Решение №072/06/44/138/2022 Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в пунктах 5.8.1... от 18 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/138/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

18 августа 2022 года                                                                                                                         г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «С» на действия заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и средств для обработки кожных покровов (реестровый номер закупки 0167200003422004713),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 15.08.2022 поступила жалоба ООО «С» на действия заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и средств для обработки кожных покровов.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в пунктах 5.8.1, 6.8.1, 7.8.2, 9.8.1, 17.2, 28.3.1 описания объекта закупки установлены требования к закупаемому товару ограничивающие количество участников закупки, а также, не приведено надлежащее обоснование в описании объекта закупки дополнительных характеристик не указанных в примененной заказчиком позиции КТРУ.

Заказчиком представлены письменные пояснения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просило признать жалобу заявителя необоснованной, указывая, что обжалуемые характеристики товара являются объективной потребностью заказчика обусловленной спецификой его деятельности.

Уполномоченным органом представлены письменные пояснения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и средств для обработки кожных покровов, с начальной (максимальной) ценой контракта 2 583 120,00 рублей, в интересах заказчиков ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница № 9» (с. Вагай), ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват).

Информация об электронном аукционе была размещена 03.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422004713.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств и средств для обработки кожных покровов

Техническим заданием (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

 

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

5

Средство дезинфицирующее

5

Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005

 

 

 

 

5.8.1

Расход средства при обработке рук хирургов (суммарно при двухкратной обработке): мл.

не более 10

 

 

 

6

Средство дезинфицирующее

6

Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005

 

 

 

 

6.8.1

Расход средства при обработке рук хирургов (суммарно при двухкратной обработке): мл.

не более 10

 

 

 

7

Средство дезинфицирующее

7

Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005

 

 

 

 

7.8.2

Время обработки рук хирургов (суммарно при двухкратной обработке): мин.

не более 2

 

 

 

9

Средство дезинфицирующее

9

Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005

 

 

 

 

9.8.1

Расход средства при обработке рук хирургов (суммарно при двухкратной обработке): мл.

не более 10

 

 

 

17

Средство дезинфицирующее

17

Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005

 

 

 

 

17.2

Средство содержит в составе четвертично-аммонийные соединения: %

не менее 12,5

 

 

 

28

Средство дезинфицирующее

28

Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005

 

 

 

 

28.3.1

Средство содержит в составе гуанидин: %

не менее 1,8

 

 

 

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Объект рассматриваемой закупки отнесен к позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 «Средство дезинфицирующее».

Заказчиком в описании объекта закупки указаны все обязательные характеристики на поставляемый товар в соответствии с примененной позицией КТРУ 20.20.14.000-00000005.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в соответствующей позиции КТРУ.

Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что под таблицей технического задания (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) по всем дополнительным характеристикам приведено обоснование дополнительных характеристик поставляемых товаров, что в свою очередь соответствует требованиям части 6 статьи 23, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, что указывает на то, что описание объекта закупки приведено в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком обосновано применение дополнительных характеристик, которые влияют на деятельность заказчика в части оказания медицинской помощи пациентам.

Довод заявителя о том, что обоснование дополнительных характеристик не является надлежащим, не содержит более подробного обоснования, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельным и субъективным мнением заявителя, поскольку все дополнительные характеристики товара были обоснованы с должной степенью необходимости.

Заказчики - ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница № 9» (с. Вагай), ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват) являются медицинскими учреждениями.

Потребность медицинских учреждений в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований).

Потребность в характеристиках товара указанного в описании объекта закупки формировалась заказчиком (являющимся медицинским учреждением) в том числе, исходя из необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам.

В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.

Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описание объекта закупки не ограничены.

Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.

Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения дезинфицирующие средства всех имеющихся производителей.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не доказан факт ограничения количества участников закупки при установлении спорных характеристик закупаемого товара, невозможности приобретения и поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками, технической, экономической и (или) юридической) нецелесообразности и избыточности установленных характеристик товара, отражающих потребность заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «С» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «С» на действия заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и средств для обработки кожных покровов (реестровый номер закупки 0167200003422004713) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны