Решение №072/07/18.1–177/2021 Признать жалобу обоснованной. от 17 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–177/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.01.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 17.01.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.      -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

Верзун Ю.Д.                -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

 

 

Попов Г.Ф.                   -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–177/2021 по жалобе индивидуального предпринимателя Красновой Д.С. (далее также – Заявитель) на действия государственного автономного профессионального образовательное учреждения Тюменской области «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» (далее также – Заказчик, ГАПОУ ТО «ТКТТС») при организации и проведении запроса предложений в электронной форме № 87/2021 на право заключения договора оказания услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34 (далее также – Договор), реестровый номер извещения: 32110959394 (далее также – Закупка), в отсутствие представителя Заявителя, уведомлённого о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в присутствии

            представителя Заказчика:

          <...> (на основании доверенности от 10.01.2022 г. № 0002),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 27.12.2021 г. поступила жалоба (вх. № 13155) ИП Красновой Д.С. на действия ГАПОУ ТО «ТКТТС» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме № 87/2021 на право заключения договора оказания услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34 (реестровый номер извещения: 32110959394).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № СМ/8971) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что закупочная документация, сформированная Заказчиком, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно:

- установленная дата подведения итогов (30.12.2021 г.) создаёт объективную невозможность обжалования действий закупочной комиссии Заказчика, так как на момент возобновления работы антимонопольного органа (10.01.2022 г.) договор Заказчиком уже будет заключён;

- проект договора закупочной документации определяет дату начала исполнения обязательств с 08.01.2022 г., при том обстоятельстве, что договор по результатам Закупки может быть заключён Заказчиком не ранее 09.01.2022 г.;

- сумма обеспечения исполнения договора, равная 15 % (1 584 255,00 руб.), при установленной Заказчиком дате и времени подведения итогов – 30.12.2021 г. в 13:00, предполагает невозможность предоставления обеспечения посредством банковской гарантии, так как лицо, являющееся победителем Закупки не успеет получить БГ за половину рабочего дня (с 13:00 30.12.2021 г.),-

что нарушает права и законные интересы Заявителя жалобы, необоснованно ограничивая конкуренцию.

Представитель Заказчика с доводами, заявленными жалобой ИП Красновой Д.С. не согласился и пояснил, что действия Заказчика, направленные на формирование и утверждение закупочной документации, являются правомерными и в полном объёме соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, а также заслушав устные пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В данном случае целесообразно отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, продублировано в пп. «а» п. 2.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ТО «ТКТТС» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом заседания Наблюдательного совета ГАПОУ ТО «ТКТТС» от 25.10.2021 г. № 15/2021 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ 27.10.2021 г. в 09:37 (последняя актуальная редакция).

Из совокупности изложенного следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

 

Как установлено материалами настоящего дела 17.12.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110959394) и на сайте оператора электронной торговой площадки –акционерного общества «ОТС» по электронному адресу: https://otc.ru/ (далее – ЭП) Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 87/2021 на право заключения договора на оказание услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34 (далее – Извещение) и документация о проведении запроса предложений в электронной форме № 87/2021 на право заключения договора на оказание услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34 (далее – Документация), являющаяся приложением к Извещению.

НМЦ договора – 10 561 700,00 руб. (п. 8 Извещения).

Порядок осуществления закупочной процедуры посредством проведения запроса предложений в электронной форме отрегламентировано разделом 22 Положения о закупке Заказчика.

Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках и п. 22.1 разд. 22 Положения, под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором ЭП на ЭП, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем запроса предложений в электронной форме признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуги.

В соответствии с п. 7 ч. 9, п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и пп. 6 п. 22.3, пп. 14 абз. 1 п. 22.4 Положения, документация (извещение) о конкурентной закупке должно содержать порядок, дату начала, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

Во исполнение вышеназванных требований Закона о закупках и Положения, п. 9, 11 Извещения и п. 7.2, 13.1 Документации определено, что датой и временем окончания срока подачи заявок является 29.12.2021 г. в 06:00, а подведение итогов обжалуемой Закупки состоится 30.12.2021 г. в 13:00.

Согласно абз. 1 ст. 112 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), нерабочими праздничными днями в РФ являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.

Абзацем 2 ст. 111 ТК РФ закреплено, что общим выходным днём является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Так, в силу указанных положений ТК РФ и в соответствии с производственным календарём на 2022 год при пятидневной рабочей неделе дни с 01.01.2022 г. по 09.01.2022 г. (включительно), являются выходными (09.01.2022 г.) и нерабочими праздничными (с 01.01.2022 г. по 08.01.2022 г.) днями.

В свою очередь, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора ЭП, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 191 ГК РФ, течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, по смыслу изложенного, в силу ст. 191. ГК РФ и ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Заявитель обладал законным правом на обжалование действий (бездействия) закупочной комиссий Заказчика, нарушающих, по его мнению, права и законные интересы ИП Красновой Д.С в течении 10 дней со дня подведения итогов Закупки (то есть с 30.12.2021 г. по 09.01.2022 г. включительно (до 23:59)), посредством направления жалобы, соответствующей требованиям и условиям ст. 18.1 названного Закона.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России отклоняет довод Заявителя жалобы о том, что (цитирование): «…участники, которых неправомерно отклонят, не успеют подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу по Тюменской области на действия (бездействия) Заказчика, так как Заказчик заключит договор в первый рабочий день…»,- ввиду его объективного противоречия содержанию ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, а именно достаточности законодательно закреплённого срока на обжалование действий закупочной комиссии Заказчика (10 календарных дней) и отсутствия доказательств, подтверждающих невозможность направления жалобы в период с 30.12.2021 г. по 09.01.2022 г.

Вместе с тем, согласно ч. 12 ст. 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Так, в рамках рассматриваемого дела (№ 072/07/18.1-177/2021), Комиссия Управления полагает недоказанным Заявителем обстоятельство, на который последний ссылается, а именно убеждённое утверждение о том, что:

- Договор по результатам обжалуемой Закупки будет Заключён Заказчиком именно 10.01.2022 г., так как при дате подведения итогов (30.12.2021 г.) Заказчик обладает правовым основанием разместить итоговый протокол до 02.01.2022 г. (включительно), что объективно повлечёт смещение срока подписания Договора (не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней) на указанные 3 дня.

- по результатам рассматриваемой закупочной процедуры однозначно будет иметь место неправомерное отклонение заявок участников данной Закупки, -

что свидетельствует о предположительном характере указанных утверждений Заявителя и, как следствие, их заведомой неподтвержденности.

 

При этом, Комиссия Тюменского УФАС России полагает обоснованным довод жалобы Заявителя, в части некорректности содержания п. 9.1 Приложение № 3 к Извещению (далее – Проект договора), а именно даты вступления Договора в силу с 08.01.2022 г., ввиду следующего.

Согласно абз. 2 п. 22.7 разд. 22 и абз. 1 п. 27.1 разд. 27 Положения, договор заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается договор, в порядке и сроки, предусмотренные разд. 27 настоящего Положения.

В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках, и по смыслу абз. 4 п. 27.1 разд. 27 Положения, п. 15.1 Документации, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В силу пп. 1, 2 п. 27.1.2 разд. 27 Положения и п. 15.2 Документации, случае, если конкурентная закупка проведена в электронной форме, договор заключается в следующем порядке и сроки:

- Заказчик в течении 5 (пяти) дней с даты размещения в ЕИС и на ЭП протокола по итогам конкурентной закупки, протокола рассмотрения единственной заявки на участие конкурентной закупки размещает на ЭП, проект договора без своей подписи, который составляется путём включения в проект договора цены договора, предложенной участником закупки, информации о товаре, страны происхождения товара, предложение участника об условиях исполнения договора;

- в течение  5 (пяти) дней с даты размещения заказчиком на ЭП проекта договора победитель конкурентной закупки подписывает усиленной электронной квалифицированной подписью указанный проект договора на ЭП и размещает документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, либо направить протокол разногласий, предусмотренный подпунктом 27.1.2.(3) настоящего пункта.

При этом, ст. 193 ГК РФ закреплено, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, при размещении Заказчиком итогового протокола в день его составления (подписания) – 30.12.2021 г. и размещением Заказчиком на ЭП проекта Договора в срок, установленный пп. 1 п. 27.1.2 разд. 27 Положения, то есть с учётом ст. 191 ГК РФ – в период с 31.01.2021 г. по 04.01.2022 г., у победителя Закупки, в силу ст. 193 ГК РФ и пп. 2 п. 27.1.2 разд. 27 Положения, п. 15.2 Документации, возникала обязанность подписать Договор и предоставить его обеспечение до 10.01.2022 г. включительно (до 23:59) – понедельник, что составляет полных 11 календарных и 1 рабочий день.

Согласно пп. 2 абз. 2 п. 22.4 разд. 22 Положения, к документации по запросу предложений в электронной форме должен быть приложен проект договора.

Так, Приложением № 3 к Извещению, Заказчиком представлен проект договора на оказание услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34, где п. 9.1 разд. 9 (Срок действия договора и прочие условия) Проекта договора закреплено, что настоящий Договор вступает в силу с 08.01.2022 года и действует по 31.12.2022 года, а в части исполнения принятых по настоящему Договору обязательств - до полного их выполнения Сторонами.

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что дата вступления Договора в силу (с 08.01.2022 г.) является некорректной – противоречащей объективной реальности, так как пп. 2 п. 27.1.2 разд. 27 Положения, п. 15.2 Документации предусматривает возможность подписания Договора победителем закупки до 10.01.2022 г. (включительно), что само по себе исключает возможность его вступления в законную силу с 08.01.2022 г., противореча принципу информационной открытости Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. «а» п. 2.7 Положения).

В этой связи, Комиссия Управления усматривает в действиях Заказчика, направленных на формирование и утверждение п. 9.1 разд. 9 Приложения № 3 к Извещению нарушение требований ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, Заявителем в материалы настоящего дела (№ 072/07/18.1-177/2021) не представлено каких-либо документов, сведений или материалов, подтверждающих заявленный довод о том, что предоставление обеспечения посредством банковской гарантии на сумму, равную 15 % от НМЦ Договора, является объективно невозможным в срок, установленный Заказчиком (с 30.12.2021 г. 13:00 по 10.01.2022 г. 23:59), свидетельствуя о его неподтвержденности и необоснованности ИП Красновой Д.С.

При этом, проведённый Комиссией Тюменского УФАС России анализ содержания спорных положений закупочной документации, опровергает довод жалобы Заявителя о том, что (цитирование): «…банковскую гарантию Исполнитель получить не успеет (за половину рабочего дня)…», так как Комиссией Управления достоверно установлено и подтверждается представителем Заказчика, что помимо «половины» рабочего дня 30.12.2021 г., на который указывает ИП Краснова Д.С., также есть полный рабочий день – 10.01.2022 г., который проигнорирован Заявителем жалобы, что дополнительно подтверждает несостоятельность указанного довода.

 

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ГАПОУ ТО «ТКТТС» ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса предложений в электронной форме № 87/2021 на право заключения договора оказания услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34 (реестровый номер извещения: 32110959394), выразившемся в установлении в п. 9.1 разд. 9 Приложения № 3 к Извещению некорректных – противоречащих объективной реальности условий вступления Договора в силу.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене протокола заседания комиссии по закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ТО «ТКТТС» от 29.12.2021 г. № 87 (далее – Протокол № 87), о внесении соответствующих изменений в закупочную документацию с учётом принятого Комиссией Тюменского УФАС России настоящего решения и продления срока подачи заявок на участие в Закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Красновой Д.С. на действия государственного автономного профессионального образовательное учреждения Тюменской области «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме № 87/2021 на право заключения договора оказания услуг аутсорсинга (уборщики помещений, гардеробщики, плотник, дворник, рабочий по комплексному обслуживанию зданий) на объектах ГАПОУ ТО «ТКТТС», расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Малиновского, д. 7 и д. 7, корп. 1; ул. Станционная, д. 34 (реестровый номер извещения: 32110959394) обоснованной.

2. Признать в действиях ГАПОУ ТО «ТКТТС» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАПОУ ТО «ТКТТС» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены Протокола № 87, составленного в ходе проведения Закупки, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок на участие в Закупке.

 

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Веретенников

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Ю.Д. Верзун

 

         

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны