Решение №РНП-72-100/21 уклонение от заключения контракта от 9 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП-72-100/21 о проверке факта уклонения участника закупки от заключения контракта

09 июля 2021 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» обращение заказчика Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «С» и осуществив проверку факта уклонения участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке зданий (реестровый номер закупки 0167300000521000819),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 02.07.2021 поступило обращение (вх.№ 6813) Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «С» в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке зданий.

Тюменским УФАС России обращение заказчика в порядке, установленном частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято к рассмотрению.

В соответствии с частью 15 статьи 99, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка по факту уклонения от заключения контракта ООО «С».

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам (заказчик, участник закупки признанный победителем закупки) направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта уклонения победителя открытого конкурса в электронной форме от заключения контракта, а также направлен запрос оператору электронной площадки.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке зданий, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 408 070,40 рублей, в интересах заказчика Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени

Реестровый номер закупки: 0167300000521000819

Предмет закупки: оказание услуг по уборке зданий

Оператор электронной площадки: АО «Сбербанк-АСТ»

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 408 070,40 рублей

Пунктом 29 информационной карты документации о закупке предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта: 10 % от цены заключаемого контракта. Способами обеспечения исполнения контракта являются: безотзывная банковская гарантия, внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 3/АЭ-0733/21 от 22.06.2021 победителем признано ООО «С» (предложена цена: 1 038 972,76 рублей).

24.06.2021 заказчиком размещен на электронной площадке, а также в ЕИС в сфере закупок для подписания проект муниципального контракта.

Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона составлял до 29.06.2021, 23:59 включительно.

29.06.2021 Обществом подписан проект контракта, однако обеспечение исполнения контракта не предоставлено.

Поскольку ООО «С» в нарушение части 4, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе не представлено обеспечение исполнения контракта, заказчиком 30.06.2021 составлен протокол о признании ООО «С» уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.

В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.

В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В материалы дела ООО «С» представлены письменные пояснения (вх.№ 6966 от 07.07.2021) которые также были озвучены представителем в заседании Комиссии, согласно которым, общество не успело своевременно оформить банковскую гарантию по ряду причин. Так, 24.06.2021 общество обратилось в банк, являющийся деловым партнером общества, с которым долгое время происходило сотрудничество, о чем направлен запрос посредством электронной почты. Сотрудник банка, который занимался оформлением банковской гарантии ушел на больничный и заявка была передана в другой офис. Ситуация осложнилась тем, что срок подписания контракта выпадал на выходные дни и соответственно банк не работал. Сотрудник банка для оформления банковской гарантии запросил у Общества бухгалтерскую отчетность за первый квартал 2021 года, однако предоставить оперативно бухгалтерскую отчетность не представлялось возможным поскольку с 28.06.2021 происходит архивирование базы данных 1С: Бухгалтерия.  При подписании 29.06.2021 проекта контракта в разделе личного кабинета электронной площадки, в котором необходимо прикрепить обеспечение исполнения контракта Обществом приложено письмо на имя директора Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, согласно которому, победитель не имеет возможности предоставить банковскую гарантию в связи с задержкой оформления гарантии банком. В свою очередь, банковская гарантия ПАО Банк «ФК Открытие» № МСБ/ОГ/21-007745 получена Обществом только 02.07.2021. С учетом указанных обстоятельств просит Комиссию не включать сведения в отношении ООО «С» в РНП, поскольку общество продолжительное время участвует в закупках, длительное время сотрудничает с крупными заказчиками и имеет положительные отзывы и благодарственные письма.

Комиссия Тюменского УФАС России, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности все представленные в материалы дела документы, отмечает следующее.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 3/АЭ-0733/21 от 22.06.2021 победителем аукциона признано ООО «С» предложившее цену контракта 1 038 972,76 рублей.

24.06.2021 заказчиком на электронной площадке, а также в ЕИС в сфере закупок размещен для подписания победителем аукциона проект контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.

Таким образом, заказчиком в установленный частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе срок направлен для подписания победителю закупки проект контракта.

Регламентированный срок подписания контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта составлял до 29.06.2021, 23 часов 59 минут включительно.

24.06.2021 Общество обратилось в банк, являющийся деловым партнером Общества, с которым долгое время происходило сотрудничество, о чем направлен запрос посредством электронной почты.

Протокол разногласий Обществом в течение срока подписания проекта контракта не оформлялся и заказчику посредством интерфейса электронной площадки не направлялся.

29.06.2021 Обществом при подписании проекта контракта в разделе личного кабинета электронной площадки, в котором необходимо прикрепить обеспечение исполнения контракта Обществом приложено письмо на имя директора Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, согласно которому, победитель не имеет возможности предоставить банковскую гарантию в связи с задержкой оформления гарантии банком.

Готовая банковская гарантия ПАО Банк «ФК Открытие» № МСБ/ОГ/21-007745 получена Обществом только 02.07.2021.

Таким образом, Обществом в установленный срок не было предоставлено обеспечение исполнения контракта в соответствии с требованиями частей 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В этой связи, заказчиком составлен протокол № б/н от 30.06.2021  о признании ООО «С» уклонившимся от заключения контракта.

Протокол об уклонении от заключения контракта размещен заказчиком в ЕИС в сфере закупок 01.07.2021

В качестве оснований для признания Общества уклонившимся от заключения контракта заказчик указал, что Обществом 29.06.2021 подписан усиленной электронно-цифровой подписью проект контракта, однако, в нарушение частей 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе ООО «С» не предоставило в установленный для подписания контракта срок обеспечение исполнения контракта (платежное поручение, банковская гарантия).

Протокол составлен и размещен в ЕИС в сфере закупок в установленный законодательством о контрактной системе срок, каких-либо нарушений заказчиком требований Закона о контрактной системе при принятии и размещении протокола о признании Общества уклонившимся от заключения контракта не установлено.

Стоит отметить, что при заключении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) самостоятельно определяет способ его обеспечения и срок действия банковской гарантии, с учетом того, что он должен превышать не менее чем на один месяц срок исполнения обеспечиваемых обязательств (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).

В течение срока установленного для подписания проекта контракта обеспечение исполнения контракта на счет заказчика Обществом не перечислено. Банковская гарантия Обществом не получена и не внесена в реестр банковских гарантий.

Требования части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе прямо предусматривают обязанность победителя закупки не только подписать со своей стороны проект контракта, но и представить обеспечение исполнения контракта в пределах срока установленного для подписания проекта контракта. Часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривает самостоятельное основание для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта – непредставление обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В данном случае, от Общества ожидалось добросовестное поведение, которое выражается в совершении всех действий предусмотренных частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе необходимых для заключения контракта, чего Обществом выполнено не было.

Доводы представителя Общества о том, что сотрудник банка, который занимался оформлением банковской гарантии, ушел на больничный и заявка была передана в другой офис, а также то, что срок подписания контракта выпадал на выходные дни и соответственно банк не работал, не являются уважительными причинами, равно как не является уважительной причиной факт невозможности оперативно представить в банк бухгалтерскую отчетность для оформления банковской гарантии, поскольку все эти обстоятельства зависели от Общества и находились в зоне его прямой ответственности. Перечисленные Обществом причины не являются объективными причинами, которые указывают на невозможность своевременного предоставления обеспечения исполнения контракта. Общество имело реальную возможность обратиться в другой банк, который сможет оперативно выдать банковскую гарантию, в том числе и в выходные дни, когда некоторые банки не работали.

На вопрос представителю Общества о том, почему Обществом не были перечислены денежные средства напрямую на счет заказчика, представитель Общества пояснила, что на счете у Общества отсутствовали денежные средства, за счет которых было бы возможно перечислить обеспечение исполнения контракта напрямую на счет заказчика.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что Общество зная о том, что оно признано победителем закупочной процедуры, должно было предвидеть возможные риски которые могут возникнуть при заключении контракта, в том числе и то, если не получится своевременно оформить банковскую гарантию чтобы затем перечислить обеспечение исполнения контракта напрямую на счет заказчика, чего Обществом сделано не было, хотя для этого имелась реальная возможность.

Таким образом, Обществом не было представлено в составе поступивших в антимонопольный орган письменных пояснений каких-либо объективных доказательств подтверждающих объективные причины неподписания проекта муниципального контракта.

Факт наличия благодарственных писем, сертификата соответствия, наличия сотрудничества с крупными заказчиками не указывает на добросовестность Общества, поскольку определяющим является то, какие действия участник закупки предпринял со своей стороны, чтобы заключить контракт в рамках конкретной закупочной процедуры, а не общую репутацию компании.

Стоит также отметить, что при подписании проекта контракта, Общество прикрепив через личный кабинет электронной площадки письмо о невозможности своевременно предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта подтвердило факт того, что банковская гарантия в любом случае не будет предоставлена в срок установленный для заключения контракта.

С учетом изложенного, подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований законодательства о контрактной системе, а именно: непредставлении обеспечения исполнения контракта, что, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России, указывает на наличие достаточных правовых оснований для включения сведений в отношении ООО «С» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «С» (ИНН , адрес: ), управляющего – индивидуального предпринимателя Г (ИНН ), учредителя Общества: С (ИНН ) по факту уклонения от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке зданий (реестровый номер закупки 0167300000521000819), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «С» (ИНН) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны