Решение №58 Ответ относительно правомерности осуществления закупок у еди... от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Уважаемая Н.В.!

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) на Ваше обращение (вх.№ 4561/23 от 10.05.2023) поступившее по подведомственности из Прокуратуры Тюменской области (исх.№ 7-р-3848-23/5030 от 02.05.2023), сообщает следующее.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» предусмотрено, что в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.

Подпунктом «в» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 предусмотрено, что акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, подготавливаются в случае издания поручения Председателя Правительства РФ в целях реализации решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения федеральных нужд).

Согласно пункту 1 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023  402-р «Об определении акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие» единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для обеспечения инвалидов» предусмотрено, что акционерное общество «Московское протезно-ортопедическое предприятие» определено единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, для обеспечения инвалидов в следующем объеме:

абсорбирующее белье, подгузники - 199,7 млн. штук;

специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) - 32,5 млн. штук;

сложная ортопедическая обувь - 192,8 тыс. пар.

Согласно пункту 2 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023  40231.12.2023 определено предельным сроком, на который с акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» заключаются государственные контракты на закупку изделий и работ, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.

Тюменское УФАС России обращает внимание, что согласно письмам Министерства финансов РФ от 05.11.2020 № 24-05-06/96403 и 05.11.2020 № 24-05-05/96635 заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений, установленных Федеральным законом и при отсутствии оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона заказчик согласно части 1 статьи 24 Федерального закона должен использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в целях исключения рисков срыва обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включенными в номенклатуру Распоряжения № 402-р, формирование резерва таких изделий, минимизации рисков перерыва в обеспечении инвалидов, связанных в том числе с конкурентными способами (письмо Минтруда России от 31.01.2023 № 13-0/10/В-1276), территориальные органы СФР, используя право, данное Распоряжением № 402-р, заключают государственные контракты с единственным поставщиком.

Таким образом, заказчик в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области вправе осуществлять на основании Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023  402-р закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в лице АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие», в пределах указанных в распоряжении объемов.

Относительно Вашего довода о допущенном Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области бездействии, выражающемся в не размещении в ЕИС в сфере закупок информации о заключенных с единственным поставщиком контрактах и ходе их исполнения, отмечаем следующее.

Пунктом 1 части 5 статьи 103 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, размещаются на официальном сайте, за исключением осуществления закупок в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, частью 12 статьи 24, пунктами 3, 7, 20, 21, 24, 26, 30, 40, 41, 45, 50 - 52, 56, 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ предусмотрено, что информация и документы, включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт).

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются положения частей 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не размещаются на официальном сайте.

Таким образом частями 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ прямо предусмотрено, что информация и документы, включенные в реестр контрактов, а равно документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительно сообщаем, что частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 и 10 настоящей статьи с учетом части 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии со своими полномочиями не осуществляют контрольные мероприятия в части соблюдения требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Следовательно, довод касающейся определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта рассмотрению антимонопольным органом не подлежит, ввиду отсутствия у антимонопольного органа соответствующих полномочий по его рассмотрению.

Заявителю разъясняется, что в случае Вашего несогласия с результатом рассмотрения поступившего обращения по подведомственности из Прокуратуры Тюменской области, Вы вправе обжаловать действия связанные с рассмотрением поступившего обращения в Центральный аппарат ФАС России, либо оспорить указанные действия в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны