Решение №072/06/44/120/2021 Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком описание объект... от 14 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/120/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

14 июля 2021 года                                                                                                                   г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей государственного заказчика: ГКУ ТО «Управление капитального строительства» (далее также – заказчик), П. по доверенности № 83 от 06.07.2021, Д. по доверенности № 85 от 09.07.2021, Ф. по доверенности № 86 от 14.07.2021,

с участием представителя уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), С. по доверенности № 12 от 24.02.2021,

в отсутствие представителя ООО «А» (далее также – заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО «А» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку приборов оптических и фотографического оборудования (микроскопов хирургических) (реестровый номер закупки 0167200003421003420),

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 06.07.2021 (время: 18:42) поступила жалоба ООО «А» (вх.№ 6927) на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона на поставку приборов оптических и фотографического оборудования (микроскопов хирургических).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком описание объекта закупки составлено с нарушением законодательства о контрактной системе, а именно приведенные в описании объекта закупки установлены требования к поставляемому товару, которые ограничивают количество участников закупки, а именно:

- Возможность дополнительного увеличения до, крат – не менее 39. Подобный уровень увеличения может быть достигнут микроскопами единственного производителя Carl Zeiss, и только при использовании принадлежности, которая не зарегистрирована на территории РФ. Анализ рекламных материалов на английском языке микроскопов Carl Zeiss показал, что уровень увеличения, равный 39х, может быть достигнут только с помощью трехступенчатого умножителя увеличения, совместно с раздвижным тубусом с системой PROMAG (стр.7), в то время как в материалах о микроскопах Carl Zeiss на русском языке трехступенчатый умножитель увеличения не упоминается. Данный параметр существует только в модели микроскопа Carl Zeiss  OPMI PENTERO 800 . Трехступенчатый умножитель увеличения не зарегистрирован на территории РФ, следовательно, не может быть поставлен в учреждения здравоохранения, поскольку в соответствии со статьёй 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, обращение медицинских изделий, не зарегистрированных в установленном порядке, не допускается. В Российской Федерации отсутствует зарегистрированное медицинское изделие – микроскоп Carl Zeiss OPMI PENTERO 800, в вариантах исполнения которого указана система 39-кратного увеличения.

- Количество сенсоров в видеокамере, шт. – не менее 3. Подобное требование является второстепенным по отношению к требованию о необходимой заказчику камере, позволяющей получить изображение высокого разрешения full HD, т.к. производители видеокамер применяют разные технические решения для достижения подобного и даже большего разрешения изображения, например использованием больших сенсоров камеры и большим количеством пикселей. Таким образом, подобное требование ограничивает возможность для участия тех производителей микроскопов, встроенные видеокамеры которых позволяют достичь разрешения full HD другими техническими способами, а именно большим размером сенсора видеокамеры и большим количеством пикселей в матрице.

- Встроенная система для удаления воздуха из стерильных оболочек при зачехлении – наличие. Подобная система есть только у микроскопов производителя Carl Zeiss. Кроме того, подобная система не имеет клинической значимости. Операционная бригада также зачехляет микроскоп, как и без подобной системы, т.е. вручную надевает чехол, закрепляет чехол на кронштейне ремешками. Единственное отличие в том, что после того, как микроскоп зачехлен, необходимо нажать на кнопку, которая запустит  систему удаления воздуха. Кроме того, для использования с подобной системой необходимы специальные чехлы, которые значительно превышают по стоимости обычные чехлы.

Для исключения ограничения конкуренции заявитель просит Комиссию Тюменского УФАС России обязать заказчика исключить нижеуказанные параметры из спецификации.

Основными документами в сфере стандартизации операционных микроскопов являются: ГОСТ Р50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские»; ГОСТ Р56168-2014 «Изделия медицинские электрические. Микроскопы операционные. Технические требования для государственных закупок»; ГОСТ Р56169-2014 «Оптика и оптические приборы. Микроскопы операционные. Технические требования. Методы испытаний». Данными ГОСТами не установлены показатели, используемые заказчиком в техническом задании и в нарушение вышеуказанной нормы права, не указано обоснование необходимости использования иных показателей.

Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.№ 7179 от 14.07.2021), в которых указывает, что «увеличение» – основной параметр при сосудистой хирургии, так как основная работа приходится на сосуды диаметром до 3 мм. Для проведения качественной операции с минимальным риском допущения ошибок необходимо увеличение не менее 39 крат. Хирургические вмешательства проводятся при экстра-интракраниальных микрососудистых анастомозах, аневризмах, мальформациях – операции высокого риска летальности. Учитывая целевое использование данного микроскопа, а именно – оперативные вмешательства при сосудистой патологии головного мозга – данный параметр является одним из определяющих. Микрохирургические манипуляции проводятся в условиях больших увеличений на мельчайших структурах, отвечающих за жизненно важные функции организма, поэтому имеет значение не только разрешение, но и качество цветопередачи, которое позволяет проводить наиболее точное различение границ нормальных и патологических тканей и структур, а также ориентацию в ходе оперативного вмешательства. Заказчик также полагает, что подателем жалобы не приложены документы подтверждающие обоснованность доводов изложенных в жалобе.

Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.№ 7173 от 14.07.2021) на жалобу заявителя, просит признать жалобу необоснованной. Указывает, что рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку микроскопа нейрохирургического размещен в интересах государственного заказчика для обеспечения лечебного учреждения необходимым высокотехнологичным и сложным медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам. Система вакуумного зачехления нужна для ускорения подготовки микроскопа и достижения лучшей эргономики. Стандартный чехол для микроскопа имеет большие размеры, чем рабочая часть микроскопа с окулярами, для удобства зачехления. После зачехления остаются большие по площади участки полиэтиленовой плёнки, которые свисают во все стороны. Если не используется вакуумное зачехление, то эти свисающие участки часто мешают работе, что приводит к необходимости отвлекаться от основной цели оперативного вмешательства, необходимости коррекции расположения микроскопа, может привести к некорректным действия хирурга вследствие механической помехи. Все эти факторы приводят к увеличению длительности оперативного вмешательства, что может быть достаточно критично, особенно в случаях оперативных вмешательств на аневризмах сосудов головного мозга в стадии разрыва. Указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы лечебному учреждению, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку приборов оптических и фотографического оборудования (микроскопов хирургических), с начальной (максимальной) ценой контракта 186 460 810,00 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства». Информация об электронном аукционе была размещена 29.06.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421003420.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.etp-ets.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом закупки является поставка микроскопов нейрохирургических в количестве трех штук, микроскопа хирургического для офтальмологии в количестве 2 штук, микроскопа хирургического оториноларингологического в количестве 1 штуки.

Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Количество

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

1

Микроскоп нейрохирургический

1 шт

Возможность дополнительного увеличения до, крат

Не менее 39

 

 

 

Количество сенсоров в видеокамере, шт.

Не менее 3

наличие

 

 

Встроенная система для удаления воздуха из стерильных оболочек при зачехлении

 

наличие

 

 

            В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

            Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

            - наименование товара, работы, услуги;

            - единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

            - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

            Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

             Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объект рассматриваемой закупки не отнесен к какой-либо позиции КТРУ, следовательно, заказчик вправе описать объект закупки таким образом, чтобы повысить шансы на приобретение медицинского изделия с теми клинически значимыми характеристиками, которые необходимы заказчику в рамках оказания медицинской помощи.

В данном случае, заказчик вправе самостоятельно установить описание объекта закупки, без учета описания товара которое предусмотрено КТРУ, поскольку закупаемые медицинские изделия отсутствуют в КТРУ.

Относительно довода заявителя о том, что в описании объекта закупки указаны требования к поставляемому товару, которые ограничивают количество участников закупки, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Довод подателя жалобы о том, что в Российской Федерации отсутствует зарегистрированное медицинское изделие – микроскоп Carl Zeiss OPMI PENTERO 800, в вариантах исполнения которого указана система 39-кратного увеличения, не подтвержден какими-либо доказательствами.

Относительно возможности дополнительного увеличения до, крат: не менее 39 раз, заказчик пояснил, что «увеличение» – это основной параметр при сосудистой хирургии, так как основная работа приходится на сосуды диаметром до 3 мм. Для проведения качественной операции с минимальным риском допущения ошибок необходимо увеличение не менее 39 крат. Хирургические вмешательства проводятся при экстра-интракраниальных микрососудистых анастомозах, аневризмах, мальформациях – операции высокого риска летальности. Учитывая целевое использование данного микроскопа, а именно – оперативные вмешательства при сосудистой патологии головного мозга –данный параметр является одним из определяющих. Так, если проведение оперативных вмешательств по клипированию аневризмы сосудов головного мозга, по удалению артерио-венозной мальформации сосудов головного мозга, при удалении внутримозговых гематом полушарий головного мозга редко используется увеличение более 15 крат, то при проведении оперативного вмешательства по прямой реваскуляризации головного мозга методом наложения микрососудистого анастомоза данный параметр должен быть не менее 39 крат. Диаметр сосуда, на котором проводится данный вид оперативного вмешательства редко превосходит 1-1,5 мм, а в условиях острого периода внутричерепного кровоизлияния может быть меньшим 1 мм. А для получения гарантированного результата требуется очень качественная визуализация на максимально возможном увеличении. Чем выше увеличение микроскопа – тем лучше полученное изображение, тем больше возможностей у доктора провести манипуляции на мелких структурах, что во многих клинических ситуациях помогает спасти жизнь пациенту.

Представитель заказчика также пояснил, что микрохирургические манипуляции проводятся в условиях больших увеличений на мельчайших структурах, отвечающих за жизненно важные функции организма, поэтому имеет значение не только разрешение, но и качество цветопередачи, которое позволяет проводить наиболее точное различение границ нормальных и патологических тканей и структур, а также ориентацию в ходе оперативного вмешательства. Использование 3-х чиповой камеры обеспечивает высокую дифференциацию оттенков красного и наиболее высокое качество визуализации операционного процесса, с оптимальной глубиной резкости и высшей четкостью. Оптическая трех-чиповая технология обеспечивает отсутствие наложения спектра (алиасинг), который всегда является проблемой в одно- и двух-чиповых камер. Одно- и двух-чиповые камеры не позволяют обеспечить высокое качество изображения и улучшенную цветопередачу, что особенно важно при сложных нейрохирургических операциях, в условиях дымообразования от микрокоагуляции, кровотечения и при нечетких границах между патологическими и здоровыми структурами головного мозга, что может привести к послеоперационным осложнениям (кровотечения, продолженный рост опухоли).

Система вакуумного зачехления нужна для ускорения подготовки микроскопа и достижения лучшей эргономики. Стандартный чехол для микроскопа имеет большие размеры, чем рабочая часть микроскопа с окулярами, для удобства зачехления. После зачехления остаются большие по площади участки полиэтиленовой плёнки, которые свисают во все стороны. Если не используется вакуумное зачехление, то эти свисающие участки часто мешают работе, что приводит к необходимости отвлекаться от основной цели оперативного вмешательства, необходимости коррекции расположения микроскопа, может привести к некорректным действия хирурга вследствие механической помехи. Все эти факторы приводят к увеличению длительности оперативного вмешательства, что может быть достаточно критично, особенно в случаях оперативных вмешательств на аневризмах сосудов головного мозга в стадии разрыва.

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «А» (ИНН ) основным видом деятельности заявителя является: «торговля оптовая техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях» (код ОКВЭД 46.69.8).

Следовательно, заявитель не является производителем требуемого к поставке медицинского изделия, а значит, имеет возможность приобрести требуемое заказчику медицинское изделие у любого другого поставщика (дистрибьютора), либо обратиться непосредственно к иному производителю указанного медицинского изделия с целью его приобретения. Требуемое к поставке медицинское изделие не ограничено в обороте, а следовательно, приобрести данное оборудование имеет любой субъект хозяйственной деятельности. Требования законодательства о контрактной системе не запрещают поставщику в случае отсутствия у него необходимого медицинского изделия, обратиться в те организации, где указанное медицинское изделие имеется в наличии с целью осуществления его дальнейшей поставки в адрес заказчика.

            Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, поскольку именно заказчик несет всю полноту ответственности за качество описания объекта закупки, в связи с чем, определение значимости установленных требований к закупаемому оборудованию является правом и обязанностью именно заказчика.  

При этом, заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.

Тот факт, что ООО «А» не может осуществить поставку оборудования которое бы соответствовало техническому заданию аукционной документации (потребности заказчика), само по себе не указывает на ограничение количества участников рассматриваемой закупки, поскольку любой потенциальный поставщик (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара) отвечающий требованиям документации об электронном аукционе имеет возможность выступить в качестве участника рассматриваемой закупки. Обратного в материалы дела не представлено.

            Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Данная позиция согласуется с легальным (нормативным) толкованием содержащемся в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) согласно которому, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заявитель просит Комиссию Тюменского УФАС России обязать заказчика исключить такие параметры из спецификации как: возможность дополнительного увеличения до, крат; количество сенсоров в видеокамере; встроенная система для удаления воздуха из стерильных оболочек при зачехлении.

Важно отметить, что описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определять потребности заказчика, чтобы представить надлежащее предложение (письмо Министерства финансов РФ от 25.02.2020 № 24-01-08/13358).

При этом, суть требований статьи 33 Закона о контрактной системе заключается в том, чтобы максимально точно описать требуемый заказчику товар (работу, услугу). Применительно к закупке медицинских изделий данное требование заключается в том, чтобы отразить специфику работы оборудования, учета квалификации медицинского персонала и их практических навыков, который будет осуществлять работу на указанном оборудовании, возможности оказать своевременную и надлежащую медицинскую помощь – что как раз и указывает на определенную специфику использования того или иного медицинского изделия.

Вместе с тем, описание объекта закупки разрабатывается заказчиком, именно заказчик определяет требования к закупаемому товару, Комиссия контрольного органа в сфере закупок не вправе обязывать заказчика формировать объект закупки определенным образом (исключать, дополнять, корректировать и прочее).

Довод подателя жалобы о том, что перечисленными выше заявителем ГОСТами не установлены показатели, используемые заказчиком в техническом задании и в нарушение вышеуказанной нормы права, не указано обоснование необходимости использования иных показателей, является несостоятельным по двум причинам:

1) заказчик указал клинически значимые характеристики медицинского оборудования, которые необходимы в процессе оказания медицинской помощи и являются значимыми;

2) обоснование необходимости использования иных показателей в данном случае не применимо, поскольку закупаемые медицинские изделия отсутствуют в КТРУ, что с учетом требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не обязывает заказчика дополнительно приводить в техническом задании (описании объекта закупки) обоснование необходимости использование дополнительных (иных) характеристик поставляемого медицинского изделия.

            В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

            Закупаемое медицинское изделие находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции. Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, аукционной документацией не ограничены.

           Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке медицинского изделия.

В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что техническое задание аукционной документации разрабатывалось совместно с медицинскими специалистами, которые указывали на особую значимость таких характеристик поставляемого медицинского изделия как: возможность дополнительного увеличения до, крат – не менее 39; количество сенсоров в видеокамере, шт. – не менее 3; встроенная система для удаления воздуха из стерильных оболочек при зачехлении – наличие.

Поставляемое медицинское изделие предназначено для оказания медицинской помощи пациентам, перечисленные характеристики медицинского изделия обладают повышенной значимостью для заказчика, описание объекта закупки приведено в строгом соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, поскольку закупаемое медицинское изделие обладает соответствующей спецификой его использования с целью оказания квалифицированной медицинской помощи. Данное обстоятельство признается и подателем жалобы который указывает, что поставляемое медицинское оборудование является уникальным.

ООО «А» также ссылается на судебную практику, которая подтверждает доводы заявителя - Определение Верховного Суда РФ № 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу № А50-9033/2017.

            Вместе с тем, выводы изложенные в указанном судебном акте не имеет никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку приняты при иных обстоятельствах дела, не имеют преюдициального характера, указанный акты приняты с участием иных лиц и содержат казуальное толкование (толкование связанное с конкретными обстоятельствами дела), а не легальное (нормативное, общеобязательное) толкование.

            С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «А» необоснованной.

            Относительно довода подателя жалобы о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения поступившей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 07.08.2012 № 25125).

            Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции не осуществлялось.

            В этой связи, податель жалобы не лишен права обратиться в антимонопольный орган с отдельным заявлением, оформленным в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о защите конкуренции.

             На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика ГКУ ТО «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона на поставку приборов оптических и фотографического оборудования (микроскопов хирургических) (реестровый номер закупки 0167200003421003420) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны