Решение №13-ВП/2024 Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиком ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 13-ВП/2024 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

16 мая 2024 года                                                                                                                          г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице Комитета жилищно-коммунальной политики Администрации Упоровского муниципального района на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на ликвидацию свалки отходов, расположенной Тюменская область, Упоровский район, с. Суерка в 1300 м от деревни на север 1. ш.56,2665° д.66,0230° 2. ш.56,2686 д.66,0258° 3. ш.56,2676° д.66,0271° 4. ш.56,2689° д.66,0303° 5. ш.56,2668° д.66,0277° 6. ш.56,2655°66,0241° (реестровый номер закупки 0167300027124000012), по факту поступившего обращения заявителя в лице ООО «П» (вх.№ 5506-ЭП/24 от 13.05.2024).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Внеплановая проверка проводится:

с участием заявителя: директора ООО «П» (далее также – заявитель) Ш. действующего на основании устава, О. по доверенности № б/н от 25.04.2024,

с участием заказчика: председателя Комитета жилищно-коммунальной политики Администрации Упоровского муниципального района (далее также – заказчик) Т. действующего на основании распоряжения № 79-рк от 06.05.2019,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «П» на действия заказчика в лице Комитета жилищно-коммунальной политики Администрации Упоровского муниципального района при проведении электронного аукциона на ликвидацию свалки отходов, расположенной Тюменская область, Упоровский район, с. Суерка в 1300 м от деревни на север 1. ш.56,2665° д.66,0230° 2. ш.56,2686 д.66,0258° 3. ш.56,2676° д.66,0271° 4. ш.56,2689° д.66,0303° 5. ш.56,2668° д.66,0277° 6. ш.56,2655°66,0241°.

Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиком на ранее направленный в его адрес запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не дан ответ на поставленный в обращении вопрос, что свидетельствует по мнению заявителя об ограничении количества участников закупки поскольку код отхода может быть установлен только на основании паспорта отходов. Кроме того, объем работ указанный в проекте муниципального контракта, техническом задании и локально-сметном расчете не соответствует требованиям законодательства. Заказчик проигнорировал требования приложения № 1 приказа Минприроды России от 05.05.2022 № 321 предусматривающего необходимость умножения объема отходов на коэффициент, равный 670 кг/м3, в свою очередь, заказчик определил объем отходов исходя из произведения объема отходов на коэффициент их плотности 215 кг/м3, установленный приказом Государственного предприятия Тюменской области «Комтех» от 31.03.2022 № 9.

Заказчиком письменные возражения на обращение заявителя заблаговременно в материалы рассматриваемого дела представлены. Заказчик указывает на отсутствие каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе при проведении закупки, обращает внимание Комиссии Тюменского УФАС России, на то, что заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Возражения заказчика направлены для ознакомления на электронный адрес ООО «П» (скриншот приобщен к материалам дела).

На ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ЮВ/3046/24 от 03.05.2024) оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» направлен ответ (исх.№ 2629-Д/24 от 06.05.2024), согласно которому, на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки. Указанный ответ оператора электронной площадки приобщен к материалам дела.

Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет контроль за стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (то есть, с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до заключения контракта включительно) и исключительно за соблюдением требований Закона о контрактной системе, и не правомочна осуществлять контроль в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Из материалов дела следует, что Администрация Упоровского муниципального района являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на ликвидацию свалки отходов, расположенной Тюменская область, Упоровский район, с. Суерка в 1300 м от деревни на север 1. ш.56,2665° д.66,0230° 2. ш.56,2686 д.66,0258° 3. ш.56,2676° д.66,0271° 4. ш.56,2689° д.66,0303° 5. ш.56,2668° д.66,0277° 6. ш.56,2655°66,0241°, с начальной (максимальной) ценой контракта 29 442 781,20 рублей, в интересах заказчика Комитета жилищно-коммунальной политики Администрации Упоровского муниципального района.

Информация об электронном аукционе была размещена 02.05.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300027124000012

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Относительно довода заявителя о том, что заказчик проигнорировал требования приложения № 1 приказа Минприроды России от 05.05.2022 № 321 и неправильно применил коэффициент к объему ликвидируемых отходов, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Тюменское УФАС России являясь антимонопольным органом, осуществляет контрольные мероприятия исключительно на предмет соблюдения Закона о контрактной системе. Тюменское УФАС России не вправе осуществлять контрольные мероприятия на предмет соблюдения заказчиком соответствующего отраслевого законодательства (в рассматриваемом случае, экологического законодательства). Объем ликвидируемых отходов является количественной величиной определяемой самостоятельно заказчиком по результатам соответствующего обследования свалки отходов, и как следствие, влияет на порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В этой связи, применение либо неприменение соответствующего экологического коэффициента равного 670 кг/м3 при определении объема ликвидируемых отходов не является признаком нарушения именно Закона о контрактной системе. Статьи Закона о контрактной системе которые указывает податель жалобы (часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1, части 2 статьи 33, пункты 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе) в составе обращения по мнению Комиссии Тюменского УФАС России не нарушены заказчиком при неприменении требований приложения № 1 приказа Минприроды России от 05.05.2022 № 321, поскольку никакой логической взаимосвязи между требованиями приложения № 1 приказа Минприроды России от 05.05.2022 № 321 и требованиями части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не существует.

При этом, довод заявителя о неприменении конкретного экологического коэффициента и как следствие нарушения экологического законодательства при определении массы отходов является предметом контроля соответствующих органов по надзору в сфере природопользования, а не антимонопольных органов, в этой связи Тюменским УФАС России копия жалобы заявителя дополнительно будет направлена для рассмотрения в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 и 10 настоящей статьи с учетом части 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении в том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Следовательно, антимонопольные органы в соответствии со своими полномочиями не осуществляют контрольные мероприятия в части надлежащего определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В этой связи, Тюменское УФАС России направило сопроводительным письмом (исх.№ ДП/3232/24 от 14.05.2024) обращение ООО «П» в Администрацию Упоровского муниципального района являющейся органом внутреннего муниципального финансового контроля для проведения камеральной проверки в части соблюдения заказчиком требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, указанный довод жалобы заявителя не относится к компетенции Тюменского УФАС России, который Комиссия полагает необходимым оставить без рассмотрения.

Относительно довода заявителя о том, что заказчик не дал ответа на поставленный ответ в опубликованных в ЕИС в сфере закупок разъяснениях извещения об осуществлении закупки, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Следовательно, часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предъявляет требования к текстуальной форме самого разъяснения извещения об осуществлении закупки размещенной внутри самого программного файла разъяснения (doc, docx, pdf и иные читаемые форматы), а также срока его размещения в ЕИС в сфере закупок.

Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что в соответствии с поступившими в адрес заказчика запросом на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от участников закупки, заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок размещено разъяснение извещения об осуществлении закупки:

Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что разъяснения извещения об осуществлении закупки размещены с соблюдением регламентированного срока предусмотренного частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержание размещенных заказчиком разъяснений извещения об осуществлении закупки полностью соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержат указание на предмет запроса, при этом, участник закупки направивший запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки непосредственно в тексте разъяснения не указан, размещенные изменения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.

Соответственно, ответ на запрос участника закупки был предоставлен, со ссылками на положения извещения об осуществлении закупки, не изменяя при этом, сути извещения об осуществлении закупки.

Требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки.

Нельзя не отметить, что разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.

Закон о контрактной системе, вовсе не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемой части.

В части установленного экологическим законодательством порядка паспортизации отходов и надлежащего установления единых требований к участникам закупки Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, что также отражено в пункте 9 письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»).

Таким образом, в соответствии с законодательством РФ о лицензировании оказывать услуги, являющиеся предметом закупки, возможно только при наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с наличием в приложении к лицензии:

- видов отходов, указанных в техническом задании и в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов;

- видов деятельности по отходам указанным выше: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.

В пункте 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) установлено следующее требование к составу заявки: «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: копия лицензии, либо выписка из реестра лицензий, в том числе в электронной форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении либо иной документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена)».

Техническим заданием (описанием объекта закупки) (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены требования к подрядчику, в частности, наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. А также наличие в лицензии кода 7 31 931 11 72 4 «Отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов», согласно приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 18.01.2024) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008).

Техническим заданием (описанием объекта закупки) предусмотрены следующие работы по ликвидации свалок отходов:

- погрузка отходов механизированным способом и вручную;

- вывоз отходов на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов;

- захоронение отходов на объекте размещения отходов (полигоне ТБО), внесенном в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Абзацем 14 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Статьёй 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что организация транспортирования отходов осуществляется в том числе, при обязательном наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности.

Пунктом 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» разъяснено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017           № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» предусмотрены например, такие отходы как:

1) кислота соляная ингибированная отработанная, загрязненная солями кальция и магния (код 4 11 215 15 10 2) – II класс опасности;

2) отходы пропитки битумно-полимерной для упрочнения асфальтобетонного покрытия (код 8 26 143 11 31 3) - III класс опасности;

3) отходы изделий из цветных металлов в смеси с преимущественным содержанием меди при проведении строительных и ремонтных работ на радиационно-опасных объектах (код 8 85 121 11 72 3) – III класс опасности;

4) отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4) – IV класс опасности;

5) мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности (код 8 90 011 11 72 5) – V класс опасности;

6) жмых подсолнечный (код 3 01 141 31 29 5) - V класс опасности.

Локально-сметными расчетами содержащимися в приложении к извещению о закупке предусмотрены следующие виды работ: перевозка грузов автомобилями-самосвалами, погрузо-разгрузочные работы, разработка грунта, очистка участка от мусора.

Действительно, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов строительный мусор относится как к IV, так и к V классу опасности.

Подтверждением отнесения отходов, размещенных на свалке, к конкретному классу опасности является паспорт отходов, выданный на основании акта обследования свалки.

Пунктом 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» предусмотрено, что настоящий порядок устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности, следовательно, на отходы V класса паспорт не составляется.

Пунктом 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026 предусмотрено, что паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Пунктом 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026 предусмотрено, что документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

Пунктом 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе, проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержат указания на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется.

Заказчик в представленных возражениях на жалобу заявителя указал, что акт обследования свалки отходов № б/н от 04.06.2019 подлежащей ликвидации составлялся представителями Департамента недропользования и экологии Тюменской области совместно с Администрацией Упоровского муниципального района, а также представлен в материалы рассматриваемого дела.

Установление класса отходов возможно не иначе как путем обследования свалки отходов, что Комиссия Тюменского УФАС в силу своих полномочий делать не вправе.

Действительно, в соответствии с законодательством о контрактной системе, у заказчика отсутствует обязанность по размещению в ЕИС в сфере закупок в составе извещения об осуществлении закупки такого документа как паспорт отходов, а равно не обязывают заказчика предоставлять паспорта отходов на стадии подачи заявок на участие в закупке.

Необходимо также отметить, что требования экологического законодательства не освобождают от обязанности по разработке паспорта отходов.

Отсутствие обязательного паспорта отходов в котором указывается информация о видах отходов и классе опасности ставит под объективное сомнение потребность заказчика в транспортировании отходов конкретного (в рассматриваемом случае, только IV класса опасности) и как следствие, не позволяет потенциальным участникам закупки определить возможность участия в закупке и надлежащим образом выполнить работы, требующие наличия соответствующей лицензии, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация транспортирования отходов осуществляется в том числе, при обязательном наличии именно паспорта отходов I - IV класса опасности, вместе с тем, акт обследования свалки в соответствии с императивными требованиями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ не является обязательным условием при наличии которого возможно осуществлять транспортирование отходов I - IV класса опасности.

В ходе анализа извещения об осуществлении закупки и приложений к нему, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки в лицензии кода 7 31 931 11 72 4 «Отходы по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов», вместе с тем, самим заказчиком не получены паспорта отходов с которыми придется работать подрядчику в ходе исполнения контракта, имеющийся у заказчика акт обследования свалки отходов не перечислен в части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в числе условий при наличии которых осуществляется транспортирование отходов.

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать указанный довод, изложенный в поступившей жалобе ООО «Прагма» обоснованным в части отсутствия на момент осуществления закупки разработанных паспортов на транспортируемые отходы, в отношении которых будут выполняться работы в составе лицензируемого вида деятельности, и обязательное наличие которых необходимо для транспортирования отходов в соответствии с требованиями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, что указывает на нарушение заказчиком требований части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, при этом, выявленные нарушения не могут быть устранены путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, поскольку у заказчика паспорт отходов отсутствует.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представители заказчика Администрации Упоровского муниципального района пояснили, что координацию и регулирование деятельности в области обращения со свалками отходов осуществляет Департамент недропользования и экологии Тюменской области, при этом, порядок ликвидации свалок отходов возложен непосредственно на Администрацию Упоровского муниципального района.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе, вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В рассматриваемом случае, с точки зрения специального законодательства регламентирующего осуществление государственных (муниципальных) закупок именно муниципальный заказчик определен в качестве субъекта который осуществляет процедуру закупки, и как следствие, осуществляет достижение цели обеспечения муниципальных нужд, в этой связи, вопросы координации вопросов местного значения между различными органами местного самоуправления не устраняют ответственность муниципального заказчика который осуществлял такую закупку в случае установления факта нарушения законодательства о контрактной системе.

Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об отмене (аннулировании) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Поскольку факт существенного нарушения законодательства о контрактной системе подтвержден, Комиссия Тюменского УФАС России решила обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать, поскольку на участие в рассматриваемой закупке не подано ни одной заявки, закупка признана несостоявшейся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в действиях Администрации Упоровского муниципального района установлено нарушение требований части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны