Решение №072/10/18.1-18/2022 Решение от 23 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ
по делу № 072/10/18.1–18/2022
Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2022 года
В полном объёме решение изготовлено 23.03.2022 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
«….» |
||
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–18/2022 по жалобе (далее – Заявитель, Общество) на действия (далее также – Заказчик, Региональной оператор) при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Ишима (Лот № 2), реестровый номер извещения: 2100700000922000008 (далее также – Аукцион, торги),
в присутствии представителей:
Заявителя - …. (доверенность №8 от 01.03.2022 г.),
Заказчика - ….(доверенность № 46/2022 от 07.03.2022г.),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 09.03.2022 г. поступила жалоба (вх. № 2087) Заявителя на действия Региональной оператор при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Ишима (реестровый номер извещения: 2100700000922000008).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено, что Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 4 ст. 24.6 Закона об отходах).
В силу требований ч. 3 ст. 24.8 Закона об отходах, в случаях, установленных п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства РФ № 1133 от 03.11.2016 г. (далее – Правила № 1133), региональный оператор формирует цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов, проводимым в порядке, определённым Правилами:
а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;
б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключённом между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.
Так, согласно п. 4 Правил № 1133, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учётом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Вместе с тем, согласно пп. «и» п.5 Правил № 1133, при проведении указанных аукционов Закон о контрактной системе не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением контроля таких закупок (торгов).
В этой связи, действия регионального оператора при проведении таких торгов не могут быть обжалованы в порядке, предусмотренным ст.106 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая совокупность вышеприведённых норм, обжалуемая Заявителем закупочная процедура относится к торгам, обязательным в силу законодательства РФ, следовательно, жалоба на действия (бездействие) Заказчика при осуществлении торгов данной категории подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, как жалоба на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 14.03.2022 г. информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11074.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 14.03.2022 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ДП/1534) о приостановлении Торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно:
1) определен размер НМЦ договора (без учета НДС), приложение №2 к аукционной документации;
2) установлено несколько значений начальной (максимальной) цены договора - с НДС и без НДС (приложение № 4 к аукционной документации);
3) в нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении не указан ИКЗ закупки.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и пояснил, что аукционная документация соответствует требованиям действующего законодательства РФ.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, 03.03.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение в ЕИС № 2100700000922000008) Заказчиком были размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Ишим, лот №2 (далее – Документация)
Дата окончания подачи заявок - 15.03.2022 г.
Начальная (максимальная) цена договора – 24 562 516,33 руб.
Согласно Приложению №2 к Документации, представляющем собой обоснование НМЦ договора/цены единицы услуги, начальная (максимальная), цена договора включает в себя все затраты, связанные с поставкой товара (выполнения работ, оказания услуг), без учёта НДС 20 %.
Кроме того, п. 3.1 проекта договора (приложение № 4 к Документации) изложен следующим образом:
«Цена единицы услуги по транспортированию 1 (одной) тонны ТКО составляет ____________ руб. и включает в себя все затраты и расходы Исполнителя, необходимые ему для исполнения обязательств, принятых на себя по Договору, в том числе налоги (за исключением НДС) и сборы, уплата которых для Исполнителя установлена законодательством РФ.
Цена единицы услуги не включает налог на добавленную стоимость (НДС), подлежащего уплате в случаях и в размере, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
Далее выбрать:
в случае, если контрагент в соответствии с НК РФ является плательщиком НДС:
Кроме того, Заказчик уплачивает Исполнителю НДС в размере _____%, в соответствии с налоговым законодательством РФ.
в случае, если контрагент в соответствии с НК РФ не является плательщиком НДС:
Услуги не облагаются НДС в связи с применением Исполнителем налоговых режимов, освобождающих от уплаты НДС (указать подтверждение, например, «уведомление о применении упрощенной системы налогообложения от ___г.»)».
В силу положений пп. «к» п. 5, п. 5 (1) Правил № 1133, определение и обоснование цены предмета аукциона в рассматриваемом случае осуществляется в соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 30 мая 2016 г. № 484 (далее также – Основы ценообразования), и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ.
В свою очередь, п. 90 (1) Основ ценообразования определено, что расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами № 1133, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, перечень которых приведен в пп. «а» - «к» п. 90 (1), в том числе учитываются расходы, связанные с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей (в том числе с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оснащением и обеспечением функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пп. «и» п. 90 (1)).
Как пояснил в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика, определение НМЦД без учета НДС и в последующем компенсация таких расходов исполнителю по договору, являющему плательщиком НДС, установлено Заказчиком в целях однообразия оценки участников, использующих разные системы налогообложения.
Вместе с тем, при установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену, включая налоговые платежи.
Согласно ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении закупки, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом, победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену договора с учетом всех накладных расходов, включая налоги и сборы, которые он должен уплатить в соответствии с положениями налогового законодательства.
Таким образом, контракт заключается по цене победителя закупки с учетом налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями, в частности, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС.
В силу п. 5 ст. 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения), не следует из положений Закона о контрактной системе, согласно ст. 64 которого в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о единой для всех участников начальной (максимальной) цене контракта.
Следовательно, Документация, равно как и положения договора, заключенного на ее основе, не могут содержать правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от применяемых им систем налогообложения, так как ставят отдельных участников закупки в уязвимое положение в сравнении с другими участниками.
Отсюда следует, что установление в Документации возможности применения заказчиком каких-либо «компенсаций» в отношении окончательной цены предложенной победителем закупки (в зависимости от используемой им системы налогообложения) может привести к созданию неравных условий и соответственно ограничению конкуренции.
Вместе с тем, довод Заявителя о неуказании в Извещении идентификационного кода закупки (ИКЗ) является необоснованным, поскольку ИКЗ закупки формируется только в случае осуществления закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (стст. 16, 23 Закона о контрактной системе, приказ Минфина № 55н от 10.04.2019г.)
Учитывая изложенное, исследовав представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к следующим выводам:
1) о нарушении Регионального оператора при организации и проведении Аукциона п. 5 (1) Правил № 1133, п. 90 (1) Основ ценообразования, выразившемся в установлении в Документации начальной (максимальной) цены без учета требований пп. «и» п. 90 (1) Основ ценообразования (приложения №№ 2, 4 к Документации).
2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания
На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Регионального оператора при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора оказания услуг по транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области городском округе г. Ишим, лот № 2 (извещение в ЕИС № 2100700000922000008) обоснованной.
2. Признать в действиях Регионального оператора нарушение п. 5(1) Правил № 1133, пп. «и» п. 90 (1) Основ ценообразования
3. Выдать Региональному оператору обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
«…..» |
||
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.