Решение №РНП-72-115/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-115/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

03 августа 2023 года                                                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием заказчика: директора МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» (далее также – заказчик) А. действующего на основании устава, представителя С. по доверенности № 13 от 02.08.2023,

с участием представителей подрядчика (исполнителя): ООО «Ч» (далее также – Общество, исполнитель, подрядчик), Б. по доверенности № б/н от 02.08.2023, Н. по доверенности № б/н от 05.12.2022,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Ч» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на строительство объекта: «Сквер памяти первопроходцам и основателям поселка Демьянка» центральная площадь п.Демьянка Уватский район Тюменская область» (реестровый номер закупки 0167300024522000070),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Ч» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на строительство объекта: «Сквер памяти первопроходцам и основателям поселка Демьянка» центральная площадь п.Демьянка Уватский район Тюменская область».

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «Ч» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу в материалы дела представило, просит не включать сведения в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

01.08.2022 между МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» и ООО «Ч» заключен муниципальный контракт № 01673000245220000700001 на строительство объекта: «Сквер памяти первопроходцам и основателям поселка Демьянка» центральная площадь п.Демьянка Уватский район Тюменская область» (реестровый номер контракта 3722500296222000038).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок осуществить по заданию заказчика проведение работ предусмотренных настоящим контрактом: строительство объекта: «Сквер памяти первопроходцам и основателям поселка Демьянка» центральная площадь п.Демьянка, Уватский район, Тюменская область» (далее по тексту работы), а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что в рамках обязанности, возложенной на подрядчика пунктом 1.2 контракта, он обязуется собственными силами или силами привлеченных подрядных организаций выполнить виды работ, которые указаны в проекте, описании объекта закупки  (приложение № 2) и локально-сметных расчётах (приложение № 1).

Пунктом 1.5 контракта предусмотрено, что в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта подрядчик обязан направить письмо в адрес заказчика с перечнем видов работ по строительству объекта капитального строительства из представленных в настоящем пункте, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»:

- Вертикальная планировка

- Дорожные одежды

При этом конкретные виды и объемы вышеуказанных работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены контракта.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрен срок выполнения работ до 15.12.2022 с момента заключения контракта. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что датой окончания выполнения подрядчиком работ по контракту считается дата подписания заказчиком окончательного документа о приемке.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что по согласованию с заказчиком работы могут выполняться подрядчиком досрочно.

Пунктом 3.4 контракта предусмотрено место выполнения работ: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Тюменская обл, р-н Уватский, п Демьянка, строительный № 330. Кадастровый номер: 72:18:0201001:903.

Пунктом 5.1.4 контракта предусмотрена обязанность заказчика выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать работу заказчику в установленный срок и в порядке, соответствующем требованиям настоящего контракта.

Пунктом 5.1.5 контракта предусмотрено, что в случае необходимости согласовать с органами государственного надзора и службами тепло-, водо-, электроснабжение, служб связи порядок ведения работ на объекте, получить технические условия на подключение за свой счет и обеспечить его соблюдение при проведении предусмотренных настоящим контрактом работ.

Пунктом 5.1.11 контракта предусмотрена обязанность подрядчика при необходимости заключить с ресурсоснабжающими организациями контракта на оказание коммунальных услуг, оказание услуг электроснабжения.

Пунктом 6.1.2 контракта предусмотрена обязанность заказчика произвести приемку работ, в порядке предусмотренном пунктом 7 настоящего контракта, и оплату работ, выполненных подрядчиком.

Пунктом 7.1 контракта предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за предоставление рабочей силы надлежащей квалификации, а также за доставку работников, их размещение, оформление виз, разрешений на трудовую деятельность, питание, организацию аттестации рабочих мест, охрану труда, предоставление строительной техники и оборудования в достаточном количестве.

Пунктом 7.26 контракта предусмотрено, что документ о приемке считается подписанным с момента подписания его заказчиком и подрядчиком усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени заказчика и подрядчика, в ЕИС.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами электронной цифровой подписью и действует до 31.03.2023, а по обязательствам, которые не будут исполнены полностью в этот срок, будет действовать до полного исполнения сторонами обязанностей по контракту.

Приложением № 2 к контракту предусмотрено техническое задание, согласно которому, установлено следующее: приемка работ будет проводиться в соответствии с основными положениями СНиП и ГОСТ с предъявлением следующих документов: акты на скрытые работы; исполнительные схемы (в том числе исполнительная съемка, в виде отчета на бумажном и электронном носителях в программе «MapInfo»). Объем работ: согласно ПСД и локальных сметных расчетов (приложение к контракту). Место выполнения работ: Тюменская область, Уватский район: п.Демьянка. На месте выполнения работ проводить необходимые мероприятия по обеспечению техники безопасности населения, эксплуатационного персонала и охране окружающей среды. Необходимо проведение контроля качества сооружений и материалов неразрушающими методами при строительстве. Получение необходимых разрешительных документов и согласований на производство работ во всех заинтересованных организациях. Работы необходимо проводить в соответствии с действующим законодательством РФ с обязательным выполнением норм и правил охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности, производственной санитарии. Подрядчик должен обеспечить систематическую уборку участка работ, а по окончании работ окончательную уборку и вывоз строительного мусора.

Графиком выполнения строительно-монтажных работ предусматривалось выполнение подрядчиком демонтажных работ, вертикальной планировки, дорожные одежды, организации дорожного движения, устройство парковочных столбиков, малые архитектурные формы, ремонт отмостки, наружное освещение, озеленение, пусконаладочные работы.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

08.08.2022

Подрядчик издал приказ которым назначил ответственных лиц за охрану труда, за ведение и сдачу исполнительной документации, за организацию и учет входного контроля, за безопасное производство работ подъемными сооружениями, за ведение контроля выполняемых работ

Приказ № 22-к от 08.08.2022

09.08.2023

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, сообщает о начале производства работ с 09.08.2022, назначает ответственного производителя работ, просит выдать рабочую документацию, просит согласовать изменение проектных решений в части замены электрооборудования, направляет график производства работ

Письмо исх.№ 1 от 09.08.2022 (вх.№ 1029 от 10.08.2022)

10.08.2022

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо согласно которому материалы производства фирмы  ROSA (Польша) не могут быть поставлены по причине прекращения торговых отношений, в рамках санкций и произвести замены на продукцию отечественного производства

Письмо исх.№ 2 от 10.08.2022 (вх.№ 1030 от 10.08.2022)

15.08.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, направлены согласованный график производства работ по объекту, проектную документацию по объекту в электронном виде. Проектную документацию в бумажном виде Вы можете получить по адресу: Тюменская область, Уватский район, с. Уват, ул. Иртышская д. 19, каб. 235

Письмо исх.№ 1123 от 15.08.2023

17.08.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, в связи с долгосрочной поставкой материалов (опор освещения) повторно просим дать ответ в ближайшие сроки с указанием цвета окраски данных опор для скорейшей их оплаты и поставки. В связи с расхождением проектных и сметных данных прошу согласовать цвет и геометрическую форму тротуарной плитки, цветовое решение плитки в проекте не указано

Письмо исх.№ 3 от 17.08.2022 (вх.№ 1066 от 17.08.2022)

17.08.2023

Подрядчик сообщил заказчику об изменении юридического адреса

Письмо исх.№ 4 от 17.08.2022 (вх.№ 1065 от 17.08.2022)

18.08.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику согласно которому, по вопросу согласования цвета окраски освещения – принять цвет согласно приложения к настоящему письму светло серый (алюминий). По вопросу согласования цвета и геометрической формы тротуарной плитки – принять цвет согласно приложения к настоящему письму светло серый (на белом цементе), форма прямоугольная, края фигурные – волна, рисунок укладки елочка, без угловых камней. По осветительным приборам прошу направить технические характеристики предлагаемого аналога с сравнением проектных приборов для рассмотрения

Письмо исх.№ 1135 от 18.08.2022

19.08.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, предоставленные аналоги материалов осветительных приборов по объекту согласовываю, согласно приложению к письму

Письмо исх.№ 1143 от 19.08.2022

06.10.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику согласно которому, подрядчик просит согласовать модель скульптурно-архитектурной композиции «Слава Защитникам Отечества»

Письмо исх.№ 5 от 06.10.2022 (вх.№ 1362 от 07.10.2022)

07.10.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, модель скульптурно-архитектурной композиции «Слава Защитникам Отечества» со стороны заказчика согласована

Письмо исх.№ 1399 от 07.10.2022 (вх.№ 77 от 07.10.2022)

07.10.2022

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, поскольку работы проводятся на территории Сорового сельского поселения просит согласовать модель скульптурно-архитектурной композиции, согласно приложению к настоящему письму

Письмо исх.№ 1396 от 07.10.2022 (вх.№ 561 от 07.10.2022)

28.10.2022

Подрядчиком направлено письмо заказчику, согласно которому, сумма авансового платежа в размере 30 % от стоимости контракта, а именно 11 576 092,80 рублей не достаточная для продолжения реализации данного проекта. Сумма затраченных средств на 28.10.2022 укрупненно составляет: авансовый платеж по изготовлению скульптурных композиций – 6 000 000 рублей, приобретение электротехнической продукции в рамках контракта – 3 200 000,00 рублей, приобретение и доставка бордюрных камней – 950 000 рублей, приобретение и доставка тротуарной плитки – 1 300 000 рублей, приобретение и доставка инертных материалов (щебень, песок, цемент) – 1 500 000 рублей, оплата за асфальтобетонную смесь с доставкой до объекта – 6 380 000 рублей, оплату техники при выполнении асфальтобетонных работ – 532 000 рублей. Затраты на выполнение данных видов работ на сегодняшнюю дату составляют 19 862 000 рублей, в связи с чем просим рассмотреть возможность ускоренного подписания форм КС-2, КС-3 и дальнейшего финансирования строительства объекта

Письмо исх.№ 7 от 28.10.2022 (вх.№ 1469 от 28.10.2022)

13.12.2022

По состоянию на 13.12.2022 ООО «Челинвестстрой» выполнен больший объем работ: демонтажные работы – 100%, вертикальная планировка участка – 100 %, ремонт отмостки – 100 %, устройство асфальто-бетонного покрытия с установкой бордюрного камня – 100 %, устройство наружного электроосвещения – 100 %, озеленение – 100 %, устройство пьедесталов под скульптурные композиции – 100 %, установка и монтаж стеллы «Слава защитникам Отечества» и памятника «Первопроходцам и основателям поселка Демьянка» - 100 %, устройство плиточных тротуаров в границах сквера – 80 %. На сегодняшний день недовыполнены работы по устройству плиточных тротуаров в границах сквера 250 кв.м материал для производства и завершения работ завезен в полном объеме. ООО «Челинвестстрой» вынуждено приостановить работы в связи с неблагоприятными погодными условиями (невозможностью производства работ) и недопущением нарушения строительных норм и правил производства работ по устройству плиточных тротуаров

Письмо исх.№ 8 от 13.12.2022 (вх.№ 1647 от 13.12.2022)

10.02.2023

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, по состоянию на 10.02.2023 работы не выполнены. Просрочка выполнения работ составляет 57 дней, начислена неустойка за просрочку исполнения обязательств

Письмо исх.№ 198 от 10.02.2023

20.02.2023

Подрядчиком в адрес поставщика направлены возражения на претензию, согласно которым, по состоянию на 16.12.2022 контракт выполнен на 83 % на сумму 31 878 522,44 рублей, что подтверждается актами выполненных работ № 1 от 18.11.2022 на сумму 11 213 322,24 рублей, № 2 от 21.11.2022 на сумму 11 172 500,1 рублей, № 3 от 16.12.2022 на сумму 9 492 700,1 рублей. Сумма не исполненных подрядчиком обязательств по контракту составляет 6 708 453,96 рублей. В связи с изложенным, подрядчик не может согласиться с претензией на сумму пени в размере 549 864,41 рублей. Задолженность по контракту 6 708 453,96 рублей. Просрочка выполнения работ по состоянию на 10.02.2023 – 57 дней. Ставка ЦБ РФ – 7,5 %. Формула 6 708 453,96х57х1/300х7,5=95 595,46. Сумма неустойки составляет 95 595,46 рублей. Подрядчик вынужден приостановить работы в связи с неблагоприятными погодными условиями (невозможностью производства работ) и недопущением нарушения строительных норм и правил при производстве работ по устройству плиточных тротуаров

Письмо исх.№ 31-ю от 20.02.2023

18.04.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, в рамках проведенной 18.04.2023 внеплановой выездной проверки по объекту установлены следующие замечания и дефекты: отсутствует ограждение строительной площадки и паспорт объекта, не осуществлена уборка строительного мусора на объекте, в том числе травмоопасного (доски с гвоздями, поддоны и прочее), места складирования материалов не огорожены, опоры фонарей имеют значительные отклонения в вертикальной плоскости, выявлены значительные просадки (провалы) уложенной брусчатки, дорожные бордюры имеют разрушения и трещины. Заказчик потребовал от подрядчика незамедлительно принять действенные меры по устранению вышеуказанных замечаний в полном объеме в срок до 01.05.2023

Письмо исх.№ 530 от 18.04.2023

13.06.2023

Заказчиком направлено письмо подрядчику, согласно которому, по состоянию на 13.06.2023 работы не выполнены. Просрочка выполнения работ составляет 181 день, заказчиком начислена неустойка

Письмо исх.№ 758 от 13.06.2023

21.06.2023

Заказчиком направлено письмо подрядчику о намерении расторгнуть контракт в одностороннем порядке, согласно которому, по состоянию на 21.06.2023 работы не выполнены. Просрочка выполнения работ составляет 189 дней. При этом, 19.06.2023 специалистами муниципального заказчика проведен осмотр выполняемых работ, были выявлены следующие замечания: столбы освещения на тротуаре не на одной оси, имеют расположение на тротуаре – решение не согласовано с техническим заказчиком. Фланцевые соединения опор с цокольной стороны расположены выше отметки тротуара. Узлы осветительных опор имеют выступающие болты – нарушен дизайн проектных опор. Многочисленное нарушение лакокрасочного покрытия; столбы освещения на площади отклонены по вертикали; бордюр автомобильный поломан и имеет множественные дефекты; облицовка памятника накладывается на бордюр тротуара; черный грунт не в полном объеме отсыпан, не заполняет необходимую поверхность как минимум на 3-6 см; газон не взошел; провал и вспучивание брусчатки и бордюрного камня, швы на брусчатке не заполнены цементным раствором; малые архитектурные формы выступают на бетон, установленные свыше нормы в свои проёмные размеры, отсутствует надежное крепление к земле малых архитектурных форм. Заказчик потребовал от подрядчика устранить все указанные замечания

Письмо исх.№ 798 от 21.06.2023

22.06.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 22.06.2023 контракт выполнен на 83 % на сумму 31 878 522,44 рублей, что подтверждается актами выполненных работ № 1 от 18.11.2022 на сумму 11 213 322,24 рублей, № 2 от 21.11.2022 на сумму 11 172 500,1 рублей, № 3 от 16.12.2022 на сумму 9 492 700,1 рублей. Фактически выполнены работы на 100 %. Установка столбов выполнена согласно пункта 4 проекта Шифр: 10-07-20-ИОС1. Опора К 1.5 выполнена в связи с невозможностью установки столба на бетонно-плитном основании, во избежание возможных неблагоприятных для заказчика последствий угрожающих годности или прочности результатов выполняемых работ. По согласованию с заказчиком опора может быть перенесена в срок до 07.07.2023. Отклонение столбов по вертикали по состоянию на 22.06.2023 устранено. Относительно бордюра актом выполненных работ № 2 от 21.11.2022 вышеуказанные результаты работ по установке бордюрных камней переданы заказчику в полном объеме, дальнейшие риски эксплуатации переданы заказчику на сновании пункта 8.2 контракта. По пункту 4 письма – облицовка по состоянию на 22.06.2023 устранено. Заполнение черного грунта не предусмотрено контрактом (ЛСР № 1 – приложение № 1 контракта), помимо этого подрядчиком выполнено заполнение торфяного грунта в объеме проектной высадки газона за счет подрядчика. По состоянию на 22.06.2023 газон взошел, нарушение устранено. Относительно вспучивания и провала бордюрного камня по состоянию на 22.06.2023 устранено. Согласно ЛСР № 1 швы брусчатки заполняются песком – работы выполнены. МАФ выступают на бетон – при этом, МАФ изготовлены и установлены на бетон согласно проектно-сметной документации, по состоянию на 22.06.2023 МАФ установлены на монолитные основания

Письмо исх.№ 51-ю от 22.06.2023

03.07.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 03.07.2023 работы не выполнены. Просрочка выполнения работ составляет 201 дней. Начислены пени. Специалистами 19.06.2023 был проведен осмотр выполняемых работ, были выявлены замечания, затем 03.07.2023 проведен повторный осмотр, по результатам которого не устранены следующие замечания: столбы освещения на тротуаре не на одной оси, имеют расположение на тротуаре – решение не согласовано с техническим заказчиком. Фланцевые соединения опор с цокольной стороны расположены выше отметки тротуара. Узлы осветительных опор имеют выступающие болты – нарушен дизайн проектных опор. Многочисленное нарушение лакокрасочного покрытия. Необходимо устранить замечания в 10 дневный срок. Бордюр автомобильный поломан и имеет множественные дефекты. Необходимо устранить замечания в 10 дневный срок. В нарушение проекта 10-07-20-ПЗУ швы на брусчатке заполнены песком, а не сухой цементно-песчаной смесью. Необходимо устранить замечания в 10 дневный срок

Письмо исх.№ 859 от 03.07.2023

06.07.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, по состоянию на 03.07.2023 контракт выполнен на 83 % на сумму 31 878 522,44 рублей, что подтверждается актами выполненных работ № 1 от 18.11.2022 на сумму 11 213 322,24 рублей, № 2 от 21.11.2022 на сумму 11 172 500,1 рублей, № 3 от 16.12.2022 на сумму 9 492 700,1 рублей. Фактически выполнены работы на 100 %. Устранение выступающих узлов опор осветительных – устранение до 13.07.2023. Относительно бордюра актом выполненных работ № 2 от 21.11.2022 вышеуказанные результаты работ по установке бордюрных камней переданы заказчику в полном объеме, дальнейшие риски эксплуатации переданы заказчику на сновании пункта 8.2 контракта. Относительно швов на брусчатке – согласно пункту 30 ФЕР 27-07-003-02 швы на брусчатке заполнены песком, согласно условиям контракта – работы выполнены

Письмо исх.№ 52-ю от 06.07.2023

18.07.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, в котором отмечается, что по состоянию на 18.07.2023 подрядчиком не устранены замечания указанные заказчиком

Решение об одностороннем отказе № 934 от 18.07.2023

20.07.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, столбы освещения не на одной оси - устранено

Письмо исх.№ 54-ю от 20.07.2023

21.07.2023

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, в ответ на письмо исх.№ 934 от 18.07.2023 подрядчик информирует об устранении замечаний заказчика

Письмо исх.№ 55-ю от 21.07.2023

21.07.2023

Подрядчик уведомил заказчика о завершении работ по муниципальному контракту

Письмо исх.№ 56-ю от 21.07.2023

27.07.2023

Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо, согласно которому, на основании письма подрядчика исх.№ 55-ю от 21.07.2023 об устранении замечаний осуществлен выезд специалиста заказчика с целью освидетельствования устранения замечаний, в результате обследования замечания ранее указанные в письмах заказчика от 18.04.2023 № 530, от 03.07.2023 № 859 не устранены

Письмо исх.№ 986 от 27.07.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.07.2023 № 934.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

19.07.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 3722500296222000038 размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «Ч» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 19.07.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 01.08.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «Ч», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, не допускал на объект производства работ, не выходил на связь с подрядчиком. Наоборот, материалы дела содержат переписку как заказчика, так и подрядчика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с подрядчиком.

Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика (исполнителя) направлялись письма заказчика исх.№ 530 от 18.04.2023, исх.№ 758 от 13.06.2023, исх.№ 798 от 21.06.2023, исх.№ 859 от 03.07.2023 с требованием принятия мер для надлежащего исполнения контракта, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, полном отсутствии замечаний, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме с надлежащим качеством. Акт приемки полностью выполненных работ и сдачи объекта, подписанный заказчиком и поставщиком в ЕИС в сфере закупок отсутствует, размещены только промежуточные акты которые не подтверждают факт исполнения обязательств в размере 100 %.

Доводы подрядчика, содержащиеся в письмах исх.№ 51-ю от 22.06.2023, исх.№ 52-ю от 06.07.2023 о фактическом выполнении обязательств в размере 100 % опровергаются письмом заказчика исх.№ 986 от 27.07.2023, согласно которому, ранее выявленные заказчиком нарушения условий муниципального контракта на которые указывалось в письмах заказчика исх.№ 530 от 18.04.2023, исх.№ 859 от 03.07.2023 не устранены.

В свою очередь, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе является правовым основанием для отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и вменяется в обязанность заказчика, поскольку данная норма закона подлежит применению исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ООО «Ч» в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий муниципального контракта, не устранило нарушение условий муниципального контракта.

31.07.2023 являлось крайним (то есть, десятым) днем, в течение которого у подрядчика (исполнителя) имелась возможность устранить допущенные нарушения условий контракта (часть 13, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Поскольку какие-либо доказательства устранения в полном объеме подрядчиком в установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок ранее выявленных заказчиком дефектов и недостатков в ходе выполнения работ по контракту в адрес заказчика не представлены, заказчик в ходе выездных проверок не подтвердил факт устранения нарушений условий муниципального контракта, а имеющийся результат выполненных работ заказчика объективно не устраивал, что исключает возможность применения заказчиком требований части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе регламентирующих возможность отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно в случае, если ранее выявленные нарушения были устранены подрядчиком в полном объеме, следовательно, у заказчика объективно отсутствовали правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По состоянию на десятый день (31.07.2023) регламентированного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчик не устранил ранее установленные нарушения условий контракта, следовательно, не выполнил требуемый по контракту объем работ, что не предусмотрено условиями контракта, следовательно, цель обеспечения муниципальных нужд которую преследовал заказчик изначально, при заключении контракта не достигнута.

Представитель заказчика в заседании Комиссии подтвердил, что нарушение условий контракта в течение регламентированного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока не устранено подрядчиком полностью.

В разделе «исполнение контракта» официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 3722500296222000038, установлено, что при цене контракта в 38 586 976,40 рублей, стоимость исполненных обязательств составила 31 878 522,44 рублей, то есть, стоимость неисполненных обязательств по контракту составила 6 708 453,96 рублей.

Заказчик был лишен требуемого по контракту полного результата выполнения работ, что повлекло отсутствие полного обеспечения муниципальных нужд, и как следствие, не достигнута цель формирования благоприятной городской среды, поскольку сквер является общественным местом, в котором расположены малые архитектурные формы, а также скульптурно-архитектурная композиция «Слава Защитникам Отечества».

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено какого-либо нарушения условий муниципального контракта со стороны заказчика, либо предвзятого отношения заказчика к приемке выполненной части работ у подрядчика.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан со своей стороны устранить ранее выявленные заказчиком нарушения условий муниципального контракта.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в следующих случаях:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию Тюменского УФАС России принять решение об отказе во включении информации об ООО «Ч» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как ранее отмечалось, результативность обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе) а также удовлетворение муниципальных нужд связывается с достижением результата исполнения муниципального контракта (то есть, в полном объеме), в рассматриваемом случае заказчик пояснил, что требуемый результат не соответствует условиям контракта, визуально представляется возможным определить дефекты выполненных работ, которые являются не допустимыми поскольку сквер памяти находится на центральной площади что влияет на формирование благоприятной городской среды для жителей поселка Демьянка Уватского района Тюменской области.

Представитель заказчика в заседании Комиссии Тюменского УФАС России обратил внимание на то, что в десятидневный срок предусмотренный не только для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, но и для устранения выявленных заказчиком нарушений условий контракта подрядчик работы на объекте не выполнял, поскольку в течение указанного десятидневного срока осуществлялась исключительно переписка между заказчиком и подрядчиком.

В течение указанного десятидневного срока заказчик осуществлял контроль на участке производства работ в рамках требований части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе и установил, что замечания ранее указанные в письмах заказчика исх.№ 530 от 18.04.2023, исх.№ 859 от 03.07.2023 подрядчиком не устранены (письмо заказчика исх.№ 986 от 27.07.2023 в ответ на письмо подрядчика исх.№ 55-ю от 21.07.2023).

Упоминаемые ООО «Ч» ссылки на различную ведомственную (административную) практику других антимонопольных органов (в данном случае, Челябинского УФАС Росси), а также различную судебную практику (в данном случае, определение Верховного Суда РФ, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа) по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку административная, а равно судебная практика не является источником права в Российской Федерации, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, содержат казуальное толкование, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц, что прямо указывает на то, что дела не являются идентичными. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий муниципального контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия и вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее указанные заказчиком нарушения условий контракта не устранены подрядчиком в полном объеме), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, обстоятельства непреодолимой силы, а также обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику исполнить обязательства по контракту Комиссией Тюменского УФАС России не установлены, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, и как следствие, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «Ч».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные МКУ «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» в отношении ООО «Ч» (ИНН , адрес: ), директора и единственного учредителя Общества: О (ИНН) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на строительство объекта: «Сквер памяти первопроходцам и основателям поселка Демьянка» центральная площадь п.Демьянка Уватский район Тюменская область» (реестровый номер закупки 0167300024522000070) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Ч» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны