Решение б/н Обращение «...-...» (далее также – Заказчик) о включении в р... от 27 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-14/2022

по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 22.04.2022

В полном объёме заключение изготовлено 27.04.2022                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»             -

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

 

«...-...»                -

 

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»        -

Специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение «...-...» (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) сведений в отношении «...-...» (далее также – Участник, Общество) в связи с уклонением от заключения договора аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-03816-2022 «Организационная техника (печатающие устройства А3)» (реестровый номер извещения: 32111000502), с участием:

 

Представителей Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 19.03.2022),

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 14.10.2021),

 

Представителя Участника:

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 04.03.2022),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Заказчик представил 12.04.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) в соответствии со Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения в отношении Общества для включения в РНП.

Из обращения Заказчика следует, что победитель закупочной процедуры в установленный закупочной документацией срок надлежащим образом не исполнил обязанность по предоставлению подписанного проекта договора с приложением обеспечения его исполнения, вследствие чего данный Участник был признан уклонившимся от заключения данного Договора.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению указанного обращения, представитель Общества не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что в действиях Общества отсутствовали признаки недобросовестного поведения, направленные на уклонение от заключения и исполнения Договора.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения установила следующее.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом № 5 Совета директоров «...-...» от 05 апреля 2019 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг «...-...» (далее – Положение, Положение о закупке), которое в редакции, действующей на дату рассмотрения данного дела, размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 28.12.2021 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32111000502), организатором торгов, осуществлявшего Закупку в интересах Заказчика было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-03816-2022 «Организационная техника (печатающие устройства А3)» (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.01.2022 в 11:00,

Начальная (максимальная) цена договора – 15 378 266,00 руб.

Порядок организации и проведения закупочной процедуры посредством аукциона регламентируется разд. 7 Положения о закупке Заказчика.

Так, в соответствии с п. 2.1 Положения и ч. 18 Закона о закупках, под аукционом понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора (цену лота) или цену единиц товаров, работ, услуг путем соответственно снижения начальной (максимальной) цены договора или цены единиц товаров, работ, услуг, указанной в извещении об осуществлении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора (цена лота) снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор, а победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило оплатить заказчику наиболее высокую цену за право заключить договор.

Согласно, п. 12.6 Положения, в случае уклонения победителя закупки от подписания (заключения) договора либо в случае отклонения заявки победителя закупки от дальнейшего участия в закупке до заключения договора, при наличии предусмотренных настоящим Положением о закупке оснований заказчик, организатор закупки при необходимости принимает решение об определении нового победителя, которым является участник закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя, указанного в предыдущем итоговом протоколе (новый победитель). В случае принятия решения об определении нового победителя, оно должно быть принято в течение 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Из содержания протокола № 0001-208-К-26-03816-2022/И2 от 11.03.2022 г. следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подано 6 заявок из которых 4 заявки допущено к участию в Закупке, в которой победителем признан Участник № 2 («...-...»). Вместе с тем, конкурсной комиссией было принято решение о признании Участника № 2 уклонившимся от заключения договора и как следствие, победителем Закупки был признан Участник № 1 («...-...»).

В соответствии с п. 12.5 Положения, Если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный пп. 12.1 - 12.4 настоящего Положения о закупке, и/или не предоставляет документы (а именно, обеспечение исполнения договора), обязанность предоставления которых победителем закупки заказчику, организатору закупки установлена извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением о закупке.

Порядок заключения и исполнения договоров установлен разд. 12 Положения, где в п. 12.2 Положения указано, что после подписания итогового протокола победителю закупки направляется организатором закупки письменное уведомление о выборе его победителем (далее в настоящем разделе - Уведомление) и необходимости либо явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, либо организации подписания договора в порядке, указанном в Уведомлении, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.

Победитель закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты МСП, обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки или путем обмена подписанными экземплярами договоров экспресс-почтой в порядке, определенном в Уведомлении, в течение:

- 10 календарных дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола);

- 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола), если документацией о закупке предусмотрена обязанность участника закупки после признания его победителем предоставить заказчику, организатору закупки в установленный извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке срок документы.

По результатам рассмотрения совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее:

11.03.2022 г. – электронной торговой площадкой (далее - ЭТП) АО «Сбербанк-АСТ» в адрес победителя Закупки было направлено уведомление о победе по итогам закупки.

14.03.2022 г. – Заказчиком в ЕИС был опубликован итоговый протокол Закупки.

25.03.2022 г. – Заказчиком на ЭТП размещены заполненные проекты Договоров по лотам.

28.03.2022 г., 23:59 – установлен крайний срок подписания проекта договора.

28.03.2022 г. в 23:59 – Заказчику с ЭТП поступило уведомление о блокировке участника за неподписание договора (скриншот блокировки Участника приложен в материалы дела), в соответствии с чем победитель Закупки был признан уклонившимся от заключения договора Закупки.

В ходе заседания, Комиссией Тюменского УФАС было установлено, что на момент 28.03.2022 г. Участником не было осуществлено подписание проекта договора.

15.03.2022 г. – в адрес Общества поступило обращение от поставщика ООО «О-Си-Эс-Центр», сообщив, что ООО «КСЕРОКС (СНГ)» приостановила поставки товаров в Российскую Федерацию и поставить ранее заказанное оборудование, соответствующее требованиям Закупки Заказчика, не могут (что подтверждается письмом исх. № 690_892 от 15.03.2022 г., а также электронной перепиской Общества с сотрудником ООО «О-Си-Эс-Центр» от 09.02.2022 г. (с историей переписки), приложенными в материалы дела).

17.03.2022 г. – Общество направило основным поставщикам оборудования: ООО «Треолан», ООО «О-Си-Эс-Центр», ООО «Старттех», ООО «Ситилинк» (копии писем приложены в материалы дела) запрос о возможности поставки товара, соответствующего требованиям Документации Заказчика, получив в тот же день ответы, в которых, ссылаясь на обращение ООО «КСЕРОКС (СНГ)» и приостановку логистического сообщения с Российской Федерацией, введение экспортных ограничений США и ЕС, и проблемы с мировой логистикой, поставщики заявили о невозможности поставить запрашиваемый товар.

Стоит отметить, что в заседании комиссии Общество пояснило, что до момента подачи заявки Общество обращалось к поставщикам оборудования, у которого регулярно производит закупки товара, с целью установить возможность исполнить контракт, в частности определиться с производителем оборудования, необходимого заказчику, с ценой на оборудование и сроками поставки. ООО «О-Си-Эс-Центр» сообщил, что единственным производителем, подходящим по опросным листам Заказчика, является компания Xerox и у поставщика имеется возможность поставить его в срок (электронная переписка Общества с поставщиком приложена в материалы дела).

Таким образом, юридические лица, с которыми участник закупки планировал установить договорные отношения для исполнения своих обязательств по Объекту закупки, приостановили поставку требуемого оборудования в рассматриваемый период времени, в связи с чем не могли оказать обществу подрядные услуги и/или осуществить поставку, что в свою очередь, могло привести к срыву исполнения договора и нанести ущерб заказчику. При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает намерение общества на уклонение от заключения договора, его действия (бездействие) в рассматриваемом случае обусловлены внешними факторами в связи с введенными ограничениями в отношении Российской Федерации со стороны иностранных государств.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения «...-...» от заключения договора аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-03816-2022 «Организационная техника (печатающие устройства А3)» (реестровый номер извещения: 32111000502), не подтвердившимся, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения сведений в отношении указанного участника в РНП.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения «...-...» (ИНН: «...-...»), в связи с уклонением последнего от заключения договора аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту 0001-208-К-26-03816-2022 «Организационная техника (печатающие устройства А3)» (реестровый номер извещения: 32111000502), не подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии

«...-...»

 

 

 

Члены Комиссии:

 

«...-...»

 

 

 

 

«...-...»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны