых есть функционирующий рынок.

Подпунктом 2 пункта 3.1 Положения установлено, что при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Особенности порядка проведения запроса котировок цен определены п. 8 Положения о закупке. Так, п. 8.2 Положения установлено, что Документация о проведении запроса котировок цен должна содержать сведения, указанные в п. 4.2.2. Положения.

В соответствии с пп. 1 п. 4.2.2 Положения, независимо от способа проведения закупки в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно абз. 3 п. 7 Извещения, для участия в Запросе котировок участник закупки должен подать заявку со всеми приложениями, документами, подтверждающими соответствие участника требованиям, предъявляемым Заказчиком по форме и в порядке, установленном в Документации по Запросу котировок.

Абзацем 1 п. 7 Извещения установлено, что заявка подаётся в электронной форме на сайт оператора электронной торговой площадки по Форме № 1+Приложения.

Приложением № 1 «Технические характеристики» Формы № 1 «Котировочная заявка» определено, что в данном приложении участник Закупки представляет техническое предложение в соответствии с требованиями технического задания.

Техническое задание на поставку панели видеостены с креплением (далее – Техническое задание) установлено Приложением № 1 Извещения, где п. 1 определены наименование, характеристики и количество необходимого к поставке товара, в том числе оспариваемые Заявителем в жалобе следующие требования к характеристикам Товара:

- наличие функции автоматического включения и выключения в соответствии с заданным пользователем графиком, с учётом календарных выходных дней;

- наличие функции видеотабло или аналог (управление размером и режимами экрана, защитной блокировкой удаленно при помощи ПК);

- наличие возможности управления питанием (включение и выключение) и получение данных о состоянии включения и выключения удаленно, при помощи ПК;

- наличие возможности регулировки уровня громкости и получения данных о состоянии уровня громкости удаленно, при помощи ПК;

- наличие возможности переключения источника сигнала и получения данных о состоянии источника входного сигнала удаленно, при помощи ПК;

- наличие возможности подключения к MDC через интерфейс rs232c;

- наличие возможности подключения к MDC через локальную сеть;

- наличие возможности вывода в разрешение Ultra HD через порты с поддержкой протокола Loopout;

- наличие совместимости с программным обеспечением для регулировки яркости и однородности цвета Color Expert;

- наличие заводской калибровки дисплея (отсутствие необходимости самостоятельной калибровки);

- наличие совместимости с программным обеспечением Multiple Display Control;

- наличие официального авторизованного сервисного центра в городе Тюмень с услугой выездного обслуживания бренд- инженера.

В ходе осуществления анализа указанных Заявителем характеристик Технического задания по представленным в материалы дела документам и сведениям, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно гл. 3 «Программное обеспечение для ПК (Multiple Display Control)» Руководства пользователя PM32F / PM43F / PM49F / PM55F/ PH43F / PH49F / PH55F Samsung (далее – Руководство Samsung) MDC (Multiple Display Control) – это приложение, которое с помощью компьютера позволяет управлять одновременно несколькими устройствами отображения с использованием для последовательного подключения кабеля RS232C или кабеля Ethernet через порт RJ45.

Руководством пользователя монитора LG Digital Signage 55VH7B, 55VM5B (далее – Руководство LG) определено, что для использования нескольких устройств, подключенных между собой, необходимо подключить один конец сигнального входного кабеля (Кабель DP) к разъему DP Out первого монитора, а второй конец — к разъему DP In следующего устройства (монитора) и т.д. до персонального компьютера, что свидетельствует о технической возможности товара производства LG выполнять в сущности функции программного обеспечения MDC.

Из письменного пояснения Заказчика № 01/03-87 от 29.04.2020 г. (вх. № 4485 от 06.05.2020 г.) следует, что функции и возможности, требуемые Техническим заданием Заказчика, не являются эксклюзивной возможностью компании Samsung.

В ходе анализа Руководства Samsung и Руководства LG установлено, что товары – панели видеостены, данных производителей являются однородными товарами и в полной мере соответствует Техническому заданию Заказчика, за исключением наличия у товара производства LG программного обеспечения MDC.

Таким образом, товар, предусмотренный предметом Закупки (панель видеостены с креплением) производства LG и Samsung оба обладают возможностью управления одновременно несколькими мониторами с помощью компьютера, при этом программное обеспечение MDC обеспечивающее данный функционал, используется исключительно на устройствах производителя Samsung.

Материалами дела установлено, что в составе заявки Общества представлено Приложение № 1 (техническое предложение), в котором, предложен товар – панель видеостены производства ИКАР (Россия) соответствующий требованиям Технического задания Заказчика (в том числе товар обладает возможностью управления одновременно несколькими мониторами с помощью компьютера).

В соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчиком не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

- закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что необходимая Заказчику возможность управления одновременно несколькими мониторами с помощью компьютера, установленная Техническим заданием, присутствует не только у производителя Samsung, при этом установленное требование Технического здания о наличии совместимости поставляемого товара с программным обеспечением MDC (возможности подключения к MDC через интерфейс rs232c и локальную сеть), свойственной только производителю Samsung без использования слов «или эквивалент» вводит в заблуждение участников Закупки и необоснованно ограничивает конкуренцию, нарушая п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

В отношении требования Технического задания о необходимости наличия официального авторизованного сервисного центра в городе Тюмень с услугой выездного обслуживания бренд-инженера, Комиссия Управления приходит к выводу, что данное требование относится к части исполнения договора (в рамках определённых договором сроков обслуживания, а не места нахождения сервисного центра) и не может являться как предметом оценки, так и основанием отклонения на этапе подачи и рассмотрения заявок в рассматриваемой Закупке, так как данное требование в рамках данной закупки (поставка товара) существенно сужает круг возможных участников и необоснованно ограничивает конкуренцию по территориальному признаку.

Таким образом, требование п. 1 Технического задания о необходимости наличия официального авторизованного сервисного центра в городе Тюмень с услугой выездного обслуживания бренд-инженера не влияет на исполнение договора при этом необоснованно ограничивает конкуренцию в отношении участников Закупки, следовательно, является излишним и нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Вместе с тем, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, о нарушении Заказчиком пп. 2 пункта 3.1 Положения, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6, п. 3 ч. 6.1 ст. 3 и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения данного дела, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком опубликован протокол отказа от заключения договора на поставку панели видеостены с креплением от 03.04.2020 г. из которого следует, что основанием для отказа являются обстоятельства непреодолимой силы, а именно:

- распространение новой коронавирусной инфекцией, вызванной COVID-19;

- введение в Тюменской области режима повышенной готовности;

- приостановление бронирования мест, приёма и размещения граждан в санаторно-курортных организациях (санаториях).

В соответствии с абз. 3 п. 11.1 Положения, договор должен быть заключен не ранее чем через 10 (десяти) дней с момента опубликования протокола об определении участника, с которым договор подлежит заключению, и не позднее чем через 20 (двадцати) дней со дня опубликования указанного протокола (абз. 3 п. 11.1 Положения).

Заключение договора по итогам закупочной процедуры осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные Положениям и условиями конкретной закупочной процедуры (абз. 1 п. 11.1 Положения).

Согласно п. 24 Извещения, договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. Договор заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника, с которым заключается договор в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок цен от заключения договора.

При этом, следует отметить, что Извещение и Положение о закупке Заказчика не содержит положений, регламентирующих возможность Заказчика не заключать договор с участником добросовестно принявшем участие и победившем в Закупке.

Частью 5 ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Вместе с тем, ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках определено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с ч. 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что победитель Закупки (поставщик) – ООО «Арсенал Партнёр» был определён протоколом подведения итогов от 25.03.2020 г., что говорит о невозможности применения в данном случае ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках, следовательно, действия Заказчика, направленные на отказ от заключения договора с победителем Закупки не являются правомерными и нарушают порядок проведения Закупки, установленный Извещением и Положением о закупке Заказчика.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АО «ЦВМиР «Сибирь» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6, п. 3 ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку панели видеостены с креплением (извещение № 32008991345), выразившемся:

- в нарушении порядка проведения Закупки, путём опубликования протокола отказа от заключения договора на поставку панели видеостены с креплением от 03.04.2020 г.;

- в установлении в п. 1 Технического задания требований к характеристикам товара, свойственной только производителю Samsung без использования слов «или эквивалент»

- в установлении требования к конкретному месту нахождения официального авторизованного сервисного центра участника Закупки.

2) об отсутствии оснований для выдачи предписания ввиду того, что Заявитель был допущен Заказчиком к участию в Закупке и не одержал победу только по ценовому параметру, следовательно, указанные в жалобе доводы не повлияли на порядок участия и определения победителя Закупки, что подтверждает факт отсутствия нарушения прав и законных интересов Общества.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гефест Капитал» на действия акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» при проведении запроса котировок цен в электронной форме на поставку панели видеостены с креплением (извещение № 32008991345) обоснованной.

2. Признать в действиях АО «ЦВМиР «Сибирь» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6, п. 3 ч 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание АО «ЦВМиР «Сибирь» г. Тюмени не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи. 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                <...>

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны