Решение №072/07/18.1-52/2023 рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина... от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–52/2023

11 апреля 2023  года                                                                                                                 г. Тюмень        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–52/2023 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Элит-Оценка» (вх.3194-эп/23) (далее – ООО «Элит-Оценка», Заявитель) на действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Север» (далее – АО «Газпром газораспределение Север», Заказчик) при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований (номер извещения: АП041640) (далее также – Закупка),

 с участием представителей заинтересованных лиц:

от Заявителя: В. И.В., на основании доверенности № б/н от 07.04.2023,

от Заказчика: О. Ю.А., на основании доверенности № ГГС-34/304/23 от 06.03.2023, В. В.А., на основании доверенности № ГГС-34/9/29 от 01.01.2023.

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России поступила жалоба ООО «Элит-Оценка», на действия АО «Газпром газораспределение Север» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований (номер извещения: АП041640).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В жалобе Заявитель указал, что ООО «Элит-Оценка» в подтверждение опыта по предмету Закупки было приложено 5 договоров на 86 стр. (опись прикладываемых документов п.17) Информация о данных договорах была отражена в Форме 3. Общая сумма исполненных договоров по предмету закупки составила 1 920 768 руб. В графе 9 Формы 3 (справка об исполненных аналогичных договорах) сотрудник ООО «Элит-Оценка», готовивший конкурсную документацию при подсчете общей суммы исполненных договоров допустил арифметическую ошибку и прописал сумму 1 992 768 руб. Данный показатель исполненных договоров так же был отражен и в Форме 1 п.5 таблицы. Заказчик, выявив данную арифметическую ошибку при подсчете баллов мог зачесть в подтверждение опыта работы компании сумму исполненных договоров в размере 1 920 768 руб. с учетом выявленной арифметической ошибки. Однако, Заказчик полностью обнулил опыт работы компании, как будто опыт работы по предмету закупки у Участника отсутствует полностью. Данное действие Заказчика Заявитель считает неправомерным и необоснованным.

Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводами заявителя он не согласен, считает жалобу необоснованной, отметил, что, оценивая заявку ООО «Элит-Оценка» действовал строго в соответствии с основаниями Приложения № 3 к документации «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях».

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями (государственными и муниципальными).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В случае, если заказчиком выступает автономное учреждение, положение о закупке утверждается наблюдательным советом последнего (пункт 3 части 3 статьи 2 Закона о закупках).

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Во исполнение приведенных правовых норм, протоколом заседания Совета директоров АО «Газпром газораспределение Север» от 21.10.2022 № 34/22 утверждено Положение о закупках, товаров, работ, услуг для нужд АО «Газпром газораспределение Север» (далее – Положение, Положение о закупках), которое размещено 27.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 3.2. статьи 3 Закона о закупках утверждено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно п. 1.2.37. Положения, маркетинговые исследования являются способом неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам 15 (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление Правительства № 301), предусмотрено обязательное неразмещение в единой информационной системе сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены договоры.

Директивой 3 Министерства Финансов США от 24.02.2022, изданной во исполнение Указа Президента США от 15.04.2021 № 14024 ПАО «Газпром», ПАО «Газпром-нефть» и Банк ГПБ» включены в санкционный список лиц (non-sdn menu-based sanctions list).

20.03.2023 на ЭТП ГПБ была размещена Документация о закрытых маркетинговых исследованиях в электронной форме по отбору организации на выполнение работ по оценке рыночной стоимости платы за сервитут на земельном участке под строительство газопровода (далее – Документация).

Согласно разделу 3 документации утверждена инструкция по подготовке заявок на участие в закрытых маркетинговых исследованиях которыми предусмотрены требования к подготовке Письма о подаче заявки на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях: согласно п. 1.1.1. письмо о подаче заявки на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в настоящей Документации о Закрытых маркетинговых исследованиях (Форма 1).

Согласно п. 3.5.5. Документации, Заказчиком определен перечень документов, предоставляемых в составе заявки участником, в том числе, Форма 3 «Информация об исполненных договорах (выполненных аналогичных работах, оказанных услугах, поставленных товарах) за последние 3 года, предшествующих дате публикации Извещения о закупке, по установленной в настоящей Документации о Закрытых маркетинговых исследованиях форме – Справка об исполненных аналогичных договорах», подтверждающая опыт такого участника.

При этом, Форма 3 содержит Инструкцию по заполнению в которой установлено следующее: «Участник должен указать сведения об исполненных договорах (выполненных аналогичных работах, оказанных услугах, поставленных товарах) за последние 3 года, предшествующих дате публикации Извещения о закупке, аналогичных предмету Закрытых маркетинговых исследований (определение аналогичного товара (работы, услуги приведено в п.4.1.6 Информационной карты).

Участник должен приложить копии указанных в форме договоров (в т. ч. все его приложения, дополнительные соглашения) и копии документов (отдельно к каждому договору), подтверждающих исполнение договоров, согласно условий договоров.

К оценке допускаются договоры, заключенные между Участником и юридическим лицом (группой юридических лиц) и/или между Участником и индивидуальным предпринимателем (группой индивидуальных предпринимателей), с указанием ИНН и/или ОГРН сторон.

Если сведения об опыте выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), указанные Участником в Форме 1, не соответствуют сведениям, представленным в Форме 3, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Если Участник полностью или частично представил договоры, заключенные между Участником и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Если Участник полностью или частично представил договоры, не содержащие ИНН и/или ОГРН сторон, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Если Участник полностью или частично не представил копии заключенных и исполненных договоров и актов выполненных работ/услуг, подтверждающих указанные в Форме 3 сведения, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Если представленные Участником договоры и/или акты выполненных работ/услуг полностью или частично не содержат сведения о предмете договора (для договоров строительного подряда, проектно-изыскательских, землеустроительных и/или кадастровых работ – сведения об объекте, в отношении которого выполнялись работы, и информация, позволяющая его идентифицировать (адрес, кадастровый номер, условный номер и т.п.)), такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Если Участник в Форме 3 полностью или частично представил сведения о договорах на выполнение работ/оказание услуг, не являющихся аналогичными предмету закупки, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Если Участник в Форме 3 полностью или частично представил сведения о договорах на выполнение работ/оказание услуг, заключенных и/или исполненных за пределами установленного периода, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

Согласно Приложению № 3 к Документации «Методика анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях», Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников:

1. Цена за единицу услуги/работы со значимостью критерия 80%,

2. Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке.

В Письме о подаче заявки (Форма 1) Заявителем указаны сведения об «Опыте выполнения аналогичных работ» в размере 1 992 768,00 руб.

Справка об исполненных аналогичных договорах (Форма 3) содержит сведения о 5 договорах и актов к ним, на общую сумму 1 992 768,00 руб.

В письменных пояснениях Заказчик указал, что при проверке приложенных договоров и актов ООО «Элит-Оценка» к ним, выяснилось, что общая сумма приложенных договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ у Участника составляет 1 920 768,00 руб.

Согласно Протоколу рассмотрения, оценки заявки, подведения итогов закрытых маркетинговых исследований № АП041640 от 30.03.2023, Заявителю (Участник № 4) по критерию оценки «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) было присвоено 0 баллов со следующим обоснованием: «В соответствии с инструкцией по заполнению к форме 3 «Справка об исполненных аналогичных договорах», если сведения об опыте выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), указанные Участником в Форме 1, не соответствуют сведениям, представленным в Форме 3, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов» (общая сумма договоров в Форме 3 не соответствует сумме в Форме 1)».

На заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.

В письменных пояснениях Заказчик отметил, что при оценке заявки Заказчиком было установлено, что общая сумма договоров ООО «Элит-Оценка» составляет 1 920 768,00 руб., а не 1 992 768,00 руб. Указание иной суммы, существенно отличающейся от сведений в заявке и не соответствующей данным в Форме 1 расценено как предоставление недостоверных сведений, в связи с чем, Заявителю присвоено 0 баллов.

Комиссия Тюменского УФАС России, рассмотрев довод жалоб Заявителя считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с ч. 10 ст. 4  Закона 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки.

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Как было указано выше, Форма 3 (Справка об исполненных аналогичных договорах) содержит инструкцию по заполнению заявки, согласно которой определено, что если сведения об опыте выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), указанные участником закупки в Форме 1, не соответствуют сведениям, представленным в Форме 3, такой заявке по указанным критериям будет присвоена оценка «0 баллов».

          Заявитель в жалобе не отрицает факт допущенной ошибки при указании общей суммы исполненных договоров в Форме 3.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу что рассмотрение и оценка заявки Заявителя осуществлена комиссией заказчика в соответствии с Положением о закупке и документацией о проведении закрытых маркетинговых исследованиях. Доказательств обратно в материалы дела не представлено.

В свою очередь, доводы заявителя о неправомерном не принятии комиссией  к оценке исполненных договоров в размере 1 920 768 рублей не могут быть приняты во внимание, поскольку документацией о закупке прямо урегулирован порядок действий комиссии в случае расхождения сведений об опыте участника указанным им при заполнении заявки по форме 1 и  форме 3. Иной порядок действий комиссии может быть расценен как отступление от условий документации о закупке, и как следствие предоставление необоснованного преимущества такому участнику закупки. Допущенные участником недочеты при составлении заявки не могут быть отнесены на как на заказчика, так и на иных лиц.

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Заявителем действиях закупочной комиссии Заказчика в ходе рассмотрения и оценки заявок участников Закупки отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «Элит-Оценка» на действия АО «Газпром газораспределение Север» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований (номер извещения: АП041640), – удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 РЕШИЛА:

 Признать жалобу ООО «Элит-Оценка» на действия АО «Газпром газораспределение Север» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований (номер извещения: АП041640), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны