Решение №072/06/44/183/2023 Заявитель в жалобе указывает, что по информации официального... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/183/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

06 октября 2023 года                                                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), жалобу индивидуального предпринимателя Л на действия заказчика Администрация Аромашевского муниципального района при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300012023000038),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Л на действия заказчика Администрация Аромашевского муниципального района при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что по информации официального сайта ЕИС в сфере закупок закупка с реестровым номером извещения 0167300012023000038 не имеет позиции плана-графика, и иметь не может, поскольку денежные средства уже были выделены на осуществление пассажирских перевозок по рассматриваемым маршрутам в рамках другой закупки № 0167300012023000031, приостановленной в настоящее время арбитражным судом. Заявитель также отмечает, что итогом осуществления закупки с реестровым номером 0167300012023000038 может стать ситуация, при которой в период с 28.10.2023 и по 31.12.2023 пассажирские перевозки по одним и тем же маршрутам должны будут осуществлять сразу несколько перевозчиков: ИП Л. как победитель закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000031, и перевозчик – победитель закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000038. При этом, за одни и те же маршруты разным перевозчикам заказчик должен будет оплачивать из муниципального бюджета денежные средства по двум идентичным муниципальным контрактам.

Заявитель в заседании Комиссии также обратил внимание, что маршруты, содержащиеся в описании объекта закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000038 новыми не являются (вне зависимости от названия маршрута и приставки к цифровому обозначению маршрута буквы «А», измененного времени отправления автобуса, а также добавления так называемых «промежуточных остановок» которые таковыми не являются, поскольку изначально входят в состав утвержденных ранее 15 маршрутов на территории Аромашевского муниципального района), и фактически дублируют маршруты указанные в описании объекта закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000031 по которой в настоящее время Арбитражным судом Тюменской области на основании определения от 09.08.2023 № А70-16994/2023 применены обеспечительные меры в виде приостановления процедуры закупки до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тюменской области по указанному судебному делу. Заявитель поставил под сомнение изменение заказчиком в описании объекта закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000038 протяженности маршрутов и количества рейсов по указанным маршрутам по сравнению с маршрутами, указанными в описании объекта закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000031.

Заказчиком представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ 6102-Д/23 от 05.10.2023) на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/5986/23 от 05.10.2023) в электронном виде представлены все заявки, поступившие на участие в закупке.

Индивидуальным предпринимателем Л в ходе заседания Комиссии заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассматриваемом деле представителя Главного управления строительства Тюменской области (далее по тексту – ГУС ТО) и объявить перерыв в заседании Комиссии, с тем, чтобы представитель ГУС ТО пояснил, происходило ли в действительности согласование муниципальным заказчиком с транспортным отделом ГУС ТО новых маршрутов чтобы указанные маршруты были профинансированы из бюджета Тюменской области, учитывая при этом, что в ГУС ТО защищаются соответствующие натуральные показатели.

Комиссия Тюменского УФАС России рассмотрев указанное ходатайство отмечает следующее.

Требования части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» прямо предусматривают, что полномочия контрольного органа в сфере закупок распространяются исключительно на стадию определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть в части осуществления самой процедуры закупки, которая начинается со стадии размещения в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществления закупки до стадии заключения контракта включительно.

При этом, вопросы которые в рассматриваемом случае касаются финансирования так называемых «новых муниципальных маршрутов» из бюджета Тюменской области, защиты натуральных показателей, включения «новых маршрутов» в соответствующий реестр на официальном сайте местной администрации находятся по сути за рамками именно самой процедуры осуществления закупки, поскольку являются составляющими формирования исключительно потребности заказчика (природы закупки) в этой связи, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России пояснения представителя ГУС ТО в рассматриваемом случае не имеют никакого отношения применительно к самой процедуре осуществления закупки (то есть, стадии определения подрядчика, исполнителя) осуществляемой муниципальным заказчиком начиная со стадии размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до стадии заключения контракта включительно.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленного ходатайства.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Администрация Аромашевского муниципального района являясь заказчиком, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам с реестровым номером закупки 0167300012023000038. Начальная (максимальная) цена контракта 5 003 686,30 рублей.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе предусмотрено, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Частью 2 статьи 16 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в планы-графики включаются:

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об общественном обсуждении закупок в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 16 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе, на официальном сайте.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Относительно довода заявителя о том, что закупка с реестровым номером извещения 0167300012023000038 не имеет соответствующей позиции плана-графика, а следовательно, не могла быть осуществлена заказчиком, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Заказчик в представленных к заседанию Комиссии Тюменского УФАС России письменных пояснениях указал, что закупка осуществлялась в соответствии с позицией плана-графика по идентификационному коду закупки 233721001068972200100100630004931244.

Комиссия Тюменского УФАС России обратилась к разделу «Планирование» на главной странице официального сайта ЕИС в сфере закупок и выбрав подраздел «Планы-графики закупок 44-ФЗ» ввела в поисковой строке вышеуказанный идентификационный код закупки, в результате отобразилась следующая запись:

В дальнейшем, Комиссия Тюменского УФАС России открыла содержание записи с номером 202301673000120002 и выбрала подраздел «Позиции плана графика» где установлено наличие следующей позиции плана графика по номеру идентификационного кода закупки 233721001068972200100100630004931244:

По указанному идентификационному коду закупки содержится уникальный номер позиции в плане-графике закупок 202301673000120002000060.

Комиссией Тюменского УФАС России выбрана вышеуказанная позиция идентификационного кода закупки, в результате появляется идентификационный код закупки который размещен в ЕИС в сфере закупок 21.09.2023:

В правой колонке необходимо выбрать раздел «Закупка» нажав на которую пользователь попадает на реестровый номер закупки 0167300012023000038.

Следовательно, закупка с реестровым номером извещения 0167300012023000038 действительно имеет уникальный номер позиции в плане-графике закупок 202301673000120002000060.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что существует второй более простой способ проверить включение закупки в план-график. В рассматриваемом случае, если открыть реестровый номер извещения 0167300012023000038 и в правой колонке выбрать раздел «Позиция плана-графика» то действительно, ЕИС в сфере закупок выдает информацию что запись не найдена.

Вместе с тем, чтобы попасть в нужную позицию плана-графика закупки пользователю надлежит в разделе «Общая информация» реестрового номера извещения 0167300012023000038 обратиться к информации подраздела «Общая информация о закупки» (размещенной под реестровым номером извещения о закупке) и именно в указанном разделе, есть активная запись выделенная синим цветом «Сведения о связи с позицией плана-графика: 202301673000120002000060» нажав на которую, возможно также установить полное совпадение по идентификационному коду закупки.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает необходимым признать необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что муниципальным заказчиком фактически не были согласованы с ГУС ТО на 2023, 2024, 2025 годы так называемые «новые муниципальные маршруты» (возможное увеличение маршрутной сети с 15 до 30 маршрутов) на предмет финансирования «новых маршрутов» из бюджета Тюменской области, защиты натуральных показателей в ГУС ТО, включения «новых маршрутов» в соответствующий реестр на официальном сайте местной администрации, а также того, что вне зависимости от названия маршрута и приставки к цифровому обозначению маршрута буквы «А», измененного времени отправления автобуса, а также добавления так называемых «промежуточных остановок» которые таковыми не являются, поскольку не являются «новыми маршрутами» и фактически дублируют 15 уже существующих в Аромашевском муниципальном районе маршрутов указанные в описании объекта закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000031 по которой в настоящее время Арбитражным судом Тюменской области на основании определения от 09.08.2023 № А70-16994/2023 применены обеспечительные меры в виде приостановления процедуры закупки до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тюменской области, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

В рассматриваемом случае, доводы заявителя о том, что муниципальный заказчик фактически осуществил формирование новой не утвержденной и не размещенной на официальном сайте местной администрации маршрутной сети на основе ранее существовавших в Аромашевском муниципальном районе абсолютно идентичных 15 маршрутах сводятся по мнению Комиссии Тюменского УФАС России к формированию мнимой (несуществующей) потребности самим муниципальным заказчиком в осуществлении новой обжалуемой заявителем закупки, которую заказчик по мнению заявителя не имел права осуществлять, что нарушает права и законные интересы ИП Л. как победителя закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000031. Подобными действиями заказчик осуществляет обход ранее принятых арбитражным судом обеспечительных мер по закупке с абсолютно идентичными 15 маршрутами, и позволяет лишить возможности ИП Л. быть победителем закупки, определяя при этом победителем другого перевозчика по результатам новой закупки с реестровым номером извещения 0167300012023000038.

Требования части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 прямо предусматривают, что полномочия контрольного органа в сфере закупок распространяются исключительно на стадию определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть в части осуществления самой процедуры закупки, которая начинается со стадии размещения в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществления закупки до стадии заключения контракта включительно.

Формирование потребности заказчика (природы закупки) находится за рамками стадии определения поставщика (подрядчика исполнителя) то есть, именно самой процедуры закупки как уже было указано выше.

Контрольный орган в сфере закупок которым в рассматриваемом случае выступает Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок в рамках осуществления контроля за соблюдением заказчиками требований законодательства о контрактной системе ограничена определенными рамками осуществления контрольных полномочий (определенной стадией осуществления закупки на которой возможно осуществить контрольные мероприятия) которые регламентируются требованиями статей 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, требованиями Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 которые не предусматривают правовой возможности для контрольного органа в сфере закупок осуществлять контрольные мероприятия за формированием потребности заказчика (из чего исходил заказчик, на чем основывал свою потребность и прочее).

В свою очередь, законодательство о контрактной системе позволяет контрольному органу в сфере закупок осуществлять контрольные мероприятия только в отношении самой процедуры закупки (которая должна быть включена в план-график закупок) исключая при этом контроль за формированием потребности заказчика в требуемых товарах, работах (услугах) и исключая контроль в отношении стадии исполнения контракта.

Вопросы касающиеся согласования (либо отсутствия согласования) муниципальным заказчиком с транспортным отделом ГУС ТО новых маршрутов чтобы указанные маршруты были профинансированы из бюджета Тюменской области, защиты натуральных показателей в ГУС ТО, о том, что в решении Думы Аромашевского муниципального района № 321 от 18.09.2023 отсутствует указание на сумму выделенную на пассажирские перевозки в размере 5 003 686,30 рублей не относятся к предмету правового регулирования Закона о контрактной системе, а относятся к иным нормативно-правовым актам (в рассматриваемом случае, к финансовому и транспортному законодательству) за соблюдением которых контрольный орган в сфере закупок в соответствии со своими полномочиями надзирать не вправе, в противном случае, контрольный орган в сфере закупок выйдет за рамки возложенных на него полномочий в рамках контроля исключительно за соблюдением законодательства о контрактной системе.

Антимонопольные органы не обладают полномочиями по контролю за законностью принятых и вступивших в законную силу судебных актов (в части несоблюдения заказчиком обеспечительных мер по определению Арбитражного суда Тюменской области от 09.08.2023 № А70-16994/2023), поскольку относятся к федеральным органам исполнительной, а не судебной власти.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает необходимым признать необоснованным.

Учитывая изложенные заявителем доводы, Комиссия Тюменского УФАС России полагает что обжалуемые действия Администрации Аромашевского муниципального района также подлежат правовой оценке в рамках иного отраслевого законодательства, а именно Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила передать материалы дела для рассмотрения в соответствующий отдел Тюменского УФАС России на предмет проведения проверки в части соблюдения заказчиком требований Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Л на действия заказчика в лице Администрации Аромашевского муниципального района при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300012023000038) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны