Решение б/н без аннотации от 9 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                       тел. 503-155

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1 – 106/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2020 года               г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2020 года

          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия, Управление) в составе:

Председатель

Комиссии:

-

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

члены комиссии:

      -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти

рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1 – 106/2020 по жалобе АО «Систематика» (далее – Заявитель, Общество) на действия ФГАОУ ВО «ТГУ» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание гостиничных услуг (извещение № 32009160175), в присутствии представителя Заказчика – Х (доверенность № 199 от 01.06.2020), в присутствии представителя Заявителя А (решение учредителя от 17.09.2019)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 26.05.2020 (вх. № 5300) поступила жалоба АО «Систематика» на действия ФГАОУ ВО «ТГУ» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание гостиничных услуг (извещение № 32009160175).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В жалобе Заявитель указывает на следующие доводы:

- в документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены договора;

- требование о предоставлении бесплатных услуг: ранний заезд после 04:00 и поздний выезд до 18:00, является неправомерным;

- требование о предоставлении услуги «Ранний завтрак» по системе шведского стола с 04:00, является неправомерным.

- заказчиком не был представлен ответ на запрос разъяснений положений документации, отправленный Обществом 22.05.2020.

В заседании Комиссии представитель Заявителя снял с рассмотрения следующие доводы жалобы:

- о предоставлении услуги «Ранний завтрак», поскольку в ответе на запрос от 20.05.2020 Заказчиком были даны разъяснения по указанному доводу;

- о непредставлении ответа на запрос, т. к. ответ на запрос был размещен Заказчиком в ЕИС в установленный срок 26.05.2020.   

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласилась, а также пояснила, что обоснование начальной (максимальной) цены договора размещено в ЕИС в разделе «документы извещения». Требование о предоставлении бесплатных услуг: ранний заезд после 04:00 и поздний выезд до 18:00, не нарушает требований, установленных законодательством.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы сторон, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с требованиями Закона о закупках Решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» от 31.03.2020 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее также – Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Как установлено материалами дела, Заказчиком 19.05.2020 на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32009160175 (далее – ЕИС), а также Документация об открытом запросе предложений в электронной форме № 054-ЗП-20 на оказание гостиничных услуг (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее – Документация).

Предметом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства является оказание гостиничных услуг.

Сведения о начальной цене договора: 1 500 000 руб. 00 коп.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок № 1/054-ЗП-20 от 28.05.2020 на участие в закупке было подано 3 заявки, комиссия Заказчика приняла решение о соответствии всех заявок требованиям, установленным документацией в отношении закупаемых услуг.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 29.05.2020 состав документов всех заявок соответствует установленным требованиям, в связи с чем все заявки допущены до участия в запросе предложений, принято решение заключить договор с ООО «Турэксперт».

 

По доводу Заявителя относительно того, что в документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены договора, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Вместе с тем, в ЕИС Заказчиком размещено извещении № 32009160175, которое содержит раздел «документы извещения», в данном разделе Заказчиком загружен файл «Документация.zip», в котором содержится в том числе файл «Обоснование цены договора.PDF» с содержанием порядка формирования цены договора.

При указанных обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа полагает, что Извещение (Документация) о проведении запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32009160175 содержит порядок формирования цены договора.

Довод Заявителя является необоснованным.

По доводу Заявителя относительно того, что требование о предоставлении бесплатной услуги: ранний заезд после 04:00 и поздний выезд до 18:00, является неправомерным, Комиссией установлено следующее.

В Техническом задании Документации установлены требования к участникам закупки, в том числе требование о предоставлении бесплатной услуги: ранний заезд после 04:00 и поздний выезд до 18:00.

Постановлением Правительства от 09.10.2015 № 1085 утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (далее – Правила).

В соответствии с Правилами, исполнителем является организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю гостиничные услуги.

Пунктами 23 - 25 Правил установлено, что заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается в 12 часов текущих суток по местному времени. Исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час.

Время заезда устанавливается исполнителем. Разница между временем выезда потребителя из номера и заезда потребителя в номер не может составлять более 2 часов.

Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.

Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем.

В соответствии с п. 29 Правил плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом. В случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем. При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток.

Так, в соответствии с Правилами исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час. Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем. При этом, в случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

Таким образом, условия раннего и позднего заезда, а также порядок оплаты в таких случаях определяется исполнителем (сторонами договора).

В заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что оспариваемое требование основано на практическом опыте использования гостиничных услуг на территории Российской Федерации. В частности, некоторые гостиницы имеют правила, предусматривающие различные варианты определения стоимости услуг, в том числе в части отсутствия оплаты стоимости проживания за пределами расчетного часа и (или) до наступления расчетного часа, что является маркетинговым инструментом на рынке данных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения Закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры Закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание Заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учётом специфики такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет Закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать качественно наилучшую для него услугу, обосновав необходимость именно в этой услуге.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Таким образом, установление Заказчиком требования о предоставлении бесплатной услуги: ранний заезд после 04:00 и поздний выезд до 18:00 обусловлено специфичностью предмета Закупки и нормальной потребностью Заказчика в качественном предоставлении услуги, при этом отсутствует нарушение прав и законных интересов Заявителя, т. к. Заявитель не подавал заявку на участие в закупке, следовательно, довод жалобы является не обоснованным.

На основании вышеизложенного, в обжалуемых действиях Заказчика при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку кассового расходного материала, нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не установлено.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу, что в действиях ФГАОУ ВО «ТГУ», отсутствуют нарушения Закона о закупках, а жалоба АО «Систематика» на действия ФГАОУ ВО «ТГУ» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание гостиничных услуг (извещение № 32009160175) не подлежит удовлетворению.

 

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу АО «Систематика» на действия ФГАОУ ВО «ТГУ» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание гостиничных услуг (извещение № 32009160175), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                      

 

 

 

 

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны