Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 6 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                   тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–118/2022

 

06.12.2022                                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."                 –

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."                 –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."            –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–118/2022 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по проведению периодического медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования (регистрационный номер извещения: 32211835715), далее также – Закупка,

в присутствии представителя Заявителя:

"...-..." (на основании доверенности № 1 от 13.11.2022),

в присутствии представителей Заказчика:

"...-..." (на основании доверенности № 2911-2-2022 от 29.11.2022),

"...-..."(на основании доверенности № 2911-1-2022 от 29.11.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 22.11.2022 г. поступила жалоба (вх. № 9243-ЭП/22) "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по проведению периодического медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования (регистрационный номер извещения: 32211835715).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Согласно содержанию жалобы, по мнению Заявителя закупочная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя на участие в Закупке (Заявка № 3) на основании непредоставления документа: копии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Поскольку действующим законодательством не предусмотрена выдача лицензии в бумажной форме, Заявитель в составе заявки предоставил выписку из реестра лицензий.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что в составе представленной Заявителем заявки на участие в закупке не приложена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, приложенная выписка из реестра лицензий не содержала электронную цифровую подпись лицензирующего органа, в связи с чем закупочная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя на участие в Закупке.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Решением наблюдательного совета утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для "...-..." (в редакции действующей на дату размещения извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 16.11.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

В соответствии с п. 20.1 Положения, Запрос котировок в электронной форме представляет собой форму торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

Как установлено материалами дела, 10.11.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211835715), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № ЭЗК-25/2022 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 03.11.2022 в 10:00

Согласно пп. 1 п. 7.2 Извещения, участник должен предоставить документы в составе заявки, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а именно: копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию.

Подпунктом 2 пункта 8 Извещения утверждено, что комиссия по осуществлению конкурентных закупок не рассматривает и отклоняет котировочные заявки если участником запроса котировок в электронной форме не предоставлены документы и информация, предусмотренные п. 7 раздела 1.3. настоящего Извещения, либо предоставлены недостоверные сведения и/или предоставлены документы и информация, не соответствующие указанным требованиям.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке № 2559192 от 18.11.2022, на участие в Закупке было подано 3 заявки из которых 2, в соответствии с решением закупочной комиссии Заказчика были отклонены, в том числе заявка заявителя, которая была отклонена по основанию: «не представление обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике закупки, а именно: в заявке участника отсутствует копия лицензии на осуществление медицинской деятельности».

Ознакомившись с Заявкой Заявителя на участие в Закупке, Комиссия Управления установила, что Заявителем в составе заявки была приложена выписка из реестра лицензий по состоянию на 14:55 05.10.2022 г., сформированная им самостоятельно из реестра лицензий, размещенного на официальном сайте Росздравнадзора (регистрационный номер лицензии: Л041-01107-72/00553391).

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

В свою очередь Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Закон о внесении изменений) в Закон о лицензировании №99-ФЗ  внесены изменения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Днем предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии (часть 3 статьи 9 Закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона N 99-ФЗ выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона о лицензировании к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся утверждение типовой формы выписки из реестра лицензий.

Типовая форма выписки из реестра лицензий утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343.

В частях 2, 3 статьи 13 № 478-ФЗ установлено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеизложенного следует, что с 01.01.2021 наличие у лица лицензии на определенный вид деятельности подтверждается, помимо соответствующей лицензии, выданной до 01.01.2021, записью в реестре лицензий.

Сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности конкретного лицензиата размещены в Едином реестре лицензий, которые размещены в общем доступе на сайте Росздравнадзора сети «Интернет» по адресу: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses.

При этом, как следует из части 3 статьи 10 Закона о лицензировании, наличие такой записи подтверждается выпиской из реестра лицензий (на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа).

Однако, предоставление соответствующей выписки в качестве подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным документацией об осуществлении закупки, заказчиком не предусмотрено.

Исходя из условий документации Заказчик не предусматривает возможности подтверждения участниками закупки своего права на оказание услуг по проведению медицинских осмотров выписками из реестра лицензий. Заказчик устанавливает конкретное требование о предоставлении именно копии лицензии, что в данном случае может быть осуществлено участниками спорной закупки только предоставлением копии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Так как выписка из реестра лицензий по своей сути не является самой лицензией и в соответствии с условиями документации не может быть предоставлена.

Таким образом, устанавливая противоречивые и не соответствующие Закону о лицензировании требования о предоставлении в составе заявки документов (копии лицензии), подтверждающих соответствие участника аукциона обязательным требованиям, Заказчик тем самым ввел потенциальных участников закупки в заблуждение относительно подтверждения такого соответствия, что и подтверждается результатами рассматриваемой закупки.

Исходя из приведенных выше норм также следует, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть подтверждено как выпиской из реестра лицензий, полученной в установленном порядке, так и иным способом, позволяющем установить правоспособность участника закупки оказывать услуги, составляющие предмет договора.

Заказчиком в заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие невозможность проверки закупочной комиссией сведений о наличии у участника закупки соответствующей лицензии с помощью единого реестра лицензий, размещенного в общем доступе на сайте Росздравнадзора сети Интернет.

В свою очередь, Комиссия Тюменского УФАС России установила, что содержание представленной заявителем выписки из реестра лицензий полностью соответствует информации, размещённой в отношении "...-..." на сайте Росздравнадзора в общем доступе. Обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 12.5 Положения, комиссия по закупкам вправе проверять соответствие участника закупок на соответствие требованиям, указанным, в пункте 12.1-12.3 настоящего раздела, а также дополнительным требованиям, указанным в п. 12.7 настоящего раздела. В случае, установления комиссией по закупкам недостоверных сведений в заявке участника закупок о соответствии требованиям, указанным, в пункте 12.1-12.3 настоящего раздела и дополнительным требованиям, указанным в п. 12.7. настоящего раздела, такой участник закупки отстраняется от участия в процедуре закупки в любой момент до заключения договора или заказчик отказывается от заключения договора с победителем процедуры закупок, единственным участником процедуры закупок.

Комиссия Управления приходит к выводу о признании жалобы обоснованной, поскольку закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку заявителя на основании критериев, не указанных в закупочной документации, нарушив принципы отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении закупочной комиссией "...-..." ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по проведению периодического медицинского осмотра и психиотрического осведетельствования (регистрационный номер извещения: 32211835715), выразившемся в отклонении заявки Заявителя на основании критериев, не указанных в закупочной документации, нарушив принципы отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения заявок и повторного рассмотрения заявок участников Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по проведению периодического медицинского осмотра и психиотрического осведетельствования (регистрационный номер извещения: 32211835715) обоснованной.

2. Признать в действиях закупочной комиссии "...-..." нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать "...-..." обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учётом принятого решения путём отмены протокола рассмотрения заявок и повторного рассмотрения заявок участников Закупки.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

 

 

Члены Комиссии:

"...-..."

 

 

"...-..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 072/07/18.1-118/2022

 

06.12.2022 г.                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."                –

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

 

Члены комиссии:

"...-..."                –

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."           –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

на основании решения от 06.12.2022 г., принятого по результатам рассмотрения жалобы "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по проведению периодического медицинского осмотра и психиотрического осведетельствования (регистрационный номер извещения: 32211835715), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. "...-..." в целях устранения выявленных нарушений в срок до 20.12.2022 г. включительно совершить следующие действия:

1) аннулировать протокол рассмотрения заявок и повторно провести рассмотрение и оценку заявок участников запроса котировок в электронной форме на услуги по проведению периодического медицинского осмотра и психиотрического осведетельствования (регистрационный номер извещения: 32211835715);

2) разместить на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ информацию о совершении действий, указанных в пп. 1 настоящего предписания;

3) представить в Тюменское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания не позднее 5 дней со дня его исполнения.

2. Оператору электронной торговой площадки – РТС-Тендер (www.rts-tender.ru) – обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

 

 

 

Члены Комиссии:

 

"...-..."

 

 

 

"...-..."

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны