Решение №072/06/44/161/2021 Заявитель в жалобе указывает, что закупаемый заказчиком виде... от 1 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/161/2021 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

01 сентября 2021 года                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителя государственного заказчика: ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват) (далее также – заказчик), Ф. по доверенности № 10/21 от 31.08.2021,

с участием представителя уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), Ж. по доверенности № 59 от 28.09.2020,

с участием представителя заявителя: ООО «А» (далее – заявитель, Общество), К. по доверенности 1-9/2021 от 01.09.2021,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «А» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421004437),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 25.08.2021 поступила жалоба ООО «А» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что закупаемый заказчиком видеоколоноскоп не является самостоятельным оборудованием, без подключения к видеоэндоскопической стойке невозможно провести медицинские манипуляции, поскольку данные о проведении медицинской манипуляции выводятся на монитор, таким образом заказчику было необходимо указать модель видеопроцессора, с которым в дальнейшем заказчик будет использовать видеоколоноскоп. Заявитель полагает, что участники закупки не получив полной информации о потребностях заказчика, добросовестно заблуждаясь могут предложить к поставке товар хотя и совместимый, но вместе с тем, не разрешенный к применению с имеющимся у заказчика оборудованием что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.№ 8890 от 31.08.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.

Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что в рамках программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» закупки осуществляются в соответствии с перечнем оборудования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.12.2020 № 1379н «Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения». Таким образом, в рамках указанной программы заказчик может закупать только те медицинские изделия, которые включены в Перечень с соответствующим кодом вида номенклатурной классификации медицинского изделия. Согласно указанному Перечню видеоколоноскопу гибкому, многоразового использования присвоен код вида номенклатурной классификации медицинского изделия 179940. Также данный код вида номенклатурной классификации медицинского изделия содержится в КТРУ используемом при проведении закупки. Под характеристики, указанные в описании объекта закупки (Приложение № 1 к аукционной документации) в совокупности с кодом вида номенклатурной классификации медицинского изделия 179940 подходит товар не менее двух производителей, видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования производителей Olympus и Pentax. Видеоэндосокпический центр производителя Olympus имеется у заказчика в наличии.  На видеоэндосокпический центр производителя Pentax у заказчика заключен договор, срок поставки по которому до 09.11.2021. Таким образом, заказчику подойдет любой товар в соответствии с заданными характеристиками. Описание объекта закупки в полной мере сформировано заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требованиями Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.№ 8921 от 01.09.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.

Уполномоченный орган в поступивших пояснениях указывает, что описание объекта закупки в полной мере сформировано заказчиком в соответствии с требованиями, указанными в Правилах, с использованием характеристик, указанных в КТРУ, а также с использованием дополнительной информации (в части указания кода вида номенклатурной классификации медицинского изделия 179940), к которой приведено соответствующее обоснование, что заявителем в жалобе не оспаривается. Кроме того, описание объекта закупки в части конкретных показателей составлено в соответствии с потребностью заказчика и положениями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Отсутствие указания в описании объекта закупки на совместимость видеоколоноскопа с определенной моделью видеопроцессора, имеющегося в наличии у заказчика, не является необходимой характеристикой для последнего. По информации, предоставленной заказчиком, под характеристики товара, указанные в описании объекта закупки (Приложение № 1 к аукционной документации) в совокупности с кодом вида номенклатурной классификации медицинского изделия 179940 подходит товар двух производителей, видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования производителей Olympus и Pentax. В жалобе заявитель документально никак не подтверждает свою позицию невозможности самостоятельной закупки видеоколоноскопа как самостоятельного изделия. Возможность закупки видеоколоноскопа как самостоятельного изделия, без указания на совместимость с определенным оборудованием, подтверждается обширной практикой размещения аналогичных закупок на всей территории Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 3 600 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват).

Информация об электронном аукционе была размещена 18.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421004437.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://etp.zakazrf.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Количество

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

1

Видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования

1 штука

Код позиции КТРУ: 26.60.12.119-00000209

 

 

 

 

1. Код вида номенклатурной классификации медицинского изделия  - 179940 ***

 

наличие

 

 

2. Тип матрицы

 

 

 

Встроенная цветная ПЗС матрица высокого разрешения в дистальном конце

 или

встроенная цветная КМОП матрица высокого разрешения в дистальном конце

3. Направление обзора прямое

 

 

 

 

4. Глубина резкости, мм

 

 

не уже 4 -100

 

5. Угол поля зрения, град.

не менее 140

 

 

 

6. Наружный диаметр дистального конца, мм

не более 13,2

 

 

 

7. Наружный диаметр гибкой части, мм

не более 13,2

 

 

 

8. Инструментальный канал, мм

не менее 3,7

 

 

 

9. Дополнительный канал подачи воды

 

наличие

 

 

10. Углы изгиба дистального конца:

 

 

 

 

10.1. вверх, град.

не менее 180

 

 

 

10.2. вниз, град.

не менее 180

 

 

 

10.3. вправо, град.

не менее 160

 

 

 

10.4. влево, град.

не менее 160

 

 

 

11. Длина рабочей части, мм

не менее 1680

 

 

 

12. Количество кнопок управления функциями видеопроцессора на рукоятке эндоскопа, шт.

не менее 4

 

 

 

13. Регулируемая жесткость эндоскопа

 

наличие

 

 

14. Положений регулируемой жёсткости эндоскопа, шт

не менее 4

 

 

 

15. Программирование кнопок управления функциями видеопроцессора на рукоятке эндоскопа

 

наличие

 

 

16. Обработка посредством полного погружения эндоскопа в дезинфицирующий раствор без использовнаия приспособлений для защиты от влаги электронных частей коннектора эндоскопа

 

наличие

 

 

17. Функция визуализации в специальном узком спектре эндоскопического осветителя

 

наличие

 

 

18. Герметичный коннектор который позволяет подключить эндоскоп к источнику света одним движением

 

наличие

 

 

            В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

            Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

            - наименование товара, работы, услуги;

            - единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

            - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

            Дополнительно, в письме ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 отмечается, что если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, описывать его следует в полном соответствии с каталогом.

            Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

             Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).             

            Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Объект рассматриваемой закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД2 – 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие» (Приложение № 3 к документации об электронном аукционе).

            Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 № 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в этой связи, заказчик осуществляет описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Информация об объекте закупки содержится на официальном сайте ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру извещения об осуществлении закупки, в разделе «информация об объекте закупки»:                 

            Комиссией Тюменского УФАС России что закупаемое заказчиком оборудование с кодом КТРУ 26.60.12.119-00000209 не содержит описания характеристик товара:                 

            Учитывая, что по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000209 не сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в этой связи, заказчик устанавливает характеристики закупаемого товара самостоятельно, с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

            Нельзя не отметить, что для того, чтобы описать объект закупки заказчику нужно указать характеристики (качественные, технические и т.д.) объекта закупки с учетом правил, установленных статьёй 33 Закона о контрактной системе. Суть данных правил состоит в том, чтобы максимально точно описать необходимые товары, работы и услуги, не ограничив при этом количество потенциальных участников закупки. Описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определять потребности заказчика, чтобы предоставить надлежащее предложение (письмо Министерства финансов РФ от 25.02.2020 № 24-01-08/13358).

            Представляется в этой связи очевидным, что заказчик самостоятельно формирует потребность в закупаемом товаре, и определяет требуемые характеристики закупаемого товара. Податель жалобы, указывая на то, что не зная модель видеопроцессора, с которым в дальнейшем заказчик будет использовать видеоколоноскоп, не может определить какой будет предложен к поставке видеоколоноскоп является предположением, не подтвержденным какими-либо доказательствами.

            Поскольку заказчиком в описании объекта закупки указаны все необходимые характеристики поставляемого оборудования (то есть, определена потребность в товаре), в этой связи, участник закупки не вправе определять потребность заказчика в указании (либо в не указании) тех или иных характеристик поставляемого оборудования.

            Представитель заказчика не подтвердил в заседании Комиссии, что модель видеопроцессора с которым в дальнейшем заказчик будет использовать видеоколоноскоп является значимой характеристикой для заказчика.

            Дополнительно заказчик указал, что описание объекта закупки содержит все необходимые характеристики, при этом модель видеопроцессора не является обязательной характеристикой объекта закупки.

            В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

            Податель жалобы не представил каких-либо доказательств, которые бы подтверждали, что указанная в техническом задании совокупность характеристик не позволяет поставить требуемый заказчику товар.

            Нельзя не согласиться с представителем заказчика и уполномоченного органа в том, что отсутствие указания в описании объекта закупки на совместимость видеоколоноскопа с определенной моделью видеопроцессора, имеющегося в наличии у заказчика, не является необходимой характеристикой для последнего. Под характеристики товара, указанные в описании объекта закупки (Приложение № 1 к документации о закупке) подходит товар двух производителей, видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования производителей Olympus и Pentax. Видеоэндосокпический центр производителя Olympus имеется у заказчика в наличии. На видеоэндосокпический центр производителя Pentax у заказчика заключен договор, срок поставки по которому до 09.11.2021. Таким образом, заказчику подойдет любой товар в соответствии с заданными характеристиками.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «А» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (видеоколоноскоп гибкий, многоразового использования), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421004437) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны