Решение №072/07/18.1–189/2020 Признать жалобу обоснованной. от 5 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–189/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.10.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 05.10.2020 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>              -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>              -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–189/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Трактор» (далее также – Заявитель, Общество) на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Тобольская городская стоматологическая поликлиника» (далее также – Заказчик, ГАУЗ ТО «ТГСП») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях (реестровый номер извещения: 32009480708), далее также – Закупка, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

<...>;

2) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 23.09.2020 г. в 16:33 поступила жалоба (вх. № 9641) ООО «Трактор» на действия ГАУЗ ТО «ТГСП» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях (реестровый номер извещения: 32009480708).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 25.09.2020 г. в 16:34 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/7170) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Основные доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

1) протокол заседания закупочной комиссии ГАУЗ ТО «ТГСП» № 10 от 21.09.2020 г. не содержит оснований отклонения заявки ООО «Трактор» с указанием положений закупочной документации, которым не соответствует заявка Общества, что, в свою очередь противоречит требованиям Положения о закупке Заказчика.

2) заявка Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика, так как она полностью соответствует требованиям закупочной документации и Положения о закупке Заказчика.

Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились и пояснили, что порядок проведения запроса котировок в электронной форме, в том числе отклонение закупочной комиссией Заказчика заявки участника – ООО «Трактор» полностью соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации. 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование сформулированное ч. 1 ст. 3 Закона о закупках (принципы осуществления закупочных процедур) продублировано пп. «а», «б» и «г» п. 2.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГАУЗ ТО «Тобольская городская стоматологическая поликлиника» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета ГАУЗ ТО «ТГСП» от 20.12.2018 г. № 7 и  размещённого 28.12.2018 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Таким образом, с учётом изложенного, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками Закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела, 10.09.2020 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009480708) и на сайте оператора электронной площадки – общества с ограниченной ответственностью «Единая система торговых процедур» по адресу: http://estp.ru/ (код закупки: E133533), Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях для нужд ГАУЗ ТО «ТГСП» (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 21.09.2020 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 899 838,00 руб.

Протоколом заседания закупочной комиссии ГАУЗ ТО «ТГСП» № 10 от 21.09.2020 г. зафиксировано, заявка № 331781 участника – ООО «Трактор» отклонена закупочной комиссией Заказчика со следующей формулировкой: «Несоответствие участника закупки требованиям документации».

Порядок проведения запроса котировок в электронной форме регламентирован п. 20 Положения о закупке Заказчика.

Так, согласно п. 20.1 Положения под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с пп. 3 п. 20.9 Положения, результаты рассмотрения котировочных заявок оформляются протоколом, содержащим сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке, в том числе основания отклонения каждой заявки, с указанием положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка. Данное требование Положения о закупке Заказчика к содержанию итогового протокола является дублирующим требование пп. «б» п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение пп. 3 п. 20.9 Положения, пп. «б» п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, выразившееся в неуказании в протоколе заседания закупочной комиссии ГАУЗ ТО «ТГСП» № 10 от 21.09.2020 г. конкретных положений Извещения, которым не соответствует заявки Общества, что, в свою очередь нарушает принцип информационной открытости Закупки (пп. «а» п. 2.5 Положения, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и, как следствие ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, соответственно довод жалобы Заявителя о том, что итоговый протокол, сформированный Заказчиком не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации является обоснованным.

Из письменных пояснений ГАУЗ ТО «ТГСП» от 01.10.2020 г. (исх. № 117) следует, что заявка участника – ООО «Трактор» была отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании:

1) отсутствия в Приложении № 1 к котировочной заявке (далее также – Спецификация) заполненного столбца: «Документ о качестве, срок годности использования»;

2) отсутствия копии документов, подтверждающих качество продукции (сертификаты, лицензии или иные документы со сроком годности использования товара), необходимость представления которых установлена п. 5 Приложения № 1 к Извещению.

 

В ходе осуществления проверки обоснованности отклонения закупочной комиссией Заказчика заявки участника – ООО «Трактора», Комиссией Тюменского УФАС России, установлено следующее.

В соответствии с пп. 9 п. 20.4 Положения, извещение о запросе котировок должно содержать форму котировочной заявки, подаваемой в форме электронного документа.

Так, согласно п. 21.1 Извещения, котировочная заявка составляется в форме электронного документа и должна соответствовать Приложению № 1 к Извещению.

В свою очередь, Приложение № 1 к Извещению представляет собой форму котировочной заявки на участие в Закупке (далее также – Форма), п. 5 которой Заказчиком установлен перечень приложений, необходимый к представлению участником рассматриваемой закупочной процедуры в совокупности с котировочной заявкой, в том числе:

- Приложение № 1 – перечень поставляемой продукции с указанием наименования товара, технических характеристик, ГОСТов, ТУ, (при необходимости) с указанием производителя, страны происхождения, срока годности, количества, цены за единицу продукции, общей суммы с учётом НДС (по форме № 1 Спецификация).

- Приложение № 3 – копии документов, подтверждающих качество продукции (сертификаты, лицензии или иные документы со сроком годности использования товара).

Пунктом 21.11 Извещения установлено, что все пункты, указанные Заказчиком в форме котировочной заявки должны быть заполнены.

Материалами дела установлено, что в составе заявки Общества была представлена сама котировочная заявка б/н от 17.09.2020 г., с соблюдением установленной Заказчиком Формы, за исключением наличия в п. 5 данной заявки Приложения № 3 – копии документов, подтверждающих качество продукции, соответственно, с отсутствием указанных документов в составе заявки, и Спецификация (Приложение № 1) с незаполненным данным участником столбцом «Документ о качестве, срок годности использования».

В соответствии с п. 20.8.4 Положения и п. 21.9 Извещения, комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия закупочной комиссии Заказчика, направленные на отклонение заявки участника – ООО «Трактор» соответствовали требованиям п. 20.8.4 Положения и п. 21.9 Извещения, ввиду несоответствия заявки Общества требованиям п. 21.11 Извещения (столбец «Документ о качестве, срок годности использования» Спецификации не заполнен Заявителем) и отсутствия в составе заявки документов, представление которых предусмотрено Приложением № 1 к Извещению (Форма котировочной заявки).

 

Вместе с тем, в отношении требования п. 5 Формы, о необходимости представления в составе котировочной заявки, в том числе копии документов, подтверждающих качество продукции (сертификаты, лицензии или иные документы со сроком годности использования товара), Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно ст. 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю её принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт <...> сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Из функционального толкования вышеуказанной нормы следует, что Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник Закупки не может обладать, не приобретая соответствующий товар, при поставке которого передаются соответствующие документы (паспорт качества, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия, лицензии и т.д.), так как требование о представлении в составе заявки копии документов, подтверждающих качество продукции (сертификаты, лицензии или иные документы со сроком годности использования товара), указанных в п. 5 Приложения № 1 к Извещению, обременяют участников Закупки заблаговременно приобрести требуемую Заказчику продукцию.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя (дилера) продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников Закупки о представлении сертификатов (лицензий), возможность участников закупки подать заявку на участие в Закупке в соответствии требованиями п. 5 Формы, полностью зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя (дилера).

Следует также отметить, что Законом о закупках не установлена обязанность участника Закупки на момент подачи заявки на участие в такой Закупке иметь товар, предлагаемый к поставке в наличии, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в Закупке.

Таким образом, регулирование представления документов, подтверждающих качество необходимой к поставке продукции (сертификаты, лицензии или иные документы со сроком годности использования товара) должно осуществляться Заказчиком на стадии исполнения договора, так как на момент подачи заявки у участника Закупки, являющимся поставщиком указанного товара объективно может не быть его в наличии (следовательно, и документов к нему). 

Указанный вывод подтверждается п. 2.7 и Приложения №3 (Проект договора) к Извещению, из содержания которого следует, что товар при поставке должен сопровождаться следующими документами: декларация соответствия, сертификат соответствия.

На основании вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что требования п. 5 Приложения № 1 к Извещению:

- о необходимости представления в составе котировочной копии документов, подтверждающих качество продукции (сертификаты, лицензии или иные документы со сроком годности использования товара);

- указание данных документов в графе «Документ о качестве, срок годности использования» Спецификации,-

являются избыточными, поскольку для их исполнения (получения необходимых Заказчику документов) участнику Закупки требуется приобрести соответствующий товар, что, в свою очередь нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и противоречит требованию п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

С учётом вышеизложенного, исследовав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении ГАУЗ ТО «Тобольская городская стоматологическая поликлиника» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях (реестровый номер извещения: 32009480708), выразившемся:

- в неуказании в протоколе заседания закупочной комиссии ГАУЗ ТО «ТГСП» № 10 от 21.09.2020 г. конкретных положений Извещения, которым не соответствует заявки Общества

- в установлении избыточных требований к участникам Закупки в п. 5 Приложение № 1 к Извещению (Форма котировочной заявки) и графе «Документ о качестве, срок годности использования» Приложении № 1 к котировочной заявке Извещения (Спецификация)

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене Протокола заседания закупочной комиссии ГАУЗ ТО «ТГСП» № 10 от 21.09.2020 г., внесении изменений в п. 5 Приложение № 1 к Извещению (Форма котировочной заявки) и Приложение № 1 к котировочной заявке Извещения (Спецификация) и продлении срока подачи заявок в соответствии с требованиями п. 14.3.4 Положения о закупке Заказчика.

С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трактор» на действия государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Тобольская городская стоматологическая поликлиника» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях (реестровый номер извещения: 32009480708) обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУЗ ТО «Тобольская городская стоматологическая поликлиника» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУЗ ТО «Тобольская городская стоматологическая поликлиника» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём отмены протокола, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>

 

                                                    

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны