Решение №072/01/16-322/2023 Решение по делу от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/01/16-322/2023

Резолютивная часть объявлена 02.05.2024

Решение в полном объеме изготовлено 08.05.2024 г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

рассмотрев в режиме ВКС посредством плагина «TrueConf» дело 072/01/16-322/2023 по признакам нарушения администрацией (далее также – Ответчик-1, Администрация), ООО «…» (далее также – Ответчик-2, Общество) пп.4 ст. 16, ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения путем систематического заключения администрацией с ООО «…» муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству, в присутствии представителей:

Ответчика-1 (Администрации): «…»;

Ответчика-2 (Общество): «…»,

Заинтересованного лица: «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России (далее также – Управление) 02.03.2023 (вх. №1971-ЭП/23) поступило обращение «…» на действия администрации, связанных с систематическим заключением договоров с ООО «…» способом с единственным поставщиком.

По результатам рассмотрения заявления и материалов в действиях Администрации и Общества были установлены признаки нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 07.06.2023 г. №85/23 в отношении администрации и ООО «…» было возбуждено дело по признакам нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции. Впоследствии, определением №07 от 12.12.2023 г. произошла дополнительная квалификация по признакам нарушения Администрацией ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Ответчик -1 вменяемое нарушение не признал, указав, что признает нарушение требований положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе, Закон), при заключении муниципальных контрактов с ООО «…», но не признает в своих действиях нарушение положений Закона о защите конкуренции (данные пояснения были даны в ходе заседания Комиссии состоявшегося 24.04.2024 г.).

Ответчик-2 предоставил письменные пояснения из которых следует, что вменяемое нарушение не признает, по следующим основаниям:

- многие предложения Администрации не были приняты Обществом ввиду невыгодности предложений;

- Общество не может и не могло влиять на принимаемые Администрацией решения, в том числе на установление продолжительности процедуры подачи ценовых предложений;

- муниципальные контракты заключались Администрацией с Обществом при отсутствии между ними согласованных действий;

- заинтересованность Общества в заключении муниципальных контрактов не может быть вменена ему в вину в силу объективных причин;

- на момент заключения муниципальных контрактов Общество исходило из того, что предложение об их заключении соответствует действующему законодательству.

Заинтересованное лицо по делу, «..,»,пояснил, что Администрация в обход конкурентных процедур продолжает после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства систематически заключать с ООО «…» муниципальные контракты в обход проведения конкурентных процедур.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, принимая во внимание пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии Законом о защите конкуренции в компетенцию антимонопольного органа, в том числе входит проверка соблюдения органами власти, а также хозяйствующими субъектами соблюдения требований антимонопольного законодательства в процессе осуществления своей деятельности с целью пресечения действий, направленных на ограничение, недопущение, устранение конкуренции.

Согласно ч.1 ст.1 Устава, «…»является сельским поселением, состоящим из 8 населённых пунктов, в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Следовательно, «…» является сельским поселением, и, как следствие, рассматривает вопросы местного значения сельского поселения.

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон о МСУ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи, к которым в частности относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п.19 ч.1 ст.14 Закона о МСУ).

Следует отметить, что аналогичные полномочия зафиксированы в п.9 ч.1 ст.1 Устава.

В соответствии с ч.1 ст.54 Закона о МСУ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данная норма отсылает к положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, муниципальное образование для обеспечения своих нужд, в том в числе для решения вопросов местного значения, осуществляет закупки в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Так, согласно ст.6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Принцип обеспечения конкуренции раскрывается в ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе, согласно которой контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Вместе с тем, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления закупок у единственного поставщика в случаях, прямо предусмотренных в ст.93 Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с п.4 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

При этом, указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Следовательно, сельские поселения, по сути, могут осуществлять закупки у единственного поставщика в пределах 600 000 рублей без каких-либо ограничений по годовому объему закупок.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе рассмотрения дела были установлены факты намеренного дробления начальной цены муниципальных контрактов в целях непроведения конкурентных процедур, что проявилось в следующем.

Согласно ч. 13 ст. 22 Закона о контрактной системе, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг; считываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (ч. 17 ст. 22 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п. 3.5.2 Методических рекомендаций по применению метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее также – Методические рекомендации), идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Следовательно, идентичными признаются работы, имеющие одинаковые признаки, реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Администрацией без проведения конкурентных процедур в период 2020-2023гг. было заключено с ООО «…» 128 договоров на выполнение различного вида работ по благоустройству Червишевского муниципального образования, из которых в период 2022-2023 гг. было заключено с ООО «…» без проведения конкурентных процедур 33 договора на выполнение различного вида работ по благоустройству:

- по устройству уличного освещения в д. Черная Речка;

- по устройству уличного освещения в с. Леваши;

- по устройству уличного освещения в д. Б.Акияры;

- по устройству уличного освещения в с. Червишево;

- по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов;

- по содержанию автомобильных дорог вне границ населенных пунктов;

- по вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения;

- по грейдированию автомобильных дорог;

- по обкосу обочин автомобильных дорог.

1. В ходе анализа муниципальных контрактов, заключенных в 2022 году между ООО «…» и Администрацией, было установлено следующее.

Так, между ООО «…» и Администрацией были заключены 7 муниципальных контрактов на выполнение работ по устройству уличного освещения (далее также – Муниципальные контракты на выполнение работ по устройству уличного освещения в 2022 году):

1) муниципальный контракт № 11-22/ПП от 09.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения ул. Связистов, д. Черная Речка, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 153 093 рублей 41 копейка;

2) муниципальный контракт №12-22/ПП от 09.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения д. Черная Речка, ул. Сиреневая, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 87 583 рублей 43 копейки;

3) муниципальный контракт №14-22/ПП от 09.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения д. Черная Речка, ул. Рябиновая, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 77 709 рублей 89 копеек;

4) муниципальный контракт №15-22/ПП от 10.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения д. Черная Речка, ул. Совхозная, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 77 709 рублей 89 копеек;

5) муниципальный контракт №16-22/ПП от 10.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения д. Черная Речка, ул. Сосновая, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 137 554 рублей 20 копеек;

6) муниципальный контракт №17-22/ПП от 10.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения д. Черная Речка, пр. Центральный, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 40 751 рублей 60 копеек;

7) муниципальный контракт №18-22/ПП от 10.02.2022 на выполнение работ по устройству уличного освещения д. Черная Речка, ул. ул. Федеральная, на срок до 01.03.2022 г., на сумму 112 563 рублей 60, -

на общую сумму 686 966 рублей 02 копеек.

Как следует из локально-сметных расчетов Муниципальных контрактов на выполнение работ по устройству уличного освещения в 2022 году, ООО «…» на всех объектах предстояло выполнить работы по установке:

- шкафа управления навесного (высота, ширина и глубина 600х600х350 мм);

- светильников с лампами люминисцентными.

Таким образом, для выполнения идентичных работ по устройству уличного освещения в одном населенном пункте – д. Черная Речка – Администрацией вместо одного контракта заключено семь, что свидетельствует о намеренном дроблении сделки с целью ухода от проведения конкурентной процедуры, поскольку общая сумма работ составляла более 600 тыс. руб.

Кроме того, между Обществом и Администрацией в 2022 году была заключена серия муниципальных контрактов по обслуживанию автомобильных дорог местного значения.

Так, на 1 квартал 2022 года между ООО «…» и Администрацией были заключены способом с единственным поставщиком следующие муниципальные контракты:

1) № 67-21/ПП от 30.12.2021 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в 1 кв. 2022 г, на срок до 31.01.2022 г., на сумму 539 476 рублей 66 копеек;

2) № 69-21/ПП от 30.12.2021 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в январе 2022 г, на срок до 31.01.2022 г., на сумму 548 431 рубль 66 копеек;

3) № 3-22/ПП от 08.02.2022 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в феврале 2022г., на срок до 28.02.2022г., на сумму 542 919 рубль 78 копеек;

4) № 22-22 от 01.03.2022 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в марте и апреле 2022 г, в срок до 30.04.2022 г., на сумму 508 087 рублей 60 копеек (далее также - Муниципальные контракты по обслуживанию автомобильных дорог в границах Червишевского МО в 1 квартале 2022 года), -

на общую сумму 2 138 915 рублей 70 копеек, что также свидетельствует о факте дробления одной сделки.

Далее, между Обществом и Администрацией в 4 квартале 2022 года были заключены следующие муниципальные контракты:

1) № 62-22/ПП от 11.11.2022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог вне границ населенных пунктов Червишевского муниципального образования в ноябре и декабре 2022 г., на срок до 31.12.2022 г., на сумму 399 392 рублей 14 копеек;

2) № 63-22/ПП от 11.11.2022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в ноябре 2022 г., на срок до 30.11.2022 г., на сумму 548 431 рублей 66 копеек;

3) № 71-22/ПП от 02.12.2022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в декабре 2022 г., на срок до 31.12.2022 г., на сумму 548 431 рублей 66 копеек (далее также - Муниципальные контракты по обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в 4 квартале 2022 года) , -

на общую сумму 1 496 255 рублей 46 копеек.

Как следует из локально-сметных расчетов Муниципальных контрактов по обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в 1 и 4 кварталах 2022 года, ООО «…» предстояло выполнить следующие работы:

- очистка дороги от снега средними автогрейдерами;

- уборка снега из-под барьерного ограждения вручную;

- устройство снежных валов бульдозерами;

- уборка снежных валов автогрейдерами.

Кроме того, в период действия Муниципальных контрактов по обслуживанию автомобильных дорог в границах Червишевского МО в 1 квартале 2022 года, между Администрацией и Обществом были заключены следующие муниципальные контракты:

1) № 1-22/ПП от 18.01.2022 на выполнение работ по вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Червишевского МО, на срок до 31.01.2022 г., на сумму 399 997 рублей 21 копейка;

2) № 23-22 от 01.03.2022 на выполнение работ по вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Червишевского МО, на сумму 399 997 рублей 20 копеек, -

на общую сумму 799 994 рубля 41 копейка (далее также – Муниципальные контракты по вывозу снега 2022).

Здесь следует отметить, что, согласно локально-сметным расчетам указанных муниципальных контрактов, ООО «…» предстояло выполнить перечень работ, идентичный Муниципальным контрактам по обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в 1 квартале 2022 года, за исключением выполнения работ по перевозке грузов автомобилями-самосвалами.

Так, согласно п.10.1 ГОСТ Р 58862-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения» (далее также – ГОСТ Р 58862-2020), обслуживание автомобильных дорог включает в себя:

- механизированную очистку покрытия проезжей части, обочин, полос безопасности от снега;

- обработку покрытия противогололедными материалами;

- уборку снега у дорожных ограждений на обочине;

- вывоз снега из населенных пунктов и, при необходимости, с мостовых сооружений, площадок-стоянок, автобусных остановок, подходов перед ж/д переездами, пешеходными переходами, съездами и с участков дорог, вдоль которых расположены акустические экраны (при необходимости с утилизацией).

Следовательно, вывоз снега входит в состав работ, подлежащих выполнению работ по обслуживанию автомобильных дорог и, как следствие, работы по вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Червишевского МО, подлежали включению в перечень работ по обслуживанию автомобильных дорог Червишевского МО в зимний период.

Следует отметить, что в части обслуживания автомобильных дорог в летний период, а именно во 2 и 3 кварталах 2022 года, между ООО «…» и Администрацией были заключены муниципальные контракты по грейдированию автомобильных дорог вне границ населенных пунктов Червишевского муниципального образования, а именно:

1) № 37-22/ПП от 13.05.2022, на срок до 30.06.2022 г., на сумму 151 140 рублей;

2) № 43-22/ПП от 31.05.2022, в срок до 30.06.2022 г., на сумму 310 440 рублей;

3) № 59-22/ПП от 07.10.2022, в срок до 31.10.2022 г., на сумму 310 440 рублей (далее также – Муниципальные контракты по грейдированию в 2022 году), -

на общую сумму 620 880 рублей 00 копеек.

Согласно локально-сметному расчету указанных муниципальных контрактов, Обществу предстояло выполнить следующие виды работ:

- планировка площадей механизированным способом;

- земляные работы, выполняемые по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным).

Также, в указанный период между Обществом и Администрацией были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по обкосу обочин автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов Червишевского муниципального образования, а именно:

1) № 37-22/ПП от 18.05.2022, на срок до 30.06.2022 г., на сумму 458 000 рублей;

2) №53-22 от 25.08.2022, на срок до 30.09.2022 г., на сумму 160 111 рублей 20 копеек, -

на общую сумму 618 111 рублей 20 копеек (далее также – Муниципальные контракты по обкосу в 2022 году).

Таким образом, между Администрацией и ООО «…» в 2022 году был заключен 21 муниципальный контракт, связанный с обслуживанием автомобильных дорог, стоимость каждого из которых составила менее, чем 600 000 рублей, но в совокупном объеме стоимость контрактов значительно превышает установленный п.4 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе лимит.

2. В ходе анализа муниципальных контрактов, заключенных между ООО «…» и Администрацией в 2023 году установлено следующее.

Так, между ООО «…» и Администрацией были заключены следующие муниципальные контракты на выполнение работ по устройству уличного освещения (далее также – Муниципальные контракты на выполнение работ по устройству уличного освещения в 2023 году):

1) № 26-23/ПП от 06.07.2023 г., на выполнение работ по устройству уличного освещения по ул. Трактовая в с. Леваши на срок до 31.08.2023, на сумму 410 935 рублей;

2) № 30-23/ПП от 12.07.2023 г., на выполнение работ по устройству уличного освещения в д. Б. Акияры на срок до 31.08.2023, на сумму 557 200 рублей;

3) № 31-23/ПП от 13.07.2023 г. на выполнение работ по устройству уличного освещения в с. Червишево на срок до 31.08.2023, на сумму 557 200 рублей, -

на общую сумму 1 525 335 рублей 00 копеек.

Также, в 2023 году между Администрацией и ООО «…» были заключены муниципальные контракты по обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в 1 квартале 2023 года (далее также – Муниципальные контракты по обслуживанию автомобильных дорог в 1 квартале 2023 года), а именно:

1) № 4-23/ПП от 31.01.2023 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в феврале 2023 г., на срок до 28.02.2023, на сумму 548 431 рубль 66 копеек;

2) № 5-23/ПП от 02.03.2023 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в марте 2023 г., на срок до 31.03.2023, на сумму 548431 рубль 66 копеек, -

на общую сумму 1 096 863 рублей 32 копейки.

В 4 квартале 2023 года заключены следующие муниципальные контракты:

1) № 51-23/ПП от 31.10.2023 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в ноябре 2023 г., на срок до 20.11.2023, на сумму 551 187 рубль 60 копеек;

2) № 57-23/ПП от 16.11.2023 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог вне границ населенных пунктов Червишевского муниципального образования в ноябре 2023 г., на срок до 30.11.2023 на сумму 399 392 рубль 14 копеек, -

на общую сумму 950 579 рублей 74 копейки.

Как следует из локально-сметных расчетов муниципальных контрактов по обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в 1 и 4 кварталах 2023 года, ООО «…» предстояло выполнить следующие работы:

- очистка дороги от снега средними автогрейдерами;

- уборка снега из-под барьерного ограждения вручную;

- устройство снежных валов бульдозерами;

- уборка снежных валов автогрейдерами.

Кроме того, в период действия Муниципальных контрактов по обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в 1 квартале 2023 года, между Администрацией и Обществом был заключен муниципальный контракт № 6-23/ПП от 14.03.2023 на выполнение работ по вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Червишевского МО, на срок до 31.03.2023 г., на сумму 337 997 рублей 51 копейка.

Здесь следует отметить, что согласно локально-сметным расчетам указанных муниципальных контрактов, ООО «Вертикаль» предстояло выполнить перечень работ, идентичный муниципальным контрактам по обслуживанию автомобильных дорог в границах Червишевского МО в 1 квартале 2023 года, за исключением выполнения работ по перевозке грузов автомобилями-самосвалами.

Следовательно, в 2023 году между ООО «…» и Администрацией было заключено 5 муниципальных контрактов на выполнение идентичных видов работ, стоимость каждого из которых составила менее, чем 600 000 рублей, но в совокупном объеме стоимость контрактов значительно превышает установленный п.4 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе лимит.

Также необходимо отметить, что в течение всего 2023 года между ООО «…» и Администрацией заключались муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок на территории Червишевского муниципального образования, а именно:

1) № 2-23/ПП от 17.01.2023 г., на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок на территории Червишевского муниципального образования в I квартале 2023 года, на срок до 31.03.2023 г., на сумму 353 225 рублей;

2) № 32-23/ПП от 31.07.2023 г. на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок на территории Червишевского муниципального образования в III квартале 2023 года, на срок до 31.10.2023, на общую сумму 331 925 рублей;

3) № 48-23/ПП от 23.10.2023 г. на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок на территории Червишевского муниципального образования в IV квартале 2023 года, на срок до 31.12.2023 г. на сумму 408 475 рублей, -

на общую сумму 1 093 625 рублей 00 копеек.

Таким образом, в период с 2022 г. по 2023 г. между Администрацией и ООО «…» без проведения конкурентных процедур определения поставщика заключались муниципальные контракты на выполнение следующих видов работ:

1) по устройству уличного освещения:

в 2022г. – 7 контрактов на общую сумму 686 966,02 руб.;

в 2023г. – 3 контракта на общую сумму 1 525 335 руб.;

2) по содержанию автомобильных дорог (включая договоры на вывоз снега, грейдирование и обкос обочин):

в 2022г. – 14 контрактов на общую сумму 5 674 156,3 руб.;

в 2023г. – 5 контрактов на общую сумму 3 910 775,5 руб.;

3) по содержанию контейнерных площадок в 2023г. заключено 3 контракта на общую сумму 1 093 625 руб.

Таким образом, для выполнения идентичных видов работ Администрацией на системной основе вместо одного контракта заключалось несколько с ценой каждого менее 600 тыс. руб., что свидетельствует о намеренном дроблении сделки с целью ухода от проведения конкурентной процедуры, поскольку общая сумма работ при заключении одной сделки в каждом из описанных случаев составляла более 600 тыс. руб.

Здесь необходимо отметить, что в период с 2020 года по 2023гг., Администрацией также проводились и конкурентные закупочные процедуры по определению поставщика для выполнения работ по благоустройству, в которых принимали участие как минимум 2 хозяйствующих субъекта.

Кроме того, по результатам анализа закупочных процедур, проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления в Российской Федерации в период с 2020 года по 2023 год, государственными и муниципальными заказчиками проводились конкурентные закупочные процедуры на заключение государственных и муниципальных контрактов для выполнения следующих видов работ:

1) по устройству уличного освещения было проведено 603 конкурентные процедуры определения поставщика, например:

- извещение в ЕИС № 0366200035622000317 от 18.02.2022г. о проведении электронного аукциона по определению поставщика на выполнение работ по устройству уличного освещения входной зоны по объекту «Парк Железнодорожников» Тульская область, г. Узловая в рамках реализации государственной программы Тульской области «Формирование современной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» в 2022 году, начальная (максимальная) цена контракта составила 1 285 346 рублей 53 копейки;

- извещение в ЕИС № 0891200000623006303 от 21.06.2023г. о проведении электронного аукциона по определению поставщика на выполнение работ по устройству уличного освещения: ул. Козлова, ул. Молодежная Нерчинско-Заводского муниципального округа Забайкальского края, - начальная (максимальная) цена контракта составила 1 842 327 рублей 88 копеек;

2) по содержанию автомобильных дорог в границах и вне границ населенных пунктов было проведено 787 конкурентных процедур определения поставщика, например, извещение в ЕИС № 0891200000623005509 от 26.05.2023г. о проведении электронного аукциона по определению поставщика на выполнение работ по содержанию автодороги «Подъезд к пгт. Жирекен» в Чернышевском районе, начальная (максимальная) цена контракта составила 2 000 000 рублей 00 копеек.

Так, согласно п.10.1 ГОСТ Р 58862-2020, обслуживание автомобильных дорог в зимний период включает в себя, в том числе вывоз снега из населенных пунктов и, при необходимости, с мостовых сооружений, площадок-стоянок, автобусных остановок, подходов перед ж/д переездами, пешеходными переходами, съездами и с участков дорог, вдоль которых расположены акустические экраны (при необходимости с утилизацией).

А в соответствии с п.9.1 ГОСТ Р 58862-2020 обслуживание автомобильных дорог в летний период включает в себя скашивание травы на разделительной полосе и обочинах.

Таким образом, фактически, работы по обкосу обочин автомобильных дорог и вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения входят в перечень работ, связанных с содержанием автомобильных дорог и, как следствие, должны были быть частью работ по содержанию автомобильных дорог. Однако, Заказчик осуществил дробление указанных видов работ, не включив их в перечень работ по содержанию автомобильных дорог.

Учитывая сроки заключения муниципальных контрактов, идентичность выполняемых в рамках муниципальных контрактов работ, следует вывод о том, что в описанных случаях Администрация намерено осуществила дробление сделок при определении поставщика на выполнение работ при наличии возможности проведения конкурентных закупочных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Таким образом, Администрация заключала с ООО «…» муниципальные контракты в порядке п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе при наличии объективной возможности проведения конкурентных процедур по определению поставщика, что, учитывая их системный характер свидетельствует, в том числе о наличии согласованных действий между указанными лицами.

Как следует из представленных в материалы дела пояснений Администрации(вх.№6404/23 от 30.06.2023), муниципальные контракты с ООО «…» систематически заключались в порядке п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в связи с необходимостью и срочностью выполнения работ, экономией бюджетных средств, а также отсутствием на территории Червишевского МО иных хозяйствующих субъектов, которые могут выполнить работы по устройству уличного освещения и содержанию автомобильных дорог. При этом, сами муниципальные контракты были заключены посредством ЭТП «Портал поставщиков», а начальная (максимальная) цена контракта была сформирована на основании полученных коммерческих предложений от хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Червишевского МО.

Указанные доводы Администрации, приведенные в обоснование принятых решений о способе заключения муниципальных контрактов (без проведения конкурентных процедур), отклоняются Комиссией на основании следующего.

1. Согласно ч.1 ст.52 Закона о МСУ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Следует отметить, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, далее также – БК РФ (ч.2 ст.52 Закона о МСУ).

В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 Закона о МСУ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Следовательно, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, утверждаемый органом местного самоуправления самостоятельно, в порядке, установленном БК РФ.

Согласно ст.15 БК РФ, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Следует отметить, что ст.38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Кроме того, в соответствии с ч.2.1 ст.217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Таким образом, в местных бюджетах установлены сведения об объемах расходов лимитов бюджетных обязательств доведены до распорядителей бюджетных средств и, как следствие, распорядители бюджетных средств вправе использовать бюджетные средства для достижения показателей, установленных в местных бюджетах.

В соответствии с ч.2 ст.72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Следовательно, государственные и муниципальные закупки финансируются за счет бюджетов различного уровня и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Так, во исполнение своих полномочий Думой Червишевского муниципального образования были приняты следующие решения:

- решение № 52 от 30.11.2021 года «Об утверждении бюджета Червишевского муниципального образования на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее также – Решение Думы №52);

- решение № 43 от 30.11.2022 года «Об утверждении бюджета Червишевского муниципального образования на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (далее также – Решение Думы №43), -

в ходе анализа которых Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с приложением №10 к Решению Думы №52 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов, классификации расходов бюджета Червишевского муниципального образования на 2022 год» (далее также – Свод расходов бюджета на 2022 год) в бюджете Червишевского МО были предусмотрены средства:

- на благоустройство - 9 456 000 рублей 30 копеек, из которых 5 791 000 рубль 30 копеек направлено на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд;

- на дорожное обслуживание 8 081 000 рублей 00 копеек.

Следовательно, до Администрации в 2022 годы были доведены сведения о лимитах бюджетных средств, которые она могла использовать при проведении муниципальных закупок на заключение муниципальных контрактов в сфере благоустройства и обслуживания дорог.

Общие расходы на обслуживание автомобильных дорог в 2022г. составили 5 674 156,3, а расходы муниципальных контрактов на выполнение работ по устройству уличного освещения составили 686 966,02 руб. Отсюда следует, что данные расходы были произведены в пределах бюджетных лимитов, предусмотренных Сводом расходов бюджета на 2022 год.

В соответствии с приложением №10 к Решению Думы №43 «Ведомственная структура расходов бюджета Червишевского муниципального образования по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Червишевского муниципального образования» (далее также – Свод расходов бюджета на 2023 год) в бюджете Червишевского МО были предусмотрены средства:

1) благоустройство 12 919 000 рублей 30 копеек из которых:

- 8 997 000 рублей 30 копеек направлено на мероприятия по благоустройству;

- 1 422 000 рублей 00 копеек направлено на содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

2) на дорожное обслуживание - 9 481 000 рубль 00 копеек.

Следовательно, до Администрации в 2023 годы также были доведены сведения о лимитах бюджетных средств, которые она могла использовать при проведении муниципальных закупок на заключение муниципальных контрактов в сфере благоустройства и обслуживания дорог.

Так, общие расходы на обслуживание автомобильных дорог составили 3 910 775,5 руб., а расходы муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству составили 2 618 960 рублей 00 копеек, из которых 1 525 335 рублей 00 копеек составили расходы на устройство уличного освещения и 1 093 625 рублей 00 копеек на расходы по содержанию контейнерных площадок на территории Червишевского муниципального образования. Отсюда следует, что данные расходы были произведены в пределах бюджетных лимитов, предусмотренных Сводом расходов бюджета на 2023 год.

Таким образом, в результате соотношения расходов, выделенных Администрации на выполнение работ по благоустройству и обслуживанию дорог в 2022 и 2023 годах, с муниципальными контрактами, заключенными между ООО «…» и Администрацией, можно сделать выводы о том, что до Администрации бюджетные лимиты были доведены, сами расходы были произведены в пределах установленных бюджетных лимитов и, как следствие, Администрация могла провести закупку конкурентным способом.

2. Согласно ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом, положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено

Так, в соответствии с п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Так, при выполнении работ, связанных с обслуживанием автомобильных дорог в границах и вне границ Червишевского МО в зимний период, подрядчику необходимо было выполнить следующие виды работ:

- очистка дороги от снега средними автогрейдерами;

- уборка снега из-под барьерного ограждения вручную;

- устройство снежных валов бульдозерами;

- уборка снежных валов автогрейдерами;

- вывозу снега, расположенного вдоль автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Червишевского МО, -

то есть выполнить работы, объем которых невозможно определить на этапе подготовки локально-сметного расчета в связи с погодными условиями, при наступлении которых у заказчика возникает необходимость совершения указанных действий.

В данном случае, Заказчик мог бы воспользоваться правилами, установленными ч.24 ст.22 и п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, Законом о контрактной системе установлена возможность осуществления оплаты, исходя из фактического объема выполненных работ.

Однако, Заказчик вместо того, чтобы проводить конкурентные закупки, на системной основе принимал решения о дроблении сделок с целью заключения их неконкурентным способом - в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.

Отсюда следует, что Администрация намеренно совершала действия по заключению муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, игнорируя возможность установления в соответствии с ч.24 ст.22 и в п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе условия об оплате фактически выполненных работ.

Таким образом, до Администрации бюджетные лимиты были доведены, сами муниципальные контракты заключались ежемесячно с ООО «…», каких-либо доказательств, подтверждающих срочность проведения работ по устройству уличного освещения и обслуживанию автомобильных дорог в 2022 и 2023 годах, в том числе исключающих возможность проведения конкурентных закупочных процедур, Администрацией представлено не было.

3. В части доводов Администрации о том, что, заключая муниципальные контракты в порядке п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе посредством ЭТП «Портал поставщиков», соблюдаются требования действующего законодательства РФ в сфере закупок, необходимо отметить следующее.

Действительно, Администрация с 02.06.2021 года размещает на ЭТП «Портал поставщиков» информацию об определении поставщика с целью заключения муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в ходе исследования извещений об определении поставщика с целью заключения муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, размещенной Заказчиком на ЭТП «Портал поставщиков», Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Так, в 2022 году, Администрацией были размещены следующие извещения об определении поставщика (далее также – Извещения):

- №9243758, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №3-22/ПП от 08.02.2022 на сумму 542 919 рублей 78 копеек;

- №9249448, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №11-22/ПП от 09.02.2022 на сумму 153 093 рублей 41 копейка;

- №9250184, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №14-22/ПП от 09.02.2022 на сумму 77 709 рублей 89 копеек;

- №9250451, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №15-22/ПП от 09.02.2022 на сумму77 709 рублей 89 копеек;

- №9250457, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №16-22/ПП от 10.02.2022 на сумму 137 554 рублей 20 копеек;

- №9426634, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №63-22/ПП от 11.11.2022 на сумму 548 431 рублей 66 копеек;

- №9444290, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №71-22/ПП от 02.12.2022 на сумму 548 431 рублей 66 копеек;

- №9582846, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №30-23/ПП на сумму 557 200 рублей 00 копеек;

- №9582025, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №31-23/ПП на сумму 557 200 рублей 00 копеек;

- №9480885, по результатам которой был заключен между ООО «…» и Администрацией муниципальный контракт №4-23/ПП от 31.01.2023 на сумму 548 431 рублей 66 копеек.

В ходе анализа Извещений, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что продолжительность процедуры подачи предложений составляет 3 часа, единственным поставщиком, направлявшим свои предложения для заключения муниципальных контрактов, являлось ООО «…».

Кроме того, учитывая специфику предмета муниципальных контрактов, а именно выполнение работ по:

- обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ населенных пунктов Червишевского МО;

- устройство уличного освещения,-

а также, учитывая необходимость проведения расчета стоимости выполнения указанных работ, потенциальным участникам процедуры подачи предложений необходимо время, достаточное для того, чтобы сформировать наиболее оптимальное ценовое предложение.

Отсюда следует, что информация о размещении извещения на ЭТП «Портал поставщиков» должна быть известна хозяйствующим субъектам заблаговременно для того, чтобы у участников соответствующего рынка была возможность произвести необходимые расчеты.

Здесь следует отметить, что в ходе рассмотрения дела Администрацией были предоставлены письма хозяйствующих субъектов, из которых следует, что в адрес указанных юридических лиц посредством телефонной связи со стороны Администрации поступали предложения об участии в процедурах подачи ценовых предложений на ЭТП «Портал Поставщиков».

Вместе с тем, указанные письма не принимаются Комиссией Тюменского УФАС России по следующим основаниям.

Так в соответствии со ст.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

В соответствии с пп.7 п.3.1. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст (далее также – ГОСТ Р 7.0.8-2013) под документом понимается зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Так, например письма ООО «…» и ООО «…» не содержит реквизитов, позволяющие их идентифицировать.

Кроме того, во всех письмах хозяйствующих субъектов, представленных Администрацией, имеется единая структура изложения, а также единая синтаксическая и пунктуационная основа следующей части предложения:

«Информируем Вас о том что по средствам телефонной связи со стороны Администрации Червишевского МО неоднократно в течении 2022-2023 годов нашей организации поступали предложения о участии в закупке через портал поставщиков и заключении муниципальных контрактов…».

Так, единая структура изложения, а также единая синтаксическая и пунктуационная основа части предложения позволяют указывать на факт того, что данные письма были подготовлены одним лицо и, как следствие, не могут являться доказательствами, подтверждающими факт направления Администрацией, в том числе посредством телефонной связи предложения об участии в процедурах подачи ценовых предложений на ЭТП «Портал Поставщиков».

Таким образом, учитывая специфику выполняемых работ, короткие сроки для направления ценовых предложений, а также необходимость произведения расчета себестоимости выполнения работ, чтобы ценовое предложение было, действительно, выгодным, следует вывод о том, что сведения о размещении извещений о заключении Администрацией муниципальных контрактов в порядке, установленном п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, были известны ООО «…» заблаговременно до размещения извещений на ЭТП «Портал поставщиков».

Каких-либо надлежащих доказательств, подтверждающих направление хозяйствующим субъектам предложений об участии в процедурах подачи ценовых предложений на ЭТП «Портал Поставщиков» Администрацией представлено не было.

Следовательно, размещение сведений на ЭТП «Портал поставщиков» носило формальный характер и не было направлено на поиск иного поставщика, иные хозяйствующие субъекты не имели возможность заключить такие контракты.

Кроме этого, согласованные действия между Обществом и Администрацией проявились в установлении короткого временного промежутка направления предложений для заключения муниципальных контрактов (в данном случае 3 часа).

Таким образом, размещение сведений на ЭТП «Портал поставщиков» носило формальный характер и было направлено на придание видимости обеспечения конкуренции, в целях прикрытия согласованных действий между Обществом и Администрацией.

Согласованность действий между Обществом и Администрацией проявляется и в том, что Общество, являясь профессиональным участником закупочных процедур, знало или должно было знать, что заключение муниципальных контрактов в один временной промежуток, где имеется одинаковый предмет контракта, а также сумма муниципального контракта по отдельности не превышает 600 000 рублей, но общая сумма всех муниципальных контрактов превышает 600 000 рублей, направлено на уклонение от проведения конкурентных закупочных процедур.

Оценивая наличие, либо отсутствие осведомлённости ООО «…» о намеренном дроблении муниципальных контрактов, заключенных в один временной промежуток, где имеется одинаковый предмет контракта, а также сумма муниципального контракта по отдельности не превышает 600 000 рублей, но общая сумма всех муниципальных контрактов превышает 600 000 рублей с целью уклонения от проведения конкурентных закупочных процедур необходимо исходить из того, что Обществу, как профессиональному участнику рынка, должно было быть очевидным, что муниципальные контракты заключаются с нарушением закона и, как следствие, необходимо оценивать добросовестность действий ООО «…» применительно к конкретным обстоятельствам.

В соответствии с п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пп.3,4 ст.1 ГК РФ).

Исходя из изложенного, гражданское законодательство предполагает оценку любого участника гражданского оборота через критерий так называемого «ожидаемого поведения», проверяемого применительно к стандарту должной осмотрительности.

Так, к профессиональным участникам гражданского оборота предъявляется соответственно повышенный стандарт должной осмотрительности.

Обязательство «должной осмотрительности» означает обязанность участника гражданского оборота принять все соответствующие меры, направленные на предотвращение нарушения закона как со своей стороны, так и со стороны потенциального контрагаента, а в необходимых случаях отказаться от вступления в правоотношения с контрагентом, имеющие очевидный порок или создающие угрозу нарушения прямо выраженного в законе запрета.

Реализация указанного стандарта поведения, как правило, в целом осуществляется через требование «должен был знать», предполагающее наличие юридической обязанности к совершению тех или иных действий, влекущему осведомленность о нарушении права, соответствие поведения лица законодательно предписанному стандарту должной заботливости и осмотрительности, а также поведению, ожидаемому от обычного участника оборота.

Соответственно, Общество, как профессиональный участник закупочных процедур, знало или должно было знать, что заключение муниципальных контрактов в один временной промежуток, где имеется одинаковый предмет контракта, а также сумма муниципального контракта по отдельности не превышает 600 000 рублей, но общая сумма всех муниципальных контрактов превышает 600 000 рублей, направлено на уклонение от проведения конкурентных закупочных процедур.

Однако, Общество от предложения Администрации по заключению серии однотипных муниципальных контрактов в порядке п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе не отказывалось, предложений о проведении единой конкурентной закупки в адрес Администрации Червишевского МО не направляло.

Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих систематическое отклонение Обществом невыгодных для данного общества коммерческих предложений Администрации в материалы дела представлено не было ни Администрацией, ни Обществом.

Следовательно, уже на этапе организации и подготовки заключения муниципальных контрактов в действиях Администрации и ООО «…» имелись согласованные действия.

Кроме этого, доказательством, подтверждающим наличие согласованных действий между Администрацией и ООО «…», является факт систематических заключений Администрацией с ООО «…» муниципальных контрактов, при ненадлежащим их исполнении Обществом.

Так, в период действия муниципальных контрактов:

- №69-21/ПП от 30.12.2021 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в январе 2022 г.;

- № 3-22/ПП от 08.02.2022 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в феврале 2022 г,-

сотрудниками отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России «Тюменский» (далее также – Отдел ГИБДД МО МВД России «Тюменский») было произведено обследования улично-дорожной сети с. Червишево, по результатам которого в отношении Администрации было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, что подтверждается ответом Отдела ГИБДД МО МВД России «Тюменский» на обращение «…»от 02.02.2022 г. №3/226600719009, а также постановлением мирового судьи судебного участка №6 Тюменского судебного района от 03.03.2022 по делу №5-87-2022/6м.

Однако, несмотря на выявленное Отделом ГИБДД МО МВД России «Тюменский» несоблюдение требований по содержанию дорог, Администрация не расторгает муниципальные контракты №69-21/ПП от 30.12.2021 и № 3-22/ПП от 08.02.2022 г., каких-либо мер по взысканию штрафных санкций с Общества не предпринимает.

Более того, Администрация снова заключает с ООО «…» муниципальный контракт № 22-22 от 01.03.2022 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в марте и апреле 2022г., в ходе выполнения которого сотрудниками Отдела ГИБДД МО МВД России «Тюменский» повторно выявлены недостатки улично-дорожной сети Червишевского МО, а именно наличие зимней скользости, что подтверждается ответом Отдела ГИБДД МО МВД России «Тюменский» на обращение «…» от 15.03.2022 г. №3/226601025055. Однако, Администрацией каких-либо действий по расторжению данного муниципального контракта, взысканию штрафных санкций предпринято не было.

Далее, в период действия муниципального контракта №5-23/ПП от 02.03.2023 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов Червишевского муниципального образования в марте 2023г., сотрудниками Отдела ГИБДД МО МВД России «Тюменский» были выявлены недостатки улично-дорожной сети, в связи с чем в адрес Администрации было выдано предписание об их устранении, что подтверждается ответом Отдела ГИБДД МО МВД России «Тюменский» на обращение «…» от 10.03.2023 года №3/236601333227. Однако, каких-либо действий по расторжению данного муниципального контракта или по взысканию штрафных санкций Администрацией также сделано не было.

Следовательно, ООО «…» систематически не выполняло надлежащим образом свои договорные обязательства по содержанию автомобильных дорог, однако Администрация каких-либо мер по расторжению контракта, по взысканию штрафных санкций, поиску новых подрядчиков не предпринимала.

Кроме того, в период исполнения муниципального контракта №2-23/ПП на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок на территории Червишевского муниципального образования в I квартале 2023 года, Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области были усмотрены признаки нарушения санитарного законодательства в части несоблюдения требований к организации и проведению промывки и дезинфекционных мероприятий, Администрации было выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, что подтверждается ответом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области на обращение «…» от 08.04.2023 г. №72-00-02/06-1861-2023. Однако, вместо того, чтобы расторгнуть муниципальный контракт № 2-23/ПП с ООО «…», Администрация снова заключила муниципальные контракты №32-23 и №48-23/ПП.

Следует отметить, что каких-либо действий по поиску нового подрядчика либо проведению конкурентной закупки Администрацией не проводились.

Таким образом, Администрация, несмотря на ненадлежащее исполнение Обществом своих договорных обязательств не предпринимала каких-либо действий по расторжению муниципальных контрактов, проведению конкурентных закупок, а также поиску каких-либо других хозяйствующих субъектов, которые могли исполнить свои договорные обязательства, что подтверждает наличие согласованных действий между Администрацией и Обществом.

Здесь следует отметить, что неисполнение контракта, заключенного на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, не исключает возможности включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков(далее также- РНП), в случае если в самом контракте предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке в связи с нарушением подрядчиком существенных условий такого контракта.

Так, в п. 9.6 муниципального контракта № 3-22/ПП от 08.02.2022 г., муниципальный заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик и (или) выполняемые работы не соответствуют установленным в извещении об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) выполняемым работам или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполняемых работ таким требованиям, что позволили ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Аналогичная обязанность расторжения муниципального контракта закреплена в п.9.6 муниципальных контрактов №69-21/ПП от 30.12.2021, №22-22 от 01.03.2022 г., №5-23/ПП от 02.03.2023 г., №32-23 и №48-23/ПП.

Отсюда следует, в муниципальных контрактах № 3-22/ПП от 08.02.2022 г., №69-21/ПП от 30.12.2021, №22-22 от 01.03.2022 г., №5-23/ПП от 02.03.2023 г., была предусмотрена возможность их расторжения Администрацией в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО «…» своих договорных обязательств с последующим направлением сведений в отношении указанного Общества в антимонопольный орган для включения в РНП.

Как следует из положений Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2359-0, исходя из особенностей регулируемых отношений, пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе направлен на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений.

В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Однако, Администрация, при наличии фактов ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ООО «…» каких-либо действий, направленных на расторжение контрактов в одностороннем порядке с указанным лицом не совершила, тем самым заведомо пресекая возникновение последствий, установленных статьей 104 Закона о контрактной системе для подрядчика. При этом несмотря на систематические нарушения условий контрактов продолжила отношения с данным подрядчиком, заключая с ним новые муниципальные контракты, что по мнению Комиссии, дополнительно подтверждает наличие согласованных действий между Администрацией и Обществом.

Кроме того, согласно устным пояснениям представителя Администрации, которые давались в ходе рассмотрения дела, у Администрации отсутствовал какой-либо интерес в привлечение к выполнению работ по

- обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ населенных пунктов Червишевского МО;

- устройство уличного освещения;

- устройство уличного освещения, -

хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы за пределами Червишевского МО.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Следует отметить, что согласно ч.1 ст.74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Во исполнение указанных конституционных норм, в ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом, сама конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о защите конкуренци).

Отсюда следует, что действия Администрации по недопущению иных хозяйствующих субъектов для выполнения на территории Червишевского МО работ по:

- обслуживанию автомобильных дорог в границах и вне границ населенных пунктов Червишевского МО;

- устройство уличного освещения;

- устройство уличного освещения, -

приводит к ситуации, когда необоснованно совершаются действия по ограничению, закрепленного в Конституции РФ, единства экономического пространства, а также создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Необходимо отметить, что факт наличия между Администрацией и Обществом отношений, выходящих за установленные законом рамки, подтверждается, в том числе, и тем обстоятельством, что в ходе рассмотрения дела, Администрацией и Обществом были направлены ходатайства об участии в рассмотрении дела от 30.08.2023 г., 29.09.2023 г., 24.11.2023 г.,18.12.2023 г., от 22.01.2024, от 12.03.2024, от 10.04.2024 г., от 23.04.2024 г., одинаковой формы (далее также – Ходатайство).

Так, форма Ходатайства об участии в рассмотрении дела составлена на бланке Администрации и Общества, и состоит из двух листов на которых указаны следующие сведения:

- на первом листе:

«В Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области

Адрес:625048, г.Тюмень, ул. Холодильная, 58а

Истец:

Ответчик: Администрация

Юридический адрес:

ИНН, ОГРН

Телефон:

E-mail:

Ответчик: ООО «…»

Юридический адрес:

,

ИНН, ОГРН

Телефон:

E-mail:

Дело №072/01/16-322/2023»

- на втором листе указано:

«Ходатайство

Ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференции

В производстве Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области находится Дело №072/01/16-322/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.35,166,155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель ходатайствует об участии в рассмотрении дела «…» месяц 2023/2024 года путем использования видеоконференц-связи месту пребывания или месту нахождения заявителя, расположенного по адресу:…».

Таким образом, единая структура изложения Администрацией и Обществом Ходатайства, его синтаксическая и пунктуационная основа, указывают на факт составления Ходатайства одним лицом и, как следствие также доказывают факт совершения согласованных действий между Администрацией и Обществом, в том числе, и в ходе рассмотрения дела №072/01/16-322/2023.

В соответствии с п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Так, систематическое заключение муниципальных контрактов в порядке ч.4 ст.93 Закона о контрактной системе на выполнение работ по устройству уличного освещения, содержанию автомобильных дорог с ООО «…» без проведения конкурентных процедур привели к ситуации, когда иные хозяйствующие субъекты не могли принять участие в закупочных процедурах, что подтверждается установленными Комиссией Тюменского УФАС России обстоятельствами.

На основании ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пп. 1.3, 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Так, в целях проведения анализа состояния конкуренции:

1) временной интервал в данном случае определен периодом с 01.01.2022 г. по 01.03.2024 г.;

2) определение продуктовых границ товарного рынка: продуктовые границы товарного рынка, определены как выполнение работ:

- по устройству уличного освещения;

- по обслуживанию автомобильных дорог;

- по содержанию контейнерных площадок;

3) определение географических границ товарного рынка: определены как границы территории, на которой действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние согласованные действия Администрации и ООО «…» - Российская Федерация.

На основании вышеизложенного Тюменское УФАС России приходит к выводам:

1) о нарушении администрацией и ООО «»пп.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок работ по:

- устройству уличного освещения;

- обслуживанию автомобильных дорог;

- содержанию контейнерных площадок;

2)об отсутствии в действиях администрации признаков нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции;

3) об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания в связи с исполнением муниципальных контрактов в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях администрации, ООО «…» нарушение пп.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения путем систематического заключения администрацией с ООО «…» муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству, выразившегося в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Не выдавать предписание администрации, ООО «…» в связи с отсутствием правовых оснований для его выдачи.

3. Передать материалы настоящего дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

«…»

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тюменской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны