Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 18 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                   тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–57/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.05.2022 года

В полном объёме решение изготовлено 18.05.2022 года                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»               –

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

«...-...»            –

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»        –

Специалист-эксперт разряда отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–57/2022 по жалобе «...-...» (далее также – Заявитель, Общество) на действия – «...-...» (далее также – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме (178/2022) на выполнение комплекса геодезических, кадастровых, юридических (представительских) работ (услуг) для «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211325454), далее – Закупка, в присутствии:

Представителей Заявителя:

«...-...» (на основании доверенности №554-22 от 15.01.2022 г.),

«...-...» (на основании доверенности №50-22 от 30.12.2021 г.),

Представитей Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № 11 от 12.05.2022 г.),

«...-...» (на основании доверенности № 10 от 12.05.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России, Управление) 29.04.2022 г. поступила жалоба (вх. № 1891-ЭП/22), «...-...» на действия «...-...» при проведении запроса предложений в электронной форме (178/2022) на выполнение комплекса геодезических, кадастровых, юридических (представительских) работ (услуг) для «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211325454).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, в жалобе Заявитель выражает своё несогласие с положениями документации Заказчика, а именно:

  • Заказчиком в пп. 1 п. 1.3.2.1.2 Документации установлено необоснованное требование к Участникам Закупки о наличии выписки из единого государственного реестра членов саморегулируемых организаций (далее – СРО);
  • Заказчиком в технической документации не установлено требование к Участникам Закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.

В свою очередь, представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласились и пояснили, что Документация Заказчика соответствует требованиям Закона о закупках и действующему законодательству, в частности необходимость членства в СРО обусловлена требованиями разд. 4 Документации, а именно к необходимым к оказанию услугам:

  • оформление горизонтальных съемок без высотных отметок, но с высотой в пересечениях с коммуникациями и автодорогами;
  • оформление планов исполнительной съемки;
  • обследованию территорий в целях определения мест для размещения планируемых (в рамках строительства, реконструкции) к возведению объектов капитального строительства в соответствии с техническими заданиями на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, подготовленных Заказчиком, с последующим оформлением плана трассы объектов капитального строительства и предоставлением информации о правовом статусе.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом подведения итогов заочного голосования Совета директоров «...-...» от «06» августа 2021 г. утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг «...-...» (в редакции действующей на дату размещения извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 10.08.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 19.04.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211325454), Заказчиком была размещена Документация о закупке №178/2022 запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса геодезических, кадастровых, юридических (представительских) работ (услуг) для «...-...» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.05.2022 11:00,

Начальная (максимальная) цена договора – 71 250 625,00 руб.

Согласно п. 1.2 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под Запросом предложений понимается такая форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с доводом жалобы № 1 Заявителя, Заказчиком в пп. 1 п. 1.3.2.1.2 Документации установлено необоснованное содержанием Документации требование к Участникам Закупки о наличии выписки из единого государственного реестра членов СРО.

Подпунктом 1 пункта 1.3.2.1.2 Документации закреплено, что вторая часть заявки (форма 3.2 к Документации о закупке) должна содержать выписку из единого государственного реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, подтверждающая допуск к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, входящих в единый государственный реестр СРО, разрешающее выполнение работ, предусмотренных Договором, выданная не ранее 30 дней до даты окончания срока подачи заявок в соответствии с настоящей документацией (Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (инженерно-геодезических изысканий)).

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее – ПП РФ № 20) закреплено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (в рассматриваемом случае Закона о закупках) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий.

При этом, согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ определено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией, не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Кроме того, частью 4.1. статьи 47 Градостроительного кодекса РФ установлено, что результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

Согласно п. 1 разд. 1 ПП РФ № 20, Перечень основных видов инженерных изысканий, к основным видам инженерных изысканий относятся, в том числе Инженерно-геодезические изыскания, что согласуется с пп. 1 п. 1.3.2.1.2 Документации.

Кроме того, согласно п. 1.3, 1.4 разд. I Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее – Приказ № 624), к работам в составе инженерно-геодезических изысканий отнесены:

  • создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
  • трассирование линейных объектов, -

на которые Заказчик ссылается в обоснование установленных требований к участникам закупки о необходимости членства в СРО (что подтверждается пояснением Заказчика на жалобу исх. № И-С 2022 от 12.05.2022 г., приложенным в материалы дела) для осуществления работ, указанных в разд. 1 Проекта Договора, разд. 4 Документации, а именно:

  • обследование территорий в целях определения мест для размещения планируемых (в рамках строительства, реконструкции) к возведению объектов капитального строительства в соответствии с техническими заданиями на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, подготовленных Заказчиком, с последующим оформлением плана трассы объектов капитального строительства и предоставлением информации о правовом статусе (п. 1.1.1 Проекта Договора, пп. 1 п. 4.2 Документации);
  • оформление планов исполнительной съемки (пп. 5 п. 1.1.5 Проекта Договора, ппп. 5 пп. 6 п. 4.2 Документации);
  • оформление горизонтальных съемок без высотных отметок, но с высотой в пересечениях с коммуникациями и автодорогами (пп. 7 п. 1.1.5 Проекта Договора, ппп. 5 пп. 7 п. 4.2 Документации).

В свою очередь, из п. 2.4.4.6 разд. 2 Проекта Договора Заказчика следует, что работы по оформлению планов исполнительной съемки осуществляются с момента получения отдельного задания по завершении строительства объекта.

Таким образом, поскольку в силу ч. 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания осуществляются до непосредственного строительства объекта, работы предусмотренные пп. 7 п. 1.1.5 Проекта Договора, ппп. 5 пп. 7 п. 4.2 Документации невозможно отнести к инженерным изысканиям, что подтверждено представителями Заказчика в ходе заседания Комиссии Управления.

Таким образом, рассмотрев Документацию Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России находит её содержание недостаточным для установления императивного требования к наличию у участников закупки членства в СРО, в частности в виду того, что закупочная Документация Заказчика не содержит:

  • целей назначения инженерных изысканий (ч. 1, ст. 47 ГрК РФ),
  • однозначного, неоспоримого соотношения работ, поименованных Заказчиком в разд. 1 Проекта Договора, разд. 4 Документации с работами п. 1.3, 1.4 разд. I Приказа № 624, на который Заказчик ссылается (Пояснение Заказчика на жалобу исх. № И-С 2022 от 12.05.2022 г.),
  • требований о предоставлении документа о выполнении инженерных изысканий по результатам выполненных работ (ч. 4.1, ст. 47 ГрК РФ),
  • программы инженерных изысканий, технического задания (п. 4 ПП РФ № 20, ч. 4.1, ст. 47 ГрК РФ),
  • требований о выполнении именно инженерно-геодезических изысканий (п. 1.3, 1.4 разд. I Приказа № 624),-

что исключает возможность классифицировать поименованные в закупочной Документации работы (услуги), как инженерные изыскания именно в понимании ГрК РФ.

Ввиду изложенного, комиссия Управления полагает как надлежащим образом недоказанным Заказчиком, так и необоснованным документацией (п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках) факт осуществления в рамках Договора инженерно-геодезических изысканий, а, соответственно, необоснованным однозначное требование к участникам закупки о необходимости обладания членства в СРО (п. 2, ч.  ст. 3 Закона о закупках, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

 

Согласно доводу жалобы Заявителя № 2, Заказчиком в технической документации не установлено требование к Участникам Закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.

В соответствии с пп.4 Информационной карты, п.1.1.1 Документации, предметом договора (объектом Закупки) является выполнение комплекса геодезических, кадастровых, юридических (представительских) работ (услуг) для «...-...» (178/2022) в соответствии с Потребностью Заказчика (далее – Техническая документация), которое является неотъемлемой частью Документации.

Сведения об объемах работ, начальной (максимальной) цене единицы услуги содержатся в пункте 4.2 Документации, где определено, что ориентировочная стоимость работ (указанных в п. 1.1.1, п. 1.1.5 Проекта Договора), составляет 22 396 875,00 руб., что при совокупном итоговом значении всех работ, равному НМЦ – 71 250 625,00 руб. составляет в стоимостном выражении составляет 31,43 %.

Таким образом, из совокупности вышеизложенного следует, что помимо работ, подлежащих лицензированию (31,43 %), исполнителю договора по результатам рассматриваемой Закупки необходимо будет осуществить другие работы (68,57 %), что подтверждается представителями Заявителя.

Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 ст. 703 ГК РФ определено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей её результата заказчику.

По смыслу вышеизложенных норм, лицо, которое выполняет работу, обязано выполнить оговорённую работу и выдать своему заказчику её материальный результат, а лицо, которое выполняет услуги не должно предоставлять какого-либо вещественного результата.

В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно п. 3.4.1 Проекта Договора, Подрядчик имеет право привлекать для выполнения работ субподрядчиков с письменного согласования Заказчика. В случае передачи работ на субподряд стороной, которая несет перед Заказчиком ответственность за выполняемые работы, является Подрядчик.

Таким образом, ввиду наличия (возможности) регламентации, закреплённой п. 3.4.1 Проекта договора в соответствие п. 1 ст. 708 ГК РФ, исполнитель вправе привлечь для исполнения работ по «работам, указанных в пункте 1.1.1 договора», «оформлению схем границ предполагаемых к использованию земель, схем расположения земельных участков, схем границ сервитута на кадастровом плане территории, схем границ публичного сервитута автодорог, схем лесных участков, сведений о границах зон санитарной охраны (описание характерных точек)», соответствующий хозяйствующий субъект, обладающий лицензией на осуществление геодезической и картографической деятельности.

 

Вместе с тем, учитывая, что указанные работы (31,43 %) подлежащие лицензированию, как было подтверждено ранее, не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем в совокупности с иными работами (68,57 %) на которые не требуется лицензия, то установление требования о предоставлении участником Закупки в составе заявки на участие в Закупке такой лицензии ограничивает количество вероятно возможных участников.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о признании довода жалобы № 2 Заявителя необоснованным.

 

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении «...-...» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса геодезических, кадастровых, юридических (представительских) работ (услуг) для «...-...» (178/2022) (регистрационный номер извещения: 32211325454), выразившимся в том, что перечень работ (услуг), содержащихся в закупочной документации однозначно не свидетельствует о правомерности установленного пп. 1 п. 1.3.2.1.2 Документации требования о необходимости предоставления выписки, подтверждающей членство в СРО для осуществления инженерно-геодезических изысканий.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений путём внесения соответствующих изменений в закупочную документацию с учётом принятого Комиссией Управления настоящего решения и продления срока подачи заявок на участие в Закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...-...» на действия «...-...» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса геодезических, кадастровых, юридических (представительских) работ (услуг) для «...-...» (178/2022) (регистрационный номер извещения: 32211325454), обоснованной.

2. Признать в действиях «...-...» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 1, 4 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать «...-...» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок на участие в Закупке.

 

 

 

Председатель Комиссии:

«...-...»

 

 

 

Члены Комиссии:

«...-...»

 

 

 

 

«...-...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны