Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–179/2023

 

22.12.2023                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–179/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель, "...-...") на действия "...-..." (далее – "...-...", Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание транспортных услуг в целях оказания неотложной медицинской помощи, транспортировки пациентов на КТ и перевозки с одного этапа оказания медицинской помощи на другой (долечивание), транспортировка биоматериала (реестровый номер закупки: 32313005661), далее также – Закупка,

в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

с участием представителей:

от Заявителя: "...-..." по доверенности от 18.12.2023 № б/н;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме на оказание транспортных услуг в целях оказания неотложной медицинской помощи, транспортировки пациентов на КТ и перевозки с одного этапа оказания медицинской помощи на другой (долечивание), транспортировка биоматериала (реестровый номер закупки: 32313005661).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает своё несогласие с положением закупочной документации Заказчика. По мнению Заявителя дополнительное требование к Исполнителю о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не соответствует предмету закупки

Также Заявитель указал на избыточность требования Заказчика о наличии у участника закупки опыта оказания транспортных услуг не менее 15 лет.

В свою очередь, Заказчик пояснил, что на этапе подачи заявок возможных участников закупки запросов о разъяснении положений закупочной документации в адрес Заказчика относительно дополнительных требований к Исполнителю не поступало, соответственно своевременно исправить допущенную ошибку Заказчиком не представлялось возможным, кроме того допущенная ошибка не являлась препятствием для подачи заявки на участие в закупке.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Приложением к распоряжению Управления государственных закупок Тюменской области от 03.03.2023г. № 001-р утверждено Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для государственных автономных и бюджетных учреждений Тюменской области (далее – Положение, Положение о закупке), регламентирующее закупочную деятельность Заказчика, которое 26.07.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 18 Закона о закупках, под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как установлено материалами дела, 25.11.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32313005661), Заказчиком была размещена Документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание транспортных услуг в целях оказания неотложной медицинской помощи, транспортировки пациентов на КТ и перевозки с одного этапа оказания медицинской помощи на другой (долечивание), транспортировка биоматериала (далее – Документация).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Пунктом 26 Документации установлено окончание срока подачи заявок на участие в аукционе: «12» декабря 2023 года в 08:00 ч. (МСК+2).

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что жалоба Заявителя (исх. от 11.12.2023 № 147) поступила на электронную почту Тюменского УФАС России 13.12.2023 в 16:11, соответственно Заявителем пропущен срок (12.12.2023) направления жалобы на положения документации в антимонопольный орган.

В свою очередь, в письменных пояснениях Заказчика, представленных в материалы дела, Заказчик выразил согласие с наличием в техническом задании (Приложение № 4 к Документации) ошибки (Наличие у Исполнителя лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами), однако до окончания срока подачи заявок на участие в закупке от участников Закупки в адрес Заказчика запросов о разъяснении документации в части установления дополнительных требований к Исполнителю не поступало, соответственно своевременно исправить допущенную ошибку Заказчиком не представлялось возможным.

Заказчик также отметил, что данная закупка обусловлена потребностью Заказчика в ежедневной, своевременной и качественной транспортировке пациентов, в т.ч. маломобильных граждан и граждан с ослабленным здоровьем; все участники закупки, подавшие заявку на участие в Закупке были допущены к торгам независимо от наличия лицензии и опыта оказания транспортных услуг; Заявителем заявка на участие в закупке не подавалась.

Комиссия, считает необходимым отметить, что лица, не являющиеся участниками закупки (не подавшие заявку на участие в закупке), не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок. Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

Учитывая приведенные выше нормы закона, Комиссия полагает, что предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает невозможным рассмотрение вопроса о правомерности действий заказчика при установлении спорных требований и применение со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а равно направить запрос заказчику о разъяснении и уточнении спорных положений закупочной документации.

Кроме того, Комиссия учитывает, что наличие спорного требования не повлияло на результаты проведения торгов, так как никто из участников, подавших заявки на участие в закупке, не был отклонен по мотиву не предоставления лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

С учётом вышеизложенного, Комиссия Управления полагает признать жалобу необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме на оказание транспортных услуг в целях оказания неотложной медицинской помощи, транспортировки пациентов на КТ и перевозки с одного этапа оказания медицинской помощи на другой (долечивание), транспортировка биоматериала (реестровый номер закупки: 32313005661), необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны