Решение №072/10/18.1-45/2023 Жалоба признана необоснованной от 22 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/10/18.1–45/2023

Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2023 года

 

В полном объёме решение изготовлено 22.02.2023 года

г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

«…»

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «TrueConf» в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/10/18.1–45/2023 по жалобе ООО «…» (далее также – Заявитель) на действия организатора торгов – «…»(далее также – Организатор торгов, «…») при организации и проведении открытого аукциона по приобретению права на заключением договора водопользования с целью использования участка акватории пролива Шарапов Шар Карского моря площадью 0,15 кв.км., расположенного в районе п. Харасавэй (извещение на сайте ГИС Торги №22000116660000000003), далее также – Аукцион,

в присутствии представителей:

Заявителя – «…» (доверенность №29 АА 1695210 от 26.09.2022 г.);

Организатора торгов – «…» (доверенность №12 от 15.02.2023 г.), «…» (доверенность №09 от 09.02.2023 г.), «…» (доверенность №11 от 15.02.2023 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 02.02.2022 г. и 06.02.2023 г. поступила жалоба (вх. №№ 973-ЭП/23,1091/23 ) ООО «…» на действия организатора торгов –«…» при организации и проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования с целью использования участка акватории пролива Шарапов Шар Карского моря площадью 0,15 кв.км., расположенного в района п. Харасавэй (извещение на сайте ГИС Торги №22000116660000000003).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, в части 17 которой закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases.

В соответствии с частями 11, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 06.02.2023 Тюменским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено письмо (исх. № ИВ/648/23) о приостановлении соответствующего Аукциона до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Аукционе о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Так, из доводов жалобы ООО «…» следует, что участок акватории, являющийся объектом Аукциона, примыкает к земельному участку, принадлежащему ООО «…», и, как следствие, использование данной акватории будет препятствовать прямому полноценному использованию земельным участком, принадлежащему Заявителю. Кроме того, по мнению Заявителя, условие об обязательном заключении договора о задатке, не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов географически находящихся ближе к месту заключения договора о задатке, перед находящимся в отдалении от места заключения договора о задатке.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, пояснил, что Аукцион был организован в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, представив, в том числе письменные возражения на жалобу.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Организатора торгов, установила следующее.

В соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Водные объекты, согласно ч.1 ст.5 ВК РФ, подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

Так, в соответствии с ч.2 ст.5 ВК РФ К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота (низинные, переходные, верховые);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

Следовательно, моря или их отдельные части, а также водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к исключительной собственности Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно ч.1 ст.12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Так, во исполнение ч.1 ст.12 ВК РФ правительством РФ был утверждены правила, регламентирующие порядок подготовки и заключения договора водопользования, а именно:

- Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утв. ПП РФ от 14.04.2007 № 230(далее также – Правила №230/1);

- Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утв. ПП РФ от 14.04.2007 № 230(далее также – Правила №230/2) ;

- Правила подготовки и заключения договора водопользования, утв. ПП РФ от 12.03.2008 №165(далее также – Правила №165).

Так, согласно пп. «а» п.3 Правил №230/1, подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей. Аналогичные полномочия по подготовке и заключению договора водопользования зафиксированы в пп. «а» п.3 Правил №165.

Следовательно, полномочиями по заключению договора водопользования водных объектов, находящихся в собственности Российской Федерации, наделено Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы.

В соответствии с п.1 Положения (далее также – Положение), утв.приказом Федерального агентства водных ресурсов №66 от 11.03.2014 г., «…» , является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна рек Обь, Иртыш, Омь, Ишим, Тобол, Конда, Северная Сосьва, Надым, Пур, Таз, рек бассейна Карского моря, Карского моря и его отдельных частей, Иремельского, Нязепетровского водохранилищ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Омской областей.

Согласно п.4.6.1 Положения, «…» осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.

В соответствии с п.4.3.1 Временного типового положения об отделе водных ресурсов, утв. приказом «…» от 17.07.2013 г. №144, «…» осуществляет в порядке и в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, выдачу документов на право пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности в отношении Карского моря или его отдельных частей.

Следовательно, «…» наделено полномочиями по заключению договора водопользования в отношении акватории Карского моря.

В ходе исследования материалов дела Комиссией Управления установлено следующее.

Так, 25.11.2022 г., в адрес «…» поступило обращение АО «…» о предоставлении в пользование акватории водного объекта пролив Шарапов Шар Карского моря площадью 0,15 кв.км., расположенного в района п. Харасавэй для использования в целях отстоя плавательных средств (судов) в летний и зимний периоды года, в период с 01.02.2023 г. по 31.12.2042 г.(далее также – Водный объект).

В соответствии с ч.3 ст.11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (то есть без проведения аукциона), если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) удаления затонувшего имущества;

9) сплава древесины (лесоматериалов);

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

12) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем.

Следовательно, предоставление права водопользования акваторией водного объекта для использования в целях отстоя плавательных средств (судов) в летний и зимний периоды года возможно только по результатам проведения аукциона.

Так, в соответствии с п.7 Правил №230/1 если при рассмотрении заявления установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, начинается процедура подготовки к проведению аукциона, о чем организатор аукциона информирует заявителя в течение 15 дней с даты поступления его заявления.

В этой связи, 02.12.2022 г. «…» в адрес АО «…» было направлено извещение о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

«…» 09.12.2022 г. принято решение о проведении аукциона №227 по приобретению права на заключение договора водопользования с целью использования участка акватории пролива Шарапов Шар Карского моря в районе п. Харасавэй Ямало-Ненецкого автономного округа для отстоя плавательных средств в летний и зимний периоды года(приказ «…» от 09.12.2022 г. №144), на основании которого руководителем 22.12.2022 г., была утверждена аукционная документация о проведении открытого аукциона №227(далее также – Аукционная документация).

Извещение о проведении Аукциона 22.12.2022 г. было размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу: https://torgi.gov.ru/ (извещение № 22000116660000000003), далее также - Извещение, которое содержало следующие сведения:

дата и время начала подачи заявок: 22.12.2022 г. в 14 часов 00 минут;

дата и время окончания подачи заявок: 15.02.2023 г., в 10 часов 00 минут;

дата и время проведения Аукциона: 21.02.2023 г., в 11 часов 00 минут;

начальная цена: 1 048 603 рублей 00 копеек;

размер задатка: 1 048 603 рублей 00 копеек;

срок действия договора аренды: со дня регистрации в государственном водном реестре по 31.12.2042 г.;

предмет торгов: приобретение права на заключение договора водопользования (далее также – Договор водопользования);

место подачи заявок: г. Тюмень, ул. Одесская, д.27, каб.308;

место проведения аукциона: г.Тюмень, ул. Одесская, д.27, каб. 302

вид водопользования: совместное водопользование;

способ водопользования: водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;

границы части водного объекта: участок акватории расположен в районе в п. Харасавэй Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ходе исследования материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Непосредственно порядок проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлен в Правилах №230/2.

Так, в соответствии с п.21 Правил№ 230/2, договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Во исполнение требований, установленных в Правилах №230/2, Организатором торгов в п.1.4.2 Аукционной документации зафиксировано, что до подачи заявки на участие в Аукционе заявитель должен заключить с Организатором торгов договор о задатке, но не позднее двух рабочих дней с даты обращения заявителя к Организатору торгов с предложением заключить такой договор, на основании заявления на заключение договора о задатке. Договор заключается в письменной форме, по месту нахождения организатора аукциона.

Следовательно, включение в Аукционную документацию условий о заключении договора о задатке в течение 2 рабочих дней с даты обращения к Организатору торгов являются требованиями действующего законодательства РФ, которые были исполнены Организатором торгов.

В отношении доводов жалобы ООО «…» о невозможности полноценного использования земельного участка с кадастровым номером 89:03:020701:11(далее также – Земельный участок), в связи с примыканием Водного объекта к указанному земельному участку Комиссией Тюменского УФАС России было установлено следующее.

Так, согласно публичной кадастровой карте, Земельный участок с кадастровым номером 89:03:020701:11, находящийся в аренде у Заявителя, примыкает к земельному участку с кадастровым номером 89:03:020701:13, а не к акватории Водного объекта.

Кроме того, ООО «…» в адрес «…» заявлений на предоставление права пользования Водным объектом, а также заявок на участие в Аукционе не поступало.

В соответствии с пп. «д» п.7.1 Правил №165 для рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов и материалов уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и прилагаемых к нему документов и материалов запрашивает в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:

сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости(далее также – ЕГРН) о земельном участке (в случае использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов);

сведения, содержащиеся в ЕГРН, об объектах недвижимого имущества, разрешенное использование которых позволяет отнести их к объектам туристской индустрии (гостиницам и иным средствам размещения, горнолыжным трассам, пляжам) (в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами или турагентами),-

отсюда следует, что у Организатора торгов возникает обязанность по получению сведений из Единого государственного реестра недвижимости только в случае, если предполагается использование акватории водного объекта в целях эксплуатации пляжей, а также рекреационных целей. Отсюда следует, что при предоставлении акваторий водного объекта для использования отстоя флота сведения из ЕГРН не требуются.

Таким образом, каких-либо ограничений по использованию Земельного участка пользователями Водного объекта, выставленного на Аукцион, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, доказательств, подтверждающих наличие ограничений по использованию Земельного участка Заявителем не предоставлено, и, как следствие, довод Заявителя о наличии ограничений при использовании Водного объекта, выставленного на Аукцион, не находят своего объективного подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Заявителем действиях Организатора торгов отсутствуют нарушения требований действующего законодательства РФ по проведению данного Аукциона, соответственно, жалоба ООО «…» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «…» на действия организатора торгов – «…» при организации и проведении открытого аукциона по приобретению права на заключением договора водопользования с целью использования участка акватории пролива Шарапов Шар Карского моря площадью 0,15 кв.км., расположенного в района п. Харасавэй (извещение на сайте ГИС Торги №22000116660000000003), необоснованной

«…»

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны