Решение №072/07/18.1–303/2020 Признать жалобу обоснованной. от 11 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–303/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2020 года                                

В полном объёме решение изготовлено 11.01.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>               -

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

<...>            -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

<...>                 -

 

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–303/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ЭкоБиоСервис» (далее также – Заявитель, Общество) на действия автономного стационарного учреждения социального обслуживания Тюменской области «Кунчурский психоневрологический интернат» (далее также – Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора вывоза жидких бытовых отходов (реестровый номер извещения: 32009759299), далее также – Закупка, Аукцион, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 18.12.2020 г. поступила жалоба (вх. № 13276) ООО «ЭкоБиоСервис» на действия АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора вывоза жидких бытовых отходов (реестровый номер извещения: 32009759299).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 23.12.2020 г. информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/11116.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России 23.12.2020 г. в 18:01 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/9618) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из доводов жалобы Заявителя следует, что аукционная документация, сформированная Заказчиком, содержит следующие положения, необоснованно ограничивающие круг возможных участников обжалуемого Аукциона:

- пунктом 2.4 закупочной документации закреплено обязательное дополнительное требование к квалификации участников Закупки, а именно к наличию у таких участников успешно исполненных договоров (контрактов) аналогичных предмету Аукциона за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок, где общая стоимость указанных договоров должна составлять не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора;

- пунктом 7 Описания предмета закупки закупочной документации установлено требование к наличию у исполнителя по договору лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, при этом в содержании закупочной документации отсутствуют паспорта на такие отходы, необходимость вывоза которых установлена Заказчиком посредством указания в данном пункте соответствующих кодов отходов по классификационному каталогу отходов,-

что, в свою очередь, не предусмотрено или противоречит действующему законодательству РФ в рамках указанного предмета данной закупочной процедуры – вывоз жидких бытовых отходов (далее – ЖБО).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что закупочная документация, сформированная Заказчиком, отражает его объективно существующие потребности и полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следует отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках продублировано в пп. «а» и пп. «б» п. 2.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого протоколом Наблюдательного совета АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» от 05.10.2020 г. № 23 и размещённого на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 09.10.2020 г. (новая редакция).

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 03.12.2020 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32009759299) и на сайте оператора электронной торговой площадки – общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» по адресу: https://www.rts-tender.ru/ Заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуг по вывозу ЖБО и содержанию хозяйственно-бытовой канализации (далее – Извещение) и документация аукциона в электронной форме на право заключения договора на вывоз ЖБО из АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат», расположенного по адресу: Тюменская обл., Нижнетавдинский р-н, п. Кунчур, ул. Молодёжная, д. 16 (далее – Документация). 

Предмет договора: оказание услуг по вывозу ЖБО и содержанию хозяйственно-бытовой канализации (п. 3 Извещения и преамбула Документации).

Дата и время окончания подачи заявок: 21.12.2020 г. в 10:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 5 990 400,00 руб.

 

На момент рассмотрения данной жалобы по существу Заказчиком определён победитель рассматриваемой закупочной процедуры и Закупка переведена на стадию подписания договора.

Порядок проведения аукциона в электронной форме регламентируется п. 15 Положения о закупке Заказчика.

В соответствии с п. 15.1 Положения, под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путём снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

Согласно пп. 9 абз. 1 п. 15.5 Положения, аукционная документация должна содержать требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. По существу, идентичное требование установлено в п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Так, п. 27 Информационной карты Аукциона закреплено, что единые требования к участникам Закупки устанавливаются в соответствии с п. 3.1 раздела 3 Документации.

В свою очередь, разделом 3 Документации определены условия участия в аукционе и затраты на подготовку заявки на участие в закупке, а единые требования к участникам Закупки регламентируются разделом 2 Документации, соответственно ссылка п. 27 Информационной карты Документации на раздел 3 Документации является некорректной и может вводить в заблуждение вероятных участников аукциона, что нарушает принцип информационной открытости Закупки (пп. «а» п. 2.7 Положения и п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и, как следствие, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

В соответствии с п. 2.4 (Квалификация участника) раздела 2 (Единые требования к участникам закупки) Документации, квалификация участника подтверждается  успешно исполненными договорами (контрактами), заключёнными в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Закона о закупках, аналогичных предмету открытого конкурса, за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Общая стоимость таких договоров Участника должна составлять, не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Согласно п. 7.1 и п. 9.1 Документации, заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении закупки.

Пунктом 7.2 Документации определено, что заявка на участие в закупке заполняется и подаётся по форме в соответствии с приложением № 4 к документации о проведении закупке и в соответствии с требованиями к характеристикам товара указанным в Описании объекта закупки (Приложение № 1 к документации о проведении закупки).

Здесь необходимо отметить, что Приложение № 1, равно как и Приложение № 4 формально отсутствуют в составе Документации, сформированной Заказчиком, так как Форма № 1 и 2 заявки на участие в закупке устанавливается Приложением № 5 Документации, а Описание предмета закупки (далее – Техническое задание) вообще не имеет наименование: «Приложение», - что также нарушает принцип информационной открытости Закупки (пп. «а» п. 2.7 Положения и п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и, как следствие, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, пункты 2.4 и 7.1 Документации в своём содержании ссылаются на способ закупки: «открытый конкурс», что, в свою очередь, не соответствует фактически избранному Заказчиком способу закупки – аукциону в электронной форме.

Требования к составу документов, входящих в состав заявки на участие в Аукционе, регламентируются разделом 8 Документации, где пп. 12 п. 8.1 Документации закреплено, что заявка на участие в Закупке должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника – договоры, акты, товарные накладные.

В соответствии с абз. 2 п. 10.1 Документации, участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае непредоставления или несоответствия в составе заявки документов и информации, предусмотренных разделом 8 настоящей документации о проведении аукциона, либо предоставление недостоверных сведений.

Из совокупности требований, установленных Заказчиком в пп. 12 п. 8.1 и п. 2.4 Документации следует, что предоставление участниками Закупки документов, подтверждающие квалификацию участника является обязательным, и их отсутствие в составе заявки будет расценено закупочной комиссией Заказчика как нарушение требований абз. 2 п. 10.1 Документации и последует обоснованное отклонение заявки такого участника.

В свою очередь, содержание единых требований, которые могут предъявляться Заказчиком к участникам закупок регулируется п. 12 Положения, где пп. 3 п. 12.6 определено, что Заказчиком устанавливается Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, осуществляемых закупок путём проведения конкурсов с ограниченным участием в электронной форме или аукционов в электронной форме и дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации.

В соответствии с п. 12.7 Положения, Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг и дополнительных требований к участникам закупок (далее также – Перечень) определены в Приложении № 1 к настоящему Положению.

Приложением № 1 к Положению приведена таблица, содержащая девять наименований товаров, работ, услуг в отношении которых Заказчиком в соответствии с действующим законодательством РФ должны быть установлены обязательные дополнительные требования к участникам закупок.

Так, из содержания таблицы Приложения № 1 к Положению следует, что услуги, являющиеся предметом договора (оказание услуг по вывозу ЖБО и содержанию хозяйственно-бытовой канализации) не включены в указанный Перечень, следовательно, обязательное требование к квалификации участника Аукциона, установленное пунктом 2.4 раздела 2 Документации, равно как и безоговорочная необходимость предоставления документов предусмотренных пп. 12 п. 8.1 Документации, подтверждающих исполнение участником Закупки условия п. 2.4 и  влекущее отклонение заявок участников их не представивших, не могут быть применены Заказчиком в рамках рассматриваемого Аукциона и подлежат исключению из закупочной документации.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что включение Заказчиком в содержание Документации обязательного дополнительного требования к квалификации участников Закупки (п. 2.4, п. 8.1 Документации) не регламентировано Перечнем, соответственно противоречит требованиям п. 12 Положения и нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках) и п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, следовательно, соответствующий довод жалобы Заявителя является обоснованным.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что закупочной документацией Заказчика установлено неправомерное требование о наличии у участников Закупки лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 2.1 Документации и пп. 1 п. 12.1 Положения, участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объёме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, а также соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пп. 13 п. 8.1 раздела 8 Документации, заявка на участие в аукционе должна содержать документы и информацию в соответствии с условиями документации, в том числе наличие у исполнителя Лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на ФККО:

- ФККО 7 22 800 01 39 4 – отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой канализации;

- ФККО 7 32 100 01 30 4 – отходы (осадки) из выгребных ям;

- ФККО 7 32 101 01 30 4 – отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления;

- ФККО 7 36 100 02 72 4 – отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие.

Следует отметить, что аналогичные условия определены в содержании п. 7 Технического задания Документации.

В ходе заседания Комиссии Тюменского УФАС России, представитель Общества заявил, что в Техническом задании Документации отсутствует информация об объёмах и сроках вывоза указанных видов отходов, обозначенных Заказчиком кодами по классификационному каталогу отходов, а также в содержании закупочной документации отсутствуют паспорта на соответствующие отходы, что ставит под сомнение саму потребность Заказчика в вывозе именно этих видов отходов на право транспортировки  которых требуется соответствующая лицензия (при наличии паспортов).

В свою очередь, представитель Заказчика пояснил, что совокупный объём, время и периодичность вывоза отходов обозначены в п. 1 Технического задания Документации, а обязательное наличие в составе закупочной документации паспорта на отходы, классифицированные Заказчиком и указанные в пп. 13 п. 8.1 Документации и п. 7 Технического задания Документации, прямо не регламентируется действующим законодательством РФ, следовательно, не может быть обязательным для исполнения Заказчиком в рассматриваемом случае.

Комиссия Тюменского УФАС России, по результатам изучения нормативно-правового механизма регулирования отношений в сфере вывоза жидких бытовых отходов и исследования представленных сторонами документов и сведений, а также, выслушав дополнительные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с абз. 1 п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов (далее – Правила № 155), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155, под жидкими бытовыми отходами понимаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключённые (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приёма и накопления сточных вод.

Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) сточные воды – это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приёма таких вод.

Пунктом 2 ст. 2 Закона о водоснабжении определено, что водоотведение есть приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Исходя из совокупности вышеприведённых определений, учитывая предмет Закупки, способ удаления ЖБО в соответствии с требованиями Технического задания Документации объективно исключает их сброс посредством централизованной системы водоотведения в водные объекты или их направление в систему оборотного водоснабжения, следовательно, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Закона о водоснабжении и являются жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с совокупностью законодательных норм в сфере отходов производства и потребления.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно абз. 3 п. 3 Правил № 155, если осуществляемая исполнителем деятельность по предоставлению услуг по вывозу жидких бытовых отходов подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке её действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (далее также – ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Вышеуказанный классификационный каталог отходов, утверждён Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (далее – Приказ № 242), где Блоком 7 (классификационный код: 7 00 000 00 00 0) классифицированы отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путём их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты) с дальнейшей их градацией по соответствующим типам (два знака кода), подтипам (три знака), группам (шесть знаков), подгруппам (восемь знаков) и позициям (десять знаков).

Пунктом 2 ст. 20 Закона об отходах закреплено, что государственный кадастр отходов ведётся по единой для РФ системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок), утверждён Приказом Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792, где п. 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

Согласно абз. 7 п. 9 Порядка установлено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Таким образом, учитывая одиннадцатые знаки кодов ФККО, необходимых к вывозу отходов, потребность в транспортировке которых установлена пп. 13 п. 8.1 раздела 8 Документации и п. 7 Технического задания Документации, объективно утверждение, что указанные ЖБО имеют IV-й класс опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об отходах, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) с учётом положений настоящего Федерального закона.

Так, согласно пп. 30 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062.

Таким образом, из совокупности вышеизложенных норм следует, что на деятельность, связанную с оказанием услуг по вывозу отходов с классификационными кодами ФККО 7 22 800 01 39 4, 7 32 100 01 30 4, 7 32 101 01 30 4 и 7 36 100 02 72 4 требуется лицензия, так как указанные отходы имеют IV-й класс опасности, следовательно, требование Заказчика, зафиксированное в пп. 13 п. 8.1 Документации и п. 7 Технического задания Документации о наличии такой лицензии у исполнителя по договору, являющегося предметом Закупки, соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не может быть расценено антимонопольным органом как необоснованное ограничение конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов за право исполнения данного договора.

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе при наличии паспорта отходов.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона об отходах, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок и правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее – Правила) регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712.

Пунктом 2 Правил определено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством РФ.

Следует отметить, что с 01.01.2014 г. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее –Закон № 323) термин «отходы лечебно-профилактических учреждений» заменен на термин «медицинские отходы».

Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 Закона № 323, под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Пунктом 2 указанной статьи Закона № 323 определено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:

1) класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» - радиоактивные отходы.

Таким образом, жидкие бытовые отходы с соответствующими классификационными кодами ФККО, указанные в пп. 13 п. 8.1 Документации и п. 7 Технического задания Документации, не могут быть отнесены к отходам лечебно-профилактических учреждений (к медицинским отходам), следовательно, исключающая норма п. 2 Правил не распространяется на АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» в рамках рассматриваемой закупочной процедуры, соответственно, Порядок и правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности применяются к данному Заказчику в полном объёме.

Согласно п. 4 Правил, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Учитывая совокупность вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что, приступая к осуществлению исполнения договора, у победителя рассматриваемой закупочной процедуры при транспортировке указанных в Документации отходов возникает обязанность, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона об отходах о необходимости иметь в наличии паспорта отходов, который, в свою очередь, по смыслу указанных норм должен быть передан исполнителю Заказчиком.

При этом, данные правоотношение объективно возникают на стадии исполнения указанного договора и регулируются соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ, следовательно, не могут быть расценены антимонопольным органом как факторы, ограничивающие круг возможных участников Закупки, так как в сущности не влияют на порядок организации и проведения рассматриваемой закупочной процедуры регулируемой Законом о закупках.

 

В отношении заявленного довода жалобы Заявителя о необоснованности потребности Заказчика в вывозе отходов на право транспортировки которых требуется соответствующая лицензия, Комиссия Тюменского УФАС России сообщает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения Закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, учитывая предмет Закупки (оказание услуг по вывозу ЖБО и содержанию хозяйственно-бытовой канализации), указание Заказчиком в закупочной документации конкретных кодов ФККО отходов, необходимых к вывозу, в том числе, совокупный объём, время и периодичность вывоза таких отходов, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики осуществляемой им деятельности, не может рассматриваться антимонопольным органом как ограничение круга потенциальных участников Закупки (исполнителей данной услуги).

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет Закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать качественно и количественно наилучший для него товар, работу, услугу.

Данный подход соотносится с позицией, закреплённой в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г.

Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлено никаких документов, сведений и материалов, однозначно подтверждающих довод о том, что Заказчик не имеет потребности в вывозе отходов, указанных в пп. 13 п. 8.1 Документации и п. 7 Технического задания Документации, что говорит о необоснованности заявленного довода.

Таким образом, проанализировав нормы действующего законодательства соответствующей отрасли права, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора вывоза жидких бытовых отходов (реестровый номер извещения: 32009759299), выразившемся в установлении в закупочной документации:

- обязательного дополнительного требования к квалификации участников Закупки (п. 2.4, п. 8.1 Документации) не регламентировано Перечнем установленного Положением;

- некорректном содержании п. 2.4, 7.1, 7.2 Документации и п. 27 Информационной карты Документации.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в закупочную документацию, а именно исключения п. Документации и продлении срока подачи заявок в соответствии с требованиями п. 14.3.4 Положения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоБиоСервис» на действия автономного стационарного учреждения социального обслуживания Тюменской области «Кунчурский психоневрологический интернат» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора вывоза жидких бытовых отходов (реестровый номер извещения: 32009759299) обоснованной.

2. Признать в действиях АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» нарушение ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АСУСОН ТО «Кунчурский психоневрологический интернат» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения, путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>   

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

 

       

                                  

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны