Решение №072/07/18.1–96/2021 Признать жалобу необоснованной. от 11 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ
по делу № 072/07/18.1–96/2021
Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2021 года
В полном объёме решение изготовлено 11.06.2021 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Москвичева О.Н. - |
начальник отдела контроля органов власти; |
Члены комиссии: |
Лысенко А.С. - |
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|
Попов Г.Ф. - |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
|
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–96/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее также – Заказчик, ФГАОУ ВО «ТюмГУ») ) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту помещений, расположенных в цокольном этаже здания по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16 (реестровый номер извещения: 32110255431), далее также – Закупка, Аукцион, в присутствии
представителя Заявителя:
<...>,
представителей Заказчика:
1) <...>;
2) <...>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 31.05.2021 г. в 17:34 поступила жалоба (вх. № 5387) ООО «Стройинвест» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (далее – Заказчик) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту помещений, расположенных в цокольном этаже здания по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16 (реестровый номер извещения: 32110255431).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 03.06.2021 г. в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/3646) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании п. 21.5 закупочной документации, а именно за:
- непредоставление Заявителем в содержании своей заявки копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по содержавшимся в заявке договорам подряда № 28/11 от 28.11.2018 г. (далее – Договор № 1) и № 0187200001718001628-0059973-01 от 16.01.2019 г. (Договор № 2), при том обстоятельстве, что Общество по Договору № 1 и 2 являлось субподрядчиком и не получало разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, соответственно не могло предоставить требуемый документ в составе заявки;
- предоставление копий актов о приёмке выполненных работ (КС-2) по Договору № 1 на сумму 99 080 126,20 руб., что, по мнению Заказчика, не подтверждает стоимость исполнения Договора № 1 равную 99 381 031,20 руб., при этом, сумма, содержащаяся в актах выполненных работ, является достаточной для подтверждения соответствия Заявителя установленным в аукционной документации дополнительным требованиям.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что Заявителем при формировании и подаче заявки были нарушены дополнительные требования, закреплённые в п. 18 информационной карты Аукциона, следовательно, действия закупочной комиссии Заказчика, направленные на признание заявки Общества несоответствующей таким требованиям и, как следствие, её отклонение являются правомерными и соответствуют положениям действующего законодательства РФ.
Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, обосновывающих их правовую позицию, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» от 17.03.2021 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 30.03.2021 г. (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).
Как установлено материалами дела 30.04.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110255431) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по адресу: https://www.roseltorg.ru/, Заказчиком было размещено извещение № 015-ОА-21 о проведении открытого аукциона в электронной форме по закупке товаров, работ, услуг (далее – Извещение) и документация об открытом аукционе в электронной форме № 015-ОА-21 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, расположенных в цокольном этаже здания по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16, для размещения столовой ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (далее – Документация).
Дата подведения итогов: 24.05.2021 г. (п. 13 Извещения).
Начальная (максимальная) цена договора – 44 663 186,98 руб. (п. 7 Извещения).
Согласно абз. 12 п. 3 разд. 1 Документации и по смыслу п. 2.1.1.2 Положения, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проводимых в электронной форме, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанно «шаг аукциона».
Требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) закреплены в содержании главы 4 Положения о закупке Заказчика, где пп. 2 п. 4.3 гл. 4 Положения установлено, что при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникам Закупки квалификационные требования к наличию опыта выполнения работ (оказания услуг).
В соответствии с п. 4.5 гл. 4 Положения, требования к участникам Закупки указываются Заказчиком в Документации. При наличии в документации о закупке дополнительных требований поставщик (подрядчик, исполнитель), в подтверждение соответствия таким требованиям представляет документы в порядке, предусмотренном документацией о закупке (п. 4.8 Положения).
Так, во исполнение вышеизложенных требований Положения, дополнительные квалификационные требования к участникам Закупки, в сущности, дублирующие содержание пп. 2 п. 4.3 гл. 4 Положения (требование к наличию опыта выполнения работ), изложены в пп. 2 п. 3.2 разд. 1 Документации с ссылкой на п. 20 Информационной карты Документации (Иные дополнительные квалификационные требования, предъявляемые к участникам Закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие на основании Положения и Документации).
Пунктом 20 Информационной карты Документации закреплён, в том числе, перечень следующих документов, подтверждающих соответствие участника Закупки дополнительным требованиям (цитирование):
«- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).».
В заседании Комиссии Управления представитель Общества дополнительно пояснил, что по смыслу п. 4.1.26 Договора № 1 и п. 4.1.2.7 Договора № 2, как у генерального подрядчика, так и у субподрядчика (Общества) отсутствовали полномочия на получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, так как в рамках данных договоров заказчики работ оставили такое право за собой, соответственно, Заявитель не имел возможности предоставить в составе заявки такие документы.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым указать, что требования, установленные, в том числе в п. 20 Информационной карты Документации, направлены прежде всего не на само по себе установление факта ранее выполнения работ, на право заключить который проводится Аукцион, а на подтверждение опыта участника, его добросовестности и полного исполнения ранее заключенных договоров (контрактов). В рассматриваемом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, соответственно, по смыслу установленных Документацией условий (в частности п. 20 Информационной карты), именно участник Закупки обязан представить соответствующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, независимо от статуса лица его фактически получившего (заказчик, генеральный подрядчик и т.д.).
Протоколом подведения итогов Аукциона № 2/015-ОА-21 от 24.05.2021 зафиксировано, что на участие в данной Закупке подано две заявки, обе из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика (Аукцион признан несостоявшимся), в том числе заявка Общества со следующей формулировкой (цитирование): «В соответствии с подпунктом 21.5 документации об открытом аукционе в электронной форме заявка участника откланяется в связи с несоответствием заявки по составу и содержанию требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона и аукционной документации, и (или) недостоверность информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки, а именно: Пунктом 20 Информационной карты установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанным требованиям. В составе заявки участником предоставлены договоры:
- договор подряда от 28.11.2018 № 28/11 на подрядные работы по объекту «Строительство спортивного комплекса в с. Мальково, Тюменский район» на сумму 99 381 013,20 руб.;
- договор от 16.01.2019 № б/н на выполнение работ по строительству объекта «Строительство теплого перехода и административно-хозяйственного корпуса СРЦ для несовершеннолетних «Берегиня» в пгт. Пионерский Советского района» на сумму 44 859 386,20 руб.
Участником в составе заявки не представлены копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по вышеуказанным договорам. Участником по договору подряда от 28.11.2018 № 28/11 приложены копии актов о приемке выполненных работ (КС-2) на сумму 99 080 126,20 руб., что не подтверждает стоимость исполненного договора.».
В ходе анализа, Комиссией Тюменского УФАС России, заявки участника Закупки – ООО «Стройинвест», предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 03.06.2021 г. (исх. № ИВ/3646) установлено, что в её содержании отсутствуют разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию по предоставленным Обществом Договорам № 1 и № 2, соответственно, заявка участника Закупки – ООО «Стройинвест» объективно не соответствует обязательным дополнительным квалификационным требованиям, установленным, в том числе в п. 20 Информационной карты Документации.
Вместе с тем, Обществом не предоставлено в материалы настоящего дела доказательств, подтверждающих невозможность предоставления копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию по Договорам № 1 и № 2.
Следует отметить, что, как непосредственно в жалобе Заявителя, так и его представителем не оспаривается законодательная необходимость получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию на объекты капитального строительства, работы на которых предусмотрены Договорами № 1 и № 2.
В свою очередь, согласно п. 3.1 Договора № 2, стоимость работ по настоящему договору составляет 99 381 013,20 руб. При этом, материалами дела установлено, что в содержании заявки Общества предоставлены копии актов выполненных работ на сумму, не соответствующую стоимости работ по Договору № 2 – 99 080 126,20 руб., следовательно, в этой связи, Комиссия Управления приходит к выводу, что Договор № 2 не соответствует требованиям, установленным в п. 20 Информационной карты Документации, так как предоставленные Обществом исполнительные документы не подтверждают стоимость исполненного контракта (договора).
Документы, сведения или материалы, свидетельствующие о корректировке цены Договора № 2 в содержании заявки Общества и в материалах настоящего дела отсутствуют. Несоответствие стоимости работ по Договору № 2 и документов, подтверждающих его исполнение, представителем Заявителя в заседании Комиссии Управления подтверждено.
В соответствии с п. 8.1 Положения, для участия в конкурентной закупке поставщики (подрядчики, исполнители) направляют заявки на участие в закупке в порядке, предусмотренном извещением о проведении закупки и документацией о закупке.
В соответствии с пп. 1 п. 21.5 Документации и по смыслу пп. 1 п. 6.3.4.2 Положения, по итогам рассмотрения вторых частей заявок комиссия по закупкам на своем заседании отклоняет заявки участников Закупки на основании несоответствия заявки по составу и содержанию требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона и аукционной документации, и (или) недостоверность информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что участником Закупки – ООО «Стройинвест» фактически не исполнено требование пп. 2, 3 п. 20 Информационной карты Документации о необходимости предоставления в составе заявки копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по Договорам № 1 и № 2, и копии акта (актов) выполненных работ, подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного Договора № 1, что является обоснованным основанием для отклонения заявки указанного участника на основании пп. 1 п. 21.5 Документации и пп. 1 п. 6.3.4.2, следовательно, довод жалобы Заявителя о неправомерности отклонения его заявки не находит своего объективного подтверждения.
С учётом вышерассмотренного, исследовав представленную сторонами совокупность документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, Положения и Документации, соответственно, просительная часть жалобы ООО «Стройинвест» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту помещений, расположенных в цокольном этаже здания по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16 (реестровый номер извещения: 32110255431) удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту помещений, расположенных в цокольном этаже здания по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16 (реестровый номер извещения: 32110255431) необоснованной.
Председатель Комиссии: |
О.Н. Москвичева |
|
Члены Комиссии: |
А.С. Лысенко |
|
|
Г.Ф. Попов |
|
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.