Решение №072/07/18.1–49/2020 Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» на действия ООО «Тюменское... от 20 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                  тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–49/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.03.2020 года                                

В полном объеме решение изготовлено 20.03.2020 года                                                  г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>             -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>               -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–49/2020 по жалобе СПАО «Ингосстрах» (далее также – Заявитель, Общество) на действия ООО «Тюменское экологическое объединение» (далее также – Заказчик, ООО «ТЭО») при проведении запроса предложений в электронной форме № 24/2020 на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (далее также – Закупка), извещение № 32008922362, в присутствии

         представителей Заявителя:

         1) <...>;

         2) <...>,

представителей Заказчика:

1) <...>;

2) <...>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее также – Управление) 06.03.2020 г. в 15:30 (вх. № 2229) поступила жалоба СПАО «Ингосстрах» на действия ООО «Тюменское экологическое объединение» при проведении запроса предложений в электронной форме № 24/2020 на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (извещение № 32008922362).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из довода жалобы следует, что Заказчиком при формировании и утверждении документации установлены дискриминирующие нестоимостные критерии оценки, так как данные критерии и методика оценки позволяет набрать максимальное количество баллов только одному участнику Закупки – АО «СОГАЗ».

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что критерии оценки закупочной документации разработаны согласно существующим потребностям Заказчика и не нарушают действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «ТЭО» от 01.02.2019 г., утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ООО «Тюменское экологическое объединение» (далее также – Положение о закупке, Положение), которое 13.02.2019 г. размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (с изменениями от 04.07.2019 г.).

Как установлено материалами дела, 26.02.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение № 32008922362), также на сайте РТС-тендер по адресу: https://www.rts-tender.ru/ (закупка № 1533783) Заказчиком было размещено Извещение по запросу предложений в электронной форме № 24/2020 на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (далее – Извещение), а также Документация по запросу предложений в электронной форме № 24/2020 на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (далее – Документация).

Дата и время окончания подачи заявок: 10.03.2020 в 08:00 (МСК+2).

Дата подведения итогов: 20.03.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 156 283, 76 руб.

Согласно п. 1.2 Положения под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Порядок проведения запроса предложений в электронной форме установлен пунктом 10 Положения о закупке.

Для участия в запросе предложений в электронной форме участник закупки должен подготовить заявку на участие в запросе предложений, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений (п. 10.5.1 Положения).

В соответствии с п. 10.3.3 Положения, в Документации о проведении запроса предложений должны быть указаны сведения в соответствии с п. 5.4 Положения.

Подпунктом 2 п. 5.4 Положения установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 10.7.8 Положения оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией по осуществлению закупок строго в соответствии с порядком оценки и сопоставления, указанного в документации о проведении запроса предложений.

Критерии и порядок оценки заявок приведены в Приложении № 1 к Разделу 2 Информационной карты закупка (пп. 8 п.1.5.1 Документации).

Приложением № 1 к Разделу 2 Информационной карты установлен порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений. Так, согласно данному приложению оценка полученных заявок участников закупки осуществляется с использованием пяти критериев (сумма значимости критериев оценки предложений составляет 100 %). Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путём сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

Приложением № 1 к Разделу 2 Информационной карты Заказчиком установлены следующие критерии оценки предложений (заявок) и их значимость:

1) Цена договора (общий размер страховой премии) – значимость критерия 20 %;

2) Страховые резервы по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2018 г. – в рамках критерия оцениваются показатели, характеризующие обеспеченность страховщика страховыми резервами по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2018 г. (значимость критерия 20 %);

3) Размер прибыли после налогообложения на 31.12.2018 г. – в рамках критерия оцениваются показатели, характеризующие финансовую устойчивость страховщика и его способность к исполнению договорных обязательств (значимость критерия 20 %);

4) Рейтинг финансовой надёжности – в рамках критерия оценивается текущий рейтинг надёжности страховой компании (по данным рейтингового агентства Эксперт РА). Данный рейтинг указывает на долгосрочную оценку платёжеспособности страховщика, в том числе способность своевременно и в полной мере осуществлять страховые выплаты (значимость критерия 20 %);

5) Сведения о размере уставного капитала – в рамках критерия оцениваются показатели, характеризующие финансовую устойчивость страховщика и его способность к исполнению договорных обязательств (значимость критерия 20 %).

В ходе заседания Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что предметом Закупки является специфическая финансовая услуга и показатели финансовой устойчивости определяют гарантию её качества, чем и обусловлено установление данных равнозначных критериев Заказчиком.  

Таким образом, Заказчиком в Документации установлены один стоимостной и четыре нестоимостных критерия со значимостью каждого критерия 20 % с общей суммой критериев 100 %.

Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела).

Так, согласно ч. 1 ст. 2 Закона об организации страхового дела, под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счёт денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счёт иных средств страховщиков.

Пунктом 1 ст. 25 Закона об организации страхового дела установлено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются:

- экономически обоснованные страховые тарифы;

- сформированные страховые резервы;

- средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию;

- собственные средства (капитал);

- перестрахование.

Таким образом, установление критериев «Страховые резервы по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2018 г.» (критерий № 2) и «Сведения о размере уставного капитала» (критерий № 5) установлены в соответствии с принципами Закона об организации страхового дела в целях подтверждения финансовой устойчивости и платёжеспособности участника Закупки.

В отношении установления критерия «Рейтинг финансовой надёжности по данным рейтингового агентства Эксперт РА» Комиссией Управление установлено следующее.

Правовые основы деятельности кредитных рейтинговых агентств по оценке способности юридических лиц и публично-правовых образований исполнять принятые на себя финансовые обязательства, оценке кредитного риска их финансовых обязательств и финансовых инструментов, а также полномочия Центрального банка Российской Федерации при осуществлении регулирования и надзора в сфере деятельности кредитных рейтинговых агентств определены в Федеральном законе от 13.07.2015 г. № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон о деятельности кредитных рейтинговых агентств).

Так, п. 1 ст. 3 Закона о деятельности кредитных рейтинговых агентств установлено, что рейтинговую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять юридические лица, созданные в организационно-правовой форме хозяйственного общества, после внесения сведений о таких лицах Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 3 Закона о деятельности кредитных рейтинговых агентств, кредитные рейтинговые агентства должны обеспечивать независимость рейтинговой деятельности, в том числе от любого политического и (или) экономического влияния.

Акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» входит в состав реестра аккредитованных рейтинговых агентств Центрального банка Российской Федерации и осуществляет, в том числе рейтинговую оценку страховых компаний по следующим некоторым показателям:

- совокупный объем страховых премий

- совокупный объем выплат

- совокупные страховые суммы

Таким образом, установление Заказчиком критерия «Рейтинг финансовой надёжности по данным рейтингового агентства Эксперт РА» (критерий № 4) обусловлен необходимостью получения долгосрочной оцени платёжеспособности страховой организации по средствам прогноза и  рейтинговой позиции участника Закупки в аккредитованном рейтинговом агентстве Центрального банка Российской Федерации АО «РА «Эксперт РА».

Протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке по запросу предложений в электронной форме № 24/2020 от 11.03.2020 г. определено, что на участие в Закупке было подано и допущено две заявки с предварительным рейтингом по нестоимостным критериям:

1) АО «АльфаСтрахование» - заявка подана 06.03.2020 г. в 07:12 (предварительный рейтинг – 41,57 баллов);

2) АО «СОГАЗ» - заявка подана 06.03.2020 г. в 14:10 (предварительный рейтинг – 80 баллов).

Материалами дела установлено, что участники Закупки подали следующее предложение о цене в составе заявок на участие в Закупке при начальной (максимальной) цене 1 156 283, 76 руб.:

1) АО «АльфаСтрахование» - 741 862,00 руб.;

2) АО «СОГАЗ» - 674 485,81 руб.

Также необходимо отметить, что АО «СОГАЗ» подал заявку на участие в Закупке с предложением о цене ниже на 41,7 % от начальной (максимальной) цены, что предполагает отсутствие у данного участника уверенности в собственной победе в Закупке, рамках установленных равнозначных критериев.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет Закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар (услугу), обосновав необходимость именно в этой услуге.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Таким образом, установление Заказчиком вышерассмотренных равнозначных критериев оценки обусловлено специфичностью предмета Закупки, при этом отсутствует нарушение прав и законных интересов Заявителя.    

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установление равнозначных критериев оценки цены договора, страховых резервов по страхованию, размеров прибыли, рейтингу финансовой надёжности и сведений о размере уставного капитала, не является нарушением, учитывая специфику предмета Закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения Закона о закупках, следовательно, жалоба СПАО «Ингосстрах» на действия ООО «Тюменское экологическое объединение» при проведении запроса предложений в электронной форме № 24/2020 на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (извещение № 32008922362) не подлежит удовлетворению.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» на действия ООО «Тюменское экологическое объединение» при проведении запроса предложений в электронной форме № 24/2020 на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (извещение № 32008922362) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <...>

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        <...>

 

 

 

          <...>

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны