Решение №072/07/18.1–48/2022 Признать жалобу обоснованной. от 5 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–48/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2022 года                                

В полном объёме решение изготовлено 05.04.2022 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Верзун Ю.Д.                 -

заместитель руководителя Тюменского УФАС России, начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                    -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

Романенко В.В.             -

специалист I-го разряда отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–48/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ТюменьАвтоКарт» (далее также – Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» (далее также – Заказчик, АО «ТОДЭП») при организации и проведении упрощённой закупки в электронной форме на право заключения договора оснащения транспорта категории М2, М3, N аппаратурой спутниковой навигации (АСН), включая оформление пакета документов согласно Постановлению Правительства РФ № 2216 от 22.12.2020 г. и регистрацию в государственной автоматизированной системе «ЭРА ГЛОНАСС» (реестровый номер извещения: 32211242430), далее также – Закупка, в присутствии

            представителя Заявителя:

          <...> (на основании доверенности б/н от 29.03.2022 г.),

представителей Заказчика:

            1)   <...> (на основании доверенности № 07-22 от 29.03.2022 г.);

            2)   <...> (на основании доверенности № 08-22 от 29.03.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 23.03.2022 г. поступила жалоба (вх. № 168/22) ООО «ТюменьАвтоКарт» на действия АО «ТОДЭП» при организации и проведении упрощённой закупки в электронной форме на право заключения договора оснащения транспорта соответствующей категории АСН, в том числе оформление и регистрацию (реестровый номер извещения: 32211242430).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что требование п. 3.3.1 проекта договора закупочной документации необоснованно ограничивает круг возможных участников Закупки, так как устанавливает обязанность исполнителя по договору предоставить Заказчику доступ в личный кабинет на сайт конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Андромеда-Тюмень» (https://at-72.ru/).

Представители Заказчика с доводом, заявленным Обществом в жалобе не согласились и пояснили, что закупочная документация, сформированная Заказчиком соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Вместе с тем, из письменных возражений Заказчика от 29.03.2022 г. (исх. № 02-22/950) следует, что п. 3.3.1 проекта договора является технической опечаткой, при этом, Заявитель не был лишён права направить в адрес Заказчика запрос разъяснения положений закупочной документации или протокол разногласий, в случае победы в Закупке.

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к соответствующей закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупки (включая способы осуществления закупок), и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках закреплено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В данном случае целесообразно отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, продублировано в пп. «б» п. 2.2 разд. 2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд АО «ТОДЭП» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого Протоколом заседания Совета директоров АО «ТОДЭП» от 09.11.2021 г. № 22 и размещённого (в последней редакции) на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 15.11.2021 г. в 15:14.

Кроме того, п. 2.1 разд. 2 Положения закреплено, что целями осуществления закупок являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках продукции и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Из совокупности изложенных выше норм права следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами настоящего дела 22.03.2022 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211242430) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общества с ограниченной ответственностью «Центр Электронных Торгов» по электронному адресу: https://torgi223.ru/, Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки и документация о закупке путём проведения упрощенной закупки в электронной форме № ОГМ-24/22 на оснащение транспорта категории М2, М3, N АСН, включая оформление пакета документов согласно Постановлению Правительства РФ № 2216 от 22.12.2020 г. и регистрацию в государственной автоматизированной системе «ЭРА ГЛОНАСС» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.03.2022 г.  в 14:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 150 000,00 руб.

Согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках, конкурентные закупки осуществляются иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям ч. 3 ст. 3 Закона.

Частью 3 ст. 3 Закона о закупках и абз. 13 преамбулы Положения закреплено, что под конкурентной закупкой понимается закупочная процедура, информация о которой сообщается Заказчиком, в том числе, путём размещения в ЕИС извещения об её осуществлении, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением Документации, а также обеспечивается конкуренция между участниками такой закупки за право заключить договор с Заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В силу п. 4.2 разд. 4 Положения, к категории конкурентных закупочных процедур, Заказчиком отнесена, в том числе, процедура упрощённой закупки, порядок осуществления которой регламентируется разд. 15 Положения о закупке Заказчика. При этом, необходимо отметить, что Положение не содержит понятия (определения) упрощённой закупки.

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, пп. 9 п. 10.1.1.2 разд. 10 Положения, пп. 9 п. 15.4 Положения, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В рассматриваемом случае целесообразно отметить, что все участники публичной закупочной процедуры, принимая решение участвовать в ней, неизбежно акцептируют совокупность условий такой процедуры, по сути, соглашаясь со всеми требованиями и положениями оферты, в том числе с положениями Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации. Иное бы противоречило п. 2.1, пп. «б» п. 2.2 разд. 2, п. 8.3 разд. 8 Положения, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В пользу указанного вывода свидетельствует, в том числе, Приложение № 2 к Документации, являющееся Формой заявки, где Заказчиком приведена следующая формулировка, предполагаемой к указанию в заявке всеми участниками Закупки (пп. 3 п. 7.1 разд. 7 Документации (стр. 14)), (цитирование): «Мы согласны поставить товар (выполнить работы, оказать услуги), в соответствии с требованиями документации о проведении закупки, проектом договора, локальным сметным расчетом…».

Согласно п. 8.3 разд. 8 Положения, Заказчик устанавливает требования к условиям договора в форме проекта договора, который включается в документацию о закупке или извещение о проведении запроса котировок. Проект договора является неотъемлемой частью Документации (п. 2.1.2 Документации).  

Так, п. 3.3.1 Проекта договора закреплено, что исполнитель обязан предоставить Заказчику доступ в личный кабинет на сайте https://at-72.ru/ путём направления логина и пароля по электронной почте Заказчика.

В ходе заседания Комиссии Управления представители Заказчика дополнительно пояснили, что п. 3.3.1 Проекта договора является технической опечаткой, ошибочно включённой в его содержание посредством копирования аналогичного договора, заключённого и исполненного в предыдущем году.

Так, материалами настоящего дела установлено, что по электронному адресу: https://at-72.ru/ размещается сайт: «АНДРОМЕДА Интегратор систем контроля транспорта»,- где вкладка «Контакты» содержит сведения в отношении конкретного юридического лица – ООО «Андромеда-Тюмень» (ИНН: 7204122930), его почтового и юридического адреса, номера телефона, e-mail и т.д.

Вместе с тем, 30.03.2022 г. Заявителем в адрес Управления (вх. 569-ЭП/22) предоставлен запрос Общества от 28.03.2022 г. (исх. 1/28), направленный в адрес ООО «Андромеда-Тюмень» (далее также – 3-е лицо) о возможности предоставления доступа в личный кабинет на сайте https://at-72.ru/ во исполнение требований п. 3.3.1 Проекта договора.

В этот же день – 28.03.2022 г., в ответ на указанный запрос, 3-им лицом в адрес Общества направлено письмо (исх. № 47), из содержания которого следует, что для получения доступа к личному кабинету на сайте https://at-72.ru/, в соответствии с требованиями п. 3.3.1 Проекта договора, Заявителю надлежит соблюсти совокупность следующих условий (цитирование фрагментов письма): «…предоставить информацию о признании вашей организации победителем данного конкурса, либо предоставить подписанный контракт…предоставить письмо от АО «ТОДЭП» с разрешением на предоставление доступа вашей организации к личному кабинету Заказчика АО «ТОДЭП»…предоставить реквизиты вашего предприятия…Доступ с возможностью самостоятельной регистрации клиентов может быть предоставлен вашей организации при заключении партнёрского договора с ООО «Андромеда-Тюмень»…».

Вышеприведённые обстоятельства возможности исполнения условий п. 3.3.1 Проекта договора, фактически поставленной в зависимость от субъективного волеизъявления 3-го лица – ООО «Андромеда-Тюмень», также подтверждаются самим 3-им лицом в письме к Управлению от 30.03.2022 г. (исх. № 51), где ООО «Андромеда-Тюмень» подтверждает, что является владельцем сайта по электронному адресу: https://at-72.ru/ и саму совокупность обозначенных выше условий получения доступа к указанному сайту.

Согласно пп. «б» п. 8.1.1 Положения, перед проведением закупки Заказчик устанавливает требования к условиям договора (в частности, п. 3.3.1 Проекта договора) и осуществляют функции по обеспечению исполнения обязательств по договорам, заключённым по результатам соответствующих закупочных процедур (пп. «о» п. 4.3.2 Положения).

Таким образом, Заказчиком в п. 3.3.1 Проекта Договора Документации установлено требование, не предусмотренное Положением и Законом о закупках, возможность исполнения которого поставлена в прямую зависимость от волеизъявления третьего лица, налагая на участников Закупки (исполнителя) дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством РФ условия, что, в силу п. 2.1, пп. «б» п. 2.2 разд. 2 Положения, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках является недопустимым, соответственно, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, пп. 9 п. 10.1.1.2 разд. 10 Положения, пп. 9 п. 15.4 Положения, и, как следствие, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Приведённая квалификация нарушений подтверждается фактическим содержанием Протокола рассмотрения заявок № 5392 от 24.03.2022 г. (далее – Протокол), где зафиксировано, что на участие в Закупке подана заявка единственная участника – ООО «Андромеда-Тюмень», Закупка признана несостоявшейся и закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить договора с 3-им лицом.

В свою очередь, Комиссия Управления отклоняет доводы Заказчика, как не умоляющие факт выявленного нарушения о том, что Заявитель обладал правом направить запрос разъяснения положений Документации или протокол разногласий, в случае победы в Закупке, для исключения неправомерного условия п. 3.3.1 Проекта договора из его содержания.

Вместе с тем, в материалах дела № 072/07/18.1-48/2022 отсутствуют документы, сведения или материалы, подтверждающие, что п. 3.3.1 Проекта договора является его существенным условием, исчерпывающим образом, влияющим на возможность надлежащего исполнения договора.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АО «ТОДЭП» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при организации и проведении упрощённой закупки в электронной форме на право заключения договора оснащения транспорта соответствующей категории АСН, в том числе оформление и регистрацию (реестровый номер извещения: 32211242430), выразившемся в установлении в п. 3.3.1 Проекта договора Документации условия, возможность исполнения которого поставлена в прямую зависимость от волеизъявления третьего лица – ООО «Андромеда-Тюмень», налагая на участников Закупки дополнительные обязательства прямо не предусмотренные закупочной документацией.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений путём отмены Протокола, внесения соответствующих изменений в закупочную документацию с учётом принятого Комиссией Управления настоящего решения и продления срока подачи заявок на участие в Закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТюменьАвтоКарт» на действия акционерного общества «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» при организации и проведении упрощённой закупки в электронной форме на право заключения договора оснащения транспорта категории М2, М3, N аппаратурой спутниковой навигации (АСН), включая оформление пакета документов согласно Постановлению Правительства РФ № 2216 от 22.12.2020 г. и регистрацию в государственной автоматизированной системе «ЭРА ГЛОНАСС» (реестровый номер извещения: 32211242430)  обоснованной.

2. Признать в действиях АО «ТОДЭП» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «ТОДЭП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены Протокола, составленного в ходе проведения Закупки, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок на участие в Закупке.

 

 

Председатель Комиссии:

Ю.Д. Верзун

 

Члены Комиссии:

 

Г.Ф. Попов   

 

 

В.В. Романенко

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны